Основные области для содействия.
§ Коммуникация.
§ Социальные способности.
§ Профессиональные навыки.
§ Самостоятельность (жизненно-практические навыки).
§ Свободное время.
Почему структурируем?
Существующие структуры:
§ в помещении,
§ во времени,
§ в деятельности
Выделяются для:
§ предоставления помощи в ориентировании,
§ создания способности предвидения,
§ облегчения гибкости,
§ улучшения развития самостоятельности.
Структурирование применяется для каждого клиента в отдельности (индивидуализация).
Система деятельности
Система деятельности позволяет клиентам последовательно выполнять несколько видов деятельности без помощи составленного на день плана.
ПРОГРАММА ТЕАССН
Перевод:Сопровождение и педагогическое содействие детям, подросткам и взрослым, страдающим аутизмом и схожими коммуникационными нарушениями.
Философия TEACH
1. Аутизм – это всестороннее нарушение в развитии.
2. Целевая установка:
§ максимизация самостоятельности индивидуума.
3. Индивидуализация
4. Принцип «двух путей»:
§ адаптация окружения,
§ повышение уровня индивидуальных способностей.
5. Сотрудничество между родителями и специалистами.
6. Фокусирование на сильных сторонах и интересах.
7. Стимулирующая диагностика.
8. Структурированное обучение.
Основные области для содействия.
§ Коммуникация.
§ Социальные способности.
§ Профессиональные навыки.
§ Самостоятельность (жизненно-практические навыки).
§ Свободное время.
Почему структурируем?
Существующие структуры:
§ в помещении,
§ во времени,
§ в деятельности
Выделяются для:
§ предоставления помощи в ориентировании,
§ создания способности предвидения,
§ облегчения гибкости,
§ улучшения развития самостоятельности.
Структурирование применяется для каждого клиента в отдельности (индивидуализация).
Система деятельности
Система деятельности позволяет клиентам последовательно выполнять несколько видов деятельности без помощи составленного на день плана.
Она дает клиентам 5 основных указаний:
1. Что нужно делать?
2. В каком объеме выполнять действие?
3. В какой последовательности?
4. Когда действие закончено?
5. Что происходит после этого? (при необходимости мотивация)
Индивидуализация
Передача информации посредством:
§ письменных указаний;
§ закрепления за определенным видом деятельности символов, букв, чисел или цвета;
§ распределения видов деятельности по корзинкам;
§ структуризации слева направо/сверху вниз;
§ применения "готовой корзинки".
Деятельность
Для выполнения действия клиент должен получить ответ на следующие вопросы:
§ Что делать?
§ В каком объеме выполнять действие?
§ Когда оно закончено?
Для повышения самостоятельности при выполнении действия будет полезно следующее:
1. визуальная организация
Организация материала (например, в корзинках):
§ какие материалы относятся к одной группе; компоновка материалов слева направо; количество материалов;
2. визуальная ясность
Выделение важной информации:
§ цветное кодирование;
§ маркирование;
§ «грязно» делать очевиднее;
3. визуальные указания
Клиенту сообщается, как и в какой последовательности нужно выполнять действие:
§ частичное представление; иллюстрированное представление; иллюстрированные указания; письменные указания.
Распорядок дня
Распорядок дня отображает временной график и четко дает понять клиентам, какое действие и в какой последовательности должно осуществляться. Он предоставляет клиентам возможность предвидения, облегчает им тем самым принятие переходных этапов и способствует гибкости.
Индивидуализация посредством
§ типа визуального указания:
объект,
фотография,
рисунок,
пиктограмма,
слово;
§ продолжительностью графика:
последовательность "сначала (...) - потом (...)",
полдня,
целый день;
§ использованием графика в виде столбика, карточки;
§ последовательностью «сверху вниз/слева направо».
Пространственная структура
Пространственная структура - это устройство и организация жизненного и учебного окружения клиентов, которая должна помогать им в ориентировании.
1. Отчетливые физические и визуальные ограничения: ограничения помогают клиентам распознавать, где начинается и заканчивается каждая отдельная область. Они способствуют внедрению содержательного упорядочивания (что и где происходит?).
2. Сокращение визуальных и слуховых отвлекающих элементов: способствует тому, что клиенты легче концентрируются на соответствующих видах деятельности.
3. Развитие основополагающих учебных зон:
§ переходы от одного этапа к другому, • группа,
§ самостоятельная деятельность, • еда,
§ учеба, • гигиена.
§ свободное время,
Рутина
4. Рутина обеспечивает безопасность.
5. Структура рутины:
Начало формы
ход выполнения действия | слева направо |
например, гигиена; | например, складывание белья; |
рутина "сначала (...) - потом (...)" | сверху вниз |
например, сначала едят, а только потом убирают посуду в мойку; | например, принятие душа; |
место для "готовых" материалов. |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С АУТИЗМОМ
Клиент: | Возраст: | Пол: |
Дата проведения оценки: | Наблюдатель: | |
Учреждение: |
1. Поведение
Эта анкета должна заполняться на основе документации поведения, ведущейся на протяжении времени, достаточного для проведения оценки.
Проведите идентификацию необычности в поведении с помощью:
§ точного описания того, что делает индивидуум;
§ как часто это повторяется в течение часа, дня. недели и т.д.;
§ длительность (как долго это длится?);
§ интенсивность (насколько вредно\деструктивно): в легкой, средней или тяжелой степени.
Поведение | Частота | Длительность | Интенсивность |
Существуют ли другие особенности в поведении, часто проявляющиеся вместе с уже описанными выше? Опишите их:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2. Контекст: предшествующие события
2.1. Виды деятельности
Идентифицируйте виды деятельности, во время которых необычное поведение проявляется\не проявляется, и время проявления.
Виды деятельности | Проявляется | Не проявляется | Время суток |
Перерыв | |||
Второй завтрак | |||
Занятия в группе | |||
Занятия спортом | |||
Обед | |||
Туалет\гигиена | |||
Самостоятельные виды деятельности (какие) | |||
Деятельность с сотрудниками (какая) | |||
Изменения в обычном распорядке дня (какие) | |||
Переходы от одного вида деятельности к другому (какие) | |||
Другое (опишите конкретно) |
2.2. Коммуникация ожиданий
Планы: опишите, как клиент узнает, какой будет следующий вид деятельносит и куда он пойдет (связь с объектом, картинкой, фото, написанным планом и др.).
Лицо с аутизмом может реагировать на переход от одной деятельности к другой, проявляя страх или неуверенность, особенно, когда ему неясно, что последует за этим действием.
Система распределения видов деятельности четко показывает:
§ Сколько мне предстоит сделать?
§ Что я буду делать?
§ Когда этот вид деятельности будет закончен?
§ Что я буду делать после этого? \ Когда я получу то, что хочу?
При каждом виде деятельности индивидууму очень важно знать, когда деятельность, которой он не совсем хочет заниматься, закончится и когда он получит то, что ему нравится. В таком случае этому лицу понятно, когда задание закончится или когда требования будут удовлетворены.
Инструкция: как даются указания перед проявлением необычного поведения (вербально, невербально, длина\краткость указаний, применение многошаговых указаний, помогают ли лучшему пониманию указания на объект).
2.3. Сенсорные факторы: отвлекаемость и сверхвозбудимость
Лицо с аутизмом, возможно, не в состоянии регулировать\отфильтровывать стимулы из внешнего мира, поэтому может реагировать на них, смятение, неорганизованность и стрессы.
Социальные факторы: сколько людей присутствует во время проявления особенностей в поведении? Какие это лица? Как близко они находятся? В какое взаимодействие они вступают с аутистом? Действуют ли они на лицо отвлекающе?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Вербальные раздражители: запишите количество непосредственных вербальных указаний как для одного лица, так и для остальных. Сколько вербальных высказываний было сделано\делается в других местах помещения? Насколько громко они произносятся?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Отвлекаемость: опишите, какие другие виды деятельности, происходящие в данной ситуации, могут отвлекать лицо с аутизмом или привлечь к себе его внимание? Кто занимается своим любимым видом деятельности? Кто занимается нелюбимым видом деятельности?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Шумы: слышен ли какой-нибудь другой шум, который мог бы повлиять на клиента и привести его в состояние неуверенности и смятения (громкоговоритель, приборы, телефон, шум из соседней комнаты и т.д.)?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Визуальные раздражители: какие объекты, свет, тень, окно, механизмы могут привлечь индивидуума?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Запахи: какие запахи присутствуют в данной ситуации, которые могут отвлекать и возбуждать клиента (запахи духов, пищи, чистящих средств и т.п.)?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Внутренние факторы: запишите, когда клиент концентрируется на размышлениях или повторяет действия или слова, имеющиеся у него из прошлого опыта.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2.4. Коммуникативные способности
Рецептивная коммуникация: опишите пассивное понимание языка клиентом. Всегда ли он понимает многошаговые указания, отдельные предложения, слова, жесты, картинки, объекты? Опишите области, в которых пассивное понимание языка проявляется лучше всего.
______________________________________________
_____________________________________________________________________
Активное пользование речи: опишите способности в области экспрессивной коммуникации (язык) – насколько соразмерно, правильно и самостоятельно клиент выражает следующее?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Как клиент выражает следующие функции? | |
Привлекает к себе внимание | |
Просит о помощи | |
Просит любимую пищу, любимый объект, любимый вид деятельности | |
Просит о перерыве или смене деятельности | |
Отказывается от совершения какого-либо вида деятельности\ситуации | |
Обращает внимание на боль | |
Показывает смущение, страх, плохое самочувствие | |
Другие функции |
2.5. Другие факторы индивидуального уровня развития
Опишите способности клиента в каждой из последующих областей, если они влияют на особенности в поведении:
§ способность сделать выбор;
§ способность к игре, занять себя самого в перерыве;
§ способности в области организации досуга;
§ способности к самоорганизации;
§ способность решать проблемы;
§ распорядок дня (рутина).
2.6. Дальнейшие факторы.
Какие физические или медицинские влияют на клиента в настоящее время и могут тем самым повлиять на особенности его поведения?
________________________________
_____________________________________________________________________
Какие медикаменты принимает клиент в настоящее время и как это может повлиять на необычность его поведения?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Опишите ритм сна клиента; в какой мере он может повлиять на его поведение?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Опишите привычки клиента во время приема пищи и его диету; в какой мере они могут повлиять на его поведение?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Какую помощь получает клиент от сотрудников, если проявляется особенность в поведении? Считаете ли Вы, что количество сотрудников, их образование и общение с клиентами влияет на поведение последних?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Последствия: внешние факторы, следующие за необычным поведением
Что предпринимают сотрудники, после того как у клиента появилась необычность в поведении?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Какова реакция других клиентов во время\после проявления особенностей поведения у клиента?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что еще может случиться после проявления особенностей поведения у клиента?
_____________________________________________________________________
___________________________________
_____________________________________________________________________
4. Планирование стратегии
Попробуйте выдвинуть гипотезу о функциях поведения
Вначале подведите итоги главы 2: события, обстоятельства, навыки и сенсорные особенности поведения, которые на Ваш взгляд, влияют на необычность поведения (виды деятельности, коммуникация ожиданий, сенсорные проблемы, язык, другие факторы).
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Обобщите события и обстоятельства из главы 3, которые могут влиять на необычность поведения.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что клиент хочет сказать нам этим поведением? Какую информацию может скрывать такое поведение? Даже если клиент не намеревается вступать в контакт (коммуницировать), его поведение может быть реакцией на какую-то нужду (потребность).
Проверьте возможные функции:
Коммуникативная функция | Наблюдаемое поведение |
Привлекает к себе внимание | |
Просит о помощи | |
Просит любимую пищу, любимый объект, любимый вид деятельности | |
Просит о перерыве или смене деятельности | |
Отказывается от совершения какого-либо вида деятельности\ситуации | |
Обращает внимание на боль | |
Показывает смущение, страх, плохое самочувствие | |
Другие функции |
Выдвиньте гипотезы в отношении намерения (интенции) для каждой коммуникативной функции, которая осуществляется с помощью поведения.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Какими альтернативными образцами поведения, выполняющими одинаковую коммуникативную функцию, обладает клиент? Какие способы поведения и навыки, наиболее подходящие для общества и достигающие желаемого результата, уже может продемонстрировать клиент?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Запишите формирующиеся способности и навыки, которые могут служить функциональной альтернативой нынешнему поведению.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Как Вы можете поддержать клиента, чтобы закрепить альтернативное поведение?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Каким способом Вы можете изменять свои коммуникативные стратегии, чтобы отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Можно ли путем изменения пространственной структуры способствовать развитию альтернативного поведения?
________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Можно ли изменением плана отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Может ли изменение системы видов деятельности отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Может ли изменение визуальной структуры видов деятельности наглядно показать клиенту, что Вы от него хотите?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Какие виды деятельности Вы можете предложить, которые сделают проявление отклонений в поведении менее вероятным? Что Вы можете сделать для того, чтобы повысить вероятность правильного выполнения деятельности клиентом (особенно, если у него мало времени или условия не способствуют выполнению деятельности)? Нужно ли избегать определенных видов заданий?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Можете ли Вы определить какие-либо признаки непосредственно перед наступлением необычного поведения и переключить клиента на другой вид деятельности, прежде чем проблематичное поведение наступит? Как этого можно достичь?
_______________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Можно ли отвлечь клиента путем стимуляции органов чувств?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Как Вы можете повысить мотивацию клиента и направить внимание на уместное альтернативное поведение?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что Вы будете делать, если, несмотря на эти изменения, поведение все же проявляется? В состоянии ли Вы направить поведение в новое русло? Как предотвратить ущерб? Как можно изъять материал, служащий причиной такого поведения, или удалить клиента? Как в данной ситуации уменьшить раздражители, чтобы клиент мог успокоиться?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Проблемное поведение
Возможные формы проблематичного поведения:
§ поведение, неадекватное ситуации;
§ поведение, неадекватное по своей интенсивности;
§ поведение по принуждению;
§ самостимулирующее поведение;
§ поведение, приводящее к повреждению, ранению;
§ разрушение предметов;
§ поведение, приводящее к ранению окружающих;
§ поведение, неадекватное возрасту\уровню развития;
§ желаемые образцы поведения отсутствуют или присутствуют незначительно (например, самостоятельность, способность установить контакт, проявление инициативы).
Способы подхода к проблемному поведению и его оценка зависят от:
§ собственного воспитания (воспитания персонала);
§ жизненного и профессионального опыта;
§ ценностных представлений;
§ ожиданий, возлагаемых на клиента;
§ отношения к клиенту;
§ чувств;
§ состояния в данный момент;
§ физической силы;
§ обработки (осмысления) и срока давности случая поведения;
§ поддержки со стороны других лиц.
Цели изучения проблематичного поведения:
§ добиваться желаемого поведения и закреплять его;
§ снижать частоту и интенсивность случаев нежелательного поведения.
Основные вопросы, связанные с проблемным поведением
§ Какие характерные виды аутистического поведения проявляет клиент? (Особые трудности, вытекающие из его аутистических нарушений).
§ Возможные внутренние факторы, влияющие на самочувствие клиента, например, голод, боль, болезнь, прием медикаментов.
§ Возможные внешние факторы, влияющие на самочувствие клиента, например, изменение окружения, окружающих лиц, распорядка дня?
§ Какие сильные стороны\интересы имеет\проявляет клиент?
§ В каких ситуациях клиент ведет себя спокойно, расслабленно и проблемные виды поведения не возникают?
§ Как выглядит нормальный распорядок дня?
Какие ситуации для клиента трудны?
§ Какое проблемное поведение проявляет клиент в этих ситуациях? (Дайте определение поведению.)
§ Из-за чего поведение становится проблематичным? (Например, интенсивность, частота, несоответствие ожиданиям.)
§ Когда поведение проявилось в первый раз и как часто оно проявляется сейчас?
§ Как до сих пор объяснялись возможные причины такого поведения? (Выдвижение гипотезы.)
§ Что до сих пор предпринималось, чтобы предотвратить такое поведение? («Успех/неуспех» поведения персонала/попыток вмешаться.)
§ Какие изменения проблемного поведения Вы предполагаете? (Когда, Вы полагаете, проблема была бы для Вас решена?)