Основные области для содействия.

§ Коммуникация.

§ Социальные способности.

§ Профессиональные навыки.

§ Самостоятельность (жизненно-практические навыки).

§ Свободное время.

Почему структурируем?

Существующие структуры:

§ в помещении,

§ во времени,

§ в деятельности

Выделяются для:

§ предоставления помощи в ориентировании,

§ создания способности предвидения,

§ облегчения гибкости,

§ улучшения развития самостоятельности.

Структурирование применяется для каждого клиента в отдельности (индивидуализация).

Система деятельности

Система деятельности позволяет клиентам последовательно выполнять несколько видов деятельности без помощи составленного на день плана.

ПРОГРАММА ТЕАССН

Основные области для содействия. - student2.ru

Основные области для содействия. - student2.ru

Перевод:Сопровождение и педагогическое содействие детям, подросткам и взрослым, страдающим аутизмом и схожими коммуникационными нарушениями.

Философия TEACH

1. Аутизм – это всестороннее нарушение в развитии.

2. Целевая установка:

§ максимизация самостоятельности индивидуума.

3. Индивидуализация

4. Принцип «двух путей»:

§ адаптация окружения,

§ повышение уровня индивидуальных способностей.

5. Сотрудничество между родителями и специалистами.

6. Фокусирование на сильных сторонах и интересах.

7. Стимулирующая диагностика.

8. Структурированное обучение.

Основные области для содействия.

§ Коммуникация.

§ Социальные способности.

§ Профессиональные навыки.

§ Самостоятельность (жизненно-практические навыки).

§ Свободное время.

Почему структурируем?

Существующие структуры:

§ в помещении,

§ во времени,

§ в деятельности

Выделяются для:

§ предоставления помощи в ориентировании,

§ создания способности предвидения,

§ облегчения гибкости,

§ улучшения развития самостоятельности.

Структурирование применяется для каждого клиента в отдельности (индивидуализация).

Система деятельности

Система деятельности позволяет клиентам последовательно выполнять несколько видов деятельности без помощи составленного на день плана.

Она дает клиентам 5 основных указаний:

1. Что нужно делать?

2. В каком объеме выполнять действие?

3. В какой последовательности?

4. Когда действие закончено?

5. Что происходит после этого? (при необходимости мотивация)

Индивидуализация

Передача информации посредством:

§ письменных указаний;

§ закрепления за определенным видом деятельности символов, букв, чисел или цвета;

§ распределения видов деятельности по корзинкам;

§ структуризации слева направо/сверху вниз;

§ применения "готовой корзинки".

Деятельность

Для выполнения действия клиент должен получить ответ на следующие вопросы:

§ Что делать?

§ В каком объеме выполнять действие?

§ Когда оно закончено?

Для повышения самостоятельности при выполнении действия будет полезно следующее:

1. визуальная организация

Организация материала (например, в корзинках):

§ какие материалы относятся к одной группе; компоновка материалов слева направо; количество материалов;

2. визуальная ясность

Выделение важной информации:

§ цветное кодирование;

§ маркирование;

§ «грязно» делать очевиднее;

3. визуальные указания

Клиенту сообщается, как и в какой последовательности нужно выполнять действие:

§ частичное представление; иллюстрированное представление; иллюстрированные указания; письменные указания.

Распорядок дня

Распорядок дня отображает временной график и четко дает понять клиентам, какое действие и в какой последовательности должно осуществляться. Он предоставляет клиентам возможность предвидения, облегчает им тем самым принятие переходных этапов и способствует гибкости.

Индивидуализация посредством

§ типа визуального указания:

объект,

фотография,

рисунок,

пиктограмма,

слово;

§ продолжительностью графика:

последовательность "сначала (...) - потом (...)",

полдня,

целый день;

§ использованием графика в виде столбика, карточки;

§ последовательностью «сверху вниз/слева направо».

Пространственная структура

Пространственная структура - это устройство и организация жизненного и учебного окружения клиентов, которая должна помогать им в ориентировании.

1. Отчетливые физические и визуальные ограничения: ограничения помогают клиентам распознавать, где начинается и заканчивается каждая отдельная область. Они способствуют внедрению содержательного упорядочивания (что и где происходит?).

2. Сокращение визуальных и слуховых отвлекающих элементов: способствует тому, что клиенты легче концентрируются на соответствующих видах деятельности.

3. Развитие основополагающих учебных зон:

§ переходы от одного этапа к другому, • группа,

§ самостоятельная деятельность, • еда,

§ учеба, • гигиена.

§ свободное время,

Рутина

4. Рутина обеспечивает безопасность.

5. Структура рутины:

Начало формы

ход выполнения действия слева направо
например, гигиена; например, складывание белья;
рутина "сначала (...) - потом (...)" сверху вниз
например, сначала едят, а только потом убирают посуду в мойку; например, принятие душа;
  место для "готовых" материалов.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С АУТИЗМОМ

Клиент: Возраст: Пол:
Дата проведения оценки: Наблюдатель:  
Учреждение:    

1. Поведение

Эта анкета должна заполняться на основе документации поведения, ведущейся на протяжении времени, достаточного для проведения оценки.

Проведите идентификацию необычности в поведении с помощью:

§ точного описания того, что делает индивидуум;

§ как часто это повторяется в течение часа, дня. недели и т.д.;

§ длительность (как долго это длится?);

§ интенсивность (насколько вредно\деструктивно): в легкой, средней или тяжелой степени.

Поведение Частота Длительность Интенсивность
       
       
       
       
       

Существуют ли другие особенности в поведении, часто проявляющиеся вместе с уже описанными выше? Опишите их:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Контекст: предшествующие события

2.1. Виды деятельности

Идентифицируйте виды деятельности, во время которых необычное поведение проявляется\не проявляется, и время проявления.

Виды деятельности Проявляется Не проявляется Время суток
Перерыв      
Второй завтрак      
Занятия в группе      
Занятия спортом      
Обед      
Туалет\гигиена      
Самостоятельные виды деятельности (какие)      
Деятельность с сотрудниками (какая)      
Изменения в обычном распорядке дня (какие)      
Переходы от одного вида деятельности к другому (какие)      
Другое (опишите конкретно)      

2.2. Коммуникация ожиданий

Планы: опишите, как клиент узнает, какой будет следующий вид деятельносит и куда он пойдет (связь с объектом, картинкой, фото, написанным планом и др.).

Лицо с аутизмом может реагировать на переход от одной деятельности к другой, проявляя страх или неуверенность, особенно, когда ему неясно, что последует за этим действием.

Система распределения видов деятельности четко показывает:

§ Сколько мне предстоит сделать?

§ Что я буду делать?

§ Когда этот вид деятельности будет закончен?

§ Что я буду делать после этого? \ Когда я получу то, что хочу?

При каждом виде деятельности индивидууму очень важно знать, когда деятельность, которой он не совсем хочет заниматься, закончится и когда он получит то, что ему нравится. В таком случае этому лицу понятно, когда задание закончится или когда требования будут удовлетворены.

Инструкция: как даются указания перед проявлением необычного поведения (вербально, невербально, длина\краткость указаний, применение многошаговых указаний, помогают ли лучшему пониманию указания на объект).

2.3. Сенсорные факторы: отвлекаемость и сверхвозбудимость

Лицо с аутизмом, возможно, не в состоянии регулировать\отфильтровывать стимулы из внешнего мира, поэтому может реагировать на них, смятение, неорганизованность и стрессы.

Социальные факторы: сколько людей присутствует во время проявления особенностей в поведении? Какие это лица? Как близко они находятся? В какое взаимодействие они вступают с аутистом? Действуют ли они на лицо отвлекающе?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Вербальные раздражители: запишите количество непосредственных вербальных указаний как для одного лица, так и для остальных. Сколько вербальных высказываний было сделано\делается в других местах помещения? Насколько громко они произносятся?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Отвлекаемость: опишите, какие другие виды деятельности, происходящие в данной ситуации, могут отвлекать лицо с аутизмом или привлечь к себе его внимание? Кто занимается своим любимым видом деятельности? Кто занимается нелюбимым видом деятельности?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Шумы: слышен ли какой-нибудь другой шум, который мог бы повлиять на клиента и привести его в состояние неуверенности и смятения (громкоговоритель, приборы, телефон, шум из соседней комнаты и т.д.)?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Визуальные раздражители: какие объекты, свет, тень, окно, механизмы могут привлечь индивидуума?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Запахи: какие запахи присутствуют в данной ситуации, которые могут отвлекать и возбуждать клиента (запахи духов, пищи, чистящих средств и т.п.)?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Внутренние факторы: запишите, когда клиент концентрируется на размышлениях или повторяет действия или слова, имеющиеся у него из прошлого опыта.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2.4. Коммуникативные способности

Рецептивная коммуникация: опишите пассивное понимание языка клиентом. Всегда ли он понимает многошаговые указания, отдельные предложения, слова, жесты, картинки, объекты? Опишите области, в которых пассивное понимание языка проявляется лучше всего.

______________________________________________

_____________________________________________________________________

Активное пользование речи: опишите способности в области экспрессивной коммуникации (язык) – насколько соразмерно, правильно и самостоятельно клиент выражает следующее?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Как клиент выражает следующие функции?
Привлекает к себе внимание  
Просит о помощи  
Просит любимую пищу, любимый объект, любимый вид деятельности  
Просит о перерыве или смене деятельности  
Отказывается от совершения какого-либо вида деятельности\ситуации  
Обращает внимание на боль  
Показывает смущение, страх, плохое самочувствие  
Другие функции  

2.5. Другие факторы индивидуального уровня развития

Опишите способности клиента в каждой из последующих областей, если они влияют на особенности в поведении:

§ способность сделать выбор;

§ способность к игре, занять себя самого в перерыве;

§ способности в области организации досуга;

§ способности к самоорганизации;

§ способность решать проблемы;

§ распорядок дня (рутина).

2.6. Дальнейшие факторы.

Какие физические или медицинские влияют на клиента в настоящее время и могут тем самым повлиять на особенности его поведения?

________________________________

_____________________________________________________________________

Какие медикаменты принимает клиент в настоящее время и как это может повлиять на необычность его поведения?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Опишите ритм сна клиента; в какой мере он может повлиять на его поведение?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Опишите привычки клиента во время приема пищи и его диету; в какой мере они могут повлиять на его поведение?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Какую помощь получает клиент от сотрудников, если проявляется особенность в поведении? Считаете ли Вы, что количество сотрудников, их образование и общение с клиентами влияет на поведение последних?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Последствия: внешние факторы, следующие за необычным поведением

Что предпринимают сотрудники, после того как у клиента появилась необычность в поведении?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Какова реакция других клиентов во время\после проявления особенностей поведения у клиента?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Что еще может случиться после проявления особенностей поведения у клиента?

_____________________________________________________________________

___________________________________

_____________________________________________________________________

4. Планирование стратегии

Попробуйте выдвинуть гипотезу о функциях поведения

Вначале подведите итоги главы 2: события, обстоятельства, навыки и сенсорные особенности поведения, которые на Ваш взгляд, влияют на необычность поведения (виды деятельности, коммуникация ожиданий, сенсорные проблемы, язык, другие факторы).

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Обобщите события и обстоятельства из главы 3, которые могут влиять на необычность поведения.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Что клиент хочет сказать нам этим поведением? Какую информацию может скрывать такое поведение? Даже если клиент не намеревается вступать в контакт (коммуницировать), его поведение может быть реакцией на какую-то нужду (потребность).

Проверьте возможные функции:

Коммуникативная функция Наблюдаемое поведение
Привлекает к себе внимание  
Просит о помощи  
Просит любимую пищу, любимый объект, любимый вид деятельности  
Просит о перерыве или смене деятельности  
Отказывается от совершения какого-либо вида деятельности\ситуации  
Обращает внимание на боль  
Показывает смущение, страх, плохое самочувствие  
Другие функции  

Выдвиньте гипотезы в отношении намерения (интенции) для каждой коммуникативной функции, которая осуществляется с помощью поведения.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Какими альтернативными образцами поведения, выполняющими одинаковую коммуникативную функцию, обладает клиент? Какие способы поведения и навыки, наиболее подходящие для общества и достигающие желаемого результата, уже может продемонстрировать клиент?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Запишите формирующиеся способности и навыки, которые могут служить функциональной альтернативой нынешнему поведению.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Как Вы можете поддержать клиента, чтобы закрепить альтернативное поведение?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Каким способом Вы можете изменять свои коммуникативные стратегии, чтобы отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Можно ли путем изменения пространственной структуры способствовать развитию альтернативного поведения?

________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Можно ли изменением плана отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Может ли изменение системы видов деятельности отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Может ли изменение визуальной структуры видов деятельности наглядно показать клиенту, что Вы от него хотите?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Какие виды деятельности Вы можете предложить, которые сделают проявление отклонений в поведении менее вероятным? Что Вы можете сделать для того, чтобы повысить вероятность правильного выполнения деятельности клиентом (особенно, если у него мало времени или условия не способствуют выполнению деятельности)? Нужно ли избегать определенных видов заданий?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Можете ли Вы определить какие-либо признаки непосредственно перед наступлением необычного поведения и переключить клиента на другой вид деятельности, прежде чем проблематичное поведение наступит? Как этого можно достичь?

_______________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Можно ли отвлечь клиента путем стимуляции органов чувств?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Как Вы можете повысить мотивацию клиента и направить внимание на уместное альтернативное поведение?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Что Вы будете делать, если, несмотря на эти изменения, поведение все же проявляется? В состоянии ли Вы направить поведение в новое русло? Как предотвратить ущерб? Как можно изъять материал, служащий причиной такого поведения, или удалить клиента? Как в данной ситуации уменьшить раздражители, чтобы клиент мог успокоиться?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Проблемное поведение

Возможные формы проблематичного поведения:

§ поведение, неадекватное ситуации;

§ поведение, неадекватное по своей интенсивности;

§ поведение по принуждению;

§ самостимулирующее поведение;

§ поведение, приводящее к повреждению, ранению;

§ разрушение предметов;

§ поведение, приводящее к ранению окружающих;

§ поведение, неадекватное возрасту\уровню развития;

§ желаемые образцы поведения отсутствуют или присутствуют незначительно (например, самостоятельность, способность установить контакт, проявление инициативы).

Способы подхода к проблемному поведению и его оценка зависят от:

§ собственного воспитания (воспитания персонала);

§ жизненного и профессионального опыта;

§ ценностных представлений;

§ ожиданий, возлагаемых на клиента;

§ отношения к клиенту;

§ чувств;

§ состояния в данный момент;

§ физической силы;

§ обработки (осмысления) и срока давности случая поведения;

§ поддержки со стороны других лиц.

Цели изучения проблематичного поведения:

§ добиваться желаемого поведения и закреплять его;

§ снижать частоту и интенсивность случаев нежелательного поведения.

Основные вопросы, связанные с проблемным поведением

§ Какие характерные виды аутистического поведения проявляет клиент? (Особые трудности, вытекающие из его аутистических нарушений).

§ Возможные внутренние факторы, влияющие на самочувствие клиента, например, голод, боль, болезнь, прием медикаментов.

§ Возможные внешние факторы, влияющие на самочувствие клиента, например, изменение окружения, окружающих лиц, распорядка дня?

§ Какие сильные стороны\интересы имеет\проявляет клиент?

§ В каких ситуациях клиент ведет себя спокойно, расслабленно и проблемные виды поведения не возникают?

§ Как выглядит нормальный распорядок дня?

Какие ситуации для клиента трудны?

§ Какое проблемное поведение проявляет клиент в этих ситуациях? (Дайте определение поведению.)

§ Из-за чего поведение становится проблематичным? (Например, интенсивность, частота, несоответствие ожиданиям.)

§ Когда поведение проявилось в первый раз и как часто оно проявляется сейчас?

§ Как до сих пор объяснялись возможные причины такого поведения? (Выдвижение гипотезы.)

§ Что до сих пор предпринималось, чтобы предотвратить такое поведение? («Успех/неуспех» поведения персонала/попыток вмешаться.)

§ Какие изменения проблемного поведения Вы предполагаете? (Когда, Вы полагаете, проблема была бы для Вас решена?)

Наши рекомендации