Диагностические критерии синдрома Аспергера (по DSM-IV)

A. Нарушения качественного характера социального взаимодействия, которые проявляют себя не менее чем в двух следующих областях:

1. выраженное нарушение при множественных невербальных формах поведения, например,
зрительный контакт, выражение лица, осанка и жестикуляция для регулирования социального взаимодействия;

2. неспособность установить отношения с одногодками, соответствующие данному уровню развития;

3. трудно спонтанно поделиться радостью, интересами или успехами с другими (например, людям с данным заболеванием сложно показывать, приносить другим людям и обращать их внимание на те вещи, которые имеют значение для людей с данным заболеванием);

4. недостаток в социоэмоциональной взаимосвязи.

Б. Ограниченные шаблонные и стереотипные образцы поведения, интересы или виды деятельности в как минимум одной из следующих областей:

1. обширное занятие одними или несколькими стереотипными и ограниченными интересами, причем содержание и интенсивность отклоняются от нормы;

2. необычно упорное зацикливание на определенных нефункциональных привычках или ритуалах;

3. стереотипные и шаблонные двигательные моменты поведения (например, сгибание или быстрые движения рук или пальцев, комплексные движения всего тела);

4. постоянное занятие с деталями объектов.

B. Расстройство является причиной клинически значимых нарушений в социальных, профессиональных или других важных функциональных областях.

Г. Не проявляются никакие значимые общие речевые расстройства (например, до 2-летнего возраста используются отдельные слова, до 3-х лет - коммуникативные предложения).

Д. Не проявляются никакие клинически значимые задержки в когнитивном развитии или в развитии соответствующих возрасту навыков самопомощи, в адаптационном поведении (кроме социального взаимодействия) и в отношении интереса ребенка к окружению.

Е. Признаки другого специфического всестороннего нарушения в развитии или признаки шизофрении не присутствуют.

Разница характеристик между синдромом Кааннера и синдромом Аспергера

Дифференциальный диагноз синдромов аутизма (синдром Каннера \ синдром Аспергера)

  Аутизм в раннем детстве (синдром Каннера) Аутистическая психопатия (синдром Аспергера)
Первая броскость В большинстве случаев в течение первых месяцев жизни Значительная броскость, где-то с 3-го года жизни
Зрительный контакт Сначала избегает, позже редкий, беглый, уклончивый Редкий, беглый
Речь Поздно начинает говорить, часто даже отсутствует речевое развития (примерно 50%) Сильно замедленное речевое развитие. Сначала язык не обладает коммуникативной функцией (эхолалия) Рано начинает говорить
Интеллект В большинстве случаев значительно ограниченные интеллектуальные способности, характерная интеллектуальная структура Хорошие, вплоть до незаурядных интеллектуальных способностей, редко присутствуют низкие интеллектуальные способности
Моторика Легкие моторные нарушения Моторная неловкость, нарушения координации при грубой и тонкой моторике, неловкая и неуклюжая моторика.

(Ремшмидт, Аутизм, 2000, 23)



  Аутизм в раннем детстве (синдром Каннера) Аутистическая психопатия (синдром Аспергера)
Речь Часто отсутствует.Речевое развитие замедленно и с отклонением от нормы Хороший синтаксис и словарный запас, содержание отклоняется от нормы, проблемы с пониманием комплексных значений, педантичный языковой стиль
Социальное поведение Изолированное, замкнут, слабое участие по отношению к другим людям Пассивное, несоразмерный, односторонний подход к другим
Стереотипии Навязчивость Много стереотипий, шаблонные однообразные виды деятельности Выбор одной, особенной области интересов
Моторика В дошкольном возрасте - развитие крупной моторики в норме, в более старшем возрасте – часто неуклюжи Плохая моторная координация

(Килкпер\Иннерхофер, Мир аутизма в раннем детстве, 2-е издание, 1999, 234

ПРОГРАММА ТЕАССН

Диагностические критерии синдрома Аспергера (по DSM-IV) - student2.ru

Диагностические критерии синдрома Аспергера (по DSM-IV) - student2.ru

Перевод:Сопровождение и педагогическое содействие детям, подросткам и взрослым, страдающим аутизмом и схожими коммуникационными нарушениями.

Философия TEACH

1. Аутизм – это всестороннее нарушение в развитии.

2. Целевая установка:

§ максимизация самостоятельности индивидуума.

3. Индивидуализация

4. Принцип «двух путей»:

§ адаптация окружения,

§ повышение уровня индивидуальных способностей.

5. Сотрудничество между родителями и специалистами.

6. Фокусирование на сильных сторонах и интересах.

7. Стимулирующая диагностика.

8. Структурированное обучение.

Наши рекомендации