Диагностические критерии синдрома Аспергера (по DSM-IV)
A. Нарушения качественного характера социального взаимодействия, которые проявляют себя не менее чем в двух следующих областях:
1. выраженное нарушение при множественных невербальных формах поведения, например,
зрительный контакт, выражение лица, осанка и жестикуляция для регулирования социального взаимодействия;
2. неспособность установить отношения с одногодками, соответствующие данному уровню развития;
3. трудно спонтанно поделиться радостью, интересами или успехами с другими (например, людям с данным заболеванием сложно показывать, приносить другим людям и обращать их внимание на те вещи, которые имеют значение для людей с данным заболеванием);
4. недостаток в социоэмоциональной взаимосвязи.
Б. Ограниченные шаблонные и стереотипные образцы поведения, интересы или виды деятельности в как минимум одной из следующих областей:
1. обширное занятие одними или несколькими стереотипными и ограниченными интересами, причем содержание и интенсивность отклоняются от нормы;
2. необычно упорное зацикливание на определенных нефункциональных привычках или ритуалах;
3. стереотипные и шаблонные двигательные моменты поведения (например, сгибание или быстрые движения рук или пальцев, комплексные движения всего тела);
4. постоянное занятие с деталями объектов.
B. Расстройство является причиной клинически значимых нарушений в социальных, профессиональных или других важных функциональных областях.
Г. Не проявляются никакие значимые общие речевые расстройства (например, до 2-летнего возраста используются отдельные слова, до 3-х лет - коммуникативные предложения).
Д. Не проявляются никакие клинически значимые задержки в когнитивном развитии или в развитии соответствующих возрасту навыков самопомощи, в адаптационном поведении (кроме социального взаимодействия) и в отношении интереса ребенка к окружению.
Е. Признаки другого специфического всестороннего нарушения в развитии или признаки шизофрении не присутствуют.
Разница характеристик между синдромом Кааннера и синдромом Аспергера
Дифференциальный диагноз синдромов аутизма (синдром Каннера \ синдром Аспергера)
Аутизм в раннем детстве (синдром Каннера) | Аутистическая психопатия (синдром Аспергера) | |
Первая броскость | В большинстве случаев в течение первых месяцев жизни | Значительная броскость, где-то с 3-го года жизни |
Зрительный контакт | Сначала избегает, позже редкий, беглый, уклончивый | Редкий, беглый |
Речь | Поздно начинает говорить, часто даже отсутствует речевое развития (примерно 50%) Сильно замедленное речевое развитие. Сначала язык не обладает коммуникативной функцией (эхолалия) | Рано начинает говорить |
Интеллект | В большинстве случаев значительно ограниченные интеллектуальные способности, характерная интеллектуальная структура | Хорошие, вплоть до незаурядных интеллектуальных способностей, редко присутствуют низкие интеллектуальные способности |
Моторика | Легкие моторные нарушения | Моторная неловкость, нарушения координации при грубой и тонкой моторике, неловкая и неуклюжая моторика. |
(Ремшмидт, Аутизм, 2000, 23)
Аутизм в раннем детстве (синдром Каннера) | Аутистическая психопатия (синдром Аспергера) | |
Речь | Часто отсутствует.Речевое развитие замедленно и с отклонением от нормы | Хороший синтаксис и словарный запас, содержание отклоняется от нормы, проблемы с пониманием комплексных значений, педантичный языковой стиль |
Социальное поведение | Изолированное, замкнут, слабое участие по отношению к другим людям | Пассивное, несоразмерный, односторонний подход к другим |
Стереотипии Навязчивость | Много стереотипий, шаблонные однообразные виды деятельности | Выбор одной, особенной области интересов |
Моторика | В дошкольном возрасте - развитие крупной моторики в норме, в более старшем возрасте – часто неуклюжи | Плохая моторная координация |
(Килкпер\Иннерхофер, Мир аутизма в раннем детстве, 2-е издание, 1999, 234
ПРОГРАММА ТЕАССН
Перевод:Сопровождение и педагогическое содействие детям, подросткам и взрослым, страдающим аутизмом и схожими коммуникационными нарушениями.
Философия TEACH
1. Аутизм – это всестороннее нарушение в развитии.
2. Целевая установка:
§ максимизация самостоятельности индивидуума.
3. Индивидуализация
4. Принцип «двух путей»:
§ адаптация окружения,
§ повышение уровня индивидуальных способностей.
5. Сотрудничество между родителями и специалистами.
6. Фокусирование на сильных сторонах и интересах.
7. Стимулирующая диагностика.
8. Структурированное обучение.