Структурирование пространства
Оформление помещений должно облегчать ориентирование и давать однозначную информацию об их функциях. Так, например, рабочие и игровые зоны должны быть четко отделены друг от друга. Стол, который используют и для еды, и для работы, и для игры может привести человека с аутизмом в сильное замешательство. Различные столы или скатерти разного цвета для каждого вида деятельности, напротив, помогают ему распознавать, что его ожидает.
Невидимые границы нужно делать видимыми, например, пространство, которое каждый сидящий за столом считает своим. Клейкая лента или, если этого недостаточно, деревянные рейки могут помочь человеку с аутизмом понять, что тарелка соседа не относится к его зоне.
Следующий важный аспект при структурировании помещения - это учет сенсорной восприимчивости людей с аутизмом и сокращение отвлекающих факторов. Защитные экраны или ширмы, отдельные комнаты или индивидуальные столы, оснащение комнаты малым количеством раздражителей помогают предотвратить дополнительный стресс.
Структурирование времени
У людей с аутизмом плохо развито чувство времени, и им тяжело сохранить обозримость различных видов деятельности в течение дня и их внутренних взаимосвязей. Большинству из них это удается только в том случае, если каждый день все повторяется в одной и той же последовательности. Своей настойчивостью на такой равномерности люди с аутизмом пытаются снизить количество внезапно и неожиданно для них возникающих событий и добиться предвидения, правда, ценой «зацикливания» и ограничения возможностей получения нового опыта.
Нам всем необходимы такая обозримость и такое предвидение. Мы все имеем ежедневники. Например, участвуя во встрече, заранее знаем, сколько времени она продлится, ее цель, поэтому можем настроиться соответствующим образом. Правда, у нас есть когнитивные предпосылки оценивать хотя бы нашу повседневную жизнь без посторонней помощи или самим найти необходимую информацию.
Люди с аутизмом этого не могут, поэтому им нужна помощь во всех сферах, и информация извне.
Такую информацию (что, когда и где происходит) они получают из распорядка дня. Форма такого распорядка может быть различной, в зависимости от индивидуальных предпосылок конкретного человека, страдающего аутизмом.
Распорядок дня может отличаться по количеству действий, которые заявлены в нем. Некоторые могут иметь распорядок на весь день и выполнять его. Других это сильно сбивает с толку, и их распорядок дня ограничивается следующими 3 или 4 действиями или даже только одним.
Дальнейшее различие касается степени абстракции. В то время, как некоторые люди с аутизмом, например, имеют письменный распорядок дня, похожий на наш ежедневник, другим необходимы фотографии или рисунки, которые расположены в соответствующем порядке и сообщают им необходимую информацию. Но для некоторых даже это слишком абстрактно. Для них только реальные предметы имеют какое-то значение. Но и в этом случае необходимо сообщать о предстоящем событии, например, размещая на специальной полке в определенном порядке реальные предметы.
Распорядок дня может находиться в определенном месте или же быть переносным.
При составлении распорядка дня учитываются сильные стороны, а также особенности аутичных людей, например, их склонность к рутине. Тогда распорядок дня прорабатывается всегда в одной и той же последовательности, либо сверху - вниз, либо слева - направо. Если человек хочет узнать, что его ждет, он смотрит на распорядок дня. Виды деятельности могут меняться ежедневно, но то, что стоит в распорядке дня, должно соблюдаться в любом случае и служить ориентиром.
При определении конкретной формы такой временной структуры нужно учитывать два аспекта. С одной стороны, она должна быть максимально гибкой, чтобы использовать ее во всех ежедневных ситуациях. Этому служит переносной распорядок дня с картинками, который обладает несомненным преимуществом перед неподвижно установленным, где размещены реальные предметы. Но важнее другой аспект: распорядок дня должен оформляться так, чтобы его всегда можно было понять. Особенно это касается «плохих» дней, которые бывают у людей с аутизмом. Поскольку именно в такие периоды требуется очень много ясности и четкой структуры извне.