Основные принципы концепции ТЕАССН
§ Согласно современным научным данным, аутизм рассматривается также как когнитивное нарушение, обусловленное органическим поражением головного мозга, которое до сих пор неизлечимо. Люди с аутизмом в течение всей своей жизни ограничены данным расстройством.
Поэтому они нуждаются в поддержке и сопровождении во всех сферах жизни и на протяжении всего жизненного пути.
§ Помощь и сопровождение людей с аутизмом осуществляется в форме так называемого принципа двух путей. Их, образно выражаясь, можно рассматривать как людей другой культуры. Они воспринимают мир по-другому, учатся по-другому, у них другие ценности, правила и интересы. Однако тем не менее они живут в мире, который создан нашей «неаутистической культурой», которая предъявляет соответствующие требования людям другой культуры, т.е. людям с аутизмом.
Чтобы вести максимально независимую жизнь, они должны получать поддержку при развитии их способностей и навыков, которые помогают им преодолевать предъявляемые нашим миром требования. Но вместе с этим мы должны «прислушиваться» к людям с аутизмом и создавать им такое окружение, где в значительной мере компенсируются дефицит и трудности, вызванные ау-тистическим нарушением. Это дает возможность изучать новые типы поведения.
Наша задача как педагогов сравнима с задачей межкультурного посредника.
§ Чтобы выполнить данную задачу, люди, которые профессионально работают с людьми, страдающими аутизмом, должны воспринимать себя в роли «генералиста».
Это значит, что они являются специалистами не только в своей узкой области (например, психология, логопедия, психомоторика), но также и специалистами по аутизму. Они должны знать все аспекты аутистического нарушения, чтобы лучше понять, как воспринимается мир этими людьми. Только так они смогут найти к ним подход и разработать соответствующие способы поддержки и помощи.
§ Сотрудничество с родителями играет существенную роль.
В то время как профессионалы могут помогать своими знаниями как «специалисты по аутизму», родители предстают в роли «специалистов по своему ребенку». Как правило, они лучше всех знают о слабых и сильных сторонах, интересах и специфических проблемах своего ребенка, а также о существующих начальных условиях и требованиях, с которыми сталкиваются они и их ребенок. Родители - важный источник информации для составления программы помощи и неотъемлемые партнеры при осуществлении такой программы. Без их помощи практически невозможна эффективная помощь, которая должна включаться в повседневную жизнь ребенка.
В стационарных учреждениях стремятся наладить тесное сотрудничество между различными сферами жизни (дом, школа, работа).
§ Люди с аутизмом очень сильно различаются своими сильными и слабыми сторонами, интересами. Считается, что эти отличия у них сильнее, чем в любой другой целевой группе.
Существенным признаком аутистического расстройства является неравномерный профиль развития такого человека, который не позволяет по уровню развития способностей в одной области сделать вывод о развитии способностей в другой. Это значит, что люди с аутизмом, с похожими проявлениями аутистического нарушения и похожим уровнем развития могут иметь абсолютно разные трудности и проблемы. Следовательно, им требуются также разные виды и масштабы помощи. Поэтому центральное значение имеет индивидуализация помощи. Каждому человеку необходима своя специальная программа и при ее внедрении важно определить, что же может быть полезно именно этому конкретному человеку.
§ Для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы необходима полная и актуальная информация о способностях, интересах и специфических проблемах в различных сферах жизни. Таким образом, диагностике, особенно диагностике помощи, придается существенное значение. Она может осуществляться в форме стандартных методов, например, РЕР- R (Psychoeducational Profile Revised (психообразовательный профиль, дополненный)), ААРЕР (Adolescent and Adult Psychoeducational Profile (психообразовательный профиль для подростков и взрослых)) или в виде неформальной оценки повседневной жизни. Кроме подробной начальной диагностики проводится регулярная проверка развивающих целей.
§ Все программы помощи ориентированы на сильные стороны и интересы человека с аутизмом и используют их для компенсации слабых сторон. Особое значение в конкретном планировании оказания помощи имеют способности, уже сформированные у человека с аутизмом и которые можно усовершенствовать путем целенаправленной поддержки.
Они учатся и при этом лучше всего себя чувствуют, если предмет изучения им интересен и быстро видны результаты их труда.
§ Как уже упоминалось, концепция ТЕАССН - это не специальная методика, а общая интегративная педагогическая концепция, имеющая учебно-теоретическую основу. В принципе, вовлечение многих техник и терапевтических форм возможно, но с условием, что их общая эффективность научно доказана, и что именно они полезны данному человека.
§ Эта концепция служит человеку с аутизмом своего рода «протезом», с помощью которого компенсируется существующее нарушение.
При других сенсорных расстройствах, например, при нарушениях зрения нам помогают очки, при нарушениях слуха - слуховой аппарат.
У людей с аутизмом нарушена способность структурировать в достаточной степени отдельные аспекты восприятия и понимать смысл происходящего. Окружающий мир кажется им хаотичным, непонятным и, следовательно, непреодолимым. Успешное внедрение помощи должно начинаться с создания структуры извне с целью обработки полученного опыта, снижения степени страха и обеспечения эффективности учебного процесса. Именно в этом и заключается суть методического подхода, преобразованного в концепцию ТЕАССН.
Структурированное обучение
Прежде чем рассматривать различные уровни структурирования, следует еще раз подчеркнуть, что создание структуры должно быть помощью, а не сужением свободы действий человека с аутизмом. Она должна делать окружающий мир более предсказуемым и понятным, препятствовать возникновению неуверенности и потере ориентации, повышать степень самостоятельности. Структурирование никогда не должно становиться самоцелью. Структуру следует задавать только там, где она действительно необходима. При правильном понимании она дает такую степень ориентации и уверенности, тем самым не сокращая степени гибкости и свободы действий, а наоборот, увеличивая их.
Визуальная структура
В первую очередь любая помощь по структурированию должна предлагаться в визуальной форме. Таким образом учитываются сильные стороны людей с аутизмом: ярко выраженное визуальное восприятие, следствием которого является то, что эти люди обладают часто намного лучшей чем мы способностью замечать даже самые мельчайшие изменения. С другой стороны, обычное для нас основное средство коммуникации - речь - им часто непонятна. Это касается даже тех людей с аутизмом, которые обладают нормальными умственными и речевыми способностями. Речь мимолетна и абстрактна. С помощью речи обычно в быстром темпе сообщается слишком много информации. Визуальная информация, напротив, остается видимой, она очень конкретна и ограничивается только самым существенным.
Визуальная структура выражается в форме визуальной организации, например, в организации пространства по функциональным зонам или при знакомстве с материалами для работы.
Инструкции также даются в визуальной форме, например, письменно, в виде рисунков, шаблонов или образцов.
Кроме этого, путем визуальных вспомогательных средств можно обеспечить большую ясность, выделяя значимые аспекты данной ситуации. Например, часть распорядка дня, которая объясняет следующее действие, необходимо взять в красную рамку. Понятность можно обеспечить размещением пиктограмм на ящиках шкафов, дверях помещений и т. д.
Структурирование включает в себя три области: пространственную структуру, временную и структуру деятельности.