Как «починили» Джози и Тайлера
— Итак, Диана, что мы будем делать? Решать проблему?
Диана кивнула.
— Если считаете, что это возможно.
— Все возможно, — улыбнулся я.
— А что мне делать?
— Все очень просто: выбросьте из дома все пакеты с чипсами и не покупайте их по крайней мере год.
У Дианы буквально отвисла челюсть.
— Вы шутите!
Я покачал головой.
— Нет, не шучу. Смотрите… — Тут я постарался придать своему лицу самое серьезное выражение. — Так я выгляжу, когда говорю серьезно.
Потом я постарался придать своему лицу самое шутливое выражение и закатил глаза.
— А так я выгляжу, когда шучу.
После этого я снова придал лицу серьезное выражение.
— Когда я сказал «выбросьте все чипсы», у меня было серьезное выражение лица. Вот такое. Видите?
— Но что они будут есть?
Я пожал плечами.
— Тут возможны два варианта. Первый: ничего. Преимущество этого варианта заключается в том, что Боб Гелдоф может решить, что это гуманитарная катастрофа, и устроит на вашем заднем дворе благотворительный концерт вместе с Боно и «Пинк Флойд». Второй вариант (должен сказать, что он мне кажется более вероятным): они будут есть то, что им дадут.
— Но я уже пыталась поступать так раньше, — продолжала Диана, все больше и больше волнуясь. — У меня ничего не получилось.
— Я знаю. Вы мне говорили. Но тогда вы просто ставили тарелки с овощами рядом с ними и быстро сдавались, когда они отказывались есть здоровую пищу.
— Они ничего не станут есть. Я-то знаю.
— Если выбросить все чипсы и давать им целый год только здоровую пищу, то гарантирую вам, что они не продержатся без еды и суток.
— А холодная индейка подойдет?
— Холодная индейка, горячая индейка, приготовьте ее как пожелаете. Только никаких чипсов.
Диана откинулась в кресле со страдальческим выражением лица.
— Это слишком жестоко.
— Я понимаю, — сказал я более мягким голосом. — Но если вы хотите заставить своих детей питаться как следует, то нужно избавиться от легкого варианта. Если вы будете предлагать им чипсы, то они всегда будут выбирать чипсы. Их нынешняя диета значительно увеличивает риск возникновения рака толстой кишки, ожирения и болезней сердца. Вы бы разрешили им курить?
— Нет, конечно.
— Но это практически то же самое. Плохая еда убивает.
Я не хотел пугать ее, но это правда. Она кивнула.
— Да, вы правы. Я сделаю то, что вы посоветовали, — избавлюсь от чипсов.
— Хорошо. А теперь составим небольшой план.
Мы продумали меню. Обычные сладкие хлопья на завтрак мы заменили более полезным сухим завтраком с тостами из цельной муки и апельсиновым соком. Школьный обед состоял из сандвичей, бутербродов и различных фруктов. Ужин был задачкой потруднее.
— Фокус в том, чтобы изменить их отношение к еде, — сказал я. — Нужно сделать так, чтобы они по-другому относились к овощам.
— Но как?
— Это проверка ваших творческих способностей. Самый легкий способ — привлечь их к приготовлению ужина. Превратите обязанность в удовольствие. Научите их делать несложные салаты или варить курицу. Подберите какие-нибудь экзотические рецепты. Запекайте овощи или мясо на шпажках и на гриле. Разведите костер на заднем дворе и поиграйте в ковбоев.
Диана кивала с видом матери, разрабатывающей какой-то хитрый долгосрочный план.
— Я поняла. Нужно сделать так, чтобы еда казалась им интересной, а не заставляла морщить носы. Правильно?
— Абсолютно. Хотя есть они будут в любом случае, даже если вы просто выкинете весь мусор и станете подавать им здоровую пищу. Но если они найдут удовольствие в приготовлении пищи, то изменится их отношение к еде, и вдобавок вы научите их разбираться в продуктах и понимать, в чем состоит их ценность для организма.
По Диане сразу было заметно, что идея ей понравилась. В последние годы приготовление пищи казалось ей неприятной обязанностью, но теперь перед ней открылись перспективы превращения ее в удовольствие, как было прежде.
— Хорошо, я постараюсь, — уверила она меня.
К чести ее будет сказано, она постаралась на славу. Тем же вечером, несмотря на неумолкаемые протесты двух маленьких созданий, она выбросила из дома все чипсы. Заодно в мусорный бак отправились сладкие хлопья и жирные закуски, которые тоже нравились детям.
Дети были в ужасе. Я почти уверен — Джози решила, что ее мать сошла с ума.
За ужином дети отказались есть наспех приготовленные макароны и отправились спать голодными. Диана волновалась, но решила не сдаваться. На следующее утро она подала сухой завтрак с тостами и апельсиновым соком. Все это, разумеется, сопровождалось протестами и нытьем. Джози рассердилась. Тайлер съел немного тостов. Ужин был не лучше — очередные протесты и почти нетронутые тарелки.
Но к концу первой недели наметился прогресс. Оба ребенка ели, но немного. В приступе особого волнения на пятый день Диана отвела их к врачу, который сказал примерно следующее, хотя и в более медицинских терминах: «Дети в полном порядке».
К конце первого месяца они ели уже лучше. В отсутствие чипсов и мороженого им не оставалось ничего иного, как придерживаться намеченной нами программы.
Диана придумала несколько любопытных способов заинтересовать детей приготовлением еды. В качестве обязательного пункта распорядка дня каждый из них должен был немного помогать на кухне. К ее удивлению, Джози пристрастилась готовить. Диана купила новые поваренные книги и предоставила детям возможность самим выбирать понравившиеся рецепты. Единственным условием было принимать участие в приготовлении ужина. Она также устроила еженедельное соревнование под названием «самый необычный овощ мира». Победителем объявлялся тот, кто выбирал в супермаркете и съедал самый необычный овощ. В качестве награды он получал дополнительный билет в кино.
Поначалу соревнование шло медленно, но потом дети разошлись не на шутку. Диане даже пришлось отвести детей в азиатскую лавку, поскольку их спрос на экзотические овощи вскоре перерос возможности местного супермаркета.
Через полгода дом было не узнать. Овощи и фрукты навсегда вошли в меню домочадцев. Более любопытно то, что безудержно росло количество подаваемых экзотических блюд.
— Сегодня Джози готовит суши, — сообщила мне Диана, когда мы разговаривали с ней в последний раз.
— Ого!
— Вот так! Никогда бы не поверила, но это факт.
— Это достижение.
— Но это еще не все. У них и поведение изменилось.
— В каком смысле?
— Они стали более уравновешенными, не такими капризными и раздражительными. Не только дома, но и в школе. Учителя говорят, что дети стали более усидчивыми и лучше занимаются.
— Фантастика! — улыбнулся я.
Кто бы подумал, что когда дети употребляют больше здоровой пищи и меньше высококалорийного мусора из вторсырья, они чувствуют и ведут себя лучше!
— Самое интересное, что у Тайлера через неделю день рождения. Знаете, что он попросил в подарок?
— Что?
— Мороженое с гороховым пюре.