Нарушения барьерной функции печени

В барьерную функцию печени входит недопущение токсинов, поступающих из кишечника в системный кровоток, и обезвреживание метаболитов, образующихся в процессе обмена веществ.

Обезвреживание токсических продуктов осуществляется путем окисления, восстановления, дезаминирования, гидролиза, мети­лирования, ацетилирования, образования парных соединений. Так, наиболее токсические продукты метаболизма белка (индол, скатол, крезол, фенол) инактивируются путем соединения с сер­ной и глюкуроновой кислотами. Гепатопатии сопровождаются по­ступлением этих токсигенов в общий кровоток, вызывая тяжелые отравления. Они усугубляются тем, что больной орган не синтези­рует мочевину, в крови нарастает концентрация аммиака, преодо­левающего гематоэнцефалический барьер и оказывающего пато­генное воздействие непосредственно на клетки крови. Возрастает опасность развития печеночной комы.

Купферовские клетки относятся к макрофагальной системе, они участвуют в фагоцитозе микроорганизмов, инородных ве­ществ, в фиксации иммунных комплексов. Эти клетки, активиро­ванные антигенами, участвуют в развитии специфического им­мунного ответа на генетически чужеродные белковые субстанции. Недостаточная функциональная активность купферовских клеток сопровождается снижением иммунологической реактивности и неспецифической защиты.

РАССТРОЙСТВА ЖЕЛЧЕОБРАЗОВАНИЯ И ЖЕЛЧЕОТДЕЛЕНИЯ

Печень наряду с поджелудочной железой выполняет основную роль в пищеварении. Затруднение (гипохолия) или полное пре­кращение (ахолия) поступления желчи в кишечник сопровождает­ся нарушением полостного, мембранного переваривания кормо­вых субстратов и всасывания конечных продуктов гидролиза жи­ров, белков, углеводов. Активные компоненты желчи — желчные кислоты. Они синтезируются и секретируются гепатоцитами. Ис­ходным материалом служит холестерин. Холевая, дезоксихолевая, хенодезоксихолевая, литохолевая желчные кислоты эмульгируют жиры в кишечнике, создают условия для расщепления и всасыва­ния не только липидов, но и белков, углеводов. Недостаточное желчеотделение не обеспечивает утилизации субстратов корма.

С желчью выделяются желчные пигменты биливердин и били­рубин. Эти пигменты образуются из гемоглобина распадающихся эритроцитов главным образом в печеночных клетках. Билирубин нерастворим в биологических жидкостях, транспортируется аль­бумином плазмы крови. Поступая в печень, первоначально обра­зованный непрямой билирубин освобождается от белка, вступает в соединение с глюкуроновой кислотой и становится «прямым» водорастворимым билирубином, непосредственно поступающим в желчь и далее в кишечник, где под влиянием бактериальных фер­ментов превращается в стеркобилиноген и уробилиноген. На воздухе выводимые из организма с калом и мочой они подвергаются окислению, трансформируются в уробилин и стеркобилин, прида­вая выделениям специфическую окраску.

Нарушение желчеобразования и желчевыведения повышает со­держание желчных кислот и пигментов в крови и тканях, что по­лучило название желтухи.

Желтуха. Желтуха (icterus) — это симптомокомплекс, характе­ризующийся отложением желчных пигментов в коже и слизистых оболочках, окрашиванием их в желтый цвет. Отложению желчных пигментов предшествует гипербилирубинемия. Она может быть результатом заболеваний печени, желчных протоков или патоло­гии системы эритропоэза. Желчный пигмент билирубин образует­ся главным образом в клетках печени, селезенки, красного кост­ного мозга путем ферментативного восстановления биливердина — соединения, предшественником которого является прото-порфирин, входящий в структуру тема. В крови циркулирует непрямой, связанный с транспортным белком билирубин. Он ток­сичен, не фильтруется в клубочках почек, не выводится с мочой даже при больших концентрациях в крови. Этот непрямой били­рубин захватывается гепатоцитами и превращается в прямой пу­тем соединения с глюкуроновой кислотой. Он водорастворим, секретируется клетками печени в желчные ходы и поступает в ки­шечник. Расстройство обмена желчных пигментов проявляется в развитии желтух разного генеза. Ранее выделяли гемолитическую, паренхиматозную, механическую желтуху. В настоящее время бла­годаря расширению и углублению представлений об образовании и обмене билирубина стала популярной патогенетическая класси­фикация. Согласно этой классификации желтухи дифференциру­ют на надпеченочные, печеночные и под печеночные.

Надпеченочная (гемолитическая) желтуха развивается в результате гиперпродукции гемобилирубина. Его содержание в крови превышает возможности нормального захвата и конъюгационных механизмов гепатоцита. Этиологическими факторами являются гемолитические анемии, неэффективный эритропоэз, ферментопатия, аутоиммунный гемолиз, отравления мышьяком, свинцом, змеиным ядом, рассасывание обширной ге­матомы, переливание несовместимой крови, сепсис, злокаче­ственные опухоли (лейкоз).

Наиболее часто надпеченочную желтуху наблюдают у живот­ных, больных гемоспоридиозами, такими, как бабезиоз крупного и мелкого рогатого скота, пироплазмоз лошадей, других одноко­пытных животных. Кровепаразиты внедряются в эритроциты, раз­множаются и разрушают клетку.

Повышенное образование непрямого билирубина сопровожда­ется интенсивным захватом его гепатоцитами и выведением с желчью в виде прямого гепатобилирубина. Содержимое кишечни­ка включает значительно большее, чем обычно, количество желчных пигментов — уробилиногена и стеркобилиногена, что сопро­вождается повышенным выделением стеркобилина и уробилина с фекалиями (гиперхолия) и мочой. Пищеварение существенно не нарушается ввиду достаточного поступления в кишечник желчи и желчных кислот.

Гиперпродукция непрямого билирубина, невозможность его конъюгации гепатоцитами приводят к отложению пигмента в коже, слизистых оболочках. Желтушность обнаруживается прежде всего на склере. Она появляется у коров при концентрации били­рубина в крови 1,6 мг/100 мл и выше. У крупного рогатого скота, лошадей, овец и свиней желтушность наиболее заметна на непиг­ментированных участках кожи. У собак и кошек она может прояв­ляться и на пигментированной коже.

Печеночная (паренхиматозная) желтуха развивается как результат прямого повреждения клеток печени токсинами инфекционного (вирусный гепатит плотоядных, лептоспироз крупного рогатого скота, инфекционный энцефаломие­лит лошадей), инвазионного (кокцидиоз, фасциолез) и неинфек­ционного (отравления животных хвощом, госсиполом, афлатоксинами, другими гепатотропными ядами) происхождения. В ре­зультате нарушается возможность захвата гемобилирубина гепатоцитами, снижена их способность к конъюгации, экскреции пигмента в желчные капилляры. Из-за резкого повышения прони­цаемости цитоплазматических мембран гепатоцитов, их некроза непрямой и прямой билирубин поступает в общий ток крови. Гепатоциты начинают выделять желчь не только в желчные, но и в лимфатические и кровеносные капилляры. В крови появляются свободные желчные кислоты. Холемии способствует повышение давления в желчных капиллярах из-за их сдавливания отечными гепатоцитами. Уменьшается поступление желчи в кишечник. Гипохолия нарушает пищеварение.

В случае тяжелого тотального поражения печени гепатоциты теряют способность захватывать и трансформировать непрямой билирубин в прямой. Уровень гемобилирубина начинает нарас­тать, а прямого — падать. В моче исчезает уробилиноген, так как в кишечник практически не поступает прямой билирубин. Фекалии приобретают светлую окраску из-за отсутствия стеркобилина. Холемия негативно сказывается на состоянии высших отделов не­рвной системы, сердечно-сосудистой системы.

Подпеченочная (механическая, обтурационная) желтуха обусловлена частичным или полным нарушени­ем оттока желчи из желчных капилляров, желчного пузыря и его протока в двенадцатиперстную кишку. Механическое препятствие может быть вызвано закупоркой желчевыводящих путей или сдав­ливанием их извне. Причинами обтурации могут быть печеноч­ные камни, паразиты (чаще фасциолы, дикроцелии), воспали­тельные процессы, опухоли. Желчевыводящие пути могут быть сдавлены извне эхинококковым пузырем, опухолью, абсцессом, гиперплазированными лимфатическими железами, пролиферирующей тканью при хроническом течении энтерита.

Замедление или прекращение оттока желчи (холестаз) ведет к повышению давления в желчных путях, расположенных выше возникшего препятствия.

Механическое препятствие оттоку пузырной желчи (у лошадей, верблюдов, северных оленей желчный пузырь отсутствует) повышает давление в желчных протоках. Желчные капилляры переполняются, их стенки растянуты, проницаемость резко повышена. Начинается диффузия желчи в лимфатические и кровеносные капилляры. Более того, желчные капилляры под влиянием возрастающего давления могут разрываться, что дает начало развитию воспалительного про­цесса (билиарный гепатит). Поступление желчи в кишечник значи­тельно уменьшено (гипохолия) или прекращено (ахолия).

По мере прогрессирования заболевания гепатоциты теряют способность захватывать непрямой билирубин и преобразовывать его в прямой.

Появление в крови всех компонентов желчи (холемия) опреде­ляет высокую токсичность подпеченочной желтухи. Для нее ха­рактерны резко выраженная иктеричность, брадикардия, гипотер­мия, кожный зуд, снижение скорости свертывания крови, суще­ственные расстройства пищеварения, гипотензия с возможным переходом в печеночную кому.

ЖЕЛЧНОКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ

Желчнокаменная болезнь (холелитиаз) — обменное заболева­ние гепатобилиарной системы, характеризующееся образованием желчных камней в печеночных желчных протоках (внутрипеченочный холелитиаз), в желчном пузыре (холецистолитиаз) и об­щем желчном протоке (холедохолитиаз). Камни чаще формируют­ся в желчном пузыре.

Образование камней связано с нарушением метаболизма холес­терина и желчных кислот (холестериновые камни) или с превра­щениями билирубина (билирубиновые или пигментные камни, состоящие в основном из билирубината кальция). В настоящее время акцент в изучении генеза болезни делается на саму печень как источник секреции желчи с измененным химическим соста­вом. Холестерин у здоровых животных благодаря желчным кисло­там и фосфолипидам сохраняется в растворенном состоянии в виде макромолекулярных агрегатов, называемых смешанными мицеллами. Если в составе желчи количество этих двух холестеринудерживающих факторов падает ниже критического уровня, то создаются благоприятные условия для выпадения холестерина в осадок, формирования холестериновых камней.

Образование этих конкрементов может быть связано также с усиленной секрецией холестерина. Его концентрация в желчи по­вышается при ожирении, гипотиреозе, инсулярной недостаточно­сти, нерациональном кормлении животных, нарушениях печеночно-кишечной циркуляции основных составных частей желчи.

Установлена генетическая предрасположенность к холелитиазу.

Генез образования пигментных камней, состоящих из билирубината кальция («коричневые» камни) или билирубина и его ком­понентов («черные» камни) изучен недостаточно, хотя известно, что в образовании этих камней определенное значение имеет ин­фекция. Бактериальный фермент бета-гидроуронидаза приводит растворимый в воде билирубин глюкороноид в нерастворимый неконъюгированный билирубин, который соединяется с ионом кальция и выпадает в осадок.

Последующий процесс камнеобразования связан с появлением желчно-пузырных факторов, таких, как дискинезия желчных пу­тей, застой желчи с повреждением слизистой оболочки, повыша­ющим проницаемость стенки пузыря для желчных кислот, с развитием воспаления, нарушением кишечно-печеночной циркуля­ции желчных кислот.

Проявления холелитиаза зависят от расположения желчных камней, их размеров, состава и количества, активности воспали­тельного процесса, функционального состояния желчевыделительной системы. Камни желчного пузыря не дают явных клини­ческих симптомов пока лежат на его дне («немая» зона), но как только они обтурируют выход, сразу же появляется симптомокомплекс подпеченочной желтухи.

Наши рекомендации