Выбор консультантом теоретической концепции

Выбор консультантом теоретической концепции в основном зависит от целей консультирования.

1. Психоанализ (Вульф, Тутман, Грисман).

Цели:

· Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал

· Помочь клиенту воспроизвести ранний опыт ( детский, семейный) и произвести выяснение конфликта(проинтерпретировать), облегчить достижение инсайта о нарушенном психическом развитии.

Для освобождения энергии и для того, чтоб человек стал действовать более эффективно и начал получать удовольствие:

- реконструировать личность

- усилить ЭГО, посредством снятия подавления защитных механизмов

- научить ЭГО направлять энергию ИД на реальные объекты, ослабление суперЭГО от чрезмерной жесткости моральных стандартов

2. Адлерианская (Адлер, Ричардсон, Моностер).

Цели:

· Трансформировать цели жизни клиента:

- помочь сформулировать социально-значимые цели

- скорректировать ошибочную жизненную мотивацию, посредством чувства общности

- развитие чувства увлеченности в развитии мира

- развить чувство эмпатии, возможности давать и получать

· Достижение вместо чувства неполноценности чувства превосходства, не в плане власти над другими, а в духе социального интереса

· Помочь человеку раскрыть жизненный сценарий, осознать их влияние на нашу жизнь и изменить их ошибочные представления. Далее самому создавать свой жизненный сценарий, принять полную ответственность за свою жизнь, достичь успеха и стать тем, кем человек может стать.

3. Поведенческое консультирование (Уотсон, Скиннер, Айзенк)

Цели:

· Выяснение причинно-следственных связей в жизни клиента

· Исправить неадекватное поведение, обучить эффективному адаптивному поведению:

- снижение уровня страхов и тревог

- развитие способности расслабляться и самоутверждаться, эффективности социальных навыков, способностей к саморегулированию.

4. Рациональное направление (Бернанд)

Цели:

· Устранить разрушающий подход клиента к жизни

· Помочь стать более рациональным (убрать разрушающую часть)

· Помочь сформировать рациональный подход

· Отказаться от ребячечкой требовательности

· Отказаться от пораженческих взглядов на свою жизнь

· Научить применению научного метода к своей жизни

· Изменить поведение, действовать более эффективно, достигать своих целей.

· Помочь людям стать более самофункционирующими, более счастливыми

5. Гуманистическое направление (Роджерс, Маслоу)

Цели:

· Развитие качеств полноценно функционирующего и самоактуализирующегося человека

Характеристики полноценной личности (Маслоу):

ü Автономность (психологическая свобода)

ü Компетентность во времени (жить в настоящем)

ü Высшая ценность

ü Гибкость поведения

ü Сензитивность по отношению к себе

ü Спонтанность

ü Самоуважение

ü Самопринятие

ü Внутренняя синергия (способность видеть целостность противоположностей)

ü Принятие собственной агрессии

ü Положительное представление о природе человека

ü Контактность

ü Креативность

ü Познавательные потребности

· Создание особых поддерживающих отношений, благоприятных для консультирования, так как в случае выстраивания автоматически запускается процесс самоисследования клиентов.

6. Экзистенциальное консультирование (Мей,Яллом)

Цели:

· Помочь клиенту повысить уровень осознанности жизни, принимать жизнь с ее сложностями.

· Осознание своей свободы, возможностей, перспектив

· Побуждать к принятию ответственности

· Научиться распознавать факторы, блокирующие рост и свободу

· Помочь раскрыть свободу выбора, принятия ответственности за свою жизнь, таким образом превратиться в автора своей жизни

· Помочь понять, что мы можем менять свою жизнь

· Помочь клиенту проанализировать экзистенциальные вопросы жизни, помочь найти ответы на них, так, чтобы сделать жизнь более аутентичной и более реализованной.

7. Гештальт-консультирование (Перлз, Энрайт)

Цели:

· Осознание себя (кем человек является в настоящий момент) – это открывает ресурсы и возможности для изменений

· Осознание своего функционирования и контактов, нарушение границ и контактов

· Тренировка ЭГО с помощью целенаправленного осознания своих функций, что приводит к более полному владению самим собой

· Научить уделять внимание к текущим моментам, чтоб уметь осознавать отверженные аспекты своей личности

· Не анализ, а интеграция отверженных частей личности, перевод инсайта в действие

8. НЛП

Цели:

· Использовать свой мозг преднамеренно и более функциональным способом

· Расширение системы репрезентации, что позволяет расширить модели воспринимаемых ситуаций, когда предоставляется возможность различать более широкий набор ресурсов.

· Научить человека использовать свои репрезентативные системы на благо самих себе

9. Мягкий гипноз

Цели:

· Расширение системы проблемы и превращение в систему решения

· На уровне бессознательного меняются установки, что в свою очередь, позволяет самоосуществиться в мире дезорганизации

· Осознание достоинств и своих недостатков

· Бессознательное обучение

Наши рекомендации