Выбор консультантом теоретической концепции
Выбор консультантом теоретической концепции в основном зависит от целей консультирования.
1. Психоанализ (Вульф, Тутман, Грисман).
Цели:
· Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал
· Помочь клиенту воспроизвести ранний опыт ( детский, семейный) и произвести выяснение конфликта(проинтерпретировать), облегчить достижение инсайта о нарушенном психическом развитии.
Для освобождения энергии и для того, чтоб человек стал действовать более эффективно и начал получать удовольствие:
- реконструировать личность
- усилить ЭГО, посредством снятия подавления защитных механизмов
- научить ЭГО направлять энергию ИД на реальные объекты, ослабление суперЭГО от чрезмерной жесткости моральных стандартов
2. Адлерианская (Адлер, Ричардсон, Моностер).
Цели:
· Трансформировать цели жизни клиента:
- помочь сформулировать социально-значимые цели
- скорректировать ошибочную жизненную мотивацию, посредством чувства общности
- развитие чувства увлеченности в развитии мира
- развить чувство эмпатии, возможности давать и получать
· Достижение вместо чувства неполноценности чувства превосходства, не в плане власти над другими, а в духе социального интереса
· Помочь человеку раскрыть жизненный сценарий, осознать их влияние на нашу жизнь и изменить их ошибочные представления. Далее самому создавать свой жизненный сценарий, принять полную ответственность за свою жизнь, достичь успеха и стать тем, кем человек может стать.
3. Поведенческое консультирование (Уотсон, Скиннер, Айзенк)
Цели:
· Выяснение причинно-следственных связей в жизни клиента
· Исправить неадекватное поведение, обучить эффективному адаптивному поведению:
- снижение уровня страхов и тревог
- развитие способности расслабляться и самоутверждаться, эффективности социальных навыков, способностей к саморегулированию.
4. Рациональное направление (Бернанд)
Цели:
· Устранить разрушающий подход клиента к жизни
· Помочь стать более рациональным (убрать разрушающую часть)
· Помочь сформировать рациональный подход
· Отказаться от ребячечкой требовательности
· Отказаться от пораженческих взглядов на свою жизнь
· Научить применению научного метода к своей жизни
· Изменить поведение, действовать более эффективно, достигать своих целей.
· Помочь людям стать более самофункционирующими, более счастливыми
5. Гуманистическое направление (Роджерс, Маслоу)
Цели:
· Развитие качеств полноценно функционирующего и самоактуализирующегося человека
Характеристики полноценной личности (Маслоу):
ü Автономность (психологическая свобода)
ü Компетентность во времени (жить в настоящем)
ü Высшая ценность
ü Гибкость поведения
ü Сензитивность по отношению к себе
ü Спонтанность
ü Самоуважение
ü Самопринятие
ü Внутренняя синергия (способность видеть целостность противоположностей)
ü Принятие собственной агрессии
ü Положительное представление о природе человека
ü Контактность
ü Креативность
ü Познавательные потребности
· Создание особых поддерживающих отношений, благоприятных для консультирования, так как в случае выстраивания автоматически запускается процесс самоисследования клиентов.
6. Экзистенциальное консультирование (Мей,Яллом)
Цели:
· Помочь клиенту повысить уровень осознанности жизни, принимать жизнь с ее сложностями.
· Осознание своей свободы, возможностей, перспектив
· Побуждать к принятию ответственности
· Научиться распознавать факторы, блокирующие рост и свободу
· Помочь раскрыть свободу выбора, принятия ответственности за свою жизнь, таким образом превратиться в автора своей жизни
· Помочь понять, что мы можем менять свою жизнь
· Помочь клиенту проанализировать экзистенциальные вопросы жизни, помочь найти ответы на них, так, чтобы сделать жизнь более аутентичной и более реализованной.
7. Гештальт-консультирование (Перлз, Энрайт)
Цели:
· Осознание себя (кем человек является в настоящий момент) – это открывает ресурсы и возможности для изменений
· Осознание своего функционирования и контактов, нарушение границ и контактов
· Тренировка ЭГО с помощью целенаправленного осознания своих функций, что приводит к более полному владению самим собой
· Научить уделять внимание к текущим моментам, чтоб уметь осознавать отверженные аспекты своей личности
· Не анализ, а интеграция отверженных частей личности, перевод инсайта в действие
8. НЛП
Цели:
· Использовать свой мозг преднамеренно и более функциональным способом
· Расширение системы репрезентации, что позволяет расширить модели воспринимаемых ситуаций, когда предоставляется возможность различать более широкий набор ресурсов.
· Научить человека использовать свои репрезентативные системы на благо самих себе
9. Мягкий гипноз
Цели:
· Расширение системы проблемы и превращение в систему решения
· На уровне бессознательного меняются установки, что в свою очередь, позволяет самоосуществиться в мире дезорганизации
· Осознание достоинств и своих недостатков
· Бессознательное обучение