Виды практической психологической помощи и их сравнительная характеристика
Специфические особенности психологического консультирования как вида помощи
Предпосылки и источники возникновения психологического консультирования:
1. Источники формировались независимо в различных профессиональных направлениях
2. С моментами своего официального признания занимало нишу психотерапии и касалось профориентации из которой оно развивалось, функции психологов пересекались с функциями других помогающих профессий, все активнее стало применяться консультирование безотносительно к профотбору, росла область пересечения консультирования с клинической психологией.
3. Методы и формы работы были позаимствованы из смежных областей: социология(опрос, интервью), психотерапия (техники терапевтические, элементы гипноза), религия(пастерское наставление).
4. Консультирование возникло одновременно с социальной помощью. Модифицировало духовную, появление психологической помощи. Традиционное пастырское попечительство модифицировалось в новую форму религиозного наставничества(вспомоществование).
5. Прямая нацеленность консультирования на индивидуальные психологические и социально- психологические формы проживания жизни человека в обществе.
6. В Америке возникло, его используют шире и лучше чем в других странах.
7. В ответ на запрос здоровых людей, не имеющих нарушения.
8. Формирование нового гуманного научного подхода в организации помощи людям, страдающим психическими заболеваниями
9. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену
10. Создание института религиозного попечительства и социальных работников
11. Влияние законодательства и профессиональных организаций.
В 50-е годы появилось официальное психологическое консультирование как новая область психологической помощи практики, отличная от психотерапии, выделилось из психотерапии, возникло в русле психологии. В нашей стране ещё позже, не раньше 80-х годов. Как и почему возникло: американское явление в США в 1951 году состоялась северо-западная конференция, которая рекомендовала наименование консультативная психология, на следующий год появилась новая профессия консультирующего психолога, а почему: эта профессия возникла в ответ на запрос потребности здоровых людей однако ищущих психологическую помощь, люди захотели обсуждать и искать помощи по поводу трудностей с которыми сталкиваются в повседневной жизни.
Проблемы: Профессиональная карьера, учеба, Брак, семья, Совершенствование личности и межличностных отношений.
Психологическое консультирование - резко отличается от всех других видов консультирования, это можно показать на уровне житейских определений, т. к. большинство специалистов в области консультирования считают, что само слово совет некорректно использовать по отношению к психологическому консультированию. Отсутствие советов не значит, что нет никакой информации, психолог информирует. Другие спокойнее относятся к слову совет и используют его, потому что простые люди ждут советов.
Подобно всем видам помощи и видам разговоров консультирование имеет свои ограничения. При помощи консультирования нельзя решать все проблемы. Наступает момент, когда клиент и консультант должны прекратить разговоры и клиент должен начать действовать в своей жизни. Это значит, что консультирование имеет практическое завершение, отраженное в жизни клиента. Нередко клиенты испытывают сложность в том, чтобы начать действовать, их пугают изменения. Необходима помощь консультанта в побуждении к деятельности. Консультант это человек, который всегда нацелен на выслушивание другого человека и старается передать активность клиенту. Прорисовывается более ясная картина, и она может отражать суть проблемы человека. На следующих стадиях идёт работа по выработке стратегий как справляться с ситуацией. Изменить в жизни что-то невозможно, можно пережить, облегчить психологические состояния.
Определения психологического консультирования
Нет единого определения. Это остаётся проблемой.
Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми направленная на решение различного рода психологических проблем связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. (Алёшина)
В зарубежной литературе выделяются подходы к определению:
1-й подход. Обобщенные аспекты определений консультирования как основные признаки этого процесса (по Нельсону-Джоунсу, 2000):
· консультирование как особый вид отношений помощи (или «консультативное взаимодействие»);
· консультирование как репертуар воздействий;
· консультирование как психологический процесс.
Анализ аспектов консультирования.
Консультирование как отношения (Особый вид помощи).
Согласно Х. Берксу и Б. Стеффлеру, консультирование - это «профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».
Идеальные терапевтические отношения по Фидлеру (Fiedler, 1950)
• взаимная эмптия;
• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультантом;
• консультант близко подходит к проблемам клиента;
• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хочет говорить;
• наличие атмосферы взаимного доверия;
• взаимопонимание имеет весьма важное значение.
«Необходимые и достаточные условиями для того, чтобы имело место терапевтическое изменение» по К.Роджерсу (Rogers, 1957):
• два человека находятся в психологическом контакте;
• один человек - клиент, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги;
• другой человек - консультант, конгруэнтен или интегрирован во взаимоотношения;
• консультант относится с эмпатическим пониманием к системе личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом;
• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;
• сообщение консультанта о наличии эмпатического понимания и безусловного позитивного отношения - это тот минимальный уровень, который должен быть достигнут.
Основные характеристики отношения клиента и консультанта (Роджерс):
· Уважительное отношение к потенциальным возможностям клиента самому строить свою жизнь
· Конгруэнтность (аутентичность, искренность, подлинность) соответствие самому себе
· Эмпатия ( эмпатический отношение) способность переживать и чувствовать себя на месте человека ( но исключая полное слияние)
Роджерс предложил ответ на вопрос "почему так надо относиться?" Обосновал основными принципами гуманистического направления. Потому что:
· Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая
· Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя
· Каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать решения относительно себя и жизни (=Свобода)
Получается, что определение консультирования 1 рода охватывает установки консультанта к человеку вообще и к клиенту в частности. Приятие клиента как уникального автономного индивида, за которым признаётся право самому строить свою жизнь. Даже если клиент говорит, что не может что-то решить за ним все равно остаётся право - работа с ресурсами.
Любое внушение или давление мешают принять ответственность на себя и правильно решить проблемы, т.к. единственно правильное в соответствии с самим собой.
Роджерс и его последователи рассматривают особый вид отношений помощи не только как необходимого, но и достаточно успешного для конструктивных изменений. Все усилия должны быть направлены на формирование таких отношений и этого будет вполне достаточно для достижения целей ("Монография Роджерса").
Если консультант принимает клиента, то происходят эффекты принятия:
· Клиент начинает принимать себя лучше, чем раньше
· Клиент освобождается от мета чувств (чувства по поводу чувств)
· Клиент начинает осознавать своё состояние и проблему лучше, чем раньше
· Начинает активно выражать себя в консультировании и в жизни
· Начинает лучше принимать других людей вокруг себя
В конгруэнтности выделяется 2 составляющие:
· Искренность перед собой
· Искренность перед клиентом
Консультирование как репертуар воздействий (техники консультирования или методы, или стратегии помощи).
Пример определения консультирования Американской Ассоциации руководства и персонала (1980) «Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».
Выбор подхода зависит от стадии консультирования от жизненной ситуации от возраста от ориентации клиента на консультативный процесс (когда клиент играет, сопротивляется). Преобладающая позиция снизу, в идеале активность должна принадлежать клиенту.
Консультативная беседа - это личностно ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необходимая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы (А.Ф. Бондаренко, 1997).
Три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии (Г.И. Колесникова, 2006)
• позиция «сверху» - авторитарная;
• позиция «снизу» - либеральная;
• позиция «на равных» - демократическая или партнерская.
Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирован ия).
Отличие консультативной беседы от бытового разговора (Н.Д. Линде, 2009):
• профессионал получает за свою работу деньги;
• время консультации точно определено;
• профессионал играет роль ведущего, а клиент - ведомого;
• профессионал использует большой объем теоретических знаний;
• в ходе беседы он использует профессиональные приемы, предназначенные для решения проблемы;
• он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение;
• он не дает советов, но помогает клиенту понять самого себя и изменить самого себя.
Техники психологического консультирования:
• Общие фундаментальные (использование одинаковых в различных направлениях консультирования)
• Специфические
Иногда говоря о специфических методах в сфере различных психологических проблем (семья, профориентация)
Подход Колесниковой по разделению процедур и техник: процедуры шире и объединяют техники по целевому назначению, процедура - общие указания цели приема, техники - способы достижения цели.
Отношение к техникам консультирования различно. Если их признают, то подчеркивается вторичность по отношению к отношениям. В противном случае есть опасность механизации процесса. Использование техник может быть опасным, "увековечивать болезнь" если рассматривать человека как объект изменений без учета уникальности и направленности на изменения поведения, не учитывая переживания. Карзини предложил " кто как кому фактор" (наряду со специфическими воздействиями большое значение имеют личность консультанта и отношения в диаде консультант—клиент).
Консультирование как психологический процесс. Аспекты совместимы с 1 и 2. Но некоторые сводят консультирование лишь к нему. Это не статичное образование есть динамика. Изменения:
· Чувства клиента
· Мысли клиента
· Переживания клиента
· Переживания консультанта
· Обмен между ними (мыслей и чувств)
· Протекание этих процессов за рамками консультирования
Именно психологический процесс, именно психологические знания лежат в его основе цели метода и оценки результата.
2-й подход. Основные категории определений консультирования как составляющие этого процесса:
· консультирование как вид помощи (область деятельности);
· участники процесса консультирования;
· цель процесса консультирования;
· основные проблемы и ситуации, с которыми происходит работа в процессе консультирования;
· основной способ (или метод) взаимодействия в процессе консультирования и др.
В целом выделяются узкие и широкие определения консультирования. Узкие это 1 или 2 подходы. Широкие 1 и 2 подходы вместе.
Проблема психической нормы
Психическое здоровье:
· норма (критерий) - отсутствие патологии (симптомов, мешающих адаптации человека в обществе);
· ненорма - психическая болезнь.
Психологическое здоровье - психологические аспекты психического здоровья, необходимое условие полноценного функционирования и развития человека как личности в процессе его жизнедеятельности (И.В.Дубровина).
И.В.Дубровина пишет дословно следующее: «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом…»
Психологическое здоровье:
Норма (критерий):
- присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию; это образ, ориентир для организации психолого-педагогических условий ее достижения, необходим для психологической поддержки;
- это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи;
- это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п.; между человеком и окружающими людьми, природой, космосом; между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями (при этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс);
- центральная характеристика психологически здорового человека - саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспособления субъекта как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям;
- сохранность функций внешней и внутренней регуляции (М.С. Роговин);
- личностно-смысловое здоровье, индивидуально-психологическое здоровье как способность строить адекватные способы смысловых устремлений, и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности (Б.С. Братусь);
- способность поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации (О.В. Хухлаева).
Статистический критерий нормы — это выборочное среднее, графически изображаемое нормальной кривой. По этому критерию ненормой является все то, что не входит в среднестатистический показатель (обычно 1/4 выборки по оси x слева и справа от оси y на графике). То есть по этому критерию ненормальным будет считаться отклонение не только в сторону низких, но и в сторону высоких показателей относительно нормы. Таким образом, в соответствии с этим критерием, патологией нужно признавать не только, например, умственную отсталость, но и чрезвычайную одаренность.
Статистические критерии применяются в количественных методах исследования, но не всегда подходят для качественных методов. Кроме того, на вопрос о норме целого статистические критерии достоверно отвечают только по 1-2 показателям. При том, что любое целостное явление подразумевает комплексный подход, количественное комплексное исследование должно быть многофакторным. Однако степень валидности статистических критериев снижается с увеличением количества факторов, измеряемых одновременно.
Субъективный критерий как собственно психологический. Одним из первых критериев нормы и патологии является критерий, который упомянут последним: субъективное восприятие. В. В. Лучков и В. Р. Рокитянский описывают этот критерий под названием «субъективный отчет». Подтвержая значимость субъективного критерия, Б. С. Братусь в качестве основы изучения проблемы выдвигает понятие «личность», утверждая что нормальным для человека являются собственно человеческие проявления, а именно – личностное развитие, выражающееся в процессе самоосуществления.
В психиатрии именно субъективный критерий считается основанием для помещения больного в клинику, исключая некоторые случаи, предусматривающие принудительное лечение. Почему? Ведь, по многим другим критериям, психическая болезнь подразумевает неспособность психически больного к адекватной самооценке, критика к своему состоянию сохраняется далеко не всегда, и способность больного к самостоятельному принятию жизненно важных решений и оценке своего состояния должна бы ставиться под сомнение в первую очередь. Возможно в большинстве случаев при первичном поступлении врач не может принять на себя ответственность за благоприятный исход течения болезни. Однако, возможно, есть еще и другое объяснение. Психическая болезнь, относящаяся к разряду психиатрических заболеваний, характеризуется в основном эндогенными причинами ее возникновения. И зачастую ни один человек, даже из ближайшего окружения, не способен понять состояния психически больного человека, его мыслей, слов и поступков. А значит – и принять за него решение о необходимости лечения. И в таких случаях только субъективно ощущаемый самим больным свой собственный внутренний критерий может подсказывать ему, необходимо ему психиатрическое лечение, или нет.
Таким образом, в соответствии с субъективным критерием, человек психически болен, если он сам считает себя психически больным. И если он считает себя психически здоровым, то он здоров. В то же время, этот критерий может противоречить критерию сохранности критичности: если человек считает себя здоровым, но при этом налицо явные изменения патологического свойства, то его позитивная самооценка может означать лишь утрату критичности.
Модели психической нормы в современной психотерапии и консультировании (по Дж. Энрайту) и их характеристика:
· Есть три фундаментально различных представления об улучшении в человеческой жизни. Одно - патологическая модель. С этой точки зрения, если что-то не в порядке, вы рассматриваетесь как больной, находящийся ниже нормы. С помощью лечения возможно вернуться в состояние здоровья, состояние "о'кей". Обычно считается необходимой внешняя помощь, хотя возможность "самолечения" допускается теоретически.
· Во второй модели, модели роста, вы рассматриваетесь, как человек в норме, человек "о'кей", но возможно больше, вы можете начать с нормального состояния и прийти к чему-то лучшему (впрочем, оттенок чувств, связанных с первой моделью, проявляется и здесь: быть в норме не так "о'кей", как быть выше нормы). Внешняя помощь считается полезной для роста, но не столь необходимой, как в патологической модели. Не всегда необходимым, но часто встречающимся представлением является предположение, что рост требует усилия, как при наличии, так и при отсутствии помощи.
· С третьей точки зрения, модели просветления, нет необходимости что-либо делать. Нет нормы и нет места, куда надо идти. Вы уже совершенны, всегда были и всегда будете совершенны. Форма совершенства может изменяться, но то, что вы "О'кей", не зависит от формы. Бутон - это совершенный бутон, а не несовершенная роза. Все, что необходимо, - сдвиг восприятия, видения. Разумеется, в течение жизни вы будете болеть и выздоравливать, заметите рост и будете постоянно меняться. Но все это не имеет никакого отношения к возможности реального переживания правильности и правоты того, каковы вы и где находитесь, включая состояние "болезни", отсутствие роста (как будто это возможно). С этой точки зрения нет "улучшения", "роста", "изменения", "разрешения проблем", есть только пробуждение и видение, что проблемы не о'кейности - это иллюзии. Фриц высказал это очень ясно в работе "Гештальт-терапия и человеческие потенции" (сб. Стивенса, 1975). "При успешном лечении невротик пробуждается от своего транса или миража. В дзен-буддизме этот момент называется большим пробуждением (сатори). В гештальт-терапии пациент переживает много меньших пробуждений. Приходя в чувство, он часто видит мир ярко и ясно".
Ненорма - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Уровни психологического здоровья (О.В. Хухлаева)
Высший уровень - креативный - устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий.
Средний уровень - адаптивный - адаптированность к социуму в целом сопровождается повышенным уровнем тревожности, это группа риска, поскольку не имеет запаса прочности психологического здоровья.
Низший уровень - дезадаптивный (или ассимилятивно- аккомодативный) - с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации; внутренние проблемы не решаются; используются для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства.
Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим интересам, желаниям, возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.
Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям в ущерб интересам других. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ
Терапевтическая практика связана с применением принципов, дедуктивным путем выводимых из обобщений или теорий, разработанных с помощью научного метода. Основой научной практики в психотерапии и консультирования является, таким образом, теория. Под теорией консультирования мы подразумеваем конструкцию из гипотез и обобщений, основанных на опыте консультирования и экспериментальных исследованиях.
Когда речь идет о консультанте как ученом, следует различать два связанных между собой смысла этого слова. Первый из них подразумевает общенаучный подход, которого придерживается консультант и благодаря которому он может проверять свои рабочие гипотезы и совершенствовать свою профессиональную деятельность. Второй сводится к тому, что консультант как ученый применяет в своей работе научный (имеется в виду «строго экспериментальный». — Прим. перев.) метод. В типичном случае предполагается, что он, согласно установившимся принципам научной практики, отслеживает внешние переменные и варьирует переменные экспериментальные. Такая возможность в ситуациях консультирования возникает редко, если только не были специально созданы лабораторные условия для экспериментальной проверки определенных гипотез о процессе консультирования. Поэтому научный подход к консультированию в последнем рассмотренном нами смысле остается, скорее, идеалом.
Ценность теории
Теория помогает объяснить, что происходит во взаимоотношениях консультанта и клиента, и служит вспомогательным средством для предсказания, оценки и улучшения результатов. Теория задает принципиальную схему для систематических наблюдений процесса консультирования. Теоретические построения способствуют усилению логической связности имеющихся идей о консультировании и рождению новых идей. Следовательно, теория консультирования может быть весьма практичной.
Завершение психотерапии
Начало психотерапии
Критическая точка 2
1 Происхождение термина «проработка» связывают с именем Фрейда. Исходно этот термин означал успешное преодоление сети сопротивления.
Рис. 11. Критические точки в процессе психотерапии
глубокий колодец. Вертикальная ось соответствует глубине по-фужения входе процесса. По горизонтальной оси отложены временные стадии процесса.
По поводу рис. 11 следует отметить, что клиент, после того как сформулирует свою проблему и избавится во взаимоотношениях от начальной скованности, как правило, достигает критической точки / на стадии 3. В этот момент он пофужается в более подробное исследование своих чувств, что может оказаться не так уж приятно. В точке /он совсем не ощущает безопасности, комфорта и сомневается, оправдаетли результат те психические страдания, которые он начинает испытывать. Эта точка названа «критической», потому что для многих клиентов она становится заключительной точкой в консультациях. Опытные психотерапевты рассматривают критическую точку / в качестве момента, когда клиенту становится хуже перед тем как должно стать лучше. Если это явление удастся объяснить клиенту и если он сможет продержаться в течение этого периода, обычно он в состоянии преодолеть критическую точку Л Далее, именно в этой точке методы поддержки и интерпретации процесса, рассматриваемые в следующих главах, ослабляют защиту клиента и позволяют ему чувствовать себя комфортнее, так что он может набраться смелости, чтобы пуститься в свое психологическое путешествие. Уайт, описывая сходное явление в психоанализе, отмечал:
«В той мере, в какой пациентом владеет тревога, он может быть уподоблен испуганному ребенку. В одиночку он не выдержал бы угроз, однако в компании психоаналитика он осмеливается взглянуть им в лицо и наконец-то приблизиться к ним. Пациент становится немного смелее, потому что в этой авантюре он не одинок. В таком появлении смелости — суть его корректирующего эмоционального опыта» [316, р. 333].
Уайт дальше сравнивает эти эмоционально болезненные исследования с состоянием траура:
«Сталкиваясь с фактом утраты, индивидуум может решиться на попытк-у всеобъемлющего забвения; но эта попытка обречена на провал. Каждое живое напоминание об ушедшем близком человеке будет в первую очередь вызывать новый приступ боли и взывать о новой попытке забвения. Как указывает Линдерман, существует «труд горя», который должен быть выполнен, и он требует времени. Точно так же в психоанализе невроза каждое новое напоминание о патогенном конфликте снова его активизирует, взывая о новом облегчении с помощью защитных механизмов. К счастью, после каждого такого случая труд становится несколько легче» [316, р. 333].
Критическая точка 2 на рис. 11 достигается на стадии 4, когда клиент далеко заходит в выражении чувств. Нередко он вдруг осознает неадекватность своей защитной системы. Она больше не создает для него уютной безопасности от приступов его глубинных чувств вины, ненависти и страха. Кроме того, предшествующая вербализация приоткрыла дверь для многих других чувств, которые до сих пор были надежно вытеснены. Относительно этого момента Шнайдман заметил, что подсознание подобно подвалу, полному кошек, только и ждущих, чтобы выскочить. Когда всплывает и воспринимается слишком много подсознательных желаний, импульсов, запретов и мыслей о прошлом, это можно приравнять к тому, что дверь подвала распахнулась, и кошки выскочили наружу. Такое событие может привести к тяжелой травме или даже психической катастрофе. Психотерапевт должен контролировать взаимоотношения, чтобы клиент приоткрывал дверь слегка, выпуская по одной кошке за раз для ее изучения и приручения. На дальнейших сеансах можно будет «приручать следующих кошек».
Необходимо отметить еще одно обстоятельство: при осуществлении кратковременной психотерапии следует опасаться обострения психотического процесса на данной стадии. В этот критический момент зарождающиеся психозы вполне могут стать явными. Тем не менее, следует подчеркнуть, что подавляющее бол ьши нство кл иентов и меют систему защиты, достаточ но адекватно предохраняющую их от психотических расстройств.
Цели процесса на стадии 6
Фактически в этой «донной» фазе процесса проработки на стадии 6 происходит следующее: 1) прояснение и признание нынешних эмоциональных затруднений; 2) рациональное понимание исторических корней испытываемых проблем и чувств; 3) решение проблем в терминах связи прошлых и нынешних событий и в терминах взаимоотношений между клиентом и психотерапевтом. Переживания должны подвергнуться проработке во всех трех этих сферах, прежде чем можно будет сказать, что они «ассимилированы», или, пользуясь выражением Лин-дермана, что выполнен «труд горя». В этом смысле в психотерапии не существует «устаревшего» материала; материал всегда наготове, ожидая своей новой проработки. Чтобы проиллюстрировать, что подразумевается под «проработкой» эмоционального содержания, рассказывают историю о слепцах и слоне. В этой притче каждый из слепцов пытается описать, на что похож слон, ощупывая лишь определенную его часть. Они не смогут получить полное представление о слоне, пока не сравнят свои впечатления. Сходным образом, каждый конфликт должен быть проработан во многих ракурсах и описан с помощью различной терминологии.
После тщательного исследования прошлых переживаний и нынешних чувств на стадии 6 клиент зачастую испытывает ощущение полного благополучия и душевного подъема. Он, может быть, даже испробовал какие-то новые виды поведения в ходе проработки своей проблемы и добился некоторого успеха. Все это происходит в критической точке 3. Именно в этот момент клиенты хотят преждевременно прекратить психотерапию, полагая, что уже все в порядке, и они больше не нуждаются в услугах психотерапевта. Хотя есть своя логика в утверждении, что процесс психотерапии должен прекращаться при появлении у клиента такого ощущения, психотерапевту следует приложить все усилия, чтобы определить, действительно л и это надлежащий момент для остановки, или это только момент, когда клиенту захотелось уйти. Психотерапевт может открыто проинтерпретировать эту ситуацию для клиента, с тем чтобы тот не ушел как раз тогда, когда все готово для достижения и консолидации наибольших личностных приобретений на стадии 7 — стадии развития инсайта.
Строго говоря, клиентов не следует подвергать психотерапии дольше, чем они этого хотят; однако самые большие личностные приобретения зачастую могут быть упущены из-за преждевременного оптимизма, возникшего у клиента после первого проблеска успеха. Обычно клиент подвергается психотерапии до того момента, когда он должен будет активно сделать что-нибудь в связи со своей проблемой.
Этап проработки плавно перетекает в стадии инсайта и активных действий. Если клиент получает значительное облегчение благодаря своим новым чувствам и интеллектуальному пониманию своей проблемы, это еще далеко не все. Критические вопросы таковы: действует ли он на основе своих новых чувств, нового восприятия и нового понимания? Испробовал ли он новые виды поведения?
Стадия 7— развитие инсайта
Как уже отмечалось в данной главе, консультирование или психотерапия без достижения инсайта имеют сомнительную ценность. Критерием эффективности здесь служит достижение инсайта — нового понимания себя и других — наряду с последующими позитивными действиями, основанными на этом ин-сайте.
Концепция инсайта имеет богатую историю. Буквально это слово означает «всмотреться», «прозреть», «проникнуться». В гештальт-психологии данный термин используется для описания неожиданной перцептивной реорганизации, ведущей кот-крытию или крешению проблемы. Примером служит эксперимент Келера [176], в котором шимпанзе вдруг открывает для себя, как скомбинировать разные палочки и стопки ящиков, чтобы, наконец, достать желанный банан. Инсайт в консультировании и психотерапии характеризуется такими внезапными «Ага!» и «Так вот в чем дело!», когда значимые детали выделяются на общем фоне.
Мы, однако, предпочитаем ограничить употребление термина «инсайт» следующим его значением: это глубокое понимание и изменившееся восприятие взаимосвязей между разрозненными элементами своей личности, благодаря чему индивидуум способен действовать более позитивным образом с точки зрения целостной системы «Я». Возникает более глубокое осознание того, что объективно и субъективно происходит внутри и вне личности, осознание на уровнях эго-системы и системы «Я». Клиент замечает взаимосвязи, которых раньше не видел. Этот процесс «прозрения» может быть медленным и незаметным, а может быть и внезапным, как в гештальт-психологии — стремительной реорганизацией перцептивного поля. Этот тип инсайта характеризуется всеобъемлющими переживаниями, включающими в себя многие модальности знаний и чувств.
Достижение подобного рода инсайта зачастую требует настолько полного понимания событий своей жизни, насколько это вообще возможно. В предыдущей главе мы проследили историю жизни индивидуума, отмечая в ней разнообразные стадии и задачи развития. Мы предполагали, что на всех этих стадиях жизни каждый индивидуум приобретает опыт, который ассимилируется и интегрируется, формируя личность. На ранних стадиях жизни, например, в возрасте от 5 до 7 лет, определенные эмоциональные переживания весьма интенсивны. Они имеюттакой характер, что глубоко вытесняются и нередко вообще не ассимилируются влич-ности. Стадия проработки открывает эти переживания для осознания.
Психотерапевтический процесс ориентирован на то, чтобы достичь инсайта относительно этих ранних переживаний посредством процедуры, именуемой «воспроизведением опыта» прошлых событий. Эти события заново интерпретируются, рассматриваются в новом свете, так, чтобы уменьшить вызываемую ими тревогу и душевную боль. Понимание былых защитных схем ведет к новому осознанию свободы и проявлению уверенности в себе.
Пока клиент анализирует происшествия своей жизни, одновременно протекает еще, более фундаментальный, один процесс. Благодаря достижению инсайта клиент приходит к более точному и явно сформулированному определению своего «Я», как это описано в главе 2. На основе всего своего опыта в повседневных взаимодействиях и в психотерапии он составляет сводную концепцию своего «истинного Я». Таким образом, инсайт — это не только процесс понимания прошлого и увязывания воедино прежде разрозненных элементов, но и процесс конструирования в системе «Я» текущего представления о своем «истинном Я», таком, которое развивалось многие годы и эволюционирует в нынешних жизненных процессах.
Цели процесса на стадии 7
Для иллюстрации рассмотренного процесса развития инсайта мы извлекли из книги Роджерса [249, р. 135] краткую сводку некоторых перемен в мышлении и чувствах клиента: это переход от симптомов к «Я», от окружения к «Я», от других к «Я», от бессознательного к сознательному, от прошлого к настоящему, от негативн