Как сформировать ваши личные границы
Средства для самостоятельной работы
_ Делайте записи в своем дневнике каждый раз, когда осознаете, что кто-то вторгается в ваше пространство без вашего разрешения. Описывайте такие моменты, как неприемлемое прикосновение; прерывание или завершение фраз вместо вас; людей, входящих в уединенные зоны, такие как ваша ванная комната, роющихся в вашем письменном столе, листающих ваш дневник. Записывайте также свои ощущения, когда это происходило, и свои реакции. Отметьте наиболее распространенные модели и свои ответы. Договоритесь с членами своей семьи, чтобы они учитывали ваши границы.
Средства для психотерапии
_ Перечислите симбиотические/созависимые взаимоотношения, в которые вы сейчас втянуты, а также причины за и против отделения себя от них. Обсудите это со своим психотерапевтом. Затем в ролевой игре с психотерапевтом разыграйте разрушение этого симбиоза. Это необходимо для того, чтобы помочь вам усвоить новые ответы на попытки симбиотических атак.
Средства для работы в группе поддержки
_ Создайте систему телефонного вызова и список “домов-убежищ” для членов вашей группы, чтобы любой ее участник мог быстро найти поддержку, если она ему понадобится во время кризиса, когда он попытается
освободиться от созависимой системы.
_ Заручитесь поддержкой по крайней мере двух друзей, которые в моменты слабости помогут вам вспом-нить, насколько плохи ваши симбиотические/созависимые отношения. Это должны быть люди, которым вы можете в любой момент позвонить и попросить о помощи.
_ Постарайтесь найти группы людей, которые живут так, как хотели бы жить вы, чтобы вы могли исполь-зовать их в качестве моделей, помогающих развивать ваше новое “Я” в поддерживающей среде.
Средства для работы с партнером
_ Договоритесь друг с другом об обратной связи, касающейся поведения, которое вторгается в личное пространство каждого из вас (заканчивание предложений, чтение писем, приведение в порядок личных вещей другого).
_ По отдельности прочтите этот контрольный перечень и отметьте вопросы, на которые можете ответить “да”. Затем поделитесь результатами друг с другом.
— Есть ли у вас ощущение, что вы “сумасшедший”?
— Наблюдаются ли у вас большие провалы в памяти относительно событий детства?
— Превышает ли ваш вес норму более, чем на 50 фунтов (22,6 кг)?
— Переживали ли вы случаи злоупотребления или случалось ли вам самим злоупотреблять кем-то?
— Сбивает ли вас с пути секс?
— Трудно ли вам поддерживать интимные отношения?
— Стыдитесь ли вы своего тела?
— Не сексуализируете ли вы взаимоотношения, даже если не хотите этого?
— Испытываете ли вы регулярные головные боли, желудочно-кишечные расстройства или нарушения мочеполовой сферы?
— Есть ли у вас общее ощущение депрессии, которое вы не можете стряхнуть с себя?
— “Замораживаетесь” ли вы в определенных ситуациях, например, при встрече с авторитетной личностью?
— Боитесь ли вы иметь детей или быть возле них?
— Часто ли с вами происходят несчастные случаи?
Если вы ответите “да” на два или больше из этих вопросов, возможно, что у вас в прошлом был инцест, о котором вы не помните. Иногда память об инцесте “хоронится” до тридцати-сорока лет, прежде чем всплывет на поверхность.
Пример из практики
Джойс казалась идеальной клиенткой: возраст — сорок один год, без крупных проблем, хорошо осведом-лена о себе и заинтересована в росте и лучших отношениях с мужем. Но понемногу начал возникать другой образ.
Она совершенно не помнила себя до десяти лет, забыла все истории о том, как ее колотили, с ней постоянно происходили несчастные случаи. Она испытывала трудности при общении с с авторитетными личностями, была сбита с пути сексом и страдала от хронических желудочно-кишечных расстройств. На основании этих симптомов мы сделали вывод, что в детстве Джойс стала жертвой сексуального злоупотребления, возможно, инцеста.
Несмотря на то, что Джойс не помнила о каком-либо злоупотреблении, она ничего не могла сказать о своем детстве до 10-летнего возраста.
Постепенно ее память о детстве стала возвращаться, и клиентка начала вспоминать случаи примерно с возраста четырех лет, в которых участвовал ее дядя. Она не могла поверить в это, потому что дядю в ее семье считали очень уважаемой личностью. Отец Джойс погиб на войне, когда ей было три года, и дядя (его брат) помогал семье и спас ее от вынужденного распада. Мать Джойс говорила ей, что она должна быть благодарна дяде, потому что без него ей пришлось бы идти в приют для сирот. Почти год клиентке было трудно оценить свои неотчетливые воспоминания. Она начала думать, что должна восстановить все. Джойс испробовала гипноз, но даже гипнотические сеансы не помогли ей прояснить память.
Это очень типичная модель для людей, которые подавляли воспоминания о сексуальных злоупотреблениях с раннего детства. Некому подтвердить неотчетливые воспоминания и общие ощущения. Друзья часто советуют не беспокоиться о том, что могло происходить почти сорок лет назад. Правда заключена где-то в памяти Джойс и в памяти ее тела. Ее физические симптомы были слишком очевидны.
Прорыв у Джойс прошел после ряда событий, некоторые из них произошли в рамках психотерапии, а некоторые вне ее. Мы попросили клиентку поговорить с несколькими взрослыми, которые пережили инцест и помнили об этом по истечении многих лет. Это оказалось очень полезно, так как подтвердились некоторые смутные воспоминания Джойс и ощущения в ее теле. Другой прорыв вскоре произошел на групповом занятии, во время которого Джойс рассказывала о своих беседах с другими взрослыми, пережившими инцест в детстве. Она говорила об ощущении тошноты в желудке при своих воспоминаниях и при этом сжимала область желудка. Мы попросили ее нарисовать свое ощущение на бумаге. Когда Джойс нарисовала красный и белый круг на бумаге, ее лицо посерело. Она воскликнула: “О Боже, я вспоминаю, как он втискивал мне в рот свой пенис! Я начала задыхаться, меня чуть не вырвало. Это был мой дядя; я видела его лицо”.
Джойс понадобилось еще два года, чтобы добраться до другой стороны проблемы. Она продолжала упорно работать в терапии, чтобы примириться с чувством вины и стыда. Как-то вечером она, вся в слезах, вспом-нила, как сильно нуждалась во внимании и как наслаждалась вниманием, которое уделял ей дядя. Он брал ее с собой в поездки, а когда не брал, то всегда делал подарок. У него были деньги, положение и престиж в семье, и ей кое-что перепадало как любимой племяннице. Джойс боялась, что ее отошлют в приют для сирот, если она расскажет кому-нибудь правду. Она привыкла к его сексуальным атакам. Больше всего ей нужно было его внимание.
Для Джойс было важно согласиться с тем, как сильно она наслаждалась вниманием своего дяди и его привязанностью, а также признать свою отчаянную потребность быть любимой. Это помогло ей исцелить свои раны и измениться. Для большинства взрослых, переживших инцест или сексуальные злоупотребле-ния, самое тяжелое — признать и принять тот факт, что они могли получать удовольствие от этих близких отношений, даже несмотря на то, что сексуальная их часть была омерзительной. Когда взрослые, пережив-шие нечто подобное, могут провести такое различие и разделить эти две части взаимоотношений, им стано-вится легче пережить все свои чувства и пройти через последний этап выздоровления.
Глава 17
ФОРМИРОВАНИЕ УЗ БЛИЗОСТИ СВЯЗЬ: КРИТИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ
Из главы 4 вы узнали об образовании связи и о том, как важно помочь ребенку испытать безопасность и надежность полной связи с матерью. Вы узнали и о важности связи отец/ребенок в решении вопросов противозависимости. В этой главе раскрываются проблемы связи другого характера, а также то, как восста-новить ее слабые нити. Много информации о важности хорошей связи появилось в течение последних двадцати лет. Она была получена от разных групп, изучающих поведение и развитие человека, от психо-логов, работающих в сфере образования, клинических психологов, специалистов в области психического здоровья, медиков, изучающих внутриутробный и послеродовый периоды, преподавателей и родителей. Эта информация и научные исследования подтверждают большое значение образования связи (уз). Отсутствие хорошей связи в раннем детстве признается сейчас критическим фактором в образовании расстройств, связанных с обучением, формировании созависимости, аутизма у детей, асоциальных нарушений поведения, нарушений в эмоциональной сфере, пограничных состояний, дисфункциональных семейных отношений и, возможно, более масштабных культурных проблем, связанных с окружающей средой. Доказательства неоспоримы. Люди с плохой связью с трудом могут жить функционально.
Элементы связи
Джозеф Элтон Пирс (1977, 1985) рассматривал связь как центральный вопрос развития в раннем детстве, изучая обстоятельства, мешающие образованию связи, а также влияние связи или ее отсутствия на обучение и установление отношений. Он выделяет пять шагов/элементов в создании хорошей связи во взаимоотношениях мать/ребенок в первые несколько часов, дней и месяцев после рождения ребенка:
_ брать ребенка на руки и прижимать к матери и отцу (самый лучший контакт — кожа к коже);
_ долго и спокойно смотреть в глаза ребенку;
_ улыбаться ребенку;
_ издавать успокаивающие звуки, особенно петь песни;
_ стимулировать ребенка поглаживаниями и массажем.
Пирс (1985) выделяет восемь стадий образования связи, рассматривая развитие человека как ряд связей, которые удерживают процесс жизни в одном русле. Он описывает это как инстинкт, который влечет за собой людей по направлению к полному развитию духовных способностей. Стадии образования связи по Пирсу таковы:
1) с матерью (при рождении и сразу после него);
2) с отцом и семьей (сразу же после рождения);
3) с Землей (около 4 лет);
4) с обществом (в возрасте около семи лет);
5) с основной частью знаний общества (начиная с одиннадцати лет);
6) с личностью противоположного пола (по достижении половой зрелости);
7) с потомком (как родитель);
8) духовная связь.
Первые семь стадий вместе включают в себя восьмую, которую Пирс называет “духовная связь”, и если этот процесс завершается, личность становится способной чувствовать себя связанной со всем миром и со всеми в этом мире.
Как и в любом процессе развития, можно вернуться к точкам, в которых процесс был нарушен, и восста-новить его. Разрыв связи раннего детства можно исцелить при помощи фиксированных взаимоотношений, психотерапии, групп поддержки и индивидуальной работы. Разрыв связи с Землей тоже можно восстановить, но об этом мы знаем меньше. Обычные способы — возврат к природе в сочетании с применением на практике традиций коренных американцев, таких как садоводство, посадка деревьев и цветов. Нам предстоит еще многое узнать о завершении этой формы связи и развитии партнерских отношений с Землей. Незавершенная связь с обществом, по нашему мнению, выражается в движении к “общине”.
12-шаговые программы, которые берут свое начало от Анонимных Алкоголиков, были описаны М. С. Пеком (1987) как лучший пример истинной общины в этой стране. В общине, по Пеку, члены группы способны проявлять свое истинное “Я” и найти поддержку для исцеления своих ран. Многие религиозные и духовные группы, а также некоторые люди, занимающиеся бизнесом, практикуют большую близость между людьми в своих организациях, чтобы люди могли работать и жить в отношениях партнерства. Некоторые корпорации фактически привносят принципы и традиции 12-шаговых программ на свои рабочие места и учитывают их при формировании кооперативной корпоративной культуры.
Процесс образования связи строится на каждой из предшествующих стадий. Степень завершения предыдущих стадий определяет, насколько хорошо удастся завершить последующие стадии. Чем больше ребенок связан с родителями, тем больше вероятность того, что он достигнет настоящего, полноценного существования, которое часто определяется как духовность.
Связь с основами знаний общества — это образовательный вопрос, вопрос развития, и эффективность нашей системы образования необходимо исследовать с двух этих точек зрения.
Если рассматривать результат развития, то становится ясным, что степень связи ребенка с матерью/отцом
/семьей определяет, насколько он сможет стать связанным с Землей, а затем и с обществом. Эти стадии образования связи определяют затем, насколько полно ребенок будет связан с основами знаний общества — с понятиями, идеями и восприятием того, как устроен и развивается мир.
Что касается образования, то большинство школ устроены так, что их структура поддерживает созави-симость, фактически мешая завершению процессов развития. Это может еще больше осложнить внутреннюю травму ребенка, углубляя и расширяя модель созависимости. Здоровое образование связи в школах поддерживается совместными действиями, которые признают уникальность индивидуума и способствуют распространению приемлемых телесных контактов, таких как объятия, “куча мала” (где все лежат на полу беспорядочной кучей как новорожденные щенки в гнезде), образование хороводов в танцах или движение учащихся по тесно свитой спирали, которая образуется из выстроенных в ряд людей. Эти виды деятельности необходимо предварять информацией и обсуждением того, что такое приемлемое и неприемлемое прикосновение, а также твердой поддержкой при установлении индивидуальных ограничений и границ, касающихся прикосновений и близкого телесного контакта.
Преподавателям нужно открыто говорить об этом, а также моделировать желательное и приемлемое поведение. Такое поведение и поддерживающая атмосфера, установленная классным преподавателем, помогут детям научиться отличать здоровые свойства связи (которые поощряют индивидуальные потребности и границы) от нездоровых, характерных для симбиоза (которые препятствуют свободному выбору, передают внешние ожидания и отрицают границы и ограничения).
Образование связи с человеком противоположного пола часто тормозится незавершенностью связи на предыдущих стадиях, особенно на тех, где формируются социальные связи. Учебные заведения часто отбивают охоту к приемлемым контактам с противоположным полом, в первую очередь потому, что это может активировать сексуальные последствия. Вместо этого часто создаются созависимые модели власти и подчинения, в которых секс (пол) используется в качестве орудия управления, чтобы усилить доминаторную модель. Нормой почти повсеместно признано соревнование мужского/женского и ранжирование, а не связь и кооперирование. Если люди не усваивают навыки образования связи мужского/женского у себя дома,
они, конечно, не усвоят их и в учебных заведениях.
Иными словами, существует недостаток навыков и информации, которые должны помочь при воспитании потомков. Большинство родителей идут своим запутанным путем при воспитании ребенка, делая то, что могут, при помощи того, что имеют. Большинство отцов вовсе не обучены. На текущей стадии процесса эволюции многие люди имеют очень мало возможностей достичь последней стадии — духовности. Некоторые, конечно, достигают, но отнюдь не благодаря нашей доминаторной культуре или любой из ее систем. Немногие отважные люди с сильным внутренним побуждением не позволяют системе удержать их на задворках. Они стремятся идти вперед, несмотря на культурные ограничения и свои собственные раны. Таких людей иногда называют “следопытами” (Шихи, 1981).
Образование связи и обучение
В главе 4 мы констатировали, что дети с плохой связью или “привязанные” дети часто боятся мира и любых изменений. Их навыки исследования и риска слабы, они нуждаются в постоянном подкреплении извне. “Привязанные” дети часто бывают негибкими, их чувства закрыты и развивается принудительное поведе-ние. Такие недостатки вредят реальному обучению, которое предусматривает использование органов чувств, наблюдение, размышление и функции чувств. Реальное обучение требует, чтобы у ребенка были развиты способности самовыражения, полный доступ к собственным чувствам, способность включать свое тело в процесс обучения и способность думать.
“Привязанные” дети могут приспособиться к структурам обучения, где используется только функция мышления (что и делает наша современная система образования, основанная на нормах доминанторной культуры).
Мышление, особенно левополушарное (которое наша современная система образования тоже поощряет), поддерживает дисфункциональное поведение “привязанного” ребенка. В западном образовании домини-руют функции левого полушария головного мозга: расчлененность, приведение к общему знаменателю, линейное мышление и рациональность.
Существуют и другие способы, при помощи которых системы образования отбивают охоту или мешают образованию связи и завершению эволюционных процессов. Такие способы можно проследить до их источника — доминаторной модели. Подобные подходы:
_ иерархически ранжируют участников, причем студенты и их потребности оказываются в самом низу;
_ учат детей приспосабливаться к системе, наказывая за непосредственность и ограничивая свободы;
_ берут на себя всю ответственность за структурирование и оценивание образовательного опыта ребенка, не поощряя обратной связи с учащимися;
_ укрепляют созависимость, симбиоз и изоляцию;
_ поддерживают систему силой или угрозой силы, используя требование обязательной посещаемости и изгнание (отказ в любви) и требуя степеней и рекомендаций для того, чтобы быть принятым системой;
_ обучают школьников и студентов скорее соревнованию, чем кооперации друг с другом, используя конкурсную систему оценок;
_ запрещают чувства, личные вопросы и социальное взаимодействие в классе, подчеркивая только чисто теоретическое;
_ поощряют жесткие сексуальные роли;
_ обесценивают разнообразие и открытие, а ценят конформизм и пассивность.
Совершенно очевидно, что человеческому существу в таких условиях трудно достичь стадий связи енского/ ужского и духовности. “Культурный заговор” может быть неосознанным, и в результате взаимозависимость и
целостность, которые приносит стадия духовности, становятся почти невозможными.
Образование связи и психопаты
Недавние исследования (Магид и Маккелвей, 1988) рассматривают плохую связь в возрасте от рождения до двух лет как главную причину асоциальных изменений личности (APD). Люди с такими нарушениями (около 15% взрослого населения США) обладают смесью отвратительных черт. Они высокомерны, бесстыдны, аморальны, импульсивны, необщительны, неглубоки, бессердечны, безответственны, непочтительны, коварны и лживы.
Возможно, такие люди не будут убивать, но будут с готовностью лгать, мошенничать и воровать и не чувствовать при этом стыда. Некоторые крайние примеры можно найти среди заключенных, например, Чарльз Мансон, и в психиатрических клиниках, но множество людей с менее выраженными симптомами находятся в главном потоке общества и во всех социальных слоях.
Научные исследования показывают, что сейчас в обществе насчитывается больше людей с APD, чем когда-либо раньше. Рост числа плохих связей, которые способствуют формированию APD, приписывается ряду культурных тенденций:
_ увеличению количества беременностей у подростков;
_ увеличению количества неподготовленных матерей-подростков, которые оставляют детей у себя и воспитывают их;
_ увеличению числа разводов;
_ увеличению случаев плохого обращения с детьми;
_ большему числу усыновлений (удочерений);
_ увеличению числа передач ребенка на воспитание в приемную семью;
_ недостаточная ежедневная забота о ребенке.
Исследования показывают также, что прерывания в процессе образования связи, такие как госпитализация, болезнь родителей и их отсутствие, существенно влияют на ребенка. Это оказывает особенно пагубное воздействие на ребенка в момент рождения и в течение этапа отделения, от девяти месяцев до трех лет.
Магид и Маккелвей считают главной причиной роста APD в Соединенных Штатах то, что подростки стано-вятся родителями. Матери-подростки сами еще дети и не знают, как правильно взаимодействовать с ребенком-младенцем. Второй важный фактор в высоком уровне APD — недостаточный ежедневный уход за ребенком. Большинство дневных нянь мало получают за свою работу и плохо подготовлены к ней. Среди них наблюдается большая текучесть кадров, и слишком многие из них сами являются почти детьми. Уход за детьми осуществляется на уровне ниже всяких стандартов.
Лечить детей с очень плохой связью, которые демонстрируют признаки APD, очень трудно. Современное лечение в основном сводится к тому, чтобы помочь детям дать выход глубоко спрятанному гневу и печали по поводу неудачи в образовании связи, которые они подавляли. При “терапии, уменьшающей гнев” ребенка удерживают физически и в то же время стимулируют выразить свой гнев и ярость. Эти приемы доказали свою эффективность при лечении маленьких детей. Но как только ребенку исполняется шестнадцать лет, такое лечение уже не срабатывает. Подобные дети часто попадают в тюрьмы и общественные учреждения, где их как бы “хранят на складе”. Необходимо признать эти негативные явления культуры и настоятельную потребность решительных изменений в подходе к проблеме родительства и взаимоотношений в нуклеарной семье. Вы можете спросить себя: “Куда мне вернуться, чтобы исцелить все это?”