Тренировка равновесия в положении сидя
В главе «Сидим красиво» было показано, как помочь вашему ребенку сидеть самостоятельно. Преодолев самую большую сложность и научив ребенка сидеть самостоятельно, вы сможете начать искать способы улучшить его положение и помочь ему научиться удерживать равновесие в положении сидя. Ваш ребенок должен уметь наклоняться вперед в положении сидя, дотягиваться обеими руками до предмета, лежащего далеко впереди или далеко сбоку, и поворачивать корпус, удерживая при этом равновесие. Отработка правильного положения сидя и удержания равновесия поможет ему быть более самостоятельным дома и в школе.
Используйте упражнения согласно указаниям вашего физиотерапевта. Первые два разбудят мышцы корпуса вашего ребенка и подготовят их к дальнейшей работе. Мальчики особенно любят эти упражнения.
Не падай!
1. Ребенок сидит, упираясь ступнями в пол; колени не касаются друг друга.
2. Скажите ему, что он должен скрестить руки, выпрямиться и быть сильным.
3. Скажите ему: «Я – злодей, который хочет толкнуть тебя на пол – не дай мне это сделать!» Очень легко начните толкать корпус ребенка – сбоку, спереди, сзади и наискосок (рис. 13.1 ). Начните с медленных легких толчков, затем начните нажимать сильнее и применяйте быстрые похлопывания. Соизмеряйте силу со способностью ребенка ей сопротивляться. Вам нужно бросить ребенку вызов, но не заставить его потерять равновесие.
4. Выполните три захода толчков.
Я силач
1. Ребенок сидит, упираясь ступнями в пол; колени не касаются друг друга.
2. Положите на каждую его ладонь утяжелитель весом в 200 граммов. Если у вас нет маленьких гантелек, вы можете сделать утяжелитель самостоятельно. Возьмите старый носок, положите в него немного фасоли или риса и завяжите.
3. Под вашим руководством пусть тренируется как «большие парни». Считайте с ним – пусть выполнит пять сгибаний руки в локте (упражнение на бицепсы), пять раз поднимет руки и пять раз разведет их в стороны (рис. 13.2 ). Спросите, хочет ли он повторить упражнение. Пусть делает столько, сколько ему нравится.
Рис. 13.1
Рис. 13.2
Давай сделаем змейку
Сидит ли ваш ребенок, не принимая вес на ступни – так, словно они парят над полом? Приведенные ниже упражнения научат его принимать вес на ступни, когда он будет распрямляться и дотягиваться. Постарайтесь найти дополнительные занятия, которые отрабатывают тот же навык.
1. Ребенок сидит, упираясь ступнями в пол; колени не касаются друг друга.
2. Поместите на пол пластиковые бусины, чтобы он сложил из них длинную змейку (рис. 13.3 ). Если нужно, помогите ему соединить бусины.
Давай оденем мишку
1. Ребенок сидит, упираясь ступнями в пол; колени не касаются друг друга.
2. Поместите у ступней ребенка мишку или другую его любимую игрушку.
3. Пусть ребенок наклонится и наденет на мишку ожерелье, шляпу и т. д. (рис. 13.4 ).
Рис. 13.3
Нажми на пищалку
1. Ребенок сидит, упираясь ступнями в пол; колени не касаются друг друга.
2. Поместите у ступней ребенка мягкую пищащую игрушечную собачку.
3. Пусть нажмет на нее ступней, чтобы она запищала (рис. 13.5 ). Если не сможет, попросите его наклониться вперед и нажать на колено обеими руками. Пусть нажимает на пищалку, сколько ему захочется, поочередно каждой ступней.
Рис. 13.4
Рис. 13.5
Игра с мячом
Игра с мячом бросает вызов равновесию вашего ребенка, и она сложнее, чем кажется на первый взгляд. Вам нужно сделать ее как можно проще и веселее. Чем больше она нравится ребенку, тем больше он будет упражняться.
1. Ваш ребенок сидит со ступнями, прижатыми к полу, расставив колени.
2. Выберите легкий мяч среднего размера. Катните его по направлению к ребенку, чтобы он толкнул его обратно или взял руками и бросил его вам.
3. Затем бросьте ему мяч (рис. 13.6 ): «Готов? Лови!» Начните с бросания мяча в его руки. Похвалите: «Отлично ловишь!»
Бросаем мягкие мячики
Для этой игры вам понадобятся мягкие мячики и большое ведро (либо подобный контейнер).
1. Ребенок сидит, упираясь ступнями в пол; колени не касаются друг друга.
2. Поместите ведро перед его ступнями.
3. Протягивая ребенку мягкий мячик, поначалу держите его в пределах легкой доступности (рис. 13.7 ). «Вот, брось его в ведро».
4. Затем держите его немного подальше. Но постарайтесь не испортить игру, держа мячик слишком далеко – так, что ребенок не сможет дотянуться. Вместо этого бросьте ему вызов – держите мяч, пока он не схватит его и не вытащит у вас из руки. Пусть ребенок делает это обеими руками. Пусть тянется высоко вверх, в сторону и поворачивается при этом.
Рис. 13.6
Рис. 13.7
Бросание мягких мячиков – веселое занятие для детей любого возраста, особенно если цель удачно размещена: не слишком далеко и не слишком близко. Сделайте акцент на броске. Ведите подсчет забитых голов. Это простимулирует ребенка на частое повторение игры.
Если ребенок хочет пользоваться только одной рукой, может помочь, если вы ему что‑нибудь дадите в эту руку. Например, принесите его любимую фигурку супергероя. «Подержи Человека‑Паука – он хочет посмотреть, как ты бросаешь». Будьте готовы внести изменения в игру с учетом более слабой руки: и цель, и мячики, которые вы держите, должны в этом случае находиться поближе к ребенку.
Дотягиваемся обеими руками
Пусть ребенок дотягивается обеими руками. Это потребует постоянного переноса веса и сложнее, чем вам может показаться. Используйте занятие только по указанию вашего физиотерапевта и следуйте любым его особым инструкциям.
1. Ребенок сидит, упираясь ступнями в пол; колени не касаются друг друга.
2. Что‑нибудь большое и легкое, вроде обруча или пляжного мяча, послужит хорошим стимулом для дотягивания обеими руками. Поместите обруч или мяч на полу для него, чтобы он его взял в руки; пусть вытянется, чтобы забрать его у вас из рук (рис. 13.8 ) или просто дайте ему поиграть с этим предметом. Использование обеих рук послужит хорошим испытанием для его равновесия.
Рис. 13.8