Игра в положении на четвереньках
1. После того как ваш ребенок окажется в положении на четвереньках, поместите перед ним игрушку, в которую просто играть (неваляшку и т. д.).
Рис. 11.3
Рис. 11.4
Рис. 11.5
2. Расположитесь перед ребенком и предложите ему поднять правую руку, чтобы шлепнуть по игрушке. Будьте готовы поддержать левую руку, если потребуется.
3. Сделайте то же самое с левой рукой.
4. Повторите много раз.
5. Если у ребенка хорошо получается, пусть самостоятельно играет с любой игрушкой (рис. 11.5 ).
Раз, два, три… ползем!
1. Когда ваш ребенок окажется на четвереньках, поместите что‑нибудь интересное примерно в 30 см от зоны его досягаемости. Уберите предмет, если ваш ребенок тут же попытается перевернуться или подобраться на животе. Скажите ему: «Давай поползем».
2. Помогите ребенку двинуть правой рукой в направлении игрушки на несколько сантиметров, а затем двинуть левой ногой на небольшое расстояние (рис. 11.6, a и б ).
Рис. 11.6
3. Затем двиньте его левой рукой и помогите двинуть правой ногой. Если ребенок хочет переместить обе руки одновременно, придержите одну руку на месте. Стабилизируйте одно колено, если он захочет двинуть обеими ногами вперед.
4. Повторяйте движения, пока ребенок не достигнет игрушки. Снова и снова проделывайте упражнение, пока ребенку это нравится.
ВНИМАНИЕ : наблюдайте за ребенком: как только вы заметите, что он начал сам двигать рукой или ногой, перестаньте ему помогать с этой рукой или ногой.
Ползаем
Когда дети начинают ползать, они это делают самыми разными способами. Они могут сначала двигать руками, потом ногами, по одной или обеими сразу. Они могут двигать руку и ногу с одной стороны тела, а потом с другой. Или они могут начать ползать реципрокным способом – передвигая правую руку и левую ногу, а затем левую руку и правую ногу. Что бы они ни делали, их движения поначалу будут резкими и нечеткими. Им нужно время, чтобы наловчиться.
После того как ваш ребенок будет ползать несколько дней или неделю, вы заметите, что у него появился более четкий стандарт ползания. Если это означает, что он постоянно отталкивается вперед обеими ногами, обратитесь к физиотерапевту за советом. Нужно, чтобы ребенок приобрел координированный реципрокный способ перемещения – это подготовит его к ходьбе, при которой мы тоже попеременно переставляем ноги.
Как только ваш ребенок начнет хорошо ползать, пусть ползает где угодно. Ему нужно выработать выносливость и силу и ползать на все более длинные дистанции. Уберите все лишнее с пола и предоставьте ему достаточно свободного места для практики. Вскоре ваш ребенок сможет переползать из комнаты в комнату (рис. 11.7 ). Он полюбит этот способ перемещения, потому что с его помощью он сможет гораздо лучше исследовать окружающее пространство, чем переворачиваясь и ползая на животе. Конечно, осваивая пространство, он будет натыкаться на вещи, от которых вы хотели бы его уберечь, так что не забудьте обезопасить свой дом и убрать бытовую химию в недоступные для него места, используя блокираторы и т. д.
Рис. 11.7
Когда его движения станут более координированными, препятствия больше не будут его останавливать – он станет их преодолевать, огибая одни и переползая другие. Возможно, однажды он даже переползет через ваши вытянутые ноги. В пригожий денек вынесите ребенка на улицу и пустите его ползать по траве. Скорее всего, поначалу он отнесется к этому предложению с опаской, но передвижение ползком по неровной поверхности вроде лужайки – отличная тренировка. Также можно предоставить ребенку возможность ползать по наклонным поверхностям – естественным склонам или скатам.
Затем вам стоит начать поощрять ребенка ползать быстро. Пусть брат или сестра устроят гонки ползком за мячиком. Если брат или сестра старше, скажите ему (ей), что ребенку с ДЦП стоит время от времени давать выигрывать. Чем выше скорость – тем лучше. Способность быстро передвигать руками и ногами – очень полезный навык, который пригодится ребенку, когда он начнет ходить. Быстрая ходьба требует меньших усилий для удержания равновесия. Начинающие ходоки страдают от нехватки равновесия и могут компенсировать это, делая быстрые шаги. Очень часто они начинают ходить быстро – и только позже учатся ходить медленно.
Постепенно ваш ребенок подготовится к заползанию вверх по лестнице (рис. 11.8 ). Это непростая задача, и потому слишком опасно предоставлять ребенку справляться с ней в одиночестве. Если ребенок заинтересован в заползании по лестнице, попрактикуйтесь вместе с ним и как следует его подстраховывайте. Если он захочет сползти обратно, не давайте ему ползти лицом вниз, пусть перемещается на животе вперед ногами (рис. 11.9 ). Ему это может не понравиться, но «вперед ногами» – необходимая мера безопасности для всех детей.
Рис. 11.8
Рис. 11.9
Вам может наскучить наблюдение за тем, как ребенок ползает вверх‑вниз по ступенькам – вплоть до соблазна остановить его. Не делайте этого! Для вашего ребенка передвижение по ступенькам – одновременно и приключение, и отличное упражнение. Ползание вверх и вниз по ступенькам дает ему больше физической тренировки, чем он мог бы получить в процессе игры на детской площадке и даже во время сессии с физиотерапевтом.
В этой книге не перечислены упражнения на ползание, потому что, как только ваш ребенок научится ползать реципрокным способом на четвереньках, упражнения будут сами находить его. Все, что вам нужно делать, это позволить ему перемещаться, следить за его безопасностью и получать удовольствие от его шалостей.
Поднимаемся и опускаемся
Не все дети начинают ползать, после того как научатся вставать на четвереньки. Некоторые вместо этого встают на колени, как Дженнифер, поднимаются, чтобы сесть на пятки, или переворачиваются, чтобы сесть на пол. Они овладевают тем, что физиотерапевты называют переходными движениями . Это просто означает, что они меняют положение с одного на другое. Пока они овладели двумя переходными движениями: они могут перевернуться со спины на живот и встать на четвереньки из положения лежа на животе.
Сила и координация рук, достигнутые в ходе отталкивания в положение на четвереньках, теперь помогают им освоить перемещение в положение сидя и из него, а также делать присед на пятки. Для того чтобы научиться стоять на коленях, им потребуются более сильные мышцы бедер и корпуса, а дополнительная сила мышц нижних конечностей позволит вставать на ноги.
Для вас перемещение из одного положения в другое – простая задача. А для маленьких детей, особенно для детей с ДЦП, освоить положение сидя – серьезная победа. Сначала они учатся вставать на четвереньки, а оттуда перемещаться в положение сидя. Опуститься из сидячего положения в положение лежа на животе на полу для них также непросто. На самом деле то, чему они научатся сначала – садиться или опускаться, – зависит от их личных предпочтений. Дети, которые любят сидеть и играть, будут изо всех сил стремиться самостоятельно сесть. Ребенок, который предпочитает перемещаться в пространстве, скорее сначала научится опускаться на пол из положения сидя.
Следующие занятия продемонстрируют вам, как помочь ребенку садиться и выходить из сидячего положения. Используйте их по указаниям физиотерапевта и следуйте всем его рекомендациям.
Садимся
1. После того как ваш ребенок встанет на четвереньки, поместите слева от него игрушку.
2. Надежно поддерживая бедра ребенка, опустите его ягодицы на правую сторону (рис. 11.10, a ). Он окажется в положении сидя на боку с опорой на руку: большая часть веса будет приходиться на его правую руку (рис. 11.10, б ).
3. Пусть ребенок потянется вперед к игрушке. Продолжайте поддерживать его бедра, когда он попытается сесть (рис. 11.10, в ).
4. Повторите те же действия, помогая ему сесть на левую сторону.
5. Когда у ребенка будет получаться лучше, ослабьте поддержку.
Поощряйте ребенка сидеть с вытянутыми ногами или по‑турецки, как девочка на рис. 11.10, в .
Рис. 11.10
Выход из положения сидя
1. Ваш ребенок сидит на полу.
2. Положите игрушку вне пределов его досягаемости справа.
3. Помогите ему повернуть корпус и поместить обе руки сбоку на пол (рис. 11.11 ).
4. Помогите ему по необходимости приподнять ягодицы, подняться на четвереньки или опуститься на пол.
Рис. 11.11
Встаем на колени
1. Ребенок находится на четвереньках перед прочной коробкой, наполненной интересными вещами. Для большей поддержки вы можете встать на колени позади ребенка и зажать его ноги и бедра между своими ногами.
2. Пусть примет свой вес на одну руку, а другой рукой потянется к коробке и ухватит ее за край, а затем встанет на колени (рис. 11.12 ). Если у него не получается, поместите свою ладонь на тыльную сторону его ладони, чтобы рука ребенка не соскальзывала с края коробки. Постарайтесь не поддерживать его под грудь. Нужно, чтобы как можно больше движений он делал самостоятельно.
Рис. 11.12
3. Как только он встанет на колени у коробки, предложите ему дальше держаться за край одной рукой и играть другой. Присматривайте за ребенком или поддерживайте его по необходимости сбоку, но не вставайте на колени и не садитесь позади него. Поначалу ребенок может терять равновесие и опрокидываться назад. Если вы будете находиться позади, он будет чувствовать себя в безопасности, откидываться назад и не попытается предохранить себя от падения.
Для ребенка, который может удерживать положение на четвереньках без посторонней помощи, либо для того, кто самостоятельно может ползать, задача встать на колени у коробки может быть достаточно простой.