Умение сидеть, опираясь руками о стол
Оборудование . Для этого занятия вам нужна низкая скамейка или стол. Для совсем маленького ребенка в качестве стола подойдет поднос. Ребенок повыше будет лучше сидеть на низкой скамейке или табуретке. Низкий кофейный столик лучше всего подойдет для ребенка постарше. Родители также могут купить специальный столик с регулируемой высотой.
1. Ребенок сидит у стола, ноги находятся под столом.
2. Его ноги расставлены, вывернуты наружу и слегка согнуты в коленях. Если необходимо, стабилизируйте ноги с помощью утяжелителей, как описано выше.
3. Помогите ребенку сесть прямо, склониться вперед и опереться руками о стол.
4. Разместите по бокам и позади ребенка подушки, чтобы смягчить возможное падение, или посадите его перед диваном.
5. Сидя сбоку или спереди от ребенка, показывайте ему книжку с картинками или читайте сказку (рис. 10.9, а ).
4. Если ребенок сидит устойчиво, опираясь руками о стол, попробуйте дать ему поиграть в игру, которая требует небольших движений руками (рис. 10.9, б ). Для маленьких детей подойдет музыкальная игрушка с кнопками, для детей постарше – книжка с картинками, которую они сами будут листать.
Рис. 10.9
Если ребенок легко теряет равновесие во время игры, сядьте напротив и стабилизируйте его не задействованную в игре руку, надежно придерживая ее своей раскрытой ладонью. Делайте так в течение 1–3 недель, а затем снова попробуйте дать ему играть самостоятельно.
Умение сидеть без опоры на руки
Чем больше времени дети проводят сидя на полу в правильном положении, с нейтральным положением таза, прямой спиной и небольшим наклоном вперед, тем больше у них возможностей улучшить их равновесие. Вместо использования рук для опоры они станут задействовать их в игре. Сначала в течение коротких промежутков времени они будут играть обеими руками, а затем снова обопрутся одной рукой о пол, ноги или игрушку, с которой они играют. Но по мере обретения уверенности в том, что они смогут удержать себя с помощью мышц корпуса, они постепенно будут все меньше использовать руки для опоры. Таким образом, в конце концов умение сидеть без опоры на руки, как и способность удерживать равновесие, постепенно улучшатся (рис. 10.10 ).
Следующие рекомендации подойдут для детей, которые могут сидеть без опоры на руки в течение коротких промежутков, но не могут сидеть и играть самостоятельно долго. Используйте их, если получите соответствующие рекомендации физиотерапевта. Первое упражнение особенно полезно, если ваш ребенок имеет тенденцию заваливаться на спину. Посадите ребенка между ваших ног лицом к вам. Таким образом он будет скорее тянуться вперед и в случае потери равновесия сможет удержать себя с помощью вытянутых рук.
Сидя между вашими ногами
1. Сядьте, вытянув и расставив ноги.
2. Усадите ребенка между вашими ногами лицом к вам, за спину поместите подушку. Придерживайте его своими ногами.
3. Предложите ему поиграть с игрушкой, находящейся перед ним (рис. 10.11 ).
Рис. 10.11
Рис. 10.10
4. Как только ребенок начнет удерживать равновесие, расставьте ноги шире, не придерживая его, чтобы он сидел и играл самостоятельно.
5. Внимательно наблюдайте за ним и будьте готовы оказать необходимую поддержку.
Сидя на детском коврике
1. Усадите вашего ребенка на детский гимнастический коврик.
2. Пусть держится одной рукой за перекладину стойки для подвесных игрушек, а другой играет подвешенными игрушками (рис. 10.12 ). Детский коврик – непрочная конструкция, но он предоставляет легкую поддержку, которая может все еще требоваться вашему ребенку.
Для маленького ребенка можно использовать U‑образную подушку для страховки от падения назад или набок.
Рис. 10.12
Предложения от родителей
Что еще вы можете сделать, чтобы поощрить вашего ребенка сидеть дольше? Следующие рекомендации исходят от самих родителей.
Пусть ребенок сидит в корзине для белья
«Я сажаю дочь в корзину с бельем, которое достаю из сушилки, – говорит одна мать. – Ей нравится играть с теплой одеждой, пока я занимаюсь сортировкой» (рис. 10.13 ).
Корзина для белья с противоскользящим ковриком на дне, помещенная в ванну, также может предоставить безопасное место для сидения вашего ребенка, пока он купается. Находясь в ней, ребенок может играть в процессе купания под вашим постоянным наблюдением. Помните, что оставлять ребенка одного даже на несколько мгновений небезопасно!
Рис. 10.13
Пусть ребенок сидит в углу манежа или кроватки
Сью рассказывает: «Ник любит свой манеж. Я сажаю его в угол и помещаю перед ним его любимые машинки. В манеже они не могут далеко укатиться. Ник теперь уже может достать их даже из самого дальнего угла манежа».
Сделайте защищенный уголок с диванными подушками
«Я снимаю с дивана подушки и делаю игровую территорию для Джейсона, – объясняет Роуз. – Он сидит в ней и играет, пока я готовлю ужин».
Пусть сидит перед игровой приставкой или чем‑нибудь подобным
«Сэм имеет тенденцию заваливаться назад, когда играет. Однако если перед ним находится какое‑то развлечение и он ощущает опору, вероятность того, что с ним это произойдет, гораздо меньше», – сообщает его мама (рис. 10.14 ).
Рис. 10.14
Умение самостоятельно сидеть на полу
Для многих детей с ДЦП умение сидеть на полу с вытянутыми ногами никогда не будет легким. В подобном положении их ноги не будут полностью находиться на полу и им будет сложно сидеть ровно и удерживать равновесие. В этом деле им помогут утяжелители ног. Как описано в истории Элли, умение сидеть на полу очень важное. Благодаря этому умению растягиваются и укрепляются мышцы вокруг тазобедренного сустава; при практически прямых коленях растягиваются мышцы задней поверхности бедра. Если же колени немного согнуты и вывернуты наружу, растягиваются мышцы внутренней стороны бедра. Все эти растяжки полезны для вашего ребенка.
Наряду с использованием утяжелителей для помощи вашему ребенку, можно применять напольные сиденья (сложенные полотенца и др.), чтобы бедра ребенка находились выше его ног. Таким образом мышцы задней поверхности бедра будут растягиваться меньше и таз будет меньше отклоняться назад. Не забывайте следовать особым рекомендациям, которые дает вам физиотерапевт вашего ребенка.