Эта мудра выполняется только при пустом желудке.
Начинать следует с 2—3 раз, а затем постепенно увеличить число повторений до 6—7. Максимальное количество повторений для тренированного практикующего — девять за один раз, желательно не более одного, максимум — двух раз в день. Для здоровья этого вполне достаточно.
Превышение указанного предела может иметь непредсказуемые последствия для состояния психоэнергетической сферы. Чтобы справиться с феноменами, которые могут возникнуть, потребуется дополнительная информация, относящаяся, как правило, к разряду «закрытой» и потому в книгах не встречающаяся. Пренебрежение осторожностью и чрезмерное усердие при практике Уддияна-бандхи может привести к серьезным психическим расстройствам и нарушениям в половой сфере. При выполнении не более чем восьми повторений в день Уддияна-бандха абсолютно безопасна и исключительно благотворна.
Действие. «Йогины зовут ее Уддияной, ибо она заставляет прану течь в Сушумне (Центральном канале тонкого тела).
А также потому, что, будучи привязана к ней и раз воспарив, великая птица Прана летит, не зная устали. Вот ее объяснение.
Живот над пупком прижимается к позвоночнику. Такова Уддияна-бандха, которая суть лев — тот, что одолеет слона по имени Смерть.
Переданная учителем, Уддияна постигается легко, никогда не тяжко. Практикующий ее, если он стар, вновь обретает молодость.
Все, что вокруг пупка, как сверху, так и снизу, должно быть притянуто к спине. Настойчивой практикой этого смерть одолевается за шесть месяцев луны.
Из всех бандх наилучшая — Уддияна, ибо само собой приходит освобождение к тому, кто ее практикует» («Хатха-Йога-Прадипика», 3-54, 3-55,3-56,3-57,3-58,3-59).
Уддияна-бандха-мудра укрепляет и развивает все органы Агни- и Вари-грантхи, предохраняя органы пищеварения и мочеполовой сферы от всех без исключения заболеваний любой природы, чем обеспечивает общее здоровье организма и спасает от старческого одряхления и преждевременного умирания.
Уштрасана — верблюд
Техника выполнения. Встать на колени, оттянув носки ног назад. Расстояние между коленями и между ступнями — ширина таза.
Опуститься на пятки — в Ваджрасану со слегка заведенными голенями. Положить кисти рук ладонями на ступни, вдохнуть, выполнить Мула-бандху и с выдохом подниматься, медленно вытягивая позвоночник вверх (рис.2-39.1).
рис.2-39.1
Когда руки окажутся полностью выпрямленными, проделать поднятие туловища за счет поднимания передней части грудной клетки. В итоге туловище вытягивается по плавной дуге, позвоночник удлиняется, равномерно до предела прогибаясь назад во всех отделах, грудная клетка расправлена, плечи отведены в стороны и назад.
Голову не запрокидывать, а отводить как можно дальше назад, вытягивая шею по кривой, продолжающей плавную дугу позвоночника(рис.2-39.2).
рис.2-39.2
Тот, кому сложно принять это положение опираясь о ступни, может захватить руками лодыжки одноименных ног.
Задержав дыхание после выдоха, оставаться в асане 10—15 секунд. Со вдохом вернуться в исходное положение — сидя на пятках. Повторить еще два раза.
Действие. Эта асана также предназначена для сохранения гибкости спины и молодости тела. Кроме того, она способствует обретению контроля над сексуальной сферой и является одним из упоминавшихся ранее упражнений, которые обязательно должны регулярно выполняться тем, кто практикует Брахмачарью — сексуальное воздержание.
Как уже говорилось, без этих упражнений Брахмачарья из мощнейшего средства накопления и сублимации энергии в силу духа превращается в голый и к тому же весьма разрушительный принцип.