Упражнения на растягивание для ребенка постарше
По мере взросления ваш ребенок сможет выполнять упражнения на растягивание самостоятельно.
Саморастягивание сделает его более независимым и ответственным. Оно заложит основание для привычки заботиться о себе, которая должна оставаться с ним на всю жизнь.
Поначалу вам стоит быть рядом с ребенком, когда он делает упражнения. Позже, когда вы убедитесь, что он хорошо справляется, можете уменьшить свой контроль.
Растягивание ног в положении сидя
(растягивание мышц задней поверхности бедра)
Ваш ребенок сидит на стуле или кресле‑коляске перед низким столиком или другим стулом. С необходимой помощью рук он помещает правую ногу с пальцами, смотрящими вверх, на столик. Теперь он расслабляется, отклоняется назад и полностью распрямляет правое колено (рис. 5.29 ). Удерживая колено распрямленным, он садится как можно прямее, наклоняется вперед от бедра – с поддержкой рук, если необходимо, – и удерживает это положение в течение 1 минуты (рис. 5.30 ). Он должен почувствовать растяжку под правым коленом и под правой ягодицей. Затем он повторяет растягивание с левой ногой.
Рис. 5.29
Рис. 5.30
Чтобы растянуть мышцы задней поверхности бедра еще сильнее, можно сделать так: после того как ребенок сядет прямо с распрямленной правой ногой, он должен наклониться вперед, приблизив живот к бедру. При этом он должен почувствовать растяжку под правым коленом и под правой ягодицей. Попросите его продержаться в этом положении в течение 1 минуты.
Затем он повторяет растягивание с левой ногой.
Одно колено вверх – другая нога вниз
(растягивание мышц‑сгибателей бедра)
Ваш ребенок сидит на краю постели или подобной поверхности. Он подтягивает правое колено к груди, перекатывается назад и ложится на спину – левая нога его при этом свисает с края постели. Попросите его расслабиться и медленно подтянуть правую ногу ближе к груди, чтобы он почувствовал растяжку над левым бедром (рис. 5.31 ). Нужно удерживать это положение 1 минуту.
Затем он повторяет растягивание с левым коленом.
Рис. 5.31
Растягивание с наклоном вперед
(растягивание мышц внутренней стороны бедра и ягодиц)
Ваш ребенок сидит на краю стула, расставив ноги как можно шире и поставив ступни на пол. Попросите его сесть прямо. Затем он должен нагнуться вперед от бедра, пока не почувствует растяжку во внутренней стороне бедра и ягодицах (рис. 5.32 ). Нужно удерживать растяжку 1 минуту.
ВНИМАНИЕ : ребенок не должен чувствовать растяжение в пояснице. Если он его чувствует, попросите его удерживать корпус прямым, когда он наклоняется. Пусть опирается на руки, когда удерживает растяжку.
Рис. 5.32
Растягивание мышц внутренней стороны бедра в положении сидя
Ваш ребенок сидит на диване, кровати или подобном предмете мебели. Он подтягивает правое колено вверх – с помощью рук, если необходимо. Правую ступню он помещает рядом с левым бедром.
Ребенок садится прямо, слегка наклоняется вперед и опускает правое колено правой рукой (рис. 5.33 ). Он должен почувствовать растяжку в мышцах внутренней стороны бедра. Растяжка удерживается в течение 1 минуты.
Затем упражнение повторяется с левой ногой.
Рис. 5.33
Растягивание мышц голеностопа в положении стоя
Ваш ребенок стоит лицом к стене, левая нога впереди правой. Пальцы ног смотрят прямо вперед, не вывернуты внутрь или наружу. Руками он опирается о стену. Он сгибает левое колено, удерживая правое в распрямленном положении. Попросите его наклониться вперед, пока он не почувствует растяжку в мышцах правого голеностопа (рис. 5.34 ), и удерживать это положение в течение 1 минуты. Пятка правой ноги не должна отрываться от пола.
Затем повторяется растяжка с выставленной вперед правой ногой.
Рис. 5.34
Растягивание мышц голеностопа в глубоком приседе
Ваш ребенок стоит перед тяжелым предметом мебели, опираясь руками о его поверхность, и сгибает колени и бедра, удерживая стопы на полу; пальцы ног должны смотреть вперед или слегка наружу (рис. 5.35 ). Попросите его удерживать максимально низкое положение в течение 1 минуты.
Рис. 5.35
Часто задаваемые вопросы
Нужно ли мне делать с ребенком все эти упражнения?
На этот вопрос может ответить только физиотерапевт вашего ребенка. Эти упражнения на увеличение подвижности и растяжку – замена движений, которые ваш ребенок не может выполнять самостоятельно. По мере улучшения двигательных навыков вашего ребенка и увеличения его подвижности, некоторые из растягиваний теряют свою актуальность.
Например, когда ваш ребенок начнет ползать на руках и коленях, он, скорее всего, обретет контроль над движениями рук. Суставы плеча, локтя, кисти и даже пальцев сохранят свою гибкость, и мышцы не станут укорачиваться. Упражнения на увеличение подвижности и растягивание рук станут ему не нужны. Однако помните о том, что все правила имеют исключения и заключительное слово принадлежит вашему физиотерапевту.
Какое из растягиваний ног самое важное?
Важнее всего растягивания мышц задней поверхности бедра, таза и голеностопа. Большинству детей с ДЦП они требуются на постоянной основе. Эти ежедневные растягивания помогут сохранять нормальный размер мышц ног и предотвратят серьезные медицинские проблемы, вызываемые мышечным напряжением.
Если эти растягивания так важны, когда мне следует начать их делать с ребенком?
Лучше всего начать их делать, пока ваш ребенок находится в младенческом возрасте. Вместо того чтобы ждать, когда они срочно ему понадобятся («О нет, его мышцы становятся все напряженнее!»), начните упражнения, когда их еще легко выполнять. В таком случае растягивание принесет вашему ребенку меньше дискомфорта, сами вы хорошо изучите технику выполнения этих упражнений, ребенок к ним привыкнет, и, что самое важное, вы обзаведетесь привычкой ежедневного выполнения этих упражнений и выделите на них постоянное время.
Моя дочь пока еще не ползает и не ходит. Должна ли я выполнять с ней растягивания ног?
Не всем детям полезны растягивания «дворники», «разворот» и «бабочка». Не используйте их, если только ваш физиотерапевт не скажет вам обратное.
Моя дочь не любит, когда ее руки растягивают. Она немедленно убирает руки и сопротивляется. Я пытаюсь действовать очень нежно, но это не помогает. Что мне делать?
Поговорите об этом с вашим физиотерапевтом. Он даст самый компетентный ответ. Как человек, который не знает ни вас, ни вашу дочь, я могу посоветовать вам понаблюдать за девочкой и выяснить, как и на какое расстояние она может двигать руками сама. Например, насколько она распрямляет локти, когда играет или дотягивается до чего‑нибудь. В ходе ежедневных упражнений на растягивания двигайте ее руки именно так, как она двигает ими сама, не больше, и удерживайте их, разговаривая в это время с Амандой. Делайте так в течение недели, пока она не расслабится. Затем, очень постепенно, распрямляйте ее локоть чуть больше, чем она бы смогла сама. Если она не станет сопротивляться, значит, вы на верном пути.
Поможет ли дочери, если я буду делать упражнения на растягивание после того, как она примет вечером ванну?
Да. Это хорошая привычка – делать упражнения на растягивание после теплой ванны. Но даже в этом случае очень важно делать их мягко и внимательно наблюдать за реакцией ребенка.
Поможет ли дочери, если я буду растирать ей внутреннюю сторону локтя?
Да, растирание мышцы, которую вы растягиваете, может помочь. Но не нужно с силой растягивать мышцу, а потом начинать ее растирать. Никогда не используйте силу.
Мой сын нормально воспринимает, когда моя жена делает растягивание, но жалуется, когда я его делаю. Что я делаю не так?
Пусть ваш физиотерапевт понаблюдает за вами, когда вы делаете сыну растягивание. Прислушайтесь к советам специалиста. Мужчины физически сильнее женщин. Соответственно ваши растягивания могут быть сильнее (и болезненнее), чем вам кажется.
Сколько времени пройдет, прежде чем ребенок привыкнет к растягиваниям?
У каждого ребенка период привыкания бывает разным. Всякий раз, когда ваш ребенок жалуется, уменьшите напор и делайте только очень мягкое растягивание. Если ребенок продолжит жаловаться в течение трех дней подряд, прекратите ежедневные упражнения до тех пор, пока у вас не появится возможность поговорить с физиотерапевтом.
Нужно ли делать растягивания так, как это показано здесь?
Нет, есть множество разных способов растягивать мышцы. Эти упражнения на растяжку и увеличение подвижности лишь примеры того, как можно растягивать определенные мышцы. Вашему ребенку могут подойти и другие способы. Всегда лучше всего следовать инструкциям вашего физиотерапевта.
У нашего сына всегда была хорошая гибкость. Но его врач говорит нам сейчас, что его тазовые кости выходят из впадин и, возможно, ему понадобится хирургия. Почему это происходит?
К сожалению, вместо хорошей гибкости некоторые дети с ДЦП получают проблемы с тазом. Несбалансированность мышечной силы, сильные патологические рефлексы или патологические положения – все это может быть вызывающими проблемы факторами.
Зачем нужно удерживать растяжки 30 секунд или 1 минуту?
Исследования показали, что растягивания мышц задней поверхности бедра, производимые среднестатистическим взрослым человеком, эффективнее всего в течение 30 секунд один раз в день. Растягивание на меньший период времени неэффективно. Если делать его дольше или несколько раз в день, это не увеличит его эффективность (Бэнди, 1997 и 1998).
Недавние исследования детей шести лет и старше с ДЦП показали, что хорошие результаты возникают при долгих (на 1 минуту) растягиваниях мышц задней поверхности бедра, повторяемых пять раз (Стуберг, 2005). Однако не было проведено исследований, чтобы выяснить, действительно ли пять растягиваний лучше одного в день. Пока не будут проведены новые исследования, нет оснований утверждать, что одно ежедневное растягивание менее эффективно, чем пять, которые могут отнимать много времени.
Рекомендуется растягивать руки в течение 30 секунд, потому что мышцы рук легче растянуть, чем мышцы ног, и 30 секунд для этого достаточно.
Глава 6. Держим голову
«Да, Кит может хорошо держать голову», – подтверждает ваш физиотерапевт. Вы ждали отклика, гадая, почему физиотерапевт все разговаривает и улыбается вашему семимесячному ребенку, держа его в воздухе то так, то эдак. Разве физиотерапевт не должен осматривать мышцы Кита? Но ничего подобного не происходит. Она просто играет с Китом – и, похоже, от души веселится. «У Кита очень хороший контроль над головой», – повторяет она. Вы радуетесь хорошим новостям, но не уверены, что хорошо понимаете, что они означают.
Контроль над головой – важнейшая веха развития. Как правило, он обретается в младенчестве, до того как ребенок начинает сидеть, ползать, вставать и ходить. Без контроля над головой дети не могут овладеть ни одним из этих более сложных навыков.
Существуют два аспекта контроля над головой. Один из них – это возможность двигать головой, а другой – возможность удерживать ее в неподвижности и автоматически подстраивать положение головы к движениям корпуса. Это очень важная функция. Чтобы сфокусировать взгляд на объектах или, к примеру, есть, вы должны уметь удерживать голову неподвижно. Когда физиотерапевт играла с Китом, она проверяла его способность удерживать голову в разных положениях.