Схема обретения навыков «Дорога к независимости»

Начальные навыки:

• Соединяет ладони и играет в положении лежа на боку (рис. 4.1 ).

• Удерживает голову посередине, соединяет ладони и играет в детском креслице (рис. 4.2 ).

• Удерживает голову и смотрит по сторонам в положении лежа на животе с опорой на руки (рис. 4.3 ).

• Поднимает ноги от пола и переворачивается из положения лежа на спине (рис. 4.4 ).

• Играет и двигается на животе (рис. 4.5 ).

• Сидит, опираясь на обе руки (рис. 4.6 ).

• «Зайчик» из положения лежа на животе: ребенок подтягивает к животу обе ноги и опирается на обе ладони (рис. 4.7 ).

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.1

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.2

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.3

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.4

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.5

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.6

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.7

Навыки среднего уровня I:

• Сидит и стоит, держась за перекладину (рис. 4.8, а и б ).

• Подтягивается из положения «зайчик», встает на колени у коробки и играет (рис. 4.9 ).

• Сидит с небольшой опорой на руки и играет (рис. 4.10 ).

• Играет в положении «зайчик» (рис. 4.11 ).

• Играет, сидя на пятках, самостоятельно принимает это положение и выходит из него (рис. 4.12 ).

• Сидит без опоры на руки, самостоятельно принимает данное положение и выходит из него (рис. 4.13 ).

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.8

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.9

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.10

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.11

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.12

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.13

Навыки среднего уровня II:

• Ползает, опираясь на ладони и колени (рис. 4.14 ).

• Хорошо сидит на скамейке или стуле (рис. 4.15 ).

• Подтягивается с помощью мебели и встает, играет и переступает (рис. 4.16 ).

• Ходит с ходунками (рис. 4.17 ).

• Ходит с костылями (рис. 4.18 ).

• Ходит по лестнице с помощью другого человека.

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.14

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.15

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.16

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.17

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.18

Высшие навыки:

• Стоит без поддержки (рис. 4.19 ).

• Ходит без поддержки (рис. 4.20 ).

• Ходит вверх и вниз по лестнице, поднимается и опускается с бордюра, может бегать.

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.19

Схема обретения навыков «Дорога к независимости» - student2.ru

Рис. 4.20

Часто задаваемые вопросы

Какое время займет у нашего сына обучение каждому навыку? Следует ли нам с ним отрабатывать зараз только один навык?

Все зависит от конкретного ребенка и конкретных осваиваемых навыков. Ваш сын может овладеть несколькими новыми навыками довольно быстро, однако овладение другими может занять недели и даже месяцы.

Лучше работать одновременно сразу над несколькими навыками. Как уже упоминалось, возможно, вам стоит поработать одновременно над навыками сидения и стояния на коленях – и в тот же день попрактиковаться в навыке стоять с помощью рук. Однако иногда лучше сконцентрироваться на чем‑то одном – и тренировать этот навык снова и снова (речь о концентрированных тренировках пойдет далее). Все зависит от обстоятельств. Физиотерапевт вашего ребенка даст вам совет исходя из вашей текущей ситуации и объяснит, какие навыки в настоящий момент нужно отрабатывать более тщательно.

Нужно ли дочери ползать, чтобы научиться ходить? Нужно ли ей ходить с ходунками, прежде чем она сможет ходить без них?

Дети с задержкой развития или ДЦП могут научиться ходить с ходунками без освоения навыка ползания. И в то же время ползание поможет девочке: научит ее координировать движения рук и ног при передвижении; укрепит мышцы бедер, плеч и рук. Немногие дети могут самостоятельно ходить, не научившись сначала ползать. Исключение – это дети с гемиплегией, чьи руки серьезно повреждены из‑за ДЦП. Такие дети не могут ползать, но смогут научиться самостоятельно ходить.

Что касается второго вопроса, то не все дети с ДЦП начинают ходить с ходунками – однако многие.

У нашего сына гемиплегия. Только одна сторона его тела поражена из‑за ДЦП. Как у него будут развиваться навыки крупной моторики?

Ваш сын будет рассчитывать прежде всего на здоровые руку и ногу. В результате он сможет овладеть большинством навыков почти так же быстро, как дети без ДЦП, пока не придет время осваивать навык ходьбы. Теперь патологический мышечный тонус, нехватка координации, слабость пораженной ноги могут отсрочить начало его хождения. Однако со временем он овладеет навыком самостоятельной ходьбы.

Лучше всего для мальчика начать заниматься физической терапией как можно раньше. С ее помощью он станет максимально использовать свои слабые руку и ногу, не будет ими пренебрегать. Хотя детям с гемиплегией ползать не обязательно, тренировка этого навыка многое им дает. Чем больше ваш сын будет ползать, тем более сильными и скоординированными станут его пораженные рука и нога. Преимущества, полученные от ползания, он сможет использовать всю жизнь.



Наши рекомендации