Назвать собственно патологические и приспособительны изменения во время голодания.

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени О.О.БОГОМОЛЬЦА

«Утверждено»

на методическом совещании
кафедры патологической физиологии
Заведующий кафедрой
профессор Н.В.Крышталь
“___”__________2009 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

Учебная дисциплина «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»
Модуль № 1  
Смысловой модуль № 2 Типические патологические процессы
Тема занятия Голодание
Курс 3-й
Факультет Медицинский

Киев – 2009

Актуальность темы:нарушения обмена веществ могут иметь место на всех уровнях биологической организации – от молекулярного и клеточного до уровня организма. Для получения общих представлений о патологических изменениях в обмене веществ при различных заболеваниях, обычно исходят из величины основного обмена. В связи с этим изучение механизмов нарушения основного обмена при голодании –патологическом процессе, что сопровождает много заболеваний, является достаточно важным.

1. Конкретные цели:

Ø Определить понятие голодания как типического патологического процесса.

Ø Назвать существующие классификации голодания

Ø Раскрыть механизмы голодания и изменения обмена веществ в разные периоды голодания

2. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция):

Названия предыдущих дисциплин Полученные навыки
Нормальная физиология Понятие об основном обмене, дыхательный коэффициент. Методы определения основного обмена.

Задание для самостоятельного труда во время подготовки к занятию.

3.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

Термин Определение
Основной обмен Минимальное суточное количество энергии, что расходует организм для поддержки жизнедеятельности при стандартных условиях (утром, натощак, при комфортной температуре 18-20°С и др.)
Голодание Типический патологический процесс, который характеризуется прекращением поступления пищи в организм или нарушением ее усвоения.

3.2. Теоретические вопросы к занятию:

Голодание, определение, виды.

Факторы, влияющие на длительность полного голодания.

Классификация периодов голодания за клиническими проявлениями.

Изменения обмена веществ при полном голодании в зависимости от периодов.

Белково-калорийная недостаточность у детей и ее последствия.

3.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии:

Задание 1. Исследовать влияние голодания на изменения основного обмена.

Методика. У двух крыс - нормальной и голодающей в течение 48 часов – определить объем использованного за 10 мин кислорода в газометрической установке. Взвесить крыс и рассчитать количество энергии, которую выделяет каждая крыса за сутки, в пересчете на 1 м2 поверхности тела. Поверхность тела (S, см2) рассчитать за формулой Ми:

S=11.3 3Öp2, где р - масса животного в г.

Энергия (кДж/м2) за сутки равняется

X х 6 х 24 х 4,8 х 10000

S х 1000

где X — количество кислорода, употребленное за 10 мин, а за сутки - умножена на 6 и 24, мл; 1000 — коэффициент пересчета в литры; 10000 – коэффициент пересчета в м2, 4,8 - тепловой эквивалент кислорода, если дыхательный коэффициент равняется 0.8, ккал/л.

Результаты опыта представить в виде таблицы:

Крыса Масса крысы, г Объем использованного кислорода за 10 мин, мл Энергия, выделенная крысой за сутки ккал/м2 Вывод
1 2        

Материалы для самоконтроля:

Ответить на вопрос:

Назвать причины нарушения основного обмена, указать, что вызывает повышение или снижение уровня основного обмена.

Указать особенности обмена веществ в случае полного голодания. Охарактеризовать периоды голодания по изменениям обмена веществ, учитывая значение дыхательного коэффициента.

Назвать собственно патологические и приспособительны изменения во время голодания.

Наши рекомендации