Назвать собственно патологические и приспособительны изменения во время голодания.
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени О.О.БОГОМОЛЬЦА
«Утверждено»
на методическом совещании
кафедры патологической физиологии
Заведующий кафедрой
профессор Н.В.Крышталь
“___”__________2009 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина | «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» |
Модуль № 1 | |
Смысловой модуль № 2 | Типические патологические процессы |
Тема занятия | Голодание |
Курс | 3-й |
Факультет | Медицинский |
Киев – 2009
Актуальность темы:нарушения обмена веществ могут иметь место на всех уровнях биологической организации – от молекулярного и клеточного до уровня организма. Для получения общих представлений о патологических изменениях в обмене веществ при различных заболеваниях, обычно исходят из величины основного обмена. В связи с этим изучение механизмов нарушения основного обмена при голодании –патологическом процессе, что сопровождает много заболеваний, является достаточно важным.
1. Конкретные цели:
Ø Определить понятие голодания как типического патологического процесса.
Ø Назвать существующие классификации голодания
Ø Раскрыть механизмы голодания и изменения обмена веществ в разные периоды голодания
2. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция):
Названия предыдущих дисциплин | Полученные навыки |
Нормальная физиология | Понятие об основном обмене, дыхательный коэффициент. Методы определения основного обмена. |
Задание для самостоятельного труда во время подготовки к занятию.
3.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение |
Основной обмен | Минимальное суточное количество энергии, что расходует организм для поддержки жизнедеятельности при стандартных условиях (утром, натощак, при комфортной температуре 18-20°С и др.) |
Голодание | Типический патологический процесс, который характеризуется прекращением поступления пищи в организм или нарушением ее усвоения. |
3.2. Теоретические вопросы к занятию:
Голодание, определение, виды.
Факторы, влияющие на длительность полного голодания.
Классификация периодов голодания за клиническими проявлениями.
Изменения обмена веществ при полном голодании в зависимости от периодов.
Белково-калорийная недостаточность у детей и ее последствия.
3.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии:
Задание 1. Исследовать влияние голодания на изменения основного обмена.
Методика. У двух крыс - нормальной и голодающей в течение 48 часов – определить объем использованного за 10 мин кислорода в газометрической установке. Взвесить крыс и рассчитать количество энергии, которую выделяет каждая крыса за сутки, в пересчете на 1 м2 поверхности тела. Поверхность тела (S, см2) рассчитать за формулой Ми:
S=11.3 3Öp2, где р - масса животного в г.
Энергия (кДж/м2) за сутки равняется
X х 6 х 24 х 4,8 х 10000
S х 1000
где X — количество кислорода, употребленное за 10 мин, а за сутки - умножена на 6 и 24, мл; 1000 — коэффициент пересчета в литры; 10000 – коэффициент пересчета в м2, 4,8 - тепловой эквивалент кислорода, если дыхательный коэффициент равняется 0.8, ккал/л.
Результаты опыта представить в виде таблицы:
Крыса | Масса крысы, г | Объем использованного кислорода за 10 мин, мл | Энергия, выделенная крысой за сутки ккал/м2 | Вывод |
1 2 |
Материалы для самоконтроля:
Ответить на вопрос:
Назвать причины нарушения основного обмена, указать, что вызывает повышение или снижение уровня основного обмена.
Указать особенности обмена веществ в случае полного голодания. Охарактеризовать периоды голодания по изменениям обмена веществ, учитывая значение дыхательного коэффициента.
Назвать собственно патологические и приспособительны изменения во время голодания.