Характеристика эмоций. Виды эмоций и чувств
Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания (удовольствие, неудовольствие, гнев, страх), которые в общей форме свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. И эти моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку.
Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. К ним относятся только те эмоции, которые интеллекту- ализировались и определяются включением в структуру их работы второй сигнальной системы.
По качественному уровню эмоциональной деятельности (чувств) проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.
Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Эмоции участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.
У животных функция эмоций исключительно оценивающе-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию. У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложности и обеспечивают им возможность оценивать любые воздействия внешней и внутренней среды на организм и побуждать адекватные реакции.
В процессе длительного филогенеза животного мира на земле совершенствовались и центральные структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус (подбугорная область), ретикулярная формация, лимбическая система.
Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому при выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникает тахи- или брадикардия, гипо- или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных или других желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «становятся дыбом» и т.п., то есть при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.
Различают следующие виды эмоций у человека:
Ø положительные (удовольствие, радость, доверие, симпатия и др.);
Ø отрицательные (неудовольствие, горе, тоска, тревога, обида, ненависть и др.);
Ø нейтральные (любопытство, удивление, безразличие и др.);
Ø ситуационные.
В зависимости от длительности и степени выраженности того или иного чувства различают следующие эмоции:
1.Настроение — длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное или с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Настроение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности.
2.Страсть - длительная и интенсивная эмоция, она способна организовать и стимулировать деятельность человека. Великая страсть направляет людей на подвиги, на великие открытия.
3.Аффект - это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости, страха и др. Очень сильное возбуждение подкорковых центров приводит к торможению корковой деятельности, вследствие этого происходит сужение, а при патологическом аффекте - и кратковременное выключение сознания.
Эмоции классифицируют также по их влиянию на процессы жизнедеятельности. В этом плане различают эмоции стенические и астенические.
Стенические эмоции (радость, уверенность, торжество) повышают жизнедеятельность, активизируют кровообращение и дыхание, обмен веществ.
Астенические эмоции угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности. Страдание, беспокойство, страх не только приводят к общему угнетению кровообращения и дыхания, но и особенно неблагоприятно сказываются на кровообращении мозга. Астенические эмоции ухудшают настроение.
Следует различать эмоции и чувства. Эмоции имеются и у высших животных, а чувства присущи только человеку. Эмоции врожденные, а чувства - приобретенные. Чувства включают в себя не только переживание, но и познание, причем, познание, осуществляемое через вторую сигнальную систему, через мышление человека.
Между эмоциями и чувствами человека существуют сложные взаимоотношения. Чувства проявляются через эмоции. Эмоции человека подвержены и подлежат воспитанию.
Нужно научить себя сдерживать излишние бурные проявления радости и горя, тем более - страха и гнева. Но и полное бесстрастие - не идеал. Обеднение эмоциями вредно как для самого человека, так и для окружающих.
Умение владеть своими эмоциями особенно важно для медиков. Сдержанность и спокойствие медицинского персонала благотворно влияют на больных. Но в то же время в эмоциях медиков должны находить отражение их любовь и сочувствие больным.
Воспитание эмоций и чувств важно не только для формирования личности человека. Особенности эмоциональной среды играют большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии заболеваний.