Характеристика эмоций. Виды эмоций и чувств

Эмоциями правильнее называть сравнительно простые пережи­вания (удовольствие, неудовольствие, гнев, страх), которые в общей форме свойственны и животным. В чувствах же проявляется пере­живание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. И эти моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку.

Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Эмо­ции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. К ним относятся только те эмоции, которые интеллекту- ализировались и определяются включением в структуру их работы второй сигнальной системы.

По качественному уровню эмоциональной деятельности (чувств) проявляются особенности личности в целом, ее высшие потреб­ности.

Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организ­ма исключительно велика. Эмоции участвуют в подготовке орга­низма к той или иной деятельности.

У животных функция эмоций исключительно оценивающе-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию. У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложности и обеспечивают им возможность оценивать любые воздействия внешней и внутренней среды на организм и побуждать адекватные реакции.

В процессе длительного филогенеза животного мира на зем­ле совершенствовались и центральные структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус (подбугорная область), ретикулярная формация, лимбическая система.

Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. По­этому при выраженных эмоциональных состояниях человек блед­неет или краснеет, возникает тахи- или брадикардия, гипо- или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных или других желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появ­ляется «гусиная кожа», волосы «становятся дыбом» и т.п., то есть при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.

Различают следующие виды эмоций у человека:

Ø положительные (удовольствие, радость, доверие, симпатия и др.);

Ø отрицательные (неудовольствие, горе, тоска, тревога, обида, не­нависть и др.);

Ø нейтральные (любопытство, удивление, безразличие и др.);

Ø ситуационные.

В зависимости от длительности и степени выраженности того или иного чувства различают следующие эмоции:

1.Настроение — длительное эмоциональное состояние, окра­шивающее все поведение человека, связанное или с общим физи­ческим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Настроение обеспечивает соответствующий уро­вень жизнедеятельности.

2.Страсть - длительная и интенсивная эмоция, она способна организовать и стимулировать деятельность человека. Великая страсть направляет людей на подвиги, на великие открытия.

3.Аффект - это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Наблюдаются аф­фекты ярости, ревности, гнева, радости, страха и др. Очень сильное возбуждение подкорковых центров приводит к торможению корко­вой деятельности, вследствие этого происходит сужение, а при пато­логическом аффекте - и кратковременное выключение сознания.

Эмоции классифицируют также по их влиянию на процессы жизнедеятельности. В этом плане различают эмоции стенические и астенические.

Стенические эмоции (радость, уверенность, торжество) по­вышают жизнедеятельность, активизируют кровообращение и дыха­ние, обмен веществ.

Астенические эмоции угнетают и подавляют процессы жиз­недеятельности. Страдание, беспокойство, страх не только приво­дят к общему угнетению кровообращения и дыхания, но и осо­бенно неблагоприятно сказываются на кровообращении мозга. Астенические эмоции ухудшают настроение.

Следует различать эмоции и чувства. Эмоции имеются и у выс­ших животных, а чувства присущи только человеку. Эмоции врож­денные, а чувства - приобретенные. Чувства включают в себя не только переживание, но и познание, причем, познание, осуществляе­мое через вторую сигнальную систему, через мышление человека.

Между эмоциями и чувствами человека существуют сложные взаимоотношения. Чувства проявляются через эмоции. Эмоции че­ловека подвержены и подлежат воспитанию.

Нужно научить себя сдерживать излишние бурные проявления радости и горя, тем более - страха и гнева. Но и полное бес­страстие - не идеал. Обеднение эмоциями вредно как для само­го человека, так и для окружающих.

Умение владеть своими эмоциями особенно важно для меди­ков. Сдержанность и спокойствие медицинского персонала благо­творно влияют на больных. Но в то же время в эмоциях медиков должны находить отражение их любовь и сочувствие больным.

Воспитание эмоций и чувств важно не только для формиро­вания личности человека. Особенности эмоциональной среды иг­рают большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии заболеваний.

Наши рекомендации