Нарушения мышления и интеллекта
Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта. При слабоумии у человека снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим высказываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Больные не воспринимают отвлеченные понятия, не способны к обобщениям.
Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности. Различают два вида слабоумия:
Ø врожденное (олигофрения);
Ø приобретенное (деменция).
В основе олигофрении (в переводе с греч. «малоумие») лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболеваний раннего детского возраста (менингит, энцефалит).
Различают три степени тяжести олигофрении:
1. Дебильность - легкая степень тяжести олигофрении. При дебильности наблюдается снижение умственных способностей, находчивости и сообразительности. В то же время больные способны приобрести определенные знания, которые дают им возможность работать. Обычно больные не понимают тех тонких взаимоотношений, которые складываются между людьми. Им трудно уловить в окружающей действительности существенное, главное. Больные с трудом пользуются абстракцией обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Безынициативны, отношение к себе недостаточно критично. Многие из них переоценивают свои возможности и очень обижаются, если им делают замечания. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемостью, могут легко стать участниками преступлений.
2. Имбецильность - средняя степень недоразвития интеллекта.
Больные усваивают только названия окружающих предметов и
наиболее употребительные слова, часто отмечаются большие дефекты в произношении слов. Речь бедна и косноязычна.
Практически необучаемы. Иногда больных удается обучить чтению, элементарному счету, но многие не могут сосчитать даже пальцы на руках. Больных можно научить выполнять какую-либо несложную работу, но они всегда нуждаются в контроле и руководстве.
3. Идиотия - тяжелая степень олигофрении.
Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обучить каким-либо навыкам их не удается. При идиотии часто встречаются разнообразные физические уродства: аномалия строения черепа, лишние пальцы на руках, на ногах, аномалия внутренних органов. Больные обычно умирают от присоединившихся соматических заболеваний (инфекций).
Приобретенное слабоумие (деменция) - является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга.
Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку.
В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности.
Речь
Речь — специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка.
Речь - наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.
Речь является основой мышления.
В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека. Речь — сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов.
Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово - ранит».
Речь и язык не тождественны. Язык является более общим понятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отношения. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.
Различают внешнюю и внутреннюю речь.
Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.
Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражается личность человека.
Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делиться на пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение).
Развитие письменной речи связано с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.
Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.
Внутренней речью называется речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.
В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доминантном полушарии (у правшей - слева).
Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правильное понимание речи других людей, узнавание слов. Его нарушение приводит к сенсорной афазии, недоразвитие - в сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.
Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.
Письменная речь может функционировать при участии теменно- височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их повреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять' графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).
Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других факторов. В частности, необходимыми являются определенный уровень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбарной группы черепно-мозговых нервов.
Речь имеет свои свойства.
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь выполняет определенные функции:
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Для медработника речь больного является главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность выражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи - об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения - о функционировании артикуляционного аппарата и др.
Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слушать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получения наибольшей информации и коррекции эмоционального состояния больного или неправильного отношения к своему самочувствию.
Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.).
Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».
Расстройства речи
Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.
Афония - временная функциональная потеря голоса.
Афазия - расстройства речи.
Выделяют виды афазии:
1. сенсорная афазия — нарушается восприятие обращенной речи;
2. моторная афазия — неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов.
3. амнестическая афазия - забывание названия предметов. Нарушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.
Аграфия - расстройства письменной речи.
Алексия - расстройство чтения.
Контрольные задания в тестовой форме
Выберите правильный ответ
1. Отсутствием памяти называется:
1) амнезия; 3) парамнезия.
2) гипомнезия;
2. Афазия относится к расстройствам:
1) речи; 3) внимания.
2) памяти;
3. Деменция переводится как слабоумие:
1) врожденное; 2) приобретенное.
4. Понижение чувствительности называется:
1) анестезией; 3) гиперстезией.
2) гипеостезией.
Воля
Воля - способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются импульсивно, в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений и т.д.).
Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при преодолении препятствий, при осуществлении действия.
Особенностями воли (волевых действий) являются:
1. Сознательная целеустремленность.
2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Волевые действия бывают простые и сложные, имеют свою структуру и особенности.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны определенные этапы.
Началом формирования является влечение, оно означает несознательное стремление. Влечения возникают на базе инстинктов - пищевого, полового, обонятельного, осязательного и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Желание - это осознанное стремление к какой-либо цели.
Волевой акт представляет собой сложный процесс.
Ø Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самими различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
Ø Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумываться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.
Ø Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
Ø Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это - значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
Ø Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержку, дисциплинированность и др.
Решительность — это умение принимать своевременные и твердые решения без ненужных колебаний.
Смелость - способность человека преодолевать чувство страха и растерянности. Настойчивость заключается в умении добиваться поставленных целей. Самостоятельность - это способность принимать решения и выполнять намеченные цели, не поддаваясь чужому влиянию.
Слабость волевых функций (в частности, склонность к внушению и подражанию) может играть ведущую роль в формировании алкоголизма, наркомании, табакокурения. Наличие же настойчивости помогает пациентам преодолеть болезнь или адаптироваться к новым условиям жизни.
Нарушение воли
Нарушения воли бывают различные. Особенно часто они выражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга (лобных долей).
1. Гипобулия — понижение волевой активности, вялость, отсутствие интереса к общению.
2. Гипербулия - чрезмерная активность больного человека, кажущееся повышение деятельности.
3. Абулия - болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо
побуждений.
4 Ступор - состояние полной или частичной обездвиженности.
5. Парабулия - извращение волевой активности.
К патологии можно также отнести:
Негативизм - немотивированное стремление действовать наперекор другим.
Клептомания - навязчивое стремление к воровству ненужных, не имеющих ценности вещей.
Пиромания - навязчивое стремление к поджогам.
Мутизм - желание молчать, не отвечать на вопросы.
Пациенты с гипобулией и абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их необходимо активировать при выполнении самых элементарных действий (соблюдение гигиенических навыков, прием лекарств, сдача анализов и т.д.) При выраженных психических нарушениях - внимательное и заботливое отношение медперсонала.
Эмоции и чувства
Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? На самом деле, вы уже знаете, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изучаемых процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности человек осуществляет свои планы и т.д.
Может легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В тоже время, из собственного опыта вы знаете, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.
Для того чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе человека, лишенного эмоциональной жизни...
Своими ощущениями, восприятиями, представлениями, мышлением человек познает мир, его закономерности, познает себя, свою
деятельность, оценивает результаты своего познания. На основе этого возникает определенная оценка объектов и явлений внешнего и внутреннего мира, определенное отношение к ним. Но мы не только определяем мышлением наше отношение к внешнему и внутреннему миру, мы переживаем это отношение. Вот это переживание своего отношения к явлениям внутреннего и внешнего мира, к своим действиям и действиям других и называется эмоциями.
Термин «эмоция» происходит от латинского «emovere» - волновать.
Эмоции выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.
Эмоции - одна их важнейших сторон психических процессов, они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов. Наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношений личности и общества (чувства).