Нарушения мышления и интеллекта

Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта. При слабоумии у человека снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим выс­казываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас зна­ний, представлений. Больные не воспринимают отвлеченные поня­тия, не способны к обобщениям.

Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности. Различают два вида слабоумия:

Ø врожденное (олигофрения);

Ø приобретенное (деменция).

В основе олигофрении (в переводе с греч. «малоумие») ле­жит недоразвитие головного мозга в результате генетических на­рушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболеваний раннего детского возраста (ме­нингит, энцефалит).

Различают три степени тяжести олигофрении:

1. Дебильность - легкая степень тяжести олигофрении. При дебильности наблюдается снижение умственных способностей, на­ходчивости и сообразительности. В то же время больные способ­ны приобрести определенные знания, которые дают им возмож­ность работать. Обычно больные не понимают тех тонких взаимо­отношений, которые складываются между людьми. Им трудно уло­вить в окружающей действительности существенное, главное. Боль­ные с трудом пользуются абстракцией обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Безынициативны, отношение к себе недостаточно критично. Многие из них пере­оценивают свои возможности и очень обижаются, если им делают замечания. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемо­стью, могут легко стать участниками преступлений.

2. Имбецильность - средняя степень недоразвития интеллекта.

Больные усваивают только названия окружающих предметов и

наиболее употребительные слова, часто отмечаются большие де­фекты в произношении слов. Речь бедна и косноязычна.

Практически необучаемы. Иногда больных удается обучить чте­нию, элементарному счету, но многие не могут сосчитать даже пальцы на руках. Больных можно научить выполнять какую-либо несложную работу, но они всегда нуждаются в контроле и руко­водстве.

3. Идиотия - тяжелая степень олигофрении.

Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обу­чить каким-либо навыкам их не удается. При идиотии часто встре­чаются разнообразные физические уродства: аномалия строения че­репа, лишние пальцы на руках, на ногах, аномалия внутренних ор­ганов. Больные обычно умирают от присоединившихся соматичес­ких заболеваний (инфекций).

Приобретенное слабоумие (деменция) - является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возра­сте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга.

Больные утрачивают способность логически мыслить, анализи­ровать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказыва­ниям, не могут оценить окружающую обстановку.

В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности.

Речь

Речь — специфически человеческая норма психической дея­тельности, использующая средства языка.

Речь - наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.

Речь является основой мышления.

В речевой деятельности участвует весь головной мозг челове­ка. Речь — сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутрен­них органов.

Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляю­щей силе слова. «Слово лечит, слово - ранит».

Речь и язык не тождественны. Язык является более общим по­нятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отноше­ния. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.

Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.

Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражает­ся личность человека.

Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологиче­ская и диалогическая). Она так же делиться на пассивную (слуша­ние) и активную, или экспрессивную (говорение).

Развитие письменной речи связано с развитием самого рече­вого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При па­тологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.

Внутренней речью называется речь «про себя», которая проис­ходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.

В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доми­нантном полушарии (у правшей - слева).

Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височ­ной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правиль­ное понимание речи других людей, узнавание слов. Его наруше­ние приводит к сенсорной афазии, недоразвитие - в сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.

Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.

Письменная речь может функционировать при участии теменно- височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их по­вреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять' графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).

Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других фак­торов. В частности, необходимыми являются определенный уро­вень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбар­ной группы черепно-мозговых нервов.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выражен­ных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным по­строением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщен­ностью. По своей выразительности она может быть яркой, энер­гичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посред­ством речи давать предметам и явлениям окружающей действитель­ности присущие только им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людь­ми посредством слов, фраз.

Для медработника речь больного является главным источни­ком огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность вы­ражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи - об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения - о функционировании артикуляционного аппарата и др.

Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слу­шать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получе­ния наибольшей информации и коррекции эмоционального со­стояния больного или неправильного отношения к своему само­чувствию.

Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.).

Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжела­тельное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять умест­ную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей дол­жны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуа­ции. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».

Расстройства речи

Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.

Афония - временная функциональная потеря голоса.

Афазия - расстройства речи.

Выделяют виды афазии:

1. сенсорная афазия — нарушается восприятие обращенной речи;

2. моторная афазия — неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов.

3. амнестическая афазия - забывание названия предметов. На­рушается процесс называния видимых или нарисованных пред­метов.

Аграфия - расстройства письменной речи.

Алексия - расстройство чтения.

Контрольные задания в тестовой форме

Выберите правильный ответ

1. Отсутствием памяти называется:

1) амнезия; 3) парамнезия.

2) гипомнезия;

2. Афазия относится к расстройствам:

1) речи; 3) внимания.

2) памяти;

3. Деменция переводится как слабоумие:

1) врожденное; 2) приобретенное.

4. Понижение чувствительности называется:

1) анестезией; 3) гиперстезией.

2) гипеостезией.

Воля

Воля - способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставлен­ных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), вы­полняемых с заранее поставленной целью. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением обще­ства, трудовой деятельности. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Она явля­ется важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на непроизволь­ные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются импульсивно, в резуль­тате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений и т.д.).

Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при преодо­лении препятствий, при осуществлении действия.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремленность.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хо­рошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Волевые действия бывают простые и сложные, имеют свою струк­туру и особенности.

К простым волевым действиям относятся те, при которых чело­век без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и ка­ким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию пере­ходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны определенные этапы.

Началом формирования является влечение, оно означает не­сознательное стремление. Влечения возникают на базе инстинк­тов - пищевого, полового, обонятельного, осязательного и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и спо­собы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Желание - это осознанное стремление к какой-либо цели.

Волевой акт представляет собой сложный процесс.

Ø Побуждение к совершению волевого действия. В роли по­будительных сил конкретных волевых действий выступают оп­ределенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самими различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать моти­вацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.

Ø Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наибо­лее значимого стимула волевого действия), которая служит по­казателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и пре­вращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы­вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, зас­тавляет задумываться об ответственности за последствия, свя­занные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Ø Представление средств, необходимых для достижения на­меченной цели. Обычно осмысливается не только цель воле­вого действия, но средства и способы ее достижения, от пра­вильного использования которых зависит достижение конкрет­ного результата.

Ø Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это - значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного дей­ствия или удержание от него. Первоначально же свои воле­вые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Ø Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, ум­ственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеаль­ным образом цели, который был создан заранее.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержку, дисциплинированность и др.

Решительность — это умение принимать своевременные и твер­дые решения без ненужных колебаний.

Смелость - способность человека преодолевать чувство стра­ха и растерянности. Настойчивость заключается в умении доби­ваться поставленных целей. Самостоятельность - это способность принимать решения и выполнять намеченные цели, не поддаваясь чужому влиянию.

Слабость волевых функций (в частности, склонность к внуше­нию и подражанию) может играть ведущую роль в формировании алкоголизма, наркомании, табакокурения. Наличие же настойчивос­ти помогает пациентам преодолеть болезнь или адаптироваться к новым условиям жизни.

Нарушение воли

Нарушения воли бывают различные. Особенно часто они вы­ражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга (лобных долей).

1. Гипобулия — понижение волевой активности, вялость, отсут­ствие интереса к общению.

2. Гипербулия - чрезмерная активность больного человека, ка­жущееся повышение деятельности.

3. Абулия - болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо

побуждений.

4 Ступор - состояние полной или частичной обездвиженности.

5. Парабулия - извращение волевой активности.

К патологии можно также отнести:

Негативизм - немотивированное стремление действовать на­перекор другим.

Клептомания - навязчивое стремление к воровству ненуж­ных, не имеющих ценности вещей.

Пиромания - навязчивое стремление к поджогам.

Мутизм - желание молчать, не отвечать на вопросы.

Пациенты с гипобулией и абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режи­ма. Их необходимо активировать при выполнении самых элемен­тарных действий (соблюдение гигиенических навыков, прием ле­карств, сдача анализов и т.д.) При выраженных психических нару­шениях - внимательное и заботливое отношение медперсонала.

Эмоции и чувства

Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, кото­рый кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? На самом деле, вы уже зна­ете, что благодаря познавательным процессам осуществляется от­ражение окружающей действительности. При этом каждый из изу­чаемых процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют ин­формацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явле­ний, восприятия дают целостные образы, память хранит восприня­тое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности чело­век осуществляет свои планы и т.д.

Может легко было бы обойтись без радости и страдания, удо­вольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В тоже вре­мя, из собственного опыта вы знаете, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе человека, лишенного эмоциональной жизни...

Своими ощущениями, восприятиями, представлениями, мышле­нием человек познает мир, его закономерности, познает себя, свою

деятельность, оценивает результаты своего познания. На основе этого возникает определенная оценка объектов и явлений внеш­него и внутреннего мира, определенное отношение к ним. Но мы не только определяем мышлением наше отношение к внешнему и внутреннему миру, мы переживаем это отношение. Вот это пережи­вание своего отношения к явлениям внутреннего и внешнего мира, к своим действиям и действиям других и называется эмоциями.

Термин «эмоция» происходит от латинского «emovere» - вол­новать.

Эмоции выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.

Эмоции - одна их важнейших сторон психических процессов, они имеют большое значение в регулировании психических и со­матических процессов. Наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полез­ности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для вза­имоотношений личности и общества (чувства).

Наши рекомендации