Рганизация медицинского обеспечения эвакуации.
ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА 5
«Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны»
(медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны)
для лечебного,
педиатрического,
стоматологического,
медико-профилактического,
фармацевтического факультетов
Время: 4 часа
Тема занятия: Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
Цель занятия:
1. Изучить вопросы медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий гражданской обороны.
Вопросы семинара:
1. Организация медицинского обеспечения населения в пути следования, в местах расселения.
2. Основные задачи медицинского обеспечения населения при эвакуации и рассредоточении.
3. Медицинское обеспечение при эвакуации пешим порядком.
4. Организация медицинского обеспечения населения.
5. Порядок эвакуации лечебно-профилактических учреждений.
Тематика самостоятельной работы:
1. Медицинское обеспечение населения Воронежской области при проведении мероприятий гражданской обороны.
Темы кратких реферативных сообщений:
1. Эвакуация и медицинское обеспечение населения во время Ливано-Израильского вооруженного конфликта 2006 года.
2. Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения.
Вопросы для конспектирования в рабочей тетради:
1. Подготовить конспект по основным вопросам семинара.
Основная и дополнительная литература:
1. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Под ред. Ю.И.Погодина и С.В.Трифонова, МЗ РФ, Москва – 2005.
2. Медицина катастроф (организационные вопросы). Под ред. И.И.Сахно, В.И.Сахно. Москва. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.
3. Учебное пособие по медицинской службе гражданской обороны. Под ред. П.Н.Сафронова. – Изд-во: Медицина, - Москва.
4. Лекция по теме.
Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий
гражданской обороны
Рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация населения
Рассредоточение и эвакуация является одним из основных способов защиты населения в условиях применения противником оружия массового поражения. При своевременном проведении эвакуационных мероприятий удается вывести из-под ударов основную массу населения городов, могущих быть вероятными объектами нападения противника.
Рассредоточение—комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов и других, заблаговременно назначенных населенных пунктов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих объектов народного хозяйства, продолжающих работу в военное время в этих городах и населенных пунктах. Рассредоточенные в загородной зоне рабочие и служащие посменно выезжают в город (населенные пункты) для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.
Эвакуация—комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу из крупных городов и других, заблаговременно назначенных населенных пунктов рабочих и служащих объектов народного хозяйства, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах катастрофического затопления. Эвакуированное население постоянно проживает в загородной зоне до особого распоряжения.
Загородная зона — территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для крупных городов и важных объектов, расположенных вне этих городов до границы области (края). В ней размещается группировка сил ГО, эвакуированное и рассредоточиваемое население.
Зона возможных разрушений — условная зона вокруг крупного города, на территории которой в результате нападения противника могут возникать разрушения зданий и сооружений и потери среди населения. Границы зоны возможных разрушений устанавливаются в зависимости от значения города и численности его населения.
Подготовкой загородной зоны занимаются в мирное время.
В основу планирования всех мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения положен производственно-территориальный принцип. Районы размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых устанавливаете начальник ГО области (края), республики.
Безопасное удаление районов для размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения устанавливается отдельно для каждого крупного города.
Районы рассредоточения располагаются непосредственно за зоной возможных разрушений и предназначены для размещения рабочих и служащих тех объектов народного хозяйства, которые не прекращают своей производственной деятельности в военное время. Как правило, районы рассредоточения должны находиться на таком удалении от города, чтобы суммарное время, которое будут затрачивать рабочие и служащие в пути для поездки на объект и обратно, не превышало 4 ч. Районы рассредоточения должны располагаться вблизи железнодорожных станций, а также автомобильно-дорожных магистралей.
Районы для размещения рассредоточиваемого населения назначаются ближе к городу, чем районы загородной зоны, предназначаемые для размещения эвакуируемого населения. Это связано с тем, что 1-й эшелон создаваемой в загородной зоне группировки сил ГО, который первым обязан выдвинуться в очаг поражения, включает различные формирования из числа отдыхающих смен, создаваемых на тех объектах, которые будут продолжать свою производственную деятельность в городе в военное время.
Места для эвакуируемого населения располагаются, как правило, за районами рассредоточения и предназначены для размещения неработающего населения, а также рабочих и служащих тех объектов народного хозяйства, производственная деятельность которых на военное время прекращается либо переносится в загородную зону (сельскую местность). Из групп населения, подлежащих вывозу (выводу) в более отдаленные районы загородной зоны, т. е. эвакуации, как правило, будет создан 2-й эшелон группировки сил ГО, создаваемой в интересах данного города.
Рассредоточение и эвакуация населения проводятся при угрозе нападения противника и только по специальному решению. В обстановке угрозы нападения противника особенно важное значение имеют сроки эвакуации людей за пределы зон возможных разрушении, т. е. за пределы воздействия основных поражающих факторов ядерного взрыва.
В некоторых случаях по особому указанию предусматривается частичная эвакуация, которая проводится до проведения общей эвакуации населения и рассредоточения рабочих и служащих. При проведении частичной эвакуации предусматривается вывоз из крупных городов части населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания. Как правило, частичной эвакуации подлежат организованные детские коллективы (школы-интернаты, детские дома и т. п.) и часть формирований. Основным способом эвакуации является комбинированный способ.
Комбинированный способ эвакуации заключается в сочетании массового вывода населения из городов пешим порядком с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта, не занятого воинскими и особо важными народнохозяйственными перевозками, по эвакуационным графикам. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с вывозом всего населения транспортными средствами, так как при этом обеспечивается проведение эвакуационных мероприятий с использованием всех возможных маршрутов и достижение основной массой населения безопасной зоны в сравнительно короткие сроки.
Эвакуация населения комбинированным способом осуществляется по территориально-производственному принципу. Это значит, что выведение в загородную зону рабочих и служащих, членов их семей, студентов вузов, учащихся специальных заведений и ПТУ организуется через предприятия, учреждения и учебные заведения. Остальное население эвакуируется, как правило, через ДЭЗ по месту жительства.
Транспортом обязательно вывозится население, которое может передвигаться пешим порядком (престарелые, инвалиды, больные, беременные женщины, женщины с детьми до 10-летнего возраста, медицинский персонал вместе с нетрудоспособными членами их семей).
Остальная часть населения (неработающие члены семьи, учащиеся высших и средних учебных заведений, ПТУ и др.), способная эвакуироваться пешим порядком, может выводиться организованно пешком.
Проведение эвакуационных мероприятий возлагается на специально создаваемые эвакуационные органы, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений.
рганизация медицинского обеспечения эвакуации.
К эвакуационным органам относятся:
1. эвакуационные комиссии;
2. сборные эвакуационные пункты (СЭП);
3. приемные эвакуационные комиссии;
4. приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
5. администрация пунктов посадки (ПП), пунктов высадки (ПВ), промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ).
На эвакуационные комиссии возлагаются следующие задачи:
1. учет населения, подлежащего к рассредоточению и эвакуации пешим порядком и вывозу всеми видами транспорта;
2. определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации;
3. организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения;
4. подготовка маршрутов эвакуации пешим порядком и видов транспорта;
5. организация связи и взаимодействия с эвакуационной приемной комиссией сельских районов по вопросам приема, размещения, трудоустройства, материального и медицинского обеспечения.
Распоряжение в начале рассредоточения и эвакуации немедленно доводится до начальников ГО городов, районов и объектов народного хозяйства.
Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, граждане должны немедленно подготовить все самое необходимое: одежду, в том числе и теплую, обувь, белье, постельные принадлежности, продукты питания на 2—3 дня, медикаменты, индивидуальные средства защиты, уложив все это в рюкзак или чемодан; общая масса должна быть не более 50 кг;
документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, трудовую книжку, свидетельство о рождении детей и др.), деньги;
детям дошкольного возраста вложить в карман записку или пришить к воротнику белый лоскут с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и конечного пункта эвакуации.
Если в семье окажутся больные, которые не могут самостоятельно прибыть на СЭП, то об этом необходимо сообщить начальнику СЭП.
Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора и регистрации рассредоточиваемого и эвакуируемого населения, формирования пеших колонн, отправки населения на станции (пункты) посадки на транспортные средства.
СЭП желательно развертывать вблизи станции (пунктов) посадки, а при комбинированном способе проведения эвакуации - как можно ближе к окраине города, в районах конечных остановок городского транспорта, в местах, обеспечивающих условия сбора и отправки населения в загородную зону, сокращение времени и расстояния перехода при движении пешим порядком.
В задачи СЭП входит:
1. оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации;
2. сбор населения и информация его о складывающейся обстановке;
3. регистрация и учет эвакуируемых;
4. контроль за подготовкой транспортных средств;
5. организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения;
6. укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога»;
7. представление сведений в эвакуационную комиссию района о ходе эвакуации.
В сельской местности (в сельских районах, сельсоветах, колхозах, совхозах) проведение мероприятий по приему и размещению рассредоточиваемых и эвакуируемых возлагается на приемные эвакуационные комиссии, в состав которых включаются ответственные работники организаций и служб, связанных с приемом, размещением и обеспечением прибывающего населения.
Для непосредственного приема рассредоточиваемых и эвакуируемых создаются и развертываются приемные эвакуационные пункты, как правило, вблизи станций (пунктов) высадки. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком.
Примерный состав ПЭП может быть следующий: начальник ПЭП, зам. начальника ПЭП, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка (ОПП).
При проведении эвакуации пешим порядком на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи: прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав их зависит от числа прибывающих и убывающих через него людей.
Примерный состав ППЭ: начальник ППЭ, зам. начальника ППЭ, группа по приему, учету и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа (по организации дальнейшей эвакуации), группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, стол справок, группа ООП.
При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500—1000 человек) по предприятиям (организациям, учреждениям или ДЭЗ). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута колонны, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.
Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях по обочинам основных дорог. Вывод населения пешим порядком следует планировать, как правило, за пределы зон возможных разрушений. При этом население, районы размещения которого в загород ной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на ППЭ, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.
Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3—4 км/ч. Через каждые 1 – 1,5 ч движения предусматриваются малые привалы на 15—20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5 - 2 ч. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на ППЭ.
Сигналы оповещения
Органы ГО, формирования ГО и население руководствуются следующими сигналами оповещения:
Сигнал «Воздушная тревога» (ВТ) подается в случае непосредственной угрозы нападения противника, когда соответствующие органы и средства наблюдения и разведки установили факт пуска ракет или вылета авиации противника. Сигнал ВТ подается с помощью сирен, прерывистых гудков предприятий и транспорта, путем объявления по радио, телевидению, а также радиорупорами специальных автомобилей и т. п. Сигнал подается для всего населения.
По сигналу «Воздушная тревога», находясь дома, следует:
выключить все приборы электро-, газо- и водоснабжения;
взять приготовленные заранее предметы первой необходимости, документы, средства индивидуальной защиты и запас продуктов, закрыть квартиру;
быстро следовать в ближайшее убежище (укрытие).
Находясь на рабочем месте, следует:
выключить станок (прибор), отключить электро-, газо и водоснабжение рабочего места;
привести в положение «наготове» средства индивидуальной защиты;
быстро следовать в убёжище (укрытие).
Оказавшись на улице, следует:
выйти из наземного общественного транспорта;
согласно указаниям следовать в ближайшее убежище (укрытие), станцию метро;
использовать в случае необходимости кюветы, канавы, щели, подземные переходы, трубы и т. п.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» (ОВТ) будет подан в случае ликвидации опасности нападения или после нападения противника. Сигнал ОВТ может быть общим или подаваться выборочно, только в тех местах, где уже миновала опасность нападения. Сигнал объявляется по радиотелетрансляционной сети, подается с помощью продолжительных гудков предприятий и транспорта, а также подвижных средств оповещения.
Рабочие и служащие предприятий, население районов и городов, которые не подвергались нападению противника, по сигналу ОВТ выходят из защитных сооружений и возобновляют работу.
В района и городах, по которым противнику удалось осуществить удар, принимаются меры по ликвидации нападения; по средствам связи, радио и телевидению передаются указания о режимах поведения и другая информация для населения. По указанию органов ГО в зависимости от обстановки люди могут оставаться в защитных сооружениях или выходить из них с соблюдением необходимых мер предосторожности. Выходить из защитных сооружений можно только по указанию органов ГО после уточнения обстановки.
После объявления сигнала ОВТ население должно находиться в готовности к повторному нападению, соблюдать правила и выполнять распоряжения на период угрозы нападения противника.
Сигнал «Радиационная опасность» (РО), как правило, подается за пределами самого очага поражения, в загородной зоне в направлении движения радиоактивного облака, на местности, где в течение ближайшего часа предполагается выпадение радиоактивных осадков, или после установленного радиационной разведкой факта наличия радиоактивного заражения местности (повышенной мощности дозы ионизирующего излучения). Сигнал РО подается с помощью всех местных технических средств связи и оповещения, а на местах дублируется звуковыми и световыми средствами. По этому сигналу необходимо надеть респиратор ПТМ-1 или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии противогаз. Взять документы, подготовленный запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты, предметы первой необходимости и уйти в противорадиационное укрытие (убежище), где и находиться до особого указания органов ГО.
Сигнал «Химическая тревога» (ХТ) подается при угрозе или возможном применении противником ОВ или БС, что устанавливается соответствующим наблюдением.
Сигнал ХТ подается с помощью технических средств связи и оповещения, а на местах дублируется звуковыми средствами. По этому сигналу следует быстро укрыться в убежище или надеть противогаз и средства защиты кожи (плащи, резиновые сапоги и резиновые перчатки). Необходимость надевания именно противогаза, а не респиратора или ватно-марлевой повязки диктуется тем, что сигнал ХТ является единым и для случая применения ОВ, и для случая использования бактериальных аэрозолей. Поскольку для уточнения вида примененного средства массового поражения необходимо некоторое время, расчет ведется на наиболее опасное и быстродействующее средство поражения — ОВ, которое не задерживается респираторами.
Если позволяет обстановка, то после надевания соответствующих средств защиты следует быстро выйти из очага химического поражения (зоны химического заражения) в направлении одной из сторон, перпендикуляр ной направлению ветра.
На предприятиях в зависимости от обстановки и указаний администрации работа может продолжаться. Работающие должны обязательно использовать средства защиты.
В укрытиях противогазы должны быть надеты обязательно, а в убежищах можно находиться без них.
При появлении первых признаков поражения ОВ нервно-паралитического действия следует немедленно принять (использовать) антидот из аптечки АИ-2, при попадании капельно-жидких ОВ на кожу или одежду немедленно обработать эти участки (провести частичную санитарную обработку) тампонами, которые смачивают жидкостью из ИПП-8 или мыльной (щелочной) водой.
После выхода за пределы зоны заражения поверхность одежды, обуви и средств защиты в той или иной степени всегда заражена парами ОВ, поэтому средства защиты, особенно противогазы, без команды снимать не следует.
При угрозе нападения противника МС ГО проводит целый ряд мероприятий, среди которых следует особо выделить:
медицинское обеспечение населения при проведении эвакуации и рассредоточения;
медицинское обеспечение рабочих и служащих на объектах, продолжающих производственную деятельность;
эвакуацию медицинских учреждений в вывод в районы сосредоточения созданных на их базе медицинских формирований;
развертывание лечебных учреждений МС ГО в составе больничных баз;
медицинское обеспечение нетранспортабельных больных.
Медицинское обеспечение населения при эвакуации и рассредоточении
В крупных городах за медицинское обеспечение при эвакуации населения и рассредоточении рабочих и служащих отвечает начальник МС ГО города (городского района), в сельских районах — начальник МС ГО сельского района.
Планируя и организуя медицинское обеспечение населения в этот период, начальник МС ГО города (городского района) должен заранее располагать сведениями о количестве создаваемых СЭП, ПП и местах их развертывания, количестве эшелонов и пеших колонн, выделять силы и средства МС ГО для развертывания там медицинских пунктов за счет учреждений здравоохранения города (городского района). Начальник МС ГО сельского района должен знать количество и места дислокации ПВ, ППЭ и ПЭП для развертывания медицинских пунктов с целью медицинского обеспечения населения, прибывающего из крупных городов в ходе эвакуационных мероприятий. Кроме того, МС ГО сельских районов должна осуществлять медицинское обеспечение прибывающего населения в местах его размещения.
Медицинский персонал всех развертываемых медицинских пунктов выполняет следующие функции:
1. выявляет заболевших, оказывает им медицинскую по мощь, а при необходимости госпитализирует их;
2. выявляет, временно изолирует и в последующем госпитализирует инфекционных больных;
3. выявляет среди эвакуируемого населения медицинских работников и привлекает их к медицинскому обеспечению населения;
4. осуществляет контроль за санитарным состоянием СЭП, ПП, ПВ, ППЭ, ПЭП, транспорта, а также районов временного размещения эвакуируемого населения;
5. принимает участие в проводимых противоэпидемических. мероприятиях с целью предупреждения вспышек и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Больных, нуждающихся в стационарном лечении, эвакуируют из медицинских пунктов СЭП и станций посадки в ближайшие больницы загородной зоны, а нетранспортабельных доставляют в стационары для нетранспортабельных, развертываемых в городе. Эвакуация в эти лечебные учреждения осуществляется бригадами станций (подстанций) скорой (неотложной) медицинской помощи, остающимися в городе до конца эвакуации и рассредоточения
В каждый медицинский пункт СЭП выделяется 1—2 средних медицинских работника на смену (12 ч). Медицинский персонал выделяется из медико-санитарных частей объектов народного хозяйства или поликлинических учреждений городского района. Кроме того, каждому медицинскому пункту СЭП выделяется санитарная автомашина для эвакуации заболевших в лечебные учреждения. Медицинский персонал СЭП эвакуируется в загородную зону в последнюю очередь. На вокзалах, пристанях и других местах посадки организуются медицинские пункты, в каждый из которых выделяется 1 врач и 2 средних медицинских работника на смену (12 ч) за счет медико-санитарной службы МПС, ведомств речного, морского и воздушного флота, а при отсутствии ведомственных медицинских учреждений за счет ближайших поликлинических учреждений города (городского района).
Медицинское обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения осуществляется в пути следования за счет медико-санитарных частей эвакуируемых (рассредоточиваемых) объектов народного хозяйства. При этом в каждый эшелон, пароход, автоколонну могут выделяться 1—2 медицинские сестры, которые обеспечиваются санитарными сумками. При выявлении среди эвакуируемого населения медицинских работников они также могут быть привлечены для медицинского обеспечения в пути следования. Оказание медицинской помощи заболевшим или получившим травмы в пути следования осуществляется в медицинских учреждениях здравоохранения, находящихся на маршруте движения.
Все местные лечебные учреждения, расположенные на пути следования эвакуируемых, обязаны оказывать не отложную медицинскую помощь заболевшим в пути следования и принимать из эшелонов (колонн) лиц, нуждающихся в стационарном лечении.
При эвакуации населения пешим порядком на участках маршрута до ППЭ создаются 1—2 подвижных медицинских пункта на автомашине. Подвижные медицинские пункты обязательно должны иметь возможность подъезда ко всем местам привалов, поэтому места при валов должны выбираться с учетом этого требования Курсируя вдоль маршрута движения пеших колонн, подвижные медицинские пункты должны оказывать всем за болевшим необходимую медицинскую помощь и доставлять в ближайшие лечебные учреждения или на ППЭ. Первая медицинская помощь в пеших колоннах оказывается санитарными дружинницами, выделяемыми в каждую колонну. Колонну из 500—1000 человек сопровождают 1—2 санитарные дружинницы с санитарными сумками. Заболевшие или получившие травмы из числа эвакуируемых пешим порядком после оказания им санитарной дружинницей первой медицинской помощи выносятся (выводятся) до места привала или заранее оговоренного места подхода транспорта.
Для медицинского обеспечения населения, эвакуируемого в пеших колоннах, на ППЭ создается медицинский пункт за счет ближайших к месту развертывания ППЭ лечебно-профилактических учреждений сельского района. На медицинский пункт выделяется 1 врач, 2 средних медицинских работника на смену (12 ч), санитарный транспорт, необходимое медицинское имущество.
На станциях, пристанях высадки эвакуируемого и рассредоточиваемого населения за счет МС ГО сельского района создаются медицинские пункты, на каждый из которых выделяются 1—2 средних медицинских работника на смену (12 ч) из ближайшего к месту высадки лечебно-профилактического учреждения.
На каждом ПЭП организуется врачебный медицинский пункт в составе: 1 врач и 2 средних медицинских работника на смену (12 ч). Все медпункты обеспечиваются необходимым имуществом и транспортом.
Медицинское обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения в местах его постоянного расселения организуется начальником МС ГО сельского района по существующему в мирное время участково-территориальному принципу. При этом количество обслуживаемого одним участковым врачом населения резко увеличивается. Поэтому к работе привлекаются силы и средства эвакуированных в эти районы лечебно-профилактических учреждений города, а для обеспечения медикаментами и предметами ухода — аптеки и другие учреждения медицинского снабжения, прибывающие из крупных городов.
МС ГО должна осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований на предприятиях общественного питания и торговли, санитарной очисткой территории в местах размещения населения, содержанием уборных и мусоросборников.
На СЭП, ПП и ПВ, ППЭ, ПЭП необходимо организовать раннее выявление и изоляцию инфекционных больных. Поэтому на всех указанных пунктах развертываются инфекционные изоляторы. Кроме того, необходимо осуществлять медицинский контроль за работой санитарных пропускников, бань, прачечных, обеспечением населения мылом и другими моющими средствами.
В период угрозы нападения противника и особенно при эвакуации и рассредоточении населения следует значительно активизировать санитарно-просветительную работу, проводя ее целенаправленно с учетом конкретной обстановки.
Медицинское обеспечение рабочих и служащих на объектах, продолжающих производственную деятельность
Медицинское обеспечение рабочих и служащих организуется на объектах медико-санитарными частями предприятий. Сами медико-санитарные части предприятий эвакуируются в загородную зону, где осуществляют медицинское обеспечение отдыхающих смен и членов их семей, а на предприятии в городе они развертывают медицинские пункты для обеспечения работающих смен.
Медицинские пункты развертываются в убежищах и обеспечиваются необходимым имуществом для оказания медицинской помощи заболевшим или получившим травму. На каждые 2500 человек работающих выделяется медицинский персонал в составе: 1 врач и 2 средних медицинских работника на смену. Если на предприятии в смене работает менее 2500 рабочих и служащих, то для работы в медицинском пункте выделяются 1—2 средних медицинских работника. Таким образом, за каждой работающей сменой закрепляется определенный медицинский персонал, который вместе с этой сменой прибывает в город и после окончания работы убывает для отдыха в загородную зону. Кроме медицинского персонала, медицинскому пункту придается 1 санитарная машина независимо от числа работающих.
Возможно создание одного медицинского пункта для медицинского обеспечения работающих и служащих двух или нескольких рядом расположенных объектов, если на каждом из них число работающих невелико. В этих случаях место размещения медицинского пункта и количество выделяемого медицинского персонала, имущества и медицинского транспорта определяется начальником МС ГО городского района.
Основными задачами медицинских пунктов являются:
1. оказание врачебной помощи заболевшим или получившим травмы во время работы и эвакуация их в случае необходимости в лечебные учреждения загородной зоны или стационары для нетранспортабельных больных;
2. выявление, временная изоляция и госпитализация инфекционных больных;
3. контроль за санитарным состоянием территории предприятия и цехов, защитных сооружений, а также санитарно-гигиеническими условиями работы рабочих и служащих;
4. организация работы СД и СП, имеющихся в каждой смене, по оказанию первой медицинской помощи пораженным при применении противником оружия массового поражения или других средств нападения.
Эвакуация медицинских учреждений
Эвакуация медицинских (особенно лечебных) учреждений из крупных городов в загородную зону представляет достаточно сложную и трудоемкую задачу. Для ее успешного решения требуются тщательные планирование и большая подготовительная работа, проводимые в мирное время руководителями всех медицинских учреждений. Следует иметь в виду, что все учреждения здравоохранения являются учреждениями, переносящими свою деятельность в загородную зону.
При планировании мероприятий по эвакуации медицинских (лечебных) учреждений в загородную зону должны быть учтены конечные пункты эвакуации, маршруты следования, порядок получения и выделения транспорта, отведенные помещения в загородной зоне, а также порядок дальнейшего использования эвакуированного медицинского (лечебного) учреждения в загородной зоне в составе учреждений здравоохранения района.
В плане должен быть отражен порядок подготовки медицинского (лечебного) учреждения к эвакуации, в частности определено эвакуационное предназначение больных в зависимости от их состояния здоровья (транспортабельности).
Принято считать, что около половины всех больных, находящихся на стационарном лечении, в период угрозы нападения противника могут быть выписаны из лечебно профилактического учреждения. Около 45% больных потребуют эвакуации в загородную зону вместе с лечебно-профилактическим учреждением и до 5% больных будут нетранспортабельными. Эти цифры приблизительны. Руководитель учреждения здравоохранения должен изучить имеющийся в учреждении контингент больных. На основе этого определить истинное положение на объекте здравоохранения и планировать необходимое количество транспорта для эвакуации, количество помещений для размещения больных в загородной зоне, потребность в помещениях для укрытия нетранспортабельных больных в защищенном стационаре, необходимое количество медицинского персонала, организацию питания и обеспечение больных лекарственными средствами и т. д.
При недостатке выделенного для медицинского учреждения транспорта руководитель учреждения здравоохранения определяет порядок и последовательность эвакуации несколькими рейсами.
Заблаговременно в каждом отделении медицинского учреждения назначаются ответственные лица за выписку больных, подготовку транспортабельных больных к эвакуации и перемещение нетранспортабельных больных в защитные сооружения (в стационары для транспортабельных больных). Руководители учреждений эти вопросы отрабатывают в мирное время на учениях, определяя реальное время, необходимое для погрузки на транспорт больных, персонала и имущества, на переезд из города к месту развертывания медицинского учреждения в загородной зоне, а также на разгрузку транспорта. После проведения таких учений руководитель объекта здравоохранения может составить график эвакуации.
При получении указания на эвакуацию лечебного учреждения после оповещения личного состава учреждения каждый руководитель принимает меры для того, чтобы все медицинские формирования, созданные на базе данного медицинского учреждения (ОПМ, БСМП, ОСМП, ППЭО, ИПГ, СПЭБ.), могли быть быстро приведены в готовность и в максимально короткие сроки выведены в загородную зону в места, определенные начальником МС ГО городского район (города). После вывода формирования из города оно выходит из подчинения главного врача медицинского учреждения и подчиняется начальнику МС ГО городского района (города), выполняя все его указания. Однако за организацию оповещения и сбора личного состава формирования, оснащение его имуществом и транспортом, готовность к работе отвечает руководитель того медицинского учреждения, на базе которого это формирование создано.
Все больные, находящиеся на лечении в данном лечебно-профилактическом учреждении, по эвакуационному предназначению распределяются на три основные группы: больные, не нуждающиеся в дальнейшем продолжении стационарного лечения и подлежащие выписке (больные с хроническими заболеваниями вне стадии обострения и выздоравливающие больные). Такие больные после выписки из лечебного учреждения самостоятельно следуют до места жительства, а затем до СЭП и ПП и выезжают к месту жительства в загородной зоне наравне с другим населением. При выписке, если необходимо, их следует обеспечить медикаментами на 2—З сут, так как в этот период из крупных городов эвакуируются поликлинические и аптечные учреждения;
транспортабельные больные — это больные, которые по состоянию здоровья не могут быть выписаны из лечебно-профилактического учреждения, но в состоянии без значительного ущерба для здоровья эвакуироваться в загородную зону. Эта группа больных должна быть вывезена в загородную зону с лечебно-профилактическим учреждением;
нетранспортабельные больные — это больные, которые не способны без ущерба для здоровья перенести эвакуацию в загородную зону. Эта группа больных должна быть оставлена в городе и укрыта в специально оборудованном убежище (стационаре для нетранспортабельных больных). Нетранспортабельность больных определяется не только тяжестью их состояния, но и видом транспорта, на котором предполагается эвакуация больных в загородную зону.
После определения количества нетранспортабельных больных устанавливаются порядок и последовательность заполнения убежища стационара, выделяются ответственные лица за его оборудование, закладку в него продуктов питания, запасов воды, определенного количества медицинского имущества и медикаментов. Для работы в защищенный стационар направляется выделенный медицинский и технический персонал.