Тема: «Итоговое занятие. Нервная система»
После изучения темы студент должен:
знать:
1. Значение, общие принципы строения нервной системы.
2. Строение нейрона.
3. Синапс: строение, функции, значение.
4. Классификация нейронов.
5. Классификация нервной системы.
6. Структуры рефлекторной дуги.
7. Определение рефлекса.
8. Функциональная анатомия спинного мозга.
9. Функциональная анатомия головного мозга.
10. Функциональная анатомия ядер головного мозга.
11. Современные представления о локализации функций в коре головного мозга.
12. Основы ВНД: условные и безусловные рефлексы.
13. Области иннервации и функции вегетативной нервной системы.
14. Роль симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
15. Высшие вегетативные центры, их роль.
16. Влияние вегетативных нервов на внутренние органы.
17. Отличие и особенности рефлекторной дуги вегетативной и соматической нервной системы.
18. Роль медиаторов в передаче возбуждения.
Уметь:
1. Изображать схематично структуры рефлекторной дуги, рефлекторного кольца, давать им функциональную характеристику.
2. Определять под микроскопом и описывать структурно-функциональную единицу нервной ткани - нейрон, объяснять функцию его элементов.
3. Определять, называть и показывать спинной мозг, его отделы, серое и белое вещество, оболочки.
4. Давать функциональную характеристику структур спинного мозга.
5. Определять, называть и показывать отделы головного мозга, детали их анатомического строения с анализом функций.
6. Давать функциональный анализ структур вегетативной нервной системы, её симпатического и парасимпатического отделов.
7. Раскрывать суть адаптационно-трофического влияния вегетативной нервной системы.
8. Составлять схему рефлекторной дуги вегетативной нервной системы.
Задание.
1. Повторить темы:
· «Нервная ткань, нейрон, синапс, рефлекс»
· «Функциональная анатомия спинного мозга»
· «Функциональная анатомия головного мозга. ВНД»
· «Вегетативная нервная система».
2. Прочитать в учебнике материал: Н.И. Федюкович, с. 290-322; 345-356.
3. Ответить на вопросы для самоподготовки.
Вопросы для самоподготовки:
1. Спинной мозг. Строение и функции. Серое и белое вещество. Сегмент спинного мозга.
2. Оболочки головного и спинного мозга. Межоболочечные пространства. Понятие о ликворе, его значение.
3. Головной мозг. Отделы. Конечный мозг. Строение коры больших полушарий. Желудочки конечного мозга.
4. Продолговатый мозг. Строение и функции. Полость мозга.
5. Мост мозга. Строение и функции. Серое и белое вещество. Ядра черепных нервов.
6. Мозжечок. Строение и функции. Кора мозжечка. Ножки мозжечка. Полость мозжечка.
7. Средний мозг. Строение и функции. Ножки мозга. Четверохолмие. Серое и белое вещество. Ядра.
8. Понятие о промежуточном мозге. Таламус, эпиталамус и гипоталамус.
9. Строение и функции больших полушарий головного мозга. Доли, борозды, извилины больших полушарий.
10. Центры коры больших полушарий. Распределение функций в коре.
11. Условия и механизм образования условного рефлекса.
12. Типы нервной системы по И.П. Павлову. Процессы возбуждения и торможения в коре. Значение торможения.
13. Особенности высшей нервной деятельности человека. I и II сигнальные системы.
14. Сон. Значение. Теории сна. Виды сна. Фазы физиологического сна.
15. Строение ВНС.
16. Отличие ВНС от соматической нервной системы.
17. Ганглии ВНС.
18. Отделы ВНС и их характеристика.
19. Симпатический отдел вегетативной нервной системы.
20. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.
21. Значение ВНС.
22. Регуляция ВНС.
23. Понятие синапса.
24. Строение мионеврального синапса.
25. Передача возбуждения через мионевральный синапс.
26. Строение нервного волокна.
27. Передача нервного возбуждения по нерву.
28. Законы проведения нервного импульса.
РАЗДЕЛ 4. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ.
Семинарско - практическое занятие №9.
Тема: «Анатомо - физиологические особенности крови».
После изучения темы студент должен:
знать:
1. Функции крови.
2. Состав крови.
3. Физико-химические свойства крови.
4. Физиологическая роль эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, их значение.
5. Основные показатели крови. СОЭ.
Уметь:
1. Объяснять принцип определения количества эритроцитов, СОЭ.
2. Различать форменные элементы крови.
3. Делать выводы по анализу крови.
Задание.
1. Прочитать в учебнике материал по теме: Н.И. Федюкович, с. 25-31.
2. Выучить лекцию по теме «Анатомо-физиологические особенности крови».
3. Ответить на вопросы для самоподготовки.
4. Составить таблицу «Характеристика форменных элементов крови»:
Название | Внешний вид | Особенности строения | Содержание в норме | Свойства | Функции |
5. Составить конспект по теме «Кроветворные органы».
6. Заполнить таблицу «Характеристика лекарственных препаратов»:
Группа лек. препаратов | Наименование лек. препарата | Механизм действия (фармакодинамика) | Применение |
7. Рассмотреть следующие группы лекарственных препаратов:
1. стимулирующие эритропоэз: фолиевая кислота, цианокобаламин, препараты железа: сорбифер, феррум-лек, ви-фер, тотема.
2. Стимулируещие лейкопоэз: пентоксил, метилурацил, натрия нуклеинат.
3. Угнетающие лейкопоэз: допан, миелосан, метотрексат.
Вопросы для самоподготовки:
1. Кровь, ее состав.
2. Физико-химические свойства крови.
3. Функции крови.
4. Состав плазмы.
5. Значение белков плазмы.
6. Понятие о гомеостазе.
7. Лейкоциты. Строение. Содержание в норме.
8. Виды, свойства и функции лейкоцитов. Лейкоцитарная формула.
9. Эритроциты, их свойства и функции.
10. Гемоглобин. Содержание в норме.
11. Тромбоциты. Строение. Содержание в норме. Свойства. Функции.