Заметки по поводу пересмотра «Луковицы».
От редакции.
Добрый день, дорогой читатель! От редакции русского издания книги «Очищая луковицу» приветствуем Вас на этих страницах!
Среди гештальт-терапевтов иногда встречается интересная форма распознавания – «клиент с улицы», т. е. это обозначает человека, не участвующего в программе подготовки и не имевшего до этого опыта терапии. Некоторые коллеги таких клиентов любят, некоторые опасаются, но всегда эти люди интересуются и возбуждают терапевта. Ведь в конечном итоге терапия, помощь предназначена именно вам!
Для терапевтов, людей работающих, написана масса книжек. Эта же книга адресована именно Вам, клиент!!! Из уважения хотелось написать именно так – с большой буквы. Конечно, человек, обращающийся за помощью к терапевту, заслуживает всяческого уважения и признания. В нашей культуре обращаться к другому в моменты слабости или жизненных тупиков трудно – велик риск стать обвиненным в слабости, некомпетентности в собственной жизни или же страх попадания в зависимость от другого. В России часто «кривенько» относились к таким людям, кроме этого культура психологической помощи, не смотря на то, что именно здесь возникло второе в мире после Германии психоаналитическое общество, культура помощи формируется всего около30-ти лет. Срок для цивилизации минимальный и этому – получению помощи – тоже надо учиться. Эта книга – книга – инструкция о том, как пользоваться терапией и терапевтом. Что можно и чего нельзя ждать от терапии. Как эффективнее пользоваться этими возможностями, которые она предоставляет? Ответы на эти и другие возникающие у Вас вопросы содержаться в этой книге. Бад Федер написал ее, на мой взгляд, очень простым и человеческим языком. Практически не употребляя тех терминов, которые составляют «птичий язык» психологов. Он добавил в книгу много примеров из своего опыта – опыта клиента и опыта терапевта. Большое тебе спасибо, Бад, за этот труд!
Благодарим Ирину Вахнянскую, которая переводила эту книжку и приложила свой интерес и душевную энергию для того, чтобы это издание состоялось, Наташу Кедрову, которая вела первичные переговоры об издании книги!
В это издание с учетом специфики российской реальности добавлен раздел «Поиск гештальт-терапевта в России, Украине, Белоруссии». Мы располагаем здесь информацию о четырех организациях, объединенных сейчас в АРГИ – Ассоциацию Русскоязычных гештальт-институтов.
Конечно, это не исчерпывает весь диапазон возможных терапевтов. Просто нас объединяет единая история, единые корни, схожие этические принципы. Других рекомендовать труднее… И правда, как рекомендовать тех, кого не знаешь? Так же мы добавили в это издание наш этический код, так как основные его принципы разделяются организациями АРГИ. И плюс немножко информации о нас.
Спасибо нам, спасибо Вам, спасибо им! Надеемся, эта книжечка будет полезной Вам.
От редакции, Денис Хломов.
Предисловие к русскому изданию.
Эту маленькую книжку написал американский психолог Бад Федер. Она уже переведена на французский, испанский и немецкий языки. Бад Федер – известный гештальт-терапевт с сорокалетним стажем работы. Он написал и отредактировал много интересных книг о гештальт-терапии, в которых представлен как его собственный, так и опыт американских гештальт-терапевтов.
Необычная цель у этой книги. Она больше предназначена для клиентов, чем для терапевтов, клиентов, которые только начинают свое путешествие в мир личностного развития и мало знают о гештальт-терапии.
Серьезный психологический материал изложен таким простым и понятным языком, что любой человек может использовать его для понимания своих состояний.
Книга написана в форме диалога – это позволяет читателю стать как бы партнером автора, который смело и открыто делится, порой интимными, воспоминаниями из своей личной жизни. Такая открытость вызывает доверие и приближает книгу к опыту читателя.
Бад Федер – носитель живой традиции. Он имеет многолетний опыт общения с Лаурой Перлз, которая была одним из основателей и первым президентом Нью-йоркского института гештальт-терапии. Сейчас Федер сам является президентом этого института. В этом издании он делится своим опытом, приобщая читателей к традициям гештальт- терапии.
В книге представлены трудные для понимания неподготовленного человека ситуации. В частности, описан такой ключевой момент, как «эмпасс» - застревание или тупик. В процессе его проработки слои «луковицы» наших проблем отлетают, открывая целостное и исцеленное «Я», способное жить по-новому.
Я понимаю, эта книжечка будет интересна и для психологов, социальных работников, учителей, врачей, всех профессионалов, работающих с людьми. Потому что, во-первых, все мы – люди, независимо от того, какой стул мы занимаем сейчас – место терапевта или место клиента. Во-вторых, мы как психотерапевты лучше понимаем своих клиентов, когда у нас самих есть опыт получения терапевтической помощи и поддержки.
Так произошло и со мной. Будучи психологом, сейчас я клиент и часто использую эту книгу. Опыт этих двух позиций: терапевта и клиента, дает мне возможность оценить уникальность работы доктора Б. Федера. Поэтому я с удовольствием представлю русскому читателю его книгу «Очищая луковицу. Руководство по гештальт-терапии для клиентов».
Ирина Вахнянская. Апрель 2010, Нью-Йорк.
Ирина Вахнянская – переводчик книги и автор предисловия к русскому изданию, к.п.н., гештальт-терапевт из Москвы. Училась Гештальт-методу в программах Роя Персонса, Жана-Мари Робина, Боба Резника, в Гештальт-центре психотерапии и тренинга в Нью-Иорке. Участвовала как профессор кафедры РИПКРО в программах, обучающих Гештальт-терапии практических психологов. В настоящее время живет и работает в Нью-Иорке. Продолжает свое обучение на семинарах в Нью-Йоркском Гештальт-институте. Проходит индивидуальную терапию у Бада Федера и берет у него классы медитации и групповой Гештальт-терапии. Лицензированный психолог штата Нью-Йорк.
Предисловие.
Что такое психотерапия? Что такое гештальт-терапия? Что я могу ожидать от этого метода? Что я буду делать во время психотерапевтической сессии? Как это работает? Это – типичные вопросы, вызывающие опасения у людей, обращающихся к гештальт-терапевту, в том числе, волновавшие и меня.
Написанная простыми словами с использованием практических примеров из личного опыта автора и некоторых клиентов книга дает ясное объяснение того, что может ожидать новичок от гештальт-терапии. «Очищая луковицу» очень помогает облегчить начальные фазы терапии, ослабляет страх неизвестного, находя путь ранней и лучшей саморегуляции.
Я давно уже нахожусь в терапевтическом процессе, и, тем не менее, я использую эту книгу как полезный справочник. Бывает, что я так вовлечен в процесс моей терапии, что испытываю замешательство и чувствую себя подавленным. В таких случаях хорошо проверить себя по справочному источнику, чтобы увидеть «лес среди деревьев» и собрать воедино то, что уже произошло.
Я хотел бы, чтобы у меня была эта книжка, когда я только начинал свой путь в гештальт-терапию.
Вуди Вейт. Август 1982
Вуди Вейт – страховой агент, который проходил терапию у автора книги в 1982 году и плохо понимал Гештальт-метод работы. Он мотивировал Бада Федера написать книжку о Гештальт-терапии для клиентов – новичков, активно ею пользовался и написал вступление к ней, когда она готовилась к печати.
Введение.
Хотя эта книга была написана для клиентов, впервые начинающих гештальт-терапию, она вполне может быть полезной и для более опытных клиентов. На протяжении довольно многих лет работы гештальт-терапевтом обычно я давал новым клиентам короткие инструкции по гештальт-терапии и обсуждал их с ними. Совсем недавно я почувствовал желание написать для этих людей что-то более понятное.
Книга «Открывая двери. Вступление в гештальт-терапию»[1] Даниила Розенблата очень полезна, на мой взгляд, но она не такая систематическая и не такая понятная, как мне бы хотелось. В частности, в отличие от «Очищая луковицу», в книге Розенблата не даны предложения для личного экспериментирования. «Гештальт-терапия»[2] (Перлз, Хефферлин, Гудмен) слишком сложна для большинства новичков. Мне кажется, что многие другие тексты также полезны и превосходны, хотя они предназначены каждая для своих целей.
Основная структура книги «Очищая луковицу» следующая:
1. представление многих базовых понятий и практик гештальт-терапии, главным образом, не профессиональными терминами;
2. примеры из моей личной жизни, иллюстрирующие терапевтический опыт по вышеупомянутым темам (см.п.1);
3. в книге предусмотрены места для заметок и кратких записей реакций, наблюдений и инсайтов читателя, самостоятельно проводящего предлагаемые упражнения и эксперименты.
Я надеюсь, что эта книга будет способствовать пониманию гештальт-терапии и облегчать читателю его прогресс в терапии.
Я также осознаю, что я даю выход столь долго дремлющему желанию самовыражения, вот потому я охоте включаю в эту книгу примеры из своего личного опыта, чем случаи из моей практики.
Отзывы на книгу от любых читателей будут высоко оценены.
Бад Федер. 1982.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Тело и работа с телом
Гештальт-терапия уделяет большое внимание телу, что полезно для терапевтического опыта (и не только для него). Эта глава посвящена обзору многочисленных методов работы с телом в гештальт-терапии.
Язык тела. Если в предыдущей главе мы обсуждали вербальное и невербальное общение, то сейчас обратите внимание на самовыражение посредством тела: лицевая экспрессия, движения рук, осанка, движения, положения некоторых или всех частей тела (эта тема хорошо разработана, и есть достаточно легко доступных популярных книг на эту тему).
Во-первых, давайте будем различать два вида языка тела: транзитный и хронический. Я отношу к транзитному общению меняющуюся, иногда моментальную реакцию, такую, как улыбка. Фиксированное, как бы «замороженное» выражение я понимаю как хронический язык тела. Но и здесь обычно имеется возможность изменения, так, к примеру, «замороженная» лицевая экспрессия только относительно «заморожена».
В семидесятые годы - время моих «темных» лет - у меня над носом появились три вертикальные глубокие морщины около 2,5 см в длину. Фотографии этого десятилетия подтверждают это. В настоящее время я «выправил» свою жизнь (образно говоря), хотя эти линии eще существуют, но явно менее глубокие. Я могу воссоздать их и сейчас, морща свой лоб, но мне нужно приложить к этому усилия, принимая беспокойный вид. Поверьте мне, я достаточно беспокоился тогда и мое лицо, особенно в области лба, показывало это.
У очень многих людей, благодаря их хронической реакции на условия жизни, на лицах как бы «выгравировано» четко фиксированное выражение.
И по другим частям тела можно заметить тот же процесс. Хрестоматийный пример из Дэвида Копперфилда. Достаточно вспомнить скромного Урию Хипа и его рабскую экспрессию, согнутую спину и руки, постоянно совершающие моющие движения.
Транзитная коммуникация отражает то, что происходит сейчас.
Когда я беспокоюсь о чем-то в какой-то определенный момент, я могу морщить лоб, то есть я делаю это сейчас, Это моя реакция на то, что случилось именно сейчас, а не хроническое отношение к жизни.
Во время Вашей сессии терапевт может предложить Вам отметить реакции вашего тела в процессе общения с ним, особенно когда они не совпадают с тем, что Вы говорите. Например: когда человек говорит рассерженным тоном и в то же время улыбается; или говорит дружеским тоном и сжимает кулаки; или может говорить, что спокоен, когда его пальцы быстро барабанят по столу.
Кроме того, существует произвольно осознаваемый язык тела и непроизвольно осознаваемый. В вышеприведенных ситуациях клиент может осознавать, что он улыбается, (сжимает кулаки, барабанит пальцами) или не осознавать это.
Если он осознает - одно терапевтическое включение: Как произошло, что Вы намеренно улыбаетесь мне, когда Вы сердиты на меня? Если не осознает - другое: «Вы знаете, что сердиты. Давайте, исследуем, как случилось, что Вы не осознаете, что улыбаетесь мне в то же самое время».
Итак, в терапии мы наблюдаем, что некоторые внутренние состояния тело в общении выражает своим языком: хроническим или транзитным, осознаваемым или неосознаваемым, произвольным или непроизвольным, посредством лицевой экспрессии, движения, позы.
Упражнения.
1. Посмотрите в зеркало на Ваше лицо. Отметьте его хронические реакции (особенно глаз, рта, и лба).
2. Обратите внимание на свое тело. Что-нибудь заметили?
3. Наблюдайте за окружающими. Не надоедайте им, но молчаливо отмечайте проявления их телесных коммуникаций. Это интересно.
Пример фиксированных коммуникаций:
а) транзитные:
б) осознаваемые:
в) неосознаваемые:
г) произвольные:
д) непроизвольные:
Дыхание - первая и постоянная поддержка нашей жизни. Некоторые люди во время эмоционального стресса ограничивают свое дыхание, дыша поверхностно или временно задерживая его. Или, подобно мне, постоянно ограничивают дыхание хроническим мышечным напряжением тела.
Первым сигналом, что я живу неправильно, было то, что я заметил свое дыхание. Когда у человека все в порядке, дыхание не осознается. Каждый раз, когда я пытался глубоко вздохнуть, я чувствовал тупую боль в груди. Особенно болезненно это было во время оргазма. Некоторое время я боялся ряда болезней - рака легких или туберкулёза, или чего-либо еще, что воображалось в этот момент (конечно, я не побеспокоился проконсультироваться с врачом, считая, что знаю себя лучше).
После нескольких лет сопротивления мысли начать терапию, я, наконец, приступил к ней. Сначала я не чувствовал изменений. Постепенно боль ослабела. Скоро я начал
воспринимать боль в груди как индикатор моего эмоционального состояния.
Если я чувствовал себя лучше, дыхание становилось легче.
Еще сегодня я проверяю своё дыхание: когда я чувствую тупую боль при глубоком вдохе, я стараюсь осознать, что именно неправильного происходит в моей жизни, то есть я начинаю её контролировать. Когда у меня есть мужество поправить это, мое дыхание восстанавливается снова.
Во время Вашей терапевтической работы и во время любых других жизненных ситуаций, обращайте внимание на Ваше дыхание. Вы многому научитесь.
Упражнения.
- Сядьте комфортно, спина должна быть прямая, но не напряженная, закройте глаза. Обратите внимание на Ваше дыхание и чувства, связанные с ним.
- Отмечайте все изменения в Вашем дыхании в течение дня. Было ли что-то интересное?
Помимо общего осознавания дыхания существуют специальные приемы в использовании глубокого дыхания, которые могут быть полезными в Вашей терапии. Глубокое дыхание нацелено на достижение глубокого уровня чувств в некоторых техниках, в том числе в ребефинге, гипнотической индукции и т. д. Чтобы вызвать более глубокое осознание внутреннего состояния, при меняют глубокое регулярное дыхание в позиции лежа на спине. Делать это лучше с Вашим терапевтом или с проводником.
Биоэнергетические и другие техники, ориентированные на работу с телом.
Чтобы стимулировать осознание и выражение чувств, некоторые терапевты используют техники, развитые Вильгельмом Райхом, Александром Лоуэном и другими. В арсенале терапевтических техник существует большое разнообразие специфических методов. Об одном из таких приемов рассказывается в самом начале первой главы.
Упражнения.
- Отметьте, какой участок тела у Вас особенно напряжен, пальпируйте[5] это место сами или пусть Ваш друг поможет Вам: сделать это. Посмотрите, что произойдёт.
- Встаньте. Примите следующую позу: колени согнуты, спина тоже согнута и наклонена вперед к носкам, пятки не касаются земли. Стойте так долго, как можете, и обратите внимание, что произойдет с Вами. Посмотрите, где энергия Вашего тела течет свободно, а где заблокирована.
Движение. Терапевты выделяют два типа движений всего тела: рутинные - те, которыми мы обычно пользуемся в обычной жизни, и те, которые мы способны делать во время эксперимента и исследования. Между прочим, некоторые терапевты, работающие, главным образом, с движением, известны как кинестезиологи.
Я вспоминаю, как я участвовал в конференции в Сан-Франииско, где я получил первый опыт двигательной терапии с Дел Тейлор. Это был большой зал, и я находился рядом с ней.
Звучала африканская ритмичная музыка. Мое первоначальное напряжение стало стремительно возрастать. Два дня группа исследовала движение: на месте, в пространстве, одиночное движение, совместное. Наиболее яркий для меня момент был, когда Дел играла «Болеро» Равеля, я фактически поставил мой собственный танец. Я никогда бы не подумал, что я смогу придумывать танец или танцевать хорошо.
То есть Ваш терапевт может попросить Вас двигаться по кругу и фиксировать, что Вы замечаете. Как ходите, держитесь, напрягаетесь. О чем говорят Вам Ваши движения?
В Вашей работе движение может помочь глубокому пониманию себя, стать открывающим. Часто я прошу клиента продемонстрировать понятие, используя язык движений. Например, в случае, когда клиент говорит: «Я застрял, я только хожу по кругу», Я могу ему предложить: «Хорошо, вставай и иди по кругу, приговаривая: «Вот как я проживаю свою жизнь». Смотрите, с чем Вы споткнетесь, что с Вами произойдет.
Упражнения.
1. Итак, проделайте вышеописанное упражнение. Двигайтесь и отмечайте Ваш стиль, Ваш ритм, Вашу энергию, манеру держаться, подвижность: как и что.
2. Охарактеризуйте Вашу жизнь сейчас на языке движений и выразите ее хореографически. Посмотрите, что возникнет у Вас, что придет к Вам.
Телесный контакт. Когда-то, очень давно фрейдовские аналитики сердито хмурились при упоминании о телесном контакте в терапии, даже грозили пальцем. Некоторые психоаналитики делают это до сих пор. Многие гештальт-терапевты более терпимы в этом отношении. У них, я надеюсь, ответственное отношение к контактам такого рода.
В моей терапии с Эл, когда я был очень расстроен, напряжен и одинок, я с нетерпением ждал момента, когда обниму его в конце сессии при прощании. Однажды, когда я плакал, он подкатил своё кресло ко мне и взял меня за руку.
Лаура Перлз говорит: «Дайте столько поддержки, сколько необходимо, и так мало, как возможно».
Иногда поддержка в форме телесного контакта просто необходима. Терапия хороша для экспериментирования. В групповой гештальт-терапии часто используется телесный контакт для поддержки и воспитания.
Многие люди в нашей культуре имеют комплексы по поводу телесного контакта. Прикосновение, симпатия, массирование и т. д. - это все возможности для исследования.
Физические упражнения. Некоторые терапевты настаивают, чтобы их клиенты развивали здоровый стиль жизни: физическую активность, используя прогулки, бег, хатка-йогу, тай-чи, различные виды спорта. Какой именно способ будет упомянут и выделен, зависит от пристрастий самого терапевта. В моей собственной практике я поощряю клиентов заботиться о своем теле также как и о мыслях и чувствах, исходя из их возможностей. Терапевт, который уделяет внимание здоровому стилю жизни в полной мере, часто говорит о холистическом подходе к жизни.[6] Такой терапевт будет обращать внимание клиента на целостность личности, благодаря соответствующему питанию, упражнениям,
натуральной терапии, управлению стрессом. Иногда взаимодействие с другими сторонами жизни завораживает.
У моего недавнего клиента была тема: «Жизнь должна быть легкой», - произносил он это жалующимся тоном. Не удивительно, что он прошел через алкоголизм, через реабилитацию от этого злоупотребления, а его жизнь была всё еще плохо организована. Весь в долгах, дом в беспорядке, толстый и т. д. Я предложил ему эксперимент: вставать в 6 часов утра, на 45 минут раньше, чем обычно, и упражняться в хатка-йоге. Он почувствовал больше энергии и начал приводить свою жизнь в порядок. Недавно в моем офисе он порвал свою кредитную карточку надвое.
Во время сессии по йоге моя учительница попросила меня сесть на пол и коснуться носков. Затем она легла на мою спину u своим весом давила так, что мой подбородок оказался на моем колене. Боль была нестерпимая. «Подчинись боли! - она сказала. – Подчинись!». Я сделал это - и многому научился.
Упражнения.
Исследуйте, как Вы заботитесь о своём теле: питаетесь, сколько употребляете алкоголя, табака, кофеина, занимаетесь ли регулярными физическими упражнениями и т. д. Поразмышляйте о связи всего этого с Вашей эмоциональной жизнью. Совпадают ли Ваши физические и эмоциональные образы жизни! Различны ли они? Каковы они на самом деле?
Глава 4.
Вы и Ваш терапевт.
Когда я думаю о своём терапевте Эл, перед глазами возникают некоторые картинки: я и Эл, Эл и я. Эл, осторожно шлепающий меня по лицу (только однажды). Эл, обнимающий меня, и я, обнимающий его. Я вижу, как он подъезжает ко мне на своем вращающемся кресле и берет меня за руку, я плачу. Эл показывает мне свои картины во время нашей последней сессии. Совместный обед на довольно скучной конференции
в Бостоне.
Много серьёзного материала появляется в терапии между Вами и Вашим терапевтом. Вы, возможно, не знаете своего терапевта до начала работы, но он может стать очень важным человеком для Вас. Иногда в его присутствии Вы можете рискнуть быть другим (любящим, враждебным - любым). Фриц Перлз называл терапию «безопасным чрезвычайным положением». Это то безопасное место, где можно тщательно исследовать пугающие вещи.
Другой аспект отношений «терапевт - клиент» - поддержка. Главная цель гешгальт-терапии; развитие самоподдержки, но опора на пути к результату может понадобиться. Например, для меня большой поддержкой был момент, когда Эл подъехал ко мне па кресле снова и взял мою руку.
Часто клиент переживает со своим терапевтом старую модель детских отношений с родителями. Это крайне напряженный опыт, а иногда, он может быть очень трудным и болезненным. Для некоторых клиентов этот опыт (иногда короткий, иногда продолжающийся месяцы или годы) становится самой важной стороной их терапии. Хотя вариантов отношений может быть много, и у некоторых клиентов переживание и
проживание с терапевтом детских отношений с родителями может не играть важной роли.
Упражнения.
1. Какие основные чувства Вы испытываете к Вашему терапевту?
2. Есть ли что-либо, что Вы избегали в работе с ним! Какой-то вид взаимодействия с ним или выражение каких-то эмоций?
Глава 5.
Сны и фантазии.
В этой главе мы поговорим и продемонстрируем подход гештальт-терапии ко снам (дневным или ночным), к использованию фантазий и образов. Люди часто видят важные сны, но не думают рассказывать о них на терапевтической сессии. Хотя одни клиенты неожиданно для самих себя ссылаются на свои сны, а другие этого не делают. Обычно,
если наблюдается затишье в работе, я могу спросить: «Видели ли Вы недавно сны?», Но иногда в течение нескольких месяцев я не задаю этого вопроса. Итак, если у Вас есть сны, не ждите вопросов о них от Вашего терапевта, начните обсуждать их сами.
Для меня очень важными и часто повторяющимися были спортивные сны. Самый запомнившийся из них во время моей терапии: я был игрок в баскетбольной команде, а мои отец был тренер. Эл не работал со снами, но с тех пор, как я узнал, как это делать, я сам стал работать со своими снами в его присутствии. Благодаря этому, я лучше осознал источник моего критического отношения к себе, которое было подобно
критическому отношению моего отца ко мне, когда я был ребенком.
Основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, проводил большую новаторскую работу со снами. Он анализировал сон, находя символы и значения характеров, событий и объектов сновидения. Гештальт-подход Фрица Перлза начинается с предпосылки, что каждый сон - это экзистенциальное послание, сообщение о Вашем существовании. Например, я обнаружил, что мой баскетбольный сон, описанный выше, определил мою внутреннюю позицию: «Бад, то, что ты делаешь, это недостаточно хорошо. Это - твоё существование». Другими словами, если сказать от моего имени: «Я никогда не удовлетворен тем, насколько хорошо я что-либо делаю. Это - мое существование».
Отличие Фрейдовской работы со сном от гештальт-терапии Фрица Перлза заключается в том, что мы просим клиента рассказывать о сне в настоящем времени, как если бы это случилось сейчас, Например: « Я играю в баскетбол, мой отец - тренер ... », а не в прошлом времени: «Я видел сон, Я играл в баскетбол и мой отец был тренером ... ». Настоящее время делает это сообщение более живым и ярким для клиента.
Мы также предполагаем, что каждый персонаж, событие или элемент сна отражает часть личности сновидца. Назначение работы со сном - внести в осознание все эти части и, в конечном счете, объединить их. Так, в моем баскетбольном сне: Бад - игрок, это мое «Я», стремящееся к победе. Отец - тренер, мое критическое «Я». Игра - моё теперешнее затруднительное положение и: т. д. Исследуя все эти части, мы готовим их интеграцию, обсуждаем взаимоотношение между ними или отвергаем одну из них: творческое решение может быть каким угодно.
Упражнения.
- Видели ли Вы какие либо сны недавно! Если да, то запишите первый, который
возникнет в Вашей памяти здесь и сейчас.
- Какие элементы, части сна Вам запомнились! Как они представляют различные, часто конфликтующие, части Вашей личности?
- Проконсультируйтесь с Вашим гештальт-терапевтом по поводу работы по интеграции этих частей.
- Были ли у Вас повторяющиеся сны, не обязательно один, проходящие через всю Вашу жизнь. Возможно, у Вас недавно был такой, который повторялся много раз.
- Если такой есть, поработайте с ним так же, как и с первым сном в этом упражнении. Какое экзистенциальное послание Вы получили в этом сне?
Работа с дневными снами (или фантазиями, как их часто называют) такая же, как и работа с ночными снами. Используя гештальт-подход, выделяем те же три аспекта:
- рассматриваем опыт дневного сновидения как экзистенциальное
послание; - проговариваем его в настоящем времени, выделяя его живость
и непосредственность; - исследуем элементы сна как проекции частей Вашей личности,
затем работаем в направлении интеграции.
Иногда на терапевтической сессии я инструктирую клиента, как «увидеть дневной сон, создать его здесь и сейчас». Обычно для стимуляции процесса я советую ему закрыть глаза и принять позицию полулежа. Это фантазирование (или кино в Вашей голове) может быть в Вашей памяти или составлять нечто новое. Ниже приводится пример фантазии - воспоминания недавнего клиента, назовем его Билл.
Билл пришел в терапию после года борьбы с приступами интенсивного страха. Он боялся уходить из дома, где он жил один после развода. На одной из последних сессий он вспомнил, что в возрасте трех лет у него была операция. Я попросил его лечь, закрыть глаза и представить её. Перед его глазами возникла ситуация из прошлого: « Мне 3 года и я в госпитале. Здесь темно и страшно. Я всегда один, никто не обращает на меня внимание. Мои родители покинули меня, я боюсь, что они никогда не вернутся».
Вспоминая свой опыт, используя воображение, Билл сделал большой эмоциональный прорыв. Он действительно почувствовал и осознал некоторые связи между его текущим ужасом и его детством во время нашей сессии.
Иногда я предлагаю другой тип фантазирования: прошу клиента представить некоторое событие развертывающимся. Обычно это предмет беспокойства или замешательства. Я прошу клиента разрешить образу развиваться в телесном опыте, ощутить проблему в каком-то участке тела. До некоторой степени это близко к фокусированию (см. главу 1).
Например, Асmрид очень напряжена и тревожна в отношениях с мужчинами. Она встретила нового мужчину, Теда. Я прошу её вообразить себя с ним через шесть месяцев. Она фантазирует что-то, похожее на следующее: «Мы спускаемся по улице. Он меняет направление своего движения в мою сторону и, обходя, выталкивает меня с тротуара в кювет. Я чувствую сильный гнев, но улыбаюсь и шучу». Работа воображения затем исследуется по её теме. Мы можем обсудить и проработать способ обращения Астрид с конфликтом.
Другая вариация - направленное воображение. При таком методе работы терапевт просит клиента закрыть глаза, фантазировать и при этом разрешить терапевту участвовать и говорить в его сцене или фантазии. У клиента появляются определённые реакции, которые позволяют сформировать определенное отношение к проблеме. Я не часто использую этот метод.
Упражнение.
Выберите какую-либо область, в которой Вы испытываете затруднение (секс, гнев, особое отношение с кем-либо и т. д.) Откиньтесь назад, закройте глаза, пофантазируйте, создайте «дневной сон», относящийся к этой проблеме. Когда сделаете, запишите его. Поработайте с этим здесь и сейчас.
Глава 6.
Глава 7.
Глава 8.
Смысл всего нового.
Слово «Гештальт» значит целое[7] и одна из главных целей терапии дать картину или чувствование Вас как целого. Другими словами, что Вы представляете собой как целое! Какой Ваш полный портрет? Это требует многих размышлений, многих чувств и много руководства от терапевта.
Вместе мы ищем существенный принцип Вашего бытия, основные темы Вашей жизни, исследуем их происхождение в детстве или позднее, их выражение в настоящем и пути, которыми они могу быть изменены. Все предыдущие техники и понятия могут быть полезны в этом исследовании. Еще один метод, который мы пока не упоминали, называется «раннее решение». На самом деле это - искусственное образование, мы
не ищем предыдущие ранние решения, сделанные за одну минуту, (хотя изредка они случаются). Вместо этого мы используем профессиональные навыки, чтобы создать темы для раннего решения.
Я исследовал в терапии одно из моих ранних решений - преследовать женщин, которые были недостижимы или наверняка очень трудно достижимы, поскольку они уже были вовлечены в отношения с другим мужчиной или имели некоторые жизненные цели, несовместимые со мной и т. д. Легко достижимые женщины обычно надоедали мне очень быстро: нет вызова - нет интереса. Исследуя мое детство, мы выяснили, что «раннее решение» выросло из проблемы взаимоотношений с моей матерью, возникшей с рождением брата, когда мне было всего 14 месяцев. Я выражал его через борьбу за любовь мамы с помощью болезни, плохого поведения и т. д. Легко увидеть обе –позитивную и негативную стороны этого «идущего за проблемой» решения. Иногда они частично совпадают, и я путаюсь. Например, когда преследование кого-то есть
здоровое стремление, и когда это достигает точки невротического битья головой о каменную стену?
Ищите в Вашей собственной терапии появление Ваших жизненных тем. Возможно, они не придут сразу, но постепенно возникнут, благодаря различной работе, которую Вы делаете. Эти главные темы относятся к Вашим отношениям с людьми и к окружающему. Они говорят о контакте, чувствах, достижении, целях и т. д. Возьмите в руки свое Я - это очень центрирует и стабилизирует. Тревога или трудное время не исключается, но обычно меняется восприятие катастрофы и паники на управляемое восприятие чувства разочарования, боли или печали. Когда эти темы и их происхождение станут яснее, можно будет запланировать направление для их изменения и затем продвинуться вперед.
Это все требует времени и это непросто.
Глава 9.
Глава 10.
Высшее сознание.
Некоторые психологи в последние годы расширили сферу своих интересов, включив в неё душу наравне с мышлением и эмоциями, в то время как другие включили тело через систему питания и упражнений и т. д. Одни называют это движение в психотерапии «трансперсональной психологией», другие относят это к «высшему сознанию». Фокус внимания выходит за пределы ососнавания человеком себя и межличностных отношений к осмыслению вопросов, частично совпадающих с религией. В таком случае терапия взаимодействует с такими понятиями и переживаниями, как духовные феномены, СЧВ (сверхчувственное восприятие), опыт единства с миром, реинкарнация и т. д. Конечно, для многих людей эти понятия нелепые и эксцентричные. Некоторые из терапевтов считают эти интересы несуразными, смешными, неподходящими для профессионалов - психотерапевтов. Во всяком случае, мне очевидно, что здесь мы не декларируем истину, каждый имеет право на свою собственную веру.
Что касается меня, я открыт к тому, чтобы сопровождать клиентов в исследовании этой их части, даже если я не придерживаюсь тех же убеждений.
Я не думаю, что терапевт должен разделять все желания своего клиента, чтобы успешно помогать ему в этом. Например, я не одобряю многочасовой бег в марафоне, однако работаю в поддерживающей манере с некоторыми клиентами, которые любят в этом участвовать.
Относительно высшего сознания и духовных ценностей или я сам буду работать вместе с клиентом в этих областях, или направлю его к другим людям, которые могут помочь клиенту благодаря их специальным навыкам и компетентности.
Например, одна моя клиентка была поглощена мыслями о недавно умершем родственнике. Она верила в жизнь после смерти и в общение между мертвыми и живыми. Чтобы помочь ей завершить эту тему, я направил её к экстрасенсу, которая утверждала, что способна вступать в контакт с мертвыми. Сессия с медиумом была проведена и записана на магнитофонную пленку. Хотя я сохранял скептицизм по поводу
услышанного мной на пленке, у меня не было затруднений при обсуждении опыта моей клиентки и помощи ей использовать, его для завершения отношений и интеграции.
Медитация - это практика, которая лежит на границе между наукой и религией. Она широко исследована с научной точки зрения. Имеется много свидетельств, что она способствует релаксации, уменьшает напряжение и расширяет жизненные перспективы. Её сторонники утверждают, что в духовном плане постоянная практика медитации может вести к нирване и к возрастающему осознанию отношений человека с миром.
Я часто рекомендую медитацию и, безусловно, верю в её «научную» полезность. Вместе с тем, я открыт к возможности признания ее «духовных» преимуществ.
Существуют другие практики, относящиеся к высшему сознанию. Это, молчаливое уединение, пост и состояние транса. Обычно терапевты не рекомендуют и не одобряют их для духовных целей, хотя они могут иногда применяться в гештальт-терапии для некоторых клиентов.
От редакции.
Добрый день, дорогой читатель! От редакции русского издания книги «Очищая луковицу» приветствуем Вас на этих страницах!
Среди гештальт-терапевтов иногда встречается интересная форма распознавания – «клиент с улицы», т. е. это обозначает человека, не участвующего в программе подготовки и не имевшего до этого опыта терапии. Некоторые коллеги таких клиентов любят, некоторые опасаются, но всегда эти люди интересуются и возбуждают терапевта. Ведь в конечном итоге терапия, помощь предназначена именно вам!
Для терапевтов, людей работающих, написана масса книжек. Эта же книга адресована именно Вам, клиент!!! Из ува<