Лабораторные показатели к задаче 3
Клинический анализ крови:
Hb – 148 г/л,
эритроциты – 4,9Х1012/л,
ЦП – 0,9
лейкоциты - 6,3Х109/л,
п/я – 4%,
с – 21%,
э – 1%,
л – 70%,
м – 4%,
СОЭ – 3 мм/час.
Общий анализ мочи:
цвет – соломенно-желтый,
удельный вес – 1014,
белок – нет,
глюкоза – нет,
эпителий плоский – немного,
лейкоциты – 0-1 в поле зрения,
эритроциты – нет,
слизь - ++.
Биохимический анализ крови:
общий белок – 69 г/л,
мочевина – 5,1 ммоль/л,
холестерин 3,3 ммоль/л,
калий – 4,8 ммоль/л,
натрий 143 ммоль/л,
кальций – 1,8 ммоль/л,
фосфор – 1,5 ммоль/л,
АЛТ – 23 ЕД/л,
АСТ – 19 ЕД/л.
Эталон ответа к задаче 3.
1. ВПС. Полная транспозиция магистральных сосудов. НКIIБ.
2. ЭКГ, ФКГ, ДоЭхоКГ, рентгенография грудной клетки в 2-х проекциях
3. Появление «барабанных палочек» и «часовых стекол» связано с наличием хронической гипоксии.
4. Диффузный цианоз выявляется с рождения в связи с тем, что при данном ВПС в артериальное русло поступает венозная кровь
5. Процедура Рашкинда применяется при данном ВПС как палиативная операция, позволяющая обеспечить объединение двух кругов кровообращения.
6. В применении сердечных гликозидов ребенок не нуждается.
7. V группа здоровья, т.к. НК II Б ст. По приказу №60 от 19.01.83 и № 621 от 30.12.03. ВПС без НК относятся к III группе здоровья, при наличии НК 1 ст. – IV группа здоровья, НК > 1 ст. – V группа здоровья.
8. Диспансеризация 2 раза в год (осмотр ЛОР-врача, стоматолога), ЭКГ и ФКГ – 1 раз в квартал, ДоЭхоКГ- 2 раза в год, контроль АД. Клинический анализ крови 2 раза в год, рентгенография 1 раз в год.
Задача №4.
Мальчик П., 11 месяцев, поступил в стационар с жалобами на отставание в физическом развитии (масса тела 7,0 кг), появление одышки и периорального цианоза при физическом или эмоциональном напряжении.
Из анамнеза известно, что недостаточная прибавка в массе тела отмечается с 2-месячного возраста, при кормлении отмечалась быстрая утомляемость вплоть до отказа от груди. Бронхитами и пневмонией не болел.
При осмотре кожные покровы с цианотичным оттенком, периферический цианоз, симптом «барабанных палочек» и «часовых стекол». Область сердца визуально не изменена, границы относительной сердечной тупости: левая – по левой средне-ключичной линии, правая – по правой парастернальной линии, верхняя – II межреберье. Тоны сердца удовлетворительной громкости, ЧСС – 140 уд/мин, ЧД – 40 в 1 мин. Вдоль левого края грудины выслушивается систолический шум жесткого тембра, II тон ослаблен во втором межреберье слева. В легких пуэрильное дыхание, хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены.
На вопрос мамы ребенка о состоянии малыша врач сослался на отсутствие полной диагностической информации и уклонился от ответа.
1. Сформулируйте предварительный диагноз.
2. Какие дополнительные обследования следует провести для уточнения диагноза?
3. С чем связано наличие тахикардии и одышки?
4. Показано ли назначение сердечных гликозидов у данного больного?
5. Определите тактику терапии.
6. Правильно ли поступил врач, уклонившись от ответа на вопрос мамы?
7. К какой группе здоровья относится данный ребенок?
Лабораторные показатели к задаче 4.
Клинический анализ крови:
гематокрит – 49%,
Hb – 170 г/л,
эритроциты – 5,4Х1012/л,
ЦП – 0,92,
лейкоциты - 6,1Х109/л,
п/я – 3%,
с – 26%,
э – 1%,
л – 64%,
м – 6%,
СОЭ – 2 мм/час.
Общий анализ мочи:
цвет – соломенно-желтый,
удельный вес – 1004,
белок – нет,
глюкоза – нет,
эпителий плоский – немного,
лейкоциты – 0-1 в поле зрения,
эритроциты – нет,
слизь - +.
Биохимический анализ крови:
общий белок – 69 г/л,
мочевина – 5,1 ммоль/л,
холестерин 3,3 ммоль/л,
калий – 4,8 ммоль/л,
натрий 143 ммоль/л,
кальций – 1,8 ммоль/л,
фосфор – 1,5 ммоль/л,
АЛТ – 23 ЕД/л,
АСТ – 19 ЕД/л.
Кислотно-основное состояние крови: pO2 – 62 мм рт. ст. (норма – 80-100), pCO2 – 50 мм рт. ст. (норма – 36-40), рН – 7,29.
Эталон ответа на задачу 4.
1. ВПС. Тетрада Фалло.
2. ЭКГ, ФКГ, ДоЭхоКГ, рентгенография грудной клетки в 2-х проекциях.
3. Одышечно-цианотический приступ.
4. Назначение сердечных гликозидов данному ребенку не показано.
5. Для снятия одышечно-цианотического приступа необходимы ингаляции кислорода, промедол в/м в дозе 1 мг/кг, кордиамин в/м 0,5 мл.
6. Врач поступил правильно.
7. IV группа здоровья.
Задача № 5.
При диспансерном осмотре школьным врачем у девочки 12 лет выявлена экстрасистолия. Пациентка жалоб не предъявляет, давность возникновения аритмии не известна.
Из анамнеза: девочка родилась в срок от первой беременности, протекавшей с токсикозом I половины, быстрых родов, массой 3300 г, длиной 52 см. Росла и развивалась в соответствии с возрастом. До трехлетнего возраста часто болела ОРЗ. Кардиологом не наблюдалась. Учится в двух школах: общеобразовательной и музыкальной.
При осмотре общее состояние девочки удовлетворительное. Телосложение правильное. Кожные покровы обычной окраски, чистые. Подкожный жировой слой развит избыточно. Периферические лимфатические узлы не увеличены. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Визуально область сердца не изменена. Границы относительно сердечной тупости: правая – по правому краю грудины, верхняя – III ребро, левая – на 0,5 см кнутри от левой средне-ключичной линии. При аускультации тоны сердца звучные, в клино-положении выслушивается 6-7 экстрасистол в минуту. В орто-положении тоны сердца ритмичные, экстрасистолы не выслушиваются. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Печень, селезенка не пальпируются. Стул, мочеиспускания не нарушены.
При осмотре девочки врач сказал маме, что состояние ребенка тяжелое и требует тщательного обследования и серьезного лечения.
1. Поставьте диагноз.
2. Каков механизм развития аритмии у девочки?
3. Какие еще обследования необходимо провести данной больной?
4. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?
5. Какова тактика лечения больной?
6. В чем ошибка врача?
7. К какой группе здоровья относится ребенок?
Лабораторные показатели к задаче 5.
Клинический анализ крови:
Hb – 120 г/л,
эритроциты – 4,9Х1012/л,
ЦП – 0,9,
лейкоциты - 7,0Х109/л,
п/я – 5%,
с – 60%,
л – 31%,
м – 4%,
СОЭ – 5 мм/час.
Биохимический анализ крови:
АЛТ – 23 ЕД/л,
АСТ – 19 ЕД/л,
СРБ - отрицательный.
|
ЭКГ к задаче 5.
Рисунок к задаче 5.