Обработка и интерпретация результатов теста
Целью данной работы была отработка материала по теме «Этапы развития морального сознания в теории Л.Кольберга». Я провела диагностику моральных суждений у своей младшей сестры Конькиной Алины Ивановны, используя методику Л.Кольберга. Для выявления уровня развития моральных суждений использовала дилемму III.
Дилемма III. В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.
1. Должен ли Хайнц украсть лекарство?
1. Почему да или нет? –да, потому что, украв лекарство, он может спасти свою жену хоть на какое-то время.
2. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным). Хорошо или дурно для него украсть лекарство?
1. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным.) Почему это правильно или дурно? –дурно, так как его за это Хайнца могут посадить в тюрьму.
3. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для нее? (Если субъект не одобряет воровство, спросить: будет ли различие в его поступке, если он любит или не любит свою жену?)
1. Почему да или нет? –да, потому что он спасет жизнь человека, пусть и не любимого.
4. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого?
1. Почему да или нет?-нет, он может просто сказать родственникам больного человека о том, что есть такое лекарство и его родственники, возможно, смогут собрать деньги на это лекарство.
5. Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого?
1. Почему да или нет? –да, так как это ему же вернется с хорошей стороны и, возможно, даже эти люди, которым он помог, тоже потом отплатят добром.
6. Воровать – противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении?
1. Почему да или нет? –если смотреть по данной ситуации, то уместен вариант ответа «нет», потому что этот человек будет горд за то, что он смог спасти жизнь другого человека.
7. Вообще, должны ли люди пытаться делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону?
1. Почему да или нет?—да, так как в дальнейшем им самим будет лучше, совестнее, они будут чисты перед собой и законом.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Теоретические основы интерпретации результатов теста
Л.Колберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.
Преконвенциональный уровень. Этот уровень включает в себя две стадии. Первая стадия характеризуется ориентацией на наказание и послушание: если ребенок совершает определенный поступок и его за это наказывают, он делает заключение, что данное поведение плохое. Человек, находящийся на второй стадии, в качестве «морального» рассматривает то поведение, которое удовлетворяет его собственные нужды и лишь случайно — потребности других людей. Конвенциональный уровень. Этот уровень также включает в себя две стадии. Для человека, находящегося на третьей стадии, основным регулятором поведения являются требования малой группы (семьи, друзей, коллег), членом которой он является. Человек, проходящий четвертую стадию, руководствуется в своем поведении не требованиями конкретных членов своей группы, а нормами общества, выполнение которых необходимо для поддержания жизнеспособности социальной системы. Его главной целью становится поддержание существующего социального порядка. ПостконвенциональныйЧеловек на пятой стадии морального развития понимает относительность и договорной характер моральных норм, то есть осознает, что моральные нормы людей зависят от того, к какой группе они принадлежат, и придает большое значение соблюдению индивидуальных прав. Поэтому для него особую значимость приобретает справедливость правил, в соответствии с которыми принимается то или иное решение (процедурная справедливость). Человек на самой высокой — шестой стадии — самостоятельно выбирает единственную систему моральных норм и следует ей.
Я считаю, что моя младшая сестра находится на конвенциональном уровне развития моральных суждений на четвертой стадии. Определила это я с помощью ее ответов на дилемму, в которой она отдает предпочтение не своим потребностям , не тому как ей будет выгодней, а обращает внимание на то, что необходимо соблюдать ряд правил, стараться придерживаться их, чтобы сохранить целостность общества, но все же иногда соблюдение этих правил, норм приходится нарушать в силу безысходности. Тем не менее, она старается поддержать существующие законы и правила.
Ответ на вопрос 2:
Я считаю, что моей сестре можно предложить такую ситуацию на повышение морального развития, где нужно выбрать между двумя государствами, в которой бы она хотела жить. В одном государстве настолько жесткие правила и законы, что при несоблюдении их сразу идет наказание. В другом же-нет четко определенных правил, законов, т.е. они вроде есть, но их вроде нет, где наказания осуществляются не по всей строгости и каждый делает что хочет.
Если она выберет страну, в котором все строго и за каждое несоблюдение правил идет наказание, она, возможно, сможет повысить своей уровень морального развития до постконвенционального стадии пятой, потому что, человек на пятой стадии морального развития понимает относительность и договорной характер моральных норм, то есть осознает, что моральные нормы людей зависят от того, к какой группе они принадлежат, и придает большое значение соблюдению индивидуальных прав. Поэтому для него особую значимость приобретает справедливость правил, в соответствии с которыми принимается то или иное решение, как оно осуществляется, что за это будет, какое наказание и прочее.
Если же она выберет второй вариант, она наоборот понизит свой уровень морального развития до преконвенционального или же останется на данной уровне морального развития и не сделает шага для продвижения дальше.