Письмо Минфина РФ от 26 апреля 2006 г. „

Задача 5.

Конституция РФ

Статья 8

  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 55

  1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закономтолько в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

2) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

  1. К вопросам местного значения городского поселения относятся:

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.02.2017)

8) государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

БК

Статья 72. Государственный или муниципальный контракт и государственный или муниципальный заказ

1. Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

Статья 3

2. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Статья 8

4. Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

С этих позиций, можно сделать теоретический вывод по задаче. В случае с автотранспортом – конкурс и размещение заказа были необходимы, т.к. судя по условиям задачи соотв.деятельность могла быть организована с таким же успехом и путем ее осуществления частными лицами. Применительно к электротранспорту – сама специфика оказания данных услуг связана с тем, что обеспечить ее рентабельность может лишь государство, действуя от своего лица, и не перекладывая данную деятельность на частных лиц. Иное отразилось бы на потребителях данной услуги в связи со спецификой электротранспорта.

Задача 1.

Так, С.А. Белов выделяет пять принципов правового регулирования, позволяющих осуществить юридическое разграничение понятий государственной контрольно-надзорной (властно-принудительной) деятельности и деятельности по оказанию государственных услуг.

1) Так, во-первых,контрольно-надзорная деятельность осуществляется в общественных (государственных) интересах, а не в интересах гражданина.При осуществлении контрольно-надзорной деятельности цель обеспечения государственной и общественной безопасности позволяет устанавливать требования, которые обременяют конкретного гражданина и тем самым противоречат его интересам. При оказании государственных услуг государство стремится удовлетворить потребности гражданина и тем самым реализует его интерес.

2) Во-вторых, получение государственной услуги всегда должно оставаться добровольным для гражданина. В случае же осуществления контрольно-надзорной деятельности государство устанавливает юридическую обязательность обращения гражданина к государству.

3) В-третьих, получение государственной услуги гражданином может быть вынуждено только вследствие отсутствия возможности получить эту услугу в частной организации или недоступности ее в частных организациях из-за цены. Властные полномочия не должны использоваться для навязывания услуги и путем совмещения контрольно-надзорной деятельности с деятельностью по оказанию услуг.

4) В-четвертых,методы реализации контрольно-надзорных полномочий предполагают обязательность исполнения гражданином предписаний должностных лиц государственных органов, в то время как государственные услуги связаны не с обременительным и принудительным, а с предоставляющим воздействием государства.

5) Наконец, в-пятых, как контрольно-надзорная деятельность, так и деятельность по оказанию государственных услуг может быть бесплатна для гражданина. Вместе с темпри осуществлении контрольно-надзорной деятельности размер платы не связан с объемом деятельности уполномоченного органа (чаще всего предусмотрено взимание государственной пошлины); при регулировании платы за получение государственных услуг размер оплаты, хотя он нормативно и зафиксирован, увязывается с объемом услуг, которые предоставляются гражданину, и может быть увязан с размером расходов на их оказание.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

1) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

Письмо Минфина РФ от 26 апреля 2006 г. № 02-05-03/989

13 июня 2006

Справка

В связи с поступающими вопросами по порядку администрирования платежей, взыскиваемых с граждан за содержание в медицинских вытрезвителях, Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О милиции» и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 «О поздравлениях милиции общественной безопасности» медицинские вытрезвители входят в состав милиции общественной безопасности, являющиеся составной частью системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 56 Положения о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома городского, районного совета народных депутатов, утвержденного приказом МВД СССР от 30.05.1985 N 106 сумма, взыскиваемая с граждан за содержание в медицинском вытрезвителе, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, суммы, взыскиваемые с граждан за содержание в медицинском вытрезвителе, администрируются Министерством внутренних дел Российской Федерации и зачисляются на код бюджетной классификации «188 1 13 03020 02 0000 130 Прочие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от оказания платных услуг и компенсации затрат государства».

На каком основании забирают в медвытрезвитель? Ну, во-первых, очевидно, на основании КоАП, где в статье 20.21 прописано, что появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. То есть, в таком виде на улице находится запрещено. Во-вторых, исходя из статьи 1 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) милиция отнесена к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. А в соответствии с пунктом 11 статьи 11 Закона N 1026-1 милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется, в частности, право доставлять в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе. Вопрос № 2: Имеют ли право брать деньги за услуги? Исходя из текста статьи 35 Закона N 1026-1, финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений. То есть, закон устанавливает четыре источника финансирования милиции: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; местные бюджеты; иные поступления. В данном случае медицинские вытрезвители, взимая плату за предоставляемые услуги, получают финансирование от иных поступлений, что само по себе является правомерным. За какие услуги? Основными видами деятельности медицинского вытрезвителя являются: доставление в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в пьяном виде; медосмотр и оказание помощи доставленным в медицинский вытрезвитель, размещение лиц, подлежащих вытрезвлению, в палаты, установление за ними наблюдения милиционерами и медперсоналом, содержание доставленных лиц до полного вытрезвления и т.п. Закон аккуратно обходит формулировку «медицинские», когда говорит об услугах вытрезвителей. Считается ли медицинский осмотр медицинской услугой? Вероятно, все-таки считается. А гражданин в медвытрезвителе – пациент? Вспомним о правах пациента (права пациента – активная ссылка). В статьях 32 и 33 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусмотрено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. И только, если гражданин без сознания, то решение о медицинском вмешательстве принимает его лечащий врач. Однако у медвытрезвителей нет статуса медицинского учреждения, лицензии на занятие медицинской деятельностью, предписания наличия в штате медицинского работника с высшим образованием. В таком случае, кто проводит медицинский осмотр? И главное, на каком основании? И вытекает из всего выше сказанного следующее: Если гражданин в сознании, то медицинский осмотр должен проводиться только с его согласия; Если гражданин без сознания, то ему необходимо оказать скорую медицинскую помощь; Решение о такой помощи должен принимать лечащий врач, а значит везти человека должны не в вытрезвитель, а в больницу; Согласно статье 39 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», скорая медицинская помощь Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно. Однако, помимо медосмотра и оказания помощи, все-таки в вытрезвителе оказываются и другие услуги. Поэтому, конечно, плата всё-таки взимается правомерно. Но не за сами мед услуги, а за содержание, наблюдение и тому подобное. Сейчас размер её варьируется, но в пределах 100 рублей.

1 – уголовно-исполнительные учреждения.

В этом случае никто не заставляет заключенного ходить на свидание.Оказание гос.услуг – это деятельность по реализации публичного интереса от имени государства, но в случае с этой деятельностью публичный интерес совпадает с частным. Поскольку лишь реализация частного интереса позволяет реализовать публичный интерес, меняется общий подход к реализации публичных функций. Лицо, действующее от имени государства, в этом случае должно лишь создавать возможности для реализации частными лицами своего интереса – и в этом выражается социальная сущность государства применительно к данной сфере управления. Однако, понудить в этом случае частное лицо действовать в своем интересе, реализовывать свое обеспеченное право государство не может. Государство в уголовно-исправительных учреждениях создает возможность реализации частного интереса заключенного во встречах с родственниками, тем самым, посредством создания условий реализации частного интереса (и подобное возможно только от лица государства, поскольку опосредованно связано с деятельностью по ограничению прав, которую может реализовывать только государство), государство реализует интерес публичный (выраженный в способе управления – поощрения).

В данном случае в принципе, в общих самых чертах наличествуют пять принципов правового регулирования, позволяющих осуществить юридическое разграничение понятий государственной контрольно-надзорной (властно-принудительной) деятельности и деятельности по оказанию государственных услуг.

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2003 N 20-П

Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в части четвертой статьи 89 УИК Российской Федерации, которая связывает предоставление свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи осужденным, только с подачей осужденным соответствующего заявления.Каких-либо дополнительных, носящих ограничительный характер условий предоставления осужденному свиданий с адвокатом закон не предусматривает, из чего следует, что администрация не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом.

Об уведомительном, а не разрешительном, характере предусмотренного частью четвертой статьи 89 УИК Российской Федерации порядка предоставления осужденному свиданий с адвокатом свидетельствует, в частности, закрепление в параграфе 14 принятых на основе Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 224) положения, согласно которому количество и продолжительность свиданий осужденного с адвокатом не ограничиваются.

Как следует из статьи 89 УИК Российской Федерации, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально-полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой - свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

Задача 3.

Платность государственных услуг:

Гос.услуги – деятельность, которая носит социально-значимый характер, а значит в целом государственная услуга оказывается государством не для получения платы, а для обеспечения социально-значимых потребностей. А потому есть условия:

Плата за оказание услуги должна соотносится с размером расходов на ее оказание – она (плата) должна быть экономически обоснована уровнем расходов, связанных с оказанием гос.услуги. Услуга не должна приносить прибыли, лишь обеспечивать рентабельность деятельности по ее оказанию.

Платность должна обеспечивать доступность получаемой услуги – иначе государственная деятельность лишается основания. Если рентабельная плата начинает превышать уровень доступность, государство за счет бюджета должно субсидировать оказание услуг для поддержания возможности их эффективного оказания.

Плата не может быть обязательным платежом. Это вопрос правовой природы платы за услугу. Если услуга оказывается добровольно, то и плата не должна носить характера обязательного платежа.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан, в частности, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно статье 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Из изложенного можно сделать вывод, что Ваша организация – работодатель обязана за свой счет осуществлять проведение обязательных и предварительных медосмотров своих работников.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона № 52-ФЗ[1] индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Пунктом 5 статьи 34 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

По нашему мнению, учитывая, что работодатель обязан за свой счет осуществлять проведение медосмотров работников, при этом информация о проведенных медосмотрах вносится в медицинскую книжку, оформление медицинской книжки осуществляется за счет работодателя.

В соответствии со статьей 65 ТК РФ при заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В соответствии с пунктами 46 и 47 Правил, изготовление бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и обеспечение ими работодателей на платной основе осуществляются в порядке, утверждаемом Министерством финансов Российской Федерации. При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 34[2] и 48[3] Правил.

Таким образом, бланки трудовых книжек и вкладышей к ним приобретаются работодателем. Впоследствии стоимость бланков компенсируется работником (за исключением случаев, указанных в пунктах 34 и 48 Правил).

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг

1. Государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Статья 34

6. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Личная медицинская книжка является официальным документом строгой отчетности и выдается уполномоченными Роспотребнадзором организациями - центрами гигиены и эпидемиологии - для внесения результатов обязательных профилактических медицинских осмотров и гигиенической аттестации. А это точно услуга? Вроде не соответствует теоретическим требованиям

Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"

Наши рекомендации