Методы психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии детей школьного возраста

Обследование детей в медико-педагогической комиссии начинается с изучения документации (медицинской карты, характеристики, тетрадей, рисунков и т. д.). Оно предшествует непосредственному обследованию ребенка.

Врач-психоневролог знакомит членов комиссии с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др. Обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т. п. В этих случаях дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал. Так, при сниженном слухе, речевых нарушениях детям предлагаются задания наглядного характера, не требующие речевых инструкций. Для детей слабовидящих подбираются различные логические задания в устной форме.

В свою очередь дефектолог, познакомившись с педагогической документацией, сообщает членам комиссии наиболее существенные особенности, которые следует учитывать и при налаживании контакта, и в процессе обследования. Например, при указании в характеристике на выраженные трудности в усвоении учебной программы целесообразно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, что ребенку легче и интереснее. Изучение материалов характеристики позволяет нацелить членов комиссии на выявление тех качеств, свойств психической деятельности, которые в большей мере характеризуют состояние ребенка и требуют уточнения.

Если ребенок учился в школе, необходимо очень внимательно проанализировать его тетради. Внешний вид тетради свидетельствует о таких качествах ребенка, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу обучения. Характер выполнения письменных работ поставит перед исследователем вопрос о причинах имеющихся у ребенка трудностей. Так, несоблюдение линий при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, просто непониманием требований и др. Ошибки при письме (перестановка, пропуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т. д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере оказывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Иногда именно рисунок является первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.

Только после тщательного изучения всех материалов документации начинают непосредственное обследование ребенка.

В данном пособии, предназначенном для дефектологов, не раскрываются методы медицинского обследования, так как этим занимаются только врачи-специалисты. Безусловно, все члены комиссии слушают беседу врача с родителями, обращая внимание на период раннего развития ребенка, следят за неврологическим и психическим обследованием ребенка врачом. Но их основная задача — провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с использованием соответствующих методов.

Следует помнить, что имеющие место при изучении детей положения общей психологии об индивидуально-типологическом, личностно-деятельностном, системно-структурном подходах, качественно-количественной оценке работы ребенка являются обязательными и в олигофренопсихологии при изучении детей с различными отклонениями в развитии.

Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях член комиссии (олигофренопедагог, логопед) опирается на беседу, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других случаях все изучение строится на наблюдении за деятельностью ребенка в процессе игры и т. д. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Задания должны быть вербальные и невербальные.

При обследовании ребенка необходимо учитывать следующие показатели:

Эмоциональную реакцию ребенка на сам факт обследования . Волнение — естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения.

Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

Характер деятельности при выполнении . Наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца. Необходимо обратить внимание на рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь. Чем выраженнее эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости является перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.

Реакцию на результат работы . Критичность оценки своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о правильном понимании ребенком ситуации.

В связи с тем, что в специальных работах по отбору детей во вспомогательные школы подробно освещены задания, которые используются при психолого-педагогическом исследовании детей в комиссиях (4, 7, 8), в данном параграфе дается лишь общая характеристика методов обследования детей дефектологом.

Метод беседы

Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений. Чтобы выполнять функции метода исследования, беседа должна быть целенаправленной. При установлении умственных способностей ребенка в беседе следует выявить:

1. точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственниках, друзьях (имя, отчество, фамилия, возраст) и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.;

2. характер представлений о времени (умение определять время на часах, понимание временной протяженности и т. д.);

3. представления о явлениях природы (различение времен года с учетом их признаков, наличие представлений о грозе, снегопаде и т. д.);

4. способность ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «справа — слева», «вверху—внизу», «ближе—дальше» и т. д.);

5. запас сведений о своей Родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. д.

Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа носить непринужденный характер. Важно соблюдать педагогический такт.

Метод наблюдения

Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно проводиться целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка , так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях медико-педагогических комиссий.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), наблюдаем за ним, фиксируя первые сведения: характер эмоциональных реакций при виде игрушек (выраженная радость, сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдаем координацию движений, состояние моторики.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка, в ряде случаев (если ребенок не учился, явное снижение интеллекта и др.) проводится специальное обследование с помощью игрушек. Использование различного игрового материала для исследования детей подробно описано в § 2 гл. III. В более усложненном варианте он может быть применен и при обследовании детей школьного возраста.

Метод изучения рисунков

Как уже отмечалось выше, рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. На это указывал ряд исследователей (1, 3, 6).

Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки меньше или больше выражены.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета; несообразность пропорций; сексуальная выраженность и др. могут проявляться в их рисунках.

Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка.

При эпилептической деменции характерные для детей чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения в ходе деятельности проявляются и при рисовании. Они тратят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное. Их рисунки стереотипны.

Помимо диагностических целей, в условиях медико-педагогических комиссий рисунок может быть использован для установления контакта с ребенком и как «безречевая» методика и тех случаях, когда имеются трудности речевого общения.

Методы экспериментально-психологического исследования

Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при изучении детей в медико-педагогических комиссиях. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых вызываются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.

Если в построении экспериментальной методики и в процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, есть возможность не просто констатировать состояние ребенка и дать характеристику изучаемой психической функции, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ребенком. Качественный анализ процесса деятельности наряду с учетом определенных количественных показателей является обязательным условием при оценке выполнения детьми экспериментально-психологических заданий.

В практических руководствах по использованию экспериментальных методик (2, 5, 8, 9) дается их описание, методика проведения, точно указана форма ведения протокола обследования и интерпретация результатов выполнения ребенком задания.

При обследовании детей в психодиагностических целях используются и тесты.

Наиболее широкое применение получил адаптированный детский вариант теста_Д. Векслера (СНОСКА: См.: Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. — М., 1973). В условиях медико-педагогических комиссий этим тестом пользуются редко, так как он требует много времени, но при индивидуальных психологических обследованиях тест, давая необходимые дополнительные сведения о ребенка, оказывает большую помощь. Особенно полезна эта методика при отграничении легких степеней умственной отсталости от задержек психического развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют о достаточно надежных показателях, которые представляет этот тест в плане дифференциальной диагностики, раскрывая картину структуры интеллекта при задержках психического развития.

Тест Д. Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера, всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет.

В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности; понятливости; арифметический субтест на установление сходства; повторение цифровых рядов; словарный субтест.

В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; последовательности картинок; составление фигур из кубиков; на складывание объектов; шифровка цифр («Кодирование») и «Лабиринт». Во всех этих субтестах исследуются различные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения субтестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.

Как показывает практика работы медико-педагогических комиссий, у специалистов еще много трудностей при комплектовании специальных учреждений. Хотя арсенал имеющихся психолого-педагогических методик достаточно велик, многие из них нуждаются в большей точности. Необходимо продолжать работу по апробированию заданий, позволяющих полнее раскрыть особенности обследуемого ребенка.

При этом важно учитывать, чтобы задания-методики были не констатирующими (как традиционные тесты), а генетическими, направленными на формирование новых умственных действий, выявляющими «зону ближайшего развития» детей. Требуется дальнейшая разработка и обоснование критериев, которые должны лечь в основу дифференциальной диагностики умственной отсталости и сходных состояний.

Следует всегда помнить, что советская психология, основываясь на марксистском положении о социальной природе человеческой психики, рассматривает способности как продукт прижизненного формирования, а потому и изучаться они должны в условиях их становления, в разных видах деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что следует учитывать при подборе заданий для обследования детей?

2. Какие методы изучения детей используются в медико-педагогических комиссиях?

3. Что следует учитывать при оценке работы детей?

Литература

1. Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией.— М.: Медицина, 1974.

2. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978.

3. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1974.

4. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М.: Просвещение, 1985.

5. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию больных детей.— М.: Медгиз, 1963.

6. Мухина В. С. Использование детских рисунков в целях диагностики умственного развития//Материалы симпозиума по вопросам разработки диагностических методов определения уровня умственного развития детей. — Рига, 1970.

7. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М.: Просвещение, 1983.

8. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия.— М., Просвещение, 1973.

9. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1970.

10. Психодиагностика: Теория и практика. Перевод с немецкого.— М.: Прогресс, 1986.

Наши рекомендации