Треугольник, включающий Синди и ее родителей
На первом этапе терапии стало очевидно, что отношения между мистером Мартином и его бывшей женой (матерью Синди) оказывали существенное влияние на поведение Синди. Создавалось впечатление, что развод сопровождался болезненными переживаниями и что Синди, единственный ребенок, составила треугольник с родителями в их конфликтных отношениях. Каждый из родителей задавал Синди вопросы по поводу другого, и оба жаловались друг на друга. Самые серьезные споры вызывал вопрос денег. Когда Синди просила деньги на какие-нибудь нужды, Сьюзан направляла дочь к отцу, поскольку финансы были в его распоряжении. Отец говорил Синди, что он дал достаточное количество денег на содержание ребенка, а ее мать не экономит. Синди снова обращалась к матери, затем к отцу и так по кругу, приходя все в большее бешенство.
Более того, семья годами играла в игру под названием «Где будет жить Син-. ди?» В разгар конфликта с дочерью Сьюзан обычно кричала: «Хорошо, если тебе не нравится жить здесь, переезжай к своему отцу». Синди не оставалась в долгу и угрожала матери: «С тобой невыносимо жить. Я переезжаю к отцу». К сожалению, до того как Синди переехала к отцу окончательно, она жила то с ним, то с матерью. Как только с одним из родителей возникал конфликт, девочка проводила ночь или выходные дни в доме другого. Как бы ни менялись Питер и Сьюзан, но если Синди непрерывно находилась в треугольнике со своими родителями или настраивала одну конфликтующую сторону против другой, то никакого терапевтического результата достичь бы не удалось. Таким образом, необходимо было прояснить отношения между мистером Мартином и его бывшей женой. Поскольку Питер испытывал негодование и тревогу, он сопротивлялся включению матери Синди в терапевтический процесс.
Психотерапевт'. Пытаясь понять поведение Синди, я пришел к выводу, что Сьюзан играет в этом важную роль. Поэтому я бы хотел пригласить ее на наши терапевтические сессии. Я не знаю, как это сделать, и нуждаюсь в вашей помощи.
Мистер Мартин: Подождите! Мы оказались здесь из-за поведения Синди и того, что происходит в нашей семье. Я не вижу причин приглашать маму Синди.
Для психотерапевта наступил решающий момент. Мистер Мартин дал четко понять, что приглашение бывшей жены представляет для него угрозу и что он не заинтересован в, ее присутствии на сессиях. Далее психотерапевт мог бы проявить уважение к сопротивлению мистера Мартина и отказаться от идеи пригласить Сьюзан. Это было бы консервативной позицией. В данном же случае терапевт считал подключение матери Синди крайне важным для изменения, поэтому он вступил с сопротивлением в конфронтацию:
Психотерапевт: Извините. Я не думал, что приглашение матери Синди будет проблемой. Может быть, я не до конца понимаю отношения между Синди, ее матерью и вами. Не могли бы вы поделиться историей развития ваших чувств?
Вместо того чтобы отказаться от идеи пригласить Сьюзан или, нагнетая тревогу в семье, настаивать на ее участии в сессиях, психотерапевт начинает прояснять историю отношений, начиная с прошлого и вплоть до нынешнего момента. Рассказ о прошлом иногда вызывает меньше тревоги, чем о настоящем, и фокусируясь на прошедших событиях, мистер Мартин начал раскрывать свои переживания.
В итоге мистер Мартин сообщил о постоянной фрустрации при общении с
бывшей женой, особенно когда речь заходила о воспитании Синди. Психо
терапевт попросил его поразмыслить о том, какое влияние конфликт меж
ду родителями оказал на дочь. Опираясь на размышления мистера Марти
на, психотерапевт предложил свою собственную интерпретацию отношений
в треугольнике и подчеркнул важность присутствия на сессии обоих роди
телей Синди. Убедившись, что терапевт будет отвечать за такие сессии и
что прошлое не выплывет на поверхность, мистер Мартин согласился под
ключить маму Синди.
Супружеские отношения
На момент обращения к психотерапевту как мистер Мартин, так и его жена испытывали разочарование и фрустрацию, связанные с попытками создания комбинированной семьи. Материальные затруднения, проблемы взросления детей и требования со стороны расширенной семьи оказали негативное влияние на супружеские отношения. Однако вопросы супружества оказались на втором плане, поскольку самые большие трудности вызывали проблемы воспитания Синди. Более того, конфликты с Синди послужили спасительным клапаном для снятия напряжения в семье. После проведения нескольких сессий напряженность в супружеской субсистеме сделалась очевидной. Мистер и миссис Мартин часто перебивали и противоречили друг другу. Если напряжение становилось слишком сильным, то либо миссис Мартин поднимала проблему отношений с Синди, либо мистер Мартин замыкался в себе. Подобное поведение снижало напряжение между супругами, но в ущерб формированию более эффективных стилей решения проблем. Оба супруга любили друг друга и отчаянно желали создать счастливую семью и прочные супружеские отношения. Поэтому они опасались конфликтов и предпочитали избегать их, чтобы не ставить под угрозу существование семьи. К сожалению, со временем накапливалось все больше и больше обид.
Следовательно, терапевтический вопрос заключался в том, каким образом приступить к обсуждению супружеских отношений, не допуская выхода тревоги за пределы допустимых границ и не вызывая сильного сопротивления. Психотерапевт выполнил эту задачу, исследуя различия между супругами в отношении воспитания Синди и связывая эти различия с супружескими отношениями. Например, психотерапевт задавал следующие вопросы.
«Похоже, что вы по-разному реагируете на поведение Синди. В чем заключаются эти различия?»
«Отражаются ли эти различия на воспитании Роберта и Карен?» «Проявляются ли эти различия в отношениях друг к другу?» «Что удивило вас в стиле, которым каждый из вас преодолевает проблемы?»
«Какие проблемы появились в ваших отношениях из-за разницы в стиле?» Обратите внимание на последовательность этих вопросов. Сначала они сосредоточиваются на актуальных проблемах, а затем переходят к супружеским отношениям. Акцент делается на различиях между супругами, а не на том, кто прав или виноват.
Влияние расширенной семьи
В теоретических моделях вопросам расширенной семьи придается разное значение. Например, последователи теории Боуэна активно используют метод построения генограммы для того, чтобы выявить и проанализировать повторяющиеся в нескольких поколениях паттерны, которые оказывают влияние на семейную динамику. Но поскольку на момент обращения к психотерапевту Мартины находились в состоянии кризиса и были сосредоточены на актуальных проблемах, постольку возможно, что обращение к вопросам о расширенной семье вызвало бы нежелательное сопротивление. Они нуждались в помощи по воспитанию Синди, и данные вопросы находились за пределами их интересов. Таким образом, задача исследования отношений в расширенной семье стояла в самом конце перечня приоритетных вмешательств.
Тем не менее психотерапевт не игнорировал данные вопросы и использовал текущие события для эксплорации влияния расширенной семьи.
Психотерапевт: Мистер Мартин, когда мы составляли генограмму, вы сообщили о том, что Синди напоминает вашего брата. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее. Это поможет мне лучше понять Синди.
Психотерапевт: Миссис Мартин, вы сказали, что воспитываете Роберта и Карен так же, как ваши родители воспитывали вас, и поэтому поведение Синди кажется вам странным. Расскажите, пожалуйста, как вас воспитывали и какое влияние родители оказывают на вас в настоящее время?
Вместо того чтобы последовательно эксплорировать влияние расширенной семьи, психотерапевт обращался к этой теме по мере ее спонтанного проявления на сессиях. Поступая так, специалист реагировал на инициативу семьи и выяснял вопрос, пока не натолкнулся на сопротивление. Например, мистер Мартин охотно рассказывал о своем брате и о том, что Синди может обладать такими же чертами характера, что и Н1он. Однако когда психотерапевт попросил описать отношения с братом в настоящее время, мистер Мартин занял защитную позицию.
Мистер Мартин: А это (обсуждение Шона) действительно имеет отношение к нашей проблеме с воспитанием Синди?
Психотерапевт: Возможно да, а возможно и нет. Я не знаю. Но если обсуждение этой темы вам неприятно, то, пожалуйста, скажите мне и-мы. можем переключиться на другие вопросы.
В этом диалоге психотерапевт открыто ответил на поставленный вопрос. Также он сообщил, что хотя обсуждение Шона может иметь отношение к воспитанию Синди, он уважает чувства мистера Мартина. В некоторых случаях, хотя с семьей Мартинов этого не было, после обсуждения актуальных проблем и снижения тревоги на сессиях все чаще поднимается тема расширенной семьи. Обычно члены семьи под руководством психотерапевта начинают самостоятельно устанавливать связь между проблемами нуклеарной и расширенной семьи. Еще раз стоит напомнить, насколько важно, чтобы и семья, и психотерапевт логично продвигались в этом направлении.
Терапевтические заметки
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПАТТЕРНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ