Правила проведения обследования

1. Обследование проводится от тихих звуков к громким. Звуковые сигналы должны идти в
следующей последовательности: манка - гречка - горох.

2. Интервалы между сигналами не менее 30 секунд

3. Ребенок не должен видетьруку или отражение педагога,подающего звуковые сигналы.

4. Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

5. Во время обследования ребенок должен чувствовать себя комфортно, быть спокойным.

!!! Реакция на звук у недоношенных или физически ослабленных детей может быть запоздалой.

Отклонения от нормы в развитии слуха

Конец 1-го месяца В ответ на неожиданный и громкий звук отсутствует реакция торможения общих двигательных ] сосательных движений (не вздрагивает, не моргает).
Конец 2-го месяца Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии 1,5 м).
Конец 3-го месяца Не ищет взглядом и не поворачивает голову вправо и влево в направлении источника звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.
Конец 5-го месяца Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.
Конец 6-го месяца Не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.
Конец 7-го месяца Не поворачивается в сторону говорящего человека, не улыбается, когда с ним разговаривают.
Конец 8-го месяца Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает в ответ на новый для него звук. Не проявляет интерес к музыке. Не лепечет.
Конец 9-го месяца Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет» или другой словесный запрет. Не играет в «разговор».
Конец 10-го месяца Лепет либо отсутствует, либо монотонен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
Конец 12-го месяца и старше Не показывает по просьбе взрослого на людей или знакомые предметы. Не понимает простые просьбы и обращения. Не имитирует простые звуки и односложные слова. Не пытается говорить. Не реагирует на тихие звуки. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке.
   

Слух ребенка следует проверять особенно тщательно:

• если родители или ближайшие родственники страдают тугоухостью;

• если мама во время беременности перенесла краснуху, герпес, токсоплазмоз;

• если ребенок перенес гипоксию, внутриутробную инфекцию или родился в результате осложненных родов;

• если ребенок родился недоношенным;

• если ребенок перенес гемолитическую болезнь новорожденных;

• если для лечения ребенка использовались ототоксические (приводящие к снижению слуха) антибиотики - гентомицин, каномицин.

Anкета-вопросник для родителей

Наблюдаемая реакция Возраст Да Нет
Вздрагивает ли ребенок в ответ на громкие звуки? 2-3 недели    
Замирает ли ребенок, услышав голос? 2-3 недели    
Поворачивается ли ребенок на звук, издаваемый позади него? 1 месяц    
Поворачивает ли голову в сторону звучащей игрушки? 4 месяца    
Оживляется ли ребенок, услышав голос матери? 1-3 месяца    
Реагирует ли ребенок криком или широким открыванием глаз на резкие 1,5-6 месяцев    

f/


звуки?      
Есть ли у ребенка гуление? 2—4 месяцев    
Беспокоится ли спящий ребенок в ответ на громкие звуки и голоса? 3 месяца    
Переходит ли гуление в лепет? 4-5 месяцев    
Появляется ли эмоциональный лепет при виде родителей? 5-6 месяцев    
Появляются ли у ребенка новые звуки? 8-10 месяцев    
Появляются ли у ребенка слова (какие)? 1 год    

Современные методики инструментального обследования слуха

Позволяют выявить нарушения слуха и определить степень слуховых потерь с первых дней жизни

Компьютерная аудиометрия отоакустическая эмиссия импедансометрия

Зрение

Новорожденный:

Видит четкое изображение предмета на расстоянии 25-30 см от его глаз.

Зрение в 50 раз хуже (0,03 D), чем у взрослого

Простое бинокулярное зрение.

Рассматривает объекты, характеризующиеся высоким цветовым контрастом

Рефлекс фиксации - смотрит на объект, прослеживает взглядом

Месяцев

Видит четкое изображение предмета на расстоянии 2-3 м от его глаз.

К 3 месяцам острота зрения малыша достигает 0,1 D,

Фиксация взора - останавливает взгляд на предмете, приподнимает или поворачивает голову.

Вертикальное прослеживание объекта

Рассматривает сложные зрительные объекты, лицо человека (глаза и губы).

Начинает изучать свои руки, учится координировать движения рук с помощью зрения, тянется к игрушкам

В 6 месяцев- четкая бинокулярная фиксация объекта

Месяцев

Острота зрения близка к остроте зрения взрослого человека.

Разглядывает игрушки, следит за направлением падения предмета

В 7 месяцев

Начинает распознавать синий и желтый цвета,

В 12 месяцев- красный и зеленый.

В 1,5 года- видит четкое изображение предмета на расстоянии 5 м от его глаз.

Наши рекомендации