Порядок приемки товаров по качеству
Конкретный порядок приемки товаров по качеству должен быть установлен договором поставки. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству П-7 может применяться только в том случае, если это прямо предусмотрено договором поставки. Ниже приведен порядок приемки товаров по качеству, применяющийся в большинстве аптек, а также приведены особенности приемки товаров по Инструкции П-7.
Во время приемки товара по качеству проверяют соответствие товара требованиям действующих нормативных правовых актов; другим требованиям, предусмотренным договором поставки; а также сопроводительным документам на товар.
Также проводят проверку:
1) комплектности продукции (например, для сложных МИ, имеющих несколько частей),
2) соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям действующих нормативных правовых актов и условиям договора поставки,
3) наличия у товара срока годности, позволяющего конечному потребителю (населению) использовать данный товар до истечения его срока годности. Например, ЛП при продаже их населению должны иметь такой срок годности, который позволяет пациенту полностью использовать данный ЛП (в соответствии со схемой лечения) в течение оставшегося срока годности.
В настоящее время в аптеках проверка товаров по качеству проводится, как правило, сразу же после проведения 2-го этапа проверки товаров по количеству.
В настоящее время в аптеках проверяется качество ЛП по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка» (приказ МЗ РФ № 214), а также проверяется соответствие серий поступивших ЛП с сериями, указанными в копии декларации о соответствии (сертификата соответствия) или реестра сертификатов. Проверяются сроки годности ЛП.
Если при приемке продукции будет обнаружено несоответствие по качеству, об этом немедленно информируется поставщик. Далее стороны должны действовать согласно требованиям договора поставки. Обычно это происходит следующим образом. Поставщик должен либо прислать своего представителя, уполномоченного для участия в приемке товара совместно с получателем (работниками аптеки), либо за свой счет устранить несоответствие (тогда такое несоответствие, как правило, документально не оформляется). Если в приемке товара будет участвовать представитель поставщика, то в этом случае оформляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-2.
Если количество полученного товара соответствует по качеству (а с учетом предыдущих этапов – и по количеству), то составляется акт о приемке товаров по форме ТОРГ-1 (в большинстве случаев составление этого акта в аптеке необязательно).
Если по результатам проверки товара по количеству и качеству было установлено расхождение по количеству и/или качеству товара, то товар может быть возвращен обратно поставщику (если поставщик по каким-либо причинам не устраняет возникшую проблему или сам настаивает на возврате товара). Для этого аптека самостоятельно оформляет следующие документы:
1) акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей ТОРГ-2 (см. в конце конспекта). Такой акт также подписывается представителем поставщика. В исключительных случаях (например, при отказе поставщика прислать своего представителя в аптеку) акт подписывается только сотрудниками аптеки (включая заведующего аптекой),
2) претензионное письмо (претензия), направленная в адрес поставщика. Форма претензионного письма и сроки ее направления поставщику должны быть указаны в договоре поставки между поставщиком и аптекой. В этом документе указывается имеющееся расхождение по количеству и качеству при приемке товара,
3) накладная на возврат товара по форме ТОРГ-12 (с пометкой «возврат»). Накладная содержит все те же реквизиты, что и обычная накладная, но в данном случае аптека (покупатель) выступает в качестве поставщика, а поставщик выступает в качестве покупателя. Именно поэтому на такой накладной в обязательном порядке ставится пометка «возврат».
По инструкции П-7:
Согласно инструкции П-7 приемка товаров по качеству должна заключаться в проверке поставленных товаров на соответствие государственным стандартам (ГОСТам), техническим условиям (ТУ). Таким образом, покупатель (аптека) должна за свой счет провести все необходимые процедуры проверки качества товаров (самостоятельно или с привлечением сторонней организации).
Приемка товара по качеству производится покупателем (аптекой) в следующие сроки:
а) при иногородней поставке – не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 час. с момента доставки их покупателю,
б) при одногородней поставке – не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 час. с момента доставки их покупателю.
В районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и т.д. приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 час. с момента доставки их покупателю.
Торговые организации имеют право независимо от проверки качества товаров, актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение 4-х месяцев после получения товаров.Эти недостатки называются скрытыми, т.к. это такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе испытания и хранения продукции.
Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 днейпо обнаружении недостатков, однако не позднее 4 месяцевсо дня поступления продукции на склад покупателя.
При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившего товара требованиям ГОСТов, ТУ, другим требованиям, предусмотренным договором поставки, а также сопроводительным документам на товар покупатель обязан выполнить следующее:
1) приостановить дальнейшую приемку товара и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов.
2) обеспечить хранение товара ненадлежащего качества в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.
3) вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя поставщика. Представитель поставщика должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у покупателя.
При неявке представителя поставщика по вызову получателя в установленный срок проверка качества товаров производится – экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
Акт, устанавливающий ненадлежащее качество или некомплектность продукции, утверждается руководителем организации – получателя или его заместителем в течение 3-х дней после составления акта.
Акты, составленные бюро товарных экспертиз или инспекцией по качеству продукции, утверждаются в порядке, установленном соответствующими положениями об инспекциях и бюро товарных экспертиз.
В случае, если полученный товар удовлетворяет требованиям по качеству, по результатам приемки товара по качеству составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции. Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству.
Оформление ответственности транспортных организаций за состояние товаров
Возможен случай, когда товары доставляются в аптеку не напрямую поставщиком, а через стороннюю транспортную организацию. Если в этом случае при доставке товара в аптеку возникнет расхождение по количеству и качеству товаров, то оформляется особый документ, называемый коммерческим актом (см. в конце конспекта).Он удостоверяет наличие следующих обстоятельств:
1) несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в накладной (в этом случае – товарно-транспортной накладной),
2) повреждение (порчу) товара при перевозке,
3) обнаружение товара без сопроводительных документов или сопроводительных документов без груза и т.д.
Коммерческий акт составляют в день выдачи товаров получателю, а при невозможности этого – в течение следующих суток. Коммерческий акт составляют в 3-х экземплярах без помарок и каких-либо исправлений. В коммерческом акте необходимо максимально точно и подробно описать сложившуюся ситуацию с расхождением по количеству и качеству товаров. Акт подписывается материально ответственными лицами аптеки, участвовавшими в приемке товара, а также работниками транспортной организации. Представители сторон не имеют права отказаться от подписания коммерческого акта. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители сторон вправе изложить свое мнение.
Необходимо обратить особое внимание, что коммерческий акт составляется только при доставке товара в аптеку силами сторонней транспортной организации. В настоящее время большинство аптечных организаций получают товары напрямую от поставщика, поэтому в случае возникновения расхождений по количеству и качеству товара коммерческий акт не составляется, а стороны действуют так, как это описано выше.
№31,32.