Методы и принципы логопедии. связь логопедии с другими науками
Логопедия как наука опирается на следующие основные принципы:
Ø принцип системности опирается на представление о речи как сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;
Ø принцип комплексности – для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка;
Ø принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в ЗБР (зоне ближайшего развития) ребенка;
Ø принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;
Ø принцип деятельностного подхода – исследование детей с нарушениями речи, а также организация работы с ними осуществляется с учетом ведущей деятельности (предметно-практической, игровой, учебной);
Ø онтогенетический принцип – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе;
Ø этиопатогенетический принцип – возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической работы большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта;
Ø принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта,
Ø принцип обходного пути – в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем формируются новые функциональные системы в обход пострадавшего звена.
Общедидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.
Методы логопедии как науки можно разделить на несколько групп:
Ø Организационные методы: сравнительный, лангитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Ø Эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические приемы анализа деятельности, в т.ч. речевой, биографические (сбор и анализ анамнетсических данных).
Ø Количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных.
Ø Интерпретационные методы – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами, между функциями и личностью).
Ø Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры, рентгенокинофотография, глоттотерапия, кинематография, электромиография.
Методы логопедического воздействия:
Метод обучения – способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на усвоение детьми знаний, умений, навыков, на формирование умственных способностей, воспитания чувств, поведения и личностных качеств.
Выбор метода в логопедии определяется:
1. характером речевого нарушения
2. содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия
3. Этапом работы
4. Возрастными особенностями ребёнка
5. Индивидуальными особенностями ребёнка.
Практические методы
1. Упражнение – это многократное повторение ребёнком практических заданий (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие)
2. Игры (с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации), (с атрибутикой).
3. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений у детей.
4. В школе – работа с учебником, атласом, рабочими тетрадями).
Наглядные методы
1. Показ (образца)
2. Наблюдение.
3. Рассматривание (натуральных предметов, муляжей, картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, упражнений)
4. Просмотр диафильмов видео, компьютерные программы.
5. Прослушивание записей.
6. Пояснение и объяснение – при постановке звука на ряду с показом объясняем правильную артикуляцию, сопровождая показ пояснением.
Словесные методы
1. Рассказ – изложение носит описательный характер. Цель: формирование представлений о предметах и явлениях, вызова положительных эмоций, для образца правильной речи, обогащения словаря, побуждения к речевому общению.Сопровождается демонстрацией картинок.
2. Пересказ.
3. Беседа: предварительная. Итоговая, обобщающая.
4. Чтение
Методы воспитания
При построении коррекционно-образовательного процесса применяются в разной степени и в разном сочетании методы воспитания. Они группируются:
1. Информационные (фильмы, худ. Литература, экскурсии, встречи, и т. д.)
2. Практическо-действенные (игры, труд, продуктивная деятельность, нетрадиционные виды – иппотерапия, дельфины, имаготерапия, и т. д.)
3. Побудительно-оценочные (убеждение, пед. требование, поощрение, наказание, порицание).