Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию. Классификации речевых нарушений, охватывающей все их многообразие. На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией, так как опиралась на сложившуюся к концу XIX – началу XX веков в медицине классификацию нарушений речи.
Одной из первых была классификация немецкого невролога Адольфа Куссмауля в 1877 году. Она в дальнейшем стала называть клинической и легла в основу ряда более поздних зарубежных и отечественных классификаций. Значительные коррективы в клиническую классификацию были внесены М. Е. Хватцевым, Ф. А. Рау, в дальнейшем О. В. Правлиной, С. С. Ляпидевским, Г. В. Чиркиной.
Клинико-педагогическая классификация опирается содружество с медициной, но в отличии от чисто клинической, виды нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Она ориентирована на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода. Основывается на психолого-лингвистических, клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев.
Выделяют следующие критерии:
- нарушенная форма речи (устная/письменная)
- нарушенный вид речевой деятельности (говорения/слушания; чтения/письма)
- нарушенное звено поражения или восприятия речи;
- нарушенные операции, осуществляющие оформление высказывания на том или ином этапе;
- нарушенные средства оформления высказывания
Классификация:
I. Нарушения устной речи.
1. Расстройства фонационного оформления высказывания.
Дисфония (афония) (нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные наруения) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. При дисфонии отмечаются нарушения силы, высоты, тембра голоса. Может быть обусловлено органическими и функциональными расстройствами центральной и периферической локализации.
Брадилалия (брадифазия, нарушение темпа речи) – патологически замедленный темп речи. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным.
Тахилалия (тихифазия, нарушение темпа речи) – патологически ускоренный темп речи. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным.
Дислалия (косноязычие (устар.), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Может быть органического или функционального характера
Ринолалия (гнусавость (устар.), палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Органическое нарушение центрального характера.
2. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания.
Алалия (дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устар.)) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Афазия (распад, утрата речи) – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.
II. Нарушения письменной речи
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисграфия – частичное специфичное нарушение процесса письма.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Была создана Р. Е. Левиной с коллективом ученых в 1968 году с целью фронтального обучения детей с нарушениями речи. Для массовой логопедической работы необходимо было общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, поэтому в данной классификации учитывается не форма, а структура речевого дефекта. Нарушения подразделяются на две группы: