Обоснование метода психокоррекции
Итак, эмоциональное состояние субъекта непосредственно выражается в процессах возбуждения и торможения, происходящих в центральной нервной системе, которые, в свою очередь, определяют собой желательные, нежелательные и допустимые динамические характеристики поведения, вероятность "срабатывания" доминант и протекание процесса принятия решения. Уровень возбуждения/торможения зависит также и от динамических и статических нагрузок на психику, определяемых характером выполняемых действий, степенью активности субъекта.
Таким образом, благодаря анализу эмоционального состояния субъекта, режимов психической деятельности и процессов возбуждения/торможения центральной нервной системы можно оценить вероятность и выраженность реакции на события, определить причины активизации той или иной стереотипной поведенческой программы-доминанты. Кроме того, этот анализ дает возможность организовать психическую деятельность субъекта таким образом, чтобы, во-первых, расширить пределы психической адаптации, а во-вторых, сформировать желательные поведенческие реакции на реальные события, реформировав принимаемые решения и переопределив вероятность реализации конкретного варианта поведения. В этом состоит основная идея нашего метода практической психокоррекции.
При реформировании структур СИМ и процесса принятия решений (собственно психокоррекция) и переопределении вероятности реализации того или иного варианта поведения (коррекция поведения) учитываются и используются следующие основные факторы:
· состояние внутренней среды;
· влияние состояния внешней среды и событий в ней;
· активность и приоритетность конкурирующих и взаимодополняющих мотиваций собаки;
· значимость ("вес") конкретного события в пределах одной и той же мотивации;
· состояние отношений с хозяином и влияние его действий на поведение собаки;
· уровень возбуждения/торможения центральной нервной системы, регулируемый динамическими и статическими нагрузками в ходе выполняемых действий.
Используя оценки эмоционального отклика на события по приведенной выше формуле, зоопсихолог анализирует события и факторы внешней и внутренней среды, действующие на собаку в данной ситуации. Мотивационный анализ дает основу для выявления наиболее приоритетных мотиваций и, следовательно, причин, приводящих к тем или иным поведенческим реакциям. По результатам мотивационного анализа и реального жизненного опыта собаки выявляются и возможные кумулятивные и хронические стрессовые напряжения, определяется происхождение реактивных стрессовых форм поведения.
В силу "закона значимости" в ряде случаев для эффективного воздействия на поведение собаки и для ее обучения приходится специально создавать эмоционально окрашенные ситуации, не безразличные с точки зрения потребностей животного. Приведенная выше формула может использоваться для оценки тех факторов, за счет которых становится возможным влияние на эмоциональное состояние собаки. Представляя себе состояние СИМ собаки и оценивая значимости потребностей по результатам мотивационного анализа, зоопсихолог может варьировать силу эмоционального отклика на события и целенаправленно организовывать реакции животного.
Следовательно, регулируя силу эмоционального отклика собаки, мы получаем возможность реформировать субъективные оценки, опосредованно влияющие и на выраженность мотиваций. Тем самым, мы изменяем вероятности реализации того или иного поведения.
Динамические характеристики поведения, определяемые по методике АРАКС, дают основу для оценки процессов возбуждения и торможения, происходящих в центральной нервной системе, и позволяют оценить время реакции собаки на те или иные события с тем, чтобы организовать желательный режим функционирования психики. Чередуя статические и динамические нагрузки (движение и покой, импульсное и непрерывное возбуждение), можно добиться установления режима нормальной среды, обеспечивающего тренировку механизмов адаптации. Поддержание желательного баланса возбуждения и торможения позволяет снизить активность доминантных стереотипных программ и подобрать конкурирующие с ними мотивации и формы поведения. При возникновении любых перегрузок становится возможным подбор переходного режима, обеспечивающего плавную трансформацию экстремальных условий в нормальные.
В ходе практической работы по коррекции психики регулируются все факторы, обуславливающие оптимальный эмоциональный отклик на сиюминутные события:
N (новизна) регулируется за счет постепенного освоения внешней среды, развития ориентации в пространстве и анализа обстоятельств с выделением приоритетов дистрибутивных признаков ситуации и значимых факторов;
I (объем информации) обуславливается реальными факторами той среды, в которой выполняются определенные действия;
S (значимость) задается уровнем возбуждения, создающимся в ходе работы с учетом нагрузок и собственной моторики собаки при выполнении определенных действий;
P (вероятность удовлетворения потребности) определяется совершенствованием физической формы, пополнением форм поведения, а также развитием интеллектуальных возможностей и процесса принятия решений;
H (помощь) складывается из более адекватной оценки внешних факторов (как благоприятных, так и негативных) и совершенствования отношений с хозяином.
Целенаправленно создавая необходимые ситуации, активизируя желательные мотивации и организуя события, мы вызываем или используем определенный эмоциональный отклик субъекта на то или иное событие. Тем самым мы повышаем или снижаем его значимость, создаем желательную доминантную поведенческую программу, а следовательно, изменяем роль соответствующих мотиваций. Используя реформированный баланс мотиваций, мы регулируем эмоциональный отклик на другие события и изменяем вероятность реализации желательного или нежелательного поведения. Одновременно создается управляемый эмоциональный отклик на множественные события, затрагивающие разные мотивации. Благодаря этому становится возможной тренировка нервной системы, которая повышает ее устойчивость к процессам возбуждения, а также обеспечивается прочное запоминание информации и собственного результативного поведения, приводящего к успешному приспособлению. Организуя нужный результат поведения, мы тем самым закрепляем в качестве доминантного поведения в той или иной ситуации ту программу, которая желательна для хозяина. На этом и основан предлагаемый метод коррекции не только поведения, но и аномалий психики собаки, более глубоких по существу.
Разработка индивидуальных программ коррекции психики предполагает решение следующих основных задач:
· выявление потребности, удовлетворяемой нежелательным поведением, или мотивации, препятствующей желательному поведению (с учетом общевидовых, породных и индивидуальных факторов);
· выбор способов удовлетворения той же потребности за счет допустимого поведения (в той же ситуации или в других видах деятельности);
· определение состояния уровня (уровней) СИМ, обуславливающего приоритетность выявленной мотивации;
· пополнение и реформирование дефицитных уровней СИМ и, как следствие, развитие соответствующих мыслительных механизмов;
· расширение пределов адаптации нервной системы к возбуждению за счет вариации режимов психической деятельности с учетом всего комплекса факторов и мотиваций, влияющих на уровень возбуждения;
· реформирование стереотипных форм поведения и создание необходимых доминант;
· совершенствование отношений с хозяином и "универсализация" отношений с членами семьи на основе видовых социальных структур.
Поясним эту схему коррекции на примере доберман-пинчера, преследующего кошек.
1. Выявление мотивации, обуславливающей нежелательное поведение. Обычно преследование кошек принято объяснять активизацией охотничьего (то есть, пищедобывательного) поведения. Однако, у доберман-пинчеров охотничье поведение не является доминантным. Для этой породы в числе наиболее характерных мотиваций такого поведения выступают: игровые мотивации; потребность в движении; потребность в самостоятельном принятии решений ("протест" против требований хозяина). Выявление среди этих мотиваций той, которая является приоритетной у данной собаки, основывается на анализе других видов поведения и отношений с хозяином. Следует учитывать также и возможность некоторой комбинации этих мотиваций.
2. Выбор способов удовлетворения потребности. Решение этой задачи зависит от характера мотивации, выявленной на первом этапе. При преобладании игровых мотиваций в программу коррекции закладываются не только игровые режимы выполнения упражнений, но и игры как таковые (например, поисковые); при повышенной потребности в движении (не связанной с излишней возбудимостью) предусматриваются упражнения на комбинированные двигательные нагрузки (например, сочетание прыжков, ходьбы, бума и бега). Наиболее сложен в рассматриваемом нами примере подбор способов удовлетворения потребности в самостоятельном принятии решений – это достигается только в ходе коррекции, при развитии интеллекта собаки и совершенствовании ее отношений с хозяином.
3. Определение состояния релевантных уровней СИМ, их пополнение и реформирование. Путем наблюдения за поведением собаки и опроса хозяина определяются активные и дефицитные механизмы психической деятельности, намечаются упражнения, совершенствующие недостающие возможности. В случаях, связанных с игровыми мотивациями, программа коррекции предусматривает последовательную стереотипизацию поведения; повышенная двигательная активность требует не только управления движением (темп, направление движения, остановки и паузы), но и развития аналитического и стратегического мышления; при потребности в самостоятельном принятии решений проводится комплексная коррекция, затрагивающая критериальный и социальный уровни СИМ.
4. Расширение пределов адаптации нервной системы. Эта задача решается с учетом воздействий среды и "особых раздражителей" (в нашем примере – кошка), но может требовать и коррекции возбуждающих действий хозяина.
5. Совершенствование отношений с хозяином. В ходе выполнения корригирующих упражнений отрабатываются способы управления поведением собаки, исправляются ошибки хозяина, повышается значимость мотивации подчинения. Социальные аспекты совершенствуются за счет регламентации принимаемых решений в строгом соотнесении с конкретными ситуациями.
Выбор упражнений и режимов их выполнения определяются следующими основными соображениями:
1. Характер выполняемых упражнений соответствует тем мыслительным операциям, которые подлежат развитию.
2. Темп выполнения и соотношение возбуждения и торможения при движении и паузах определяются желательным воздействием на динамические характеристики поведения (см. раздел 11.4) и расширением пределов адаптации нервной системы.
3. Место для работы выбирается на основе анализа влияния внешней среды и наличия индивидуальных "особых раздражителей" с тем, чтобы поведение собаки оставалось контролируемым и управляемым.
4. При выборе формы работы (формальная, игровая) и вида подкреплений учитываются индивидуальные мотивации собаки.
При составлении индивидуальных программ коррекции крайне важно учитывать соображения, касающиеся реформирования структуры потребностей собаки. Развивая тот или иной уровень СИМ, зоопсихолог обязан считаться с тем, что это развитие с неизбежностью приводит к повышению приоритетов потребностей и мотиваций, соответствующих этому уровню. Следовательно, необходимо оценить, насколько эти потребности будут удовлетворяться в дальнейшем – ведь неудовлетворенные потребности неизбежно приведут к возникновению новых стрессов, что может создать новые проблемы в психике и поведении. Так, например, развивая отношения собаки с хозяином, следует тщательно прогнозировать будущее этих отношений: станет ли хозяин поддерживать достигнутый уровень и характер отношений или вновь сформированные социальные потребности собаки останутся неудовлетворенными. Развитие критериального уровня предполагает в дальнейшем более разнообразный образ жизни собаки, расширение круга житейских ситуаций для реализации разных стратегий поведения. Если это не будет обеспечено, то наиболее вероятным исходом в дальнейшем становится возникновение "синдрома депривации" (см. 11.2.5)
В начале работы у хозяина собаки обязательно должна быть создана установка на понимание причин поведения собаки. Необходимо настойчиво обращать внимания человека на то, что собака не выполняет его требований или ведет себя нежелательным образом не потому, что упряма или не хочет его слушаться, а потому, что не может этого сделать. Вместе с хозяином собаки необходимо выявлять факторы, препятствующие желательному поведению собаки, обсуждать и анализировать их, а затем устранять.