Механические ткани. морфология побега и стебля. расположение почек и их строение.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ПОКРОВНЫЕ И ОСНОВНЫЕ ТКАНИ

I. Образовательные ткани:

1. Апекальные (верхушечные) меристемы:

– ознакомиться с общими чертами микроскопического строения верхушки побега
и отличительными признаками меристемы конуса сирени (Syringa);

– сделать контурный рисунок почки, обозначить конус нарастания, листовые бугорки, бугорки пазушных почек.

2. Латеральные (боковые) меристемы:

– рассмотреть п/п поперечного среза бузины (Sambucus);

– определить местоположение феллогена (пробкового камбия);

– зарисовать срез, отметить феллоген.

3. Интеркалярные (вставочные) меристемы:

– определить положение вставочных меристем (гербарий злаков, сем. Poaceae);

– зарисовать участок стебля, отметить узлы, междоузлия, участок интеркалярной меристемы.

II. Покровные ткани:

1. Эпидерма (первичная покровная ткань):

а)

– сделать временные препараты эпидермы листьев кринума (Crinum),
сеткризии (Setcreasea), традесканции (Tradescantia)и др.;

– рассмотреть, найти устьичный аппарат;

– зарисовать несколько клеток эпидермы и устьице, отметить замыкающие клетки, побочные (у сеткризии), устьичную щель, хлоропласты.

б)

– сделать временный препарат трихомов лоха (Elaeagnus) или облепихи (Hippophaë);

– рассмотреть, зарисовать.

в)

– рассмотреть п/п эпидермы листа герани (Pelargonium);

– найти кроющие и железистые волоски, зарисовать.

2. Перидерма (вторичная покровная ткань):

– изучить перидерму бузины (Sambucus);

– зарисовать чечевичку и прилегающий к ней участок;

– отметить чечевичку, остатки эпидермы, пробку (феллему), пробковый камбий (феллоген), кожицу (феллодерму).

III. Основные ткани:

Аэренхима:

– приготовить временный препарат поперечного среза черешка частухи (Alisma)
или белокрыльника (Calla);

– рассмотреть, зарисовать участок аэренхимы, отметить межклетники.

Практическое занятие №2

ПРОВОДЯЩИЕ ТКАНИ. ТИПЫ ПРОВОДЯЩИХ ПУЧКОВ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

I.I. Проводящие ткани:

1. Проводящие элементы ксилемы:

а) трахеиды:

– рассмотреть п/п древесины сосны (Pinus);

– зарисовать 2-3 трахеиды в месте соединения, обозначить трахеиды, окаймлённые поры.

б) сосуды:

– рассмотреть п/п продольного среза стебля тыквы (Cucurbita pepo);

– найти различные типы сосудов;

– зарисовать, отметить членики сосуда, утолщения – кольчатые, спиральные,
лестничные (сетчатые), точечные (пористые).

2. Проводящие элементы флоэмы – ситовидные трубки:

– рассмотреть п/п продольного среза стебля тыквы (Cucurbita pepo);

– зарисовать участок флоэмы, отметить членик ситовидной трубки, ситовидные пластинки, перфорации, сопровождающие клетки (клетки-спутницы).

I.II. Типы проводящих пучков:

1. Закрытый коллатеральный проводящий пучок однодольных:

– рассмотреть п/п поперечного среза стебля кукурузы (Zea mays);

– найти и изучить строение отдельного проводящего пучка;

– зарисовать, отметить флоэму (ситовидные трубки, сопровождающие клетки)
и ксилему (сосуды, паренхиму, склеренхиму).

2. Открытый биколлатеральный проводящий пучок двудольных:

– рассмотреть п/п поперечного среза стебля тыквы (Cucurbita pepo);

– изучить строение отдельного проводящего пучка;

– зарисовать, отметить флоэму (внешнюю и внутреннюю) и ксилему (первичную и вторичную).

II. Выделительные ткани:

1. Внутренние:

а) схизогенные вместилища (смоляные каналы) хвои:

– рассмотреть п/п среза хвои сосны (Pinus);

– зарисовать участок среза, отметить полость смоляного канала
и выстилающие (эпителиальные) клетки.

а) лизигенные вместилища в околоплоднике цитрусовых (подсем. Citroideae):

– приготовить поверхностный срез околоплодника апельсина (мандарина и т.п.);

– рассмотреть препарат;

– зарисовать участок среза, отметить полость вместилища, разрушающиеся клетки.

Практическое занятие №3

МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ. МОРФОЛОГИЯ ПОБЕГА И СТЕБЛЯ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОЧЕК И ИХ СТРОЕНИЕ.

I. Механические ткани:

1. Колленхима:

– рассмотреть п/п поперечного среза ветки липы (Tilia cordata)
и стебля тыквы (Cucurbita pepo);

– зарисовать несколько клеток пластинчатой (липа) и уголковой (тыква) колленхимы;

– обозначить утолщённую стенку клетки, полость.

2. Склеренхима:

– рассмотреть п/п поперечного среза стебля липы (Tilia cordata)и кукурузы (Zea mays);

– найти и зарисовать клетки склеренхимы;

– обозначить утолщённую стенку клетки, полость.

3. Склереиды (каменистые клетки):

– рассмотреть п/п поперечного среза листа камелии (Camelia);

– найти и зарисовать 2-3 склереиды;

– обозначить утолщённую стенку клетки, поры.

II. Морфология побега и стебля. Расположение почек и их строение:

1. Элементы побега:

а) вегетирующий побег:

– рассмотреть и зарисовать гербарий и срезанные побеги различных растений;

– отметить стебель, узлы, междоузлия, листья, листовые пазухи.

б) зимующий побеги берёзы пушистой (Betula pubescens):

– рассмотреть и зарисовать побеги;

– отметить стебель, узлы, междоузлия, верхушечную и боковые почки, листовой рубец.

2. Типы побегов по интенсивности роста:

– рассмотреть и зарисовать побеги ели (Picea obovata), сосны (Pinus friesiana)
иберёзы пушистой (Betula pubescens);

– отметить удлинённые и укороченные побеги.

3. Тип ветвления побегов:

– рассмотреть и зарисовать гербарий различных растений;

– определить тип ветвления побегов.

4. Форма поперечного сечения стебля:

– рассмотреть и зарисовать гербарий различных растений;

– определить и зарисовать форму сечения стебля.

5. Виды стеблей по положению в пространстве:

– рассмотреть гербарий различных растений;

– определить положение стебля в пространстве;

– зарисовать растения.


Практическое занятие №4

Наши рекомендации