Механические ткани. морфология побега и стебля. расположение почек и их строение.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ПОКРОВНЫЕ И ОСНОВНЫЕ ТКАНИ
I. Образовательные ткани:
1. Апекальные (верхушечные) меристемы:
– ознакомиться с общими чертами микроскопического строения верхушки побега
и отличительными признаками меристемы конуса сирени (Syringa);
– сделать контурный рисунок почки, обозначить конус нарастания, листовые бугорки, бугорки пазушных почек.
2. Латеральные (боковые) меристемы:
– рассмотреть п/п поперечного среза бузины (Sambucus);
– определить местоположение феллогена (пробкового камбия);
– зарисовать срез, отметить феллоген.
3. Интеркалярные (вставочные) меристемы:
– определить положение вставочных меристем (гербарий злаков, сем. Poaceae);
– зарисовать участок стебля, отметить узлы, междоузлия, участок интеркалярной меристемы.
II. Покровные ткани:
1. Эпидерма (первичная покровная ткань):
а)
– сделать временные препараты эпидермы листьев кринума (Crinum),
сеткризии (Setcreasea), традесканции (Tradescantia)и др.;
– рассмотреть, найти устьичный аппарат;
– зарисовать несколько клеток эпидермы и устьице, отметить замыкающие клетки, побочные (у сеткризии), устьичную щель, хлоропласты.
б)
– сделать временный препарат трихомов лоха (Elaeagnus) или облепихи (Hippophaë);
– рассмотреть, зарисовать.
в)
– рассмотреть п/п эпидермы листа герани (Pelargonium);
– найти кроющие и железистые волоски, зарисовать.
2. Перидерма (вторичная покровная ткань):
– изучить перидерму бузины (Sambucus);
– зарисовать чечевичку и прилегающий к ней участок;
– отметить чечевичку, остатки эпидермы, пробку (феллему), пробковый камбий (феллоген), кожицу (феллодерму).
III. Основные ткани:
Аэренхима:
– приготовить временный препарат поперечного среза черешка частухи (Alisma)
или белокрыльника (Calla);
– рассмотреть, зарисовать участок аэренхимы, отметить межклетники.
Практическое занятие №2
ПРОВОДЯЩИЕ ТКАНИ. ТИПЫ ПРОВОДЯЩИХ ПУЧКОВ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
I.I. Проводящие ткани:
1. Проводящие элементы ксилемы:
а) трахеиды:
– рассмотреть п/п древесины сосны (Pinus);
– зарисовать 2-3 трахеиды в месте соединения, обозначить трахеиды, окаймлённые поры.
б) сосуды:
– рассмотреть п/п продольного среза стебля тыквы (Cucurbita pepo);
– найти различные типы сосудов;
– зарисовать, отметить членики сосуда, утолщения – кольчатые, спиральные,
лестничные (сетчатые), точечные (пористые).
2. Проводящие элементы флоэмы – ситовидные трубки:
– рассмотреть п/п продольного среза стебля тыквы (Cucurbita pepo);
– зарисовать участок флоэмы, отметить членик ситовидной трубки, ситовидные пластинки, перфорации, сопровождающие клетки (клетки-спутницы).
I.II. Типы проводящих пучков:
1. Закрытый коллатеральный проводящий пучок однодольных:
– рассмотреть п/п поперечного среза стебля кукурузы (Zea mays);
– найти и изучить строение отдельного проводящего пучка;
– зарисовать, отметить флоэму (ситовидные трубки, сопровождающие клетки)
и ксилему (сосуды, паренхиму, склеренхиму).
2. Открытый биколлатеральный проводящий пучок двудольных:
– рассмотреть п/п поперечного среза стебля тыквы (Cucurbita pepo);
– изучить строение отдельного проводящего пучка;
– зарисовать, отметить флоэму (внешнюю и внутреннюю) и ксилему (первичную и вторичную).
II. Выделительные ткани:
1. Внутренние:
а) схизогенные вместилища (смоляные каналы) хвои:
– рассмотреть п/п среза хвои сосны (Pinus);
– зарисовать участок среза, отметить полость смоляного канала
и выстилающие (эпителиальные) клетки.
а) лизигенные вместилища в околоплоднике цитрусовых (подсем. Citroideae):
– приготовить поверхностный срез околоплодника апельсина (мандарина и т.п.);
– рассмотреть препарат;
– зарисовать участок среза, отметить полость вместилища, разрушающиеся клетки.
Практическое занятие №3
МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ. МОРФОЛОГИЯ ПОБЕГА И СТЕБЛЯ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОЧЕК И ИХ СТРОЕНИЕ.
I. Механические ткани:
1. Колленхима:
– рассмотреть п/п поперечного среза ветки липы (Tilia cordata)
и стебля тыквы (Cucurbita pepo);
– зарисовать несколько клеток пластинчатой (липа) и уголковой (тыква) колленхимы;
– обозначить утолщённую стенку клетки, полость.
2. Склеренхима:
– рассмотреть п/п поперечного среза стебля липы (Tilia cordata)и кукурузы (Zea mays);
– найти и зарисовать клетки склеренхимы;
– обозначить утолщённую стенку клетки, полость.
3. Склереиды (каменистые клетки):
– рассмотреть п/п поперечного среза листа камелии (Camelia);
– найти и зарисовать 2-3 склереиды;
– обозначить утолщённую стенку клетки, поры.
II. Морфология побега и стебля. Расположение почек и их строение:
1. Элементы побега:
а) вегетирующий побег:
– рассмотреть и зарисовать гербарий и срезанные побеги различных растений;
– отметить стебель, узлы, междоузлия, листья, листовые пазухи.
б) зимующий побеги берёзы пушистой (Betula pubescens):
– рассмотреть и зарисовать побеги;
– отметить стебель, узлы, междоузлия, верхушечную и боковые почки, листовой рубец.
2. Типы побегов по интенсивности роста:
– рассмотреть и зарисовать побеги ели (Picea obovata), сосны (Pinus friesiana)
иберёзы пушистой (Betula pubescens);
– отметить удлинённые и укороченные побеги.
3. Тип ветвления побегов:
– рассмотреть и зарисовать гербарий различных растений;
– определить тип ветвления побегов.
4. Форма поперечного сечения стебля:
– рассмотреть и зарисовать гербарий различных растений;
– определить и зарисовать форму сечения стебля.
5. Виды стеблей по положению в пространстве:
– рассмотреть гербарий различных растений;
– определить положение стебля в пространстве;
– зарисовать растения.
Практическое занятие №4