Динамические характеристики поведения (темперамент)
Исторически первые попытки описать устройство психики восходят к античности, когда Гиппократ (IV век до нашей эры) впервые ввел понятие темперамента, характеризующее психику по ее динамическим качествам – по темпам и интенсивности психических процессов, по скорости изменения психических состояний. Гиппократ связывал склад психики и особенности поведения со свойствами организменных жидкостей, а потому четыре выделенных им темперамента получили характерные названия: сангвиник (sanguina – кровь), холерик (chole – желчь), флегматик (phlegme – лимфа) и меланхолик (melano chole – черная желчь). Те или иные качества приписывались разлитию в организме соответствующей жидкости. Учение Гиппократа впоследствии было развито и систематизировано Иммануилом Кантом.
В работах И.П.Павлова основные динамические качества психики были определены по характеристикам процессов, протекающих в центральной нервной системе. Базой для описания психической деятельности стало соотношение двух основных процессов – возбуждения и торможения, которые, как известно, характеризуются величиной электромагнитного импульса, возникающего в нервных волокнах и центрах головного мозга, а значит, поддаются регистрации и измерению. По мере совершенствования технических средств исследователи физиологии высшей нервной деятельности получили возможность (по крайней мере, в лабораторных условиях) с хорошей точностью фиксировать и изучать свойства центральной нервной системы как электромагнитной цепи.
Тип высшей нервной деятельности, по Павлову, характеризуется тремя свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностьюОписанные И.П.Павловым типы высшей нервной деятельности находят свое соответствие в темпераментах. Холерик – это сильный, неуравновешенный тип; сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип; флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип; меланхолик – слабый тип.
Немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888-1964) высказал идею о том, что определенный склад психики соответствует типу телосложения (конституциональному типу) животного – это и стало основой морфологической теории темперамента. Взаимосвязи, выявленные Э.Кречмером у людей, как выяснилось, справедливы и для других животных, а обусловлены они особенностями обмена веществ и деятельностью желез внутренней секреции. У собак морфологические соответствия выглядят следующим образом:
* нежному (изнеженному) типу конституции соответствует резко холерический или меланхолический темперамент;
* сухой тип конституции предрасполагает к холерическому темпераменту;
* крепкий тип конституции связан с сангвиническим темпераментом;
* грубый тип конституции приводит к сочетанию сангвинического темперамента с некоторой инертностью;
* при сыром типе конституции наблюдается флегматический темперамент.
В практике дрессировки и обучения собак принято говорить не столько о типе высшей нервной деятельности, с трудом поддающемся выявлению вне лабораторных условий, сколько о типе внешнего поведения. Выделяются четыре основных типа внешнего поведения:
* умеренно возбудимый (примерно соответствует сангвиническому типу высшей нервной деятельности);
* малоподвижный, спокойный (отражает флегматический тип высшей нервной деятельности);
* возбудимый (проявляется при холерическом типе высшей нервной деятельности);
* пассивно-трусливый (сопоставляется, хотя и не в точности, с меланхолическим типом высшей нервной деятельности).
Нетрудно видеть, что тип внешнего поведения также определяется весьма приблизительно и существенно зависит от смысла реакции собаки на конкретный раздражитель. Собственно говоря, наблюдению доступны лишь преобладающие реакции собаки на диагностические раздражители и события, а тип внешнего поведения, как и тип высшей нервной деятельности, может быть установлен только путем своего рода усреднения выраженности этих реакций.
При характеристике психики и поведения собак используются также такие описательные выражения, как смелость, активность, энергичность. Говорят, например, о достаточной, излишней или повышенной возбудимости, хотя эти понятия также следовало бы определять только по отношению к некоторому эталону. Поэтому в прикладных целях при анализе психики очень важно разделить смысл поведения и его динамические характеристики.
Перечисленные выше типы высшей нервной деятельности и внешнего поведения не так уж часто встречаются в чистом виде. Нередко собака в одной ситуации проявляет себя как сангвиник, а в другой (например, под влиянием какого-либо особо сильного раздражителя) ведет себя как холерик. Под влиянием сильного страха животное может проявлять меланхолические черты, а по отношению к некоторым другим раздражителям, при устойчивом привыкании к ним, внешне кажется флегматиком. Поэтому при рассмотрении реального поведения животного понятие врожденного типа высшей нервной деятельности становится относительным – этот тип опосредуется жизненным опытом индивидуума и конкретной ситуацией. Во многих случаях имеет смысл говорить о чисто поведенческой возбудимости, не имеющей физиологической базы, а лишь ситуационно имитирующей повышенную возбудимость центральной нервной системы.