Прикладная психология собаки
Санкт-Петербургская Государственная Академия
Ветеринарной Медицины
Н. Д. Криволапчук
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОБАКИ
Учебное пособие
560 стр.
ISBN 978-5-222-12689-9
Тираж: 3000 экз
Ростов-на-Дону
"Феникс"
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.
1. ВВЕДЕНИЕ.
1.1. Предмет и методы зоопсихологии.
1.2. Домашние собаки в их отношениях с человеком.
2. СТРУКТУРА ПСИХИКИ СОБАКИ.
2.1. Отображение информации о мире.
2.2. Психическая деятельность как процесс принятия решения.
2.3. Мотивационный анализ поведения.
2.4. Врожденные формы автоматического поведения
2.5. Стереотипы пищедобывательного поведения.
2.6. Стереотипы территориального поведения.
2.7. Стереотипы социального поведения.
2.8. Ритуальное поведение (мимический язык) собак.
2.9. Коммуникативное поведение собак (средства общения с человеком).
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ СОБАК.
3.1. Динамические характеристики поведения (темперамент).
3.2. Оценка динамических характеристик поведения по системе АРАКС.
4. МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА.
5. ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ МЕЖВИДОВОЕ ПАРТНЕРСТВО.
5.1. Психологические потребности и типы ожиданий человека.
5.2. Типы отношения собаки к человеку.
5.3. Результирующий тип контакта собаки с хозяином и его диагностика.
6. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ СОБАКИ.
6.1. Значение режима содержания с зоопсихологической точки зрения.
6.2. Возрастные закономерности развития психики.
6.3. Воспитание щенка и развитие контакта с человеком.
7. ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ.
7.1. Формирование поведения собаки в его связи с дрессировкой и обучением.
7.2. Использование положительных и отрицательных подкреплений.
7.3. Управление поведением собаки.
7.4. Использование упражнений на снарядах в зоопсихологической практике.
7.5. Ситуативное обучение собаки.
7.6. Функциональное обучение собаки
8. АНОМАЛИИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ СОБАК.
8.1. Методы оценки состояния психики собаки.
8.2. Систематика аномалий психики и поведения.
9.ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ И АНОМАЛИЙ ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ.
9.1. Анализ обращений хозяев собак за зоопсихологической помощью и выделение субъективных факторов при диагностике.
9.2. Экспресс-диагностика актуального состояния психики собаки.
10. общие принципы коррекции психики и поведения.
10.1. Режимы психической деятельности и обоснование метода психокоррекции.
10.2. Соотношение коррекции поведения и коррекции психики собаки.
10.3. Общая методика коррекции психики.
10.4. Коррекция динамических характеристик поведения.
10.5. Коррекция контакта собаки и хозяина.
11. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ.
11.1.Аномалии развития психики.
11.1.1. Аномалии сенсорного и пространственного восприятия (врожденные и благоприобретенные).
11.1.2. Синдром ранней депривации.
11.1.3. Аномалии поведения (искажение стереотипных форм).
11.1.4. Синдром "накопления инстинкта".
11.1.5. Синдром "забитой собаки".
11.1.6. Гиперэмоциональность.
11.1.7.Формирование неадекватных социальных представлений.
11.1.8. Недоразвитие отдельных видов мышления.
11.1.9. Нарушения процесса принятия решений.
11.2. Реактивные состояния.
11.2.1. Психическая перегрузка.
11.2.2. Острый и хронический психический стресс.
11.2.3. Психическая травма.
11.2.4. Психоз.
11.2.5. Синдром депривации.
11.2.6. Синдром разрыва связей.
11.2.6.1. Переезд на другую квартиру.
11.2.6.2. Смена хозяина.
11.2.7. Неврастенический статус ("стрессовая готовность").
11.2.8. Невроз навязчивого поведения.
11.2.9. Истерия.
11.2.10. Фобии.
11.2.11. Трусость.
11.2.12. Ложная беременность.
12. ПРИЛОЖЕНИЯ.
13. ЛИТЕРАТУРА.
СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
ЧАСТЬ 1. Психическая деятельность домашней собаки
ПРЕДИСЛОВИЕ
Попытки понять глубинные причины, вызывающие к жизни то или иное поведение животного, далеко не новы. Зоопсихология – отрасль биологии, изучающая поведение животных и пытающаяся гипотетически восстановить закономерности поведенческой активности, не только имеет важное самостоятельное значение, но и предоставляет базу для изучения психологии человека. В свете этих взаимосвязей особо интересным объектом исследования становятся те животные, которые испытывают на себе постоянное влияние человека и его требований к поведению. С этой точки зрения первое место в ряду одомашненных видов животных занимает, несомненно, собака. Именно собака полезна человеку своими психическими особенностями и поведенческими возможностями, именно к ней от века предъявлялись важные требования в этом плане. И одновременно с этим именно собака создает больше всего житейских и социальных проблем, имеющих огромное значение не только для хозяина, но и для человеческого социума в целом. В совместной жизни с человеком собака изменяет и его поведение, расширяя или ограничивая возможности в реальной жизни и общении с другими людьми, задавая иные критерии его поступков.
Эта книга представляет собой попытку обосновать принципиально новый подход к анализу психики и поведения домашних собак, а также различных вариантов их взаимодействий с человеком. Главный вопрос, который мы ставили перед собой, таков: "Почему это животное в этих обстоятельствах ведет себя именно таким образом; какие внутренние процессы к этому привели?".
Путь к ответу обнаружился в формализованном представлении процессов преобразования информации, берущем свое начало в трудах по формализации мышления и теории искусственного интеллекта, а в основу исследования психической деятельности легло представление о психической деятельности животного как о процессе принятия решения. Развитие метода информационного моделирования для описания способов отображения действительности стало возможным по мере развития аппарата прикладной лингвистики и прикладной математики, который разрабатывался применительно к компьютерной автоматизации интеллектуальной деятельности, однако, результаты этих работ оказались вполне пригодны и для исследования естественного интеллекта.
Настоящая книга не может служить пособием по зоопсихологии в полном объеме этого раздела биологии, поскольку здесь мы не приводим детального обзора других направлений в зоопсихологии – иначе размеры книги стали бы совершенно необозримыми. Эти соображения заставили нас ограничиться лишь кратким упоминанием о тех научных идеях, которые помогли наполнить формализованные абстрактные модели реальным смыслом, соединив гипотетическое представление психической деятельности с наблюдаемым поведением животных. Этология послужила источником конкретизации информационных моделей по биологическому виду. Бихевиоризм подкрепил представление о развитии психических процессов под влиянием внешних воздействий. Данные о физиологии высшей нервной деятельности позволили уточнить динамику процессов возбуждения и торможения в их взаимосвязи и отразить их влияние на реализуемое поведение. Одной из важных концептуальных основ прикладной зоопсихологии стала теория доминант, принадлежащая А.А.Ухтомскому. Именно эта научная идея предоставила базу для понимания процесса психического и поведенческого приспособления животного к реальной среде – как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах.
Новизна описываемого метода для зоопсихологии определяется прежде всего его направленностью на изучение не только и не столько реализованного и, следовательно, наблюдаемого поведения, сколько внутренних процессов психической деятельности, приводящих к этому поведению. Важной характеристикой метода является его дедуктивная природа. Опора на общие закономерности психической деятельности с последовательным уточнением и конкретизацией условий и ограничений дает возможность полнее реконструировать скрытые от наблюдателя процессы, происходящие в нервной системе животного, а также прогнозировать последствия изменений в этих процессах. Тем самым, этот метод позволяет точно определить воздействие любых внешних и внутренних факторов на разные варианты реализуемого поведения, причем круг этих факторов может итеративно расширяться, охватывая любые детали. Существенно также и то, что этот подход позволил специфицировать влияние отношений домашней собаки с человеком на психическую деятельность и поведение животного. Благодаря реконструкции психической деятельности эти отношения рассматриваются не в рамках послушания на базе выработанных рефлексов, но с учетом влияния критериев человека на решения, принимаемые собакой самостоятельно, без команды хозяина. Описывается также роль хозяина в индивидуальном развитии психики собаки и формировании ее поведения.
Теоретические результаты нашли свое применение в работе по коррекции реальных проблем психики и поведения домашних собак, которая проводится в Санкт-Петербурге в течение последних десяти лет. Описываемые нами методы получили практическое апробирование в сотнях реальных случаев, которые, в свою очередь, позволили дополнительно уточнить классификацию аномалий психики и поведения. Книга содержит 20 приложений, в которых в краткой и емкой форме отображена информация, важная для зоопсихологической практики.
Развитие описываемого метода и его практических применений было бы невозможно без многолетнего творческого сотрудничества с Юрием Владимировичем Криволапчуком, который не только предоставил для использования свои материалы, но и принимал самое активное участие в разработке концептуальных положений. Кроме того, само существование этой книги было бы проблематичным без его усилий по оформлению текста и составлению приложений. В представлении практических результатов использованы также разработки Полины Петровны Ганцевой, живущей и работающей в г. Владимире.
Решающая роль в становлении описываемого метода принадлежит академику Академии Аграрного Образования, Заслуженному деятелю науки РФ, лауреату премии СМ СССР, доктору ветеринарных наук, профессору Санкт-Петербургской Государственной Академии Ветеринарной Медицины Станиславу Ивановичу Лютинскому. Без его чуткого и бережного отношения к новой концепции ее постигла бы судьба многих научных новаций, так и не нашедших своего полезного воплощения.
ВВЕДЕНИЕ
Таблица 3.
Таблица 1.
Таблица 2.
МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА
Напомним, что социальная организация животных с точки зрения повышения вероятности выживания строится на развитии возможностей приспособления в коллективе, на использовании интеллектуальных, поведенческих и физических возможностей партнера в дополнение к собственным возможностям. Поэтому для стайных животных важнейшим аспектом психической деятельности являются осознание роли партнера в своей жизни и доверие к нему, строящееся на положительном прогнозе результатов его поведения. А поскольку поведение собаки как социального животного в значительной степени опосредуется влиянием человека, то в практике зоопсихолога необходимо учитывать межвидовые партнерские отношения, определяющие как осознание собакой собственной социального ранга, так и прогноз действий главного партнера – хозяина.
Надежное прогнозирование поведения партнера, становление доверия к нему и, как следствие, построение партнерских отношений, учитывающих действия партнера как важный фактор процесса принятия решения, становится возможным только на основе субъектной модели, описывающей представления субъекта о состоянии психики и возможном поведении партнера. Назовем эту модель Субъектной Информационной Моделью Партнера (СИМП). Она строится по тем же правилам и в том же порядке, что и собственная СИМ, но отражает представления субъекта о партнере, сложившиеся в процессе научения под влиянием жизненного опыта. Сама СИМП складывается на социальном уровне собственной информационной модели субъекта.
От того, насколько адекватны СИМП каждого из партнеров, зависит степень влияния на поведение, эффективность совместных стратегий поведения и, в конечном счете, степень удовлетворенности партнерством.
При анализе партнерских отношений человека и собаки необходимо учитывать тот факт, что человек является в этих отношениях лидером, а собака – ведомым партнером.
Влияние фактографического уровня СИМП на партнерские отношения человека и собаки осознается человеком с трудом (в силу видовых различий в восприятии среды), но, тем не менее, моделирование восприятия мира собакой нередко становится важным шагом к полноценному партнерству. Для этого необходимо знать и учитывать основные физиологические отличия и возможности органов чувств, а также ассоциативно-интуитивный характер мышления животного. Эти особенности влияют, в частности, на степень детализации восприятия и на природу дифференциальных признаков, существенных для животного. К примеру, при коррекции нежелательного поведения собаки нередко приходится учитывать и метеорологические факторы, и возможные сенсорные перегрузки, и характер моторики и т.п.
Собака же научается учитывать особенности восприятия среды человеком опосредованно, по результатам поведения. По опыту совместных действий собака выявляет те факторы, которые определяют собой поведение партнера. Так, например, собака замечает, что на поведение человека не оказывают влияния звуки ультразвукового диапазона (от 20000 до 40000 Гц), которые сама она слышит хорошо; определяет более или менее существенные различия в восприятии освещенности и т.п. Чем отчетливее человек демонстрирует собаке результаты своего восприятия и оценки среды, тем эффективнее строится фактографический уровень СИМП.
Важнейшую роль для прогноза возможного поведения партнера играют стереотипный и критериальный уровни СИМП, содержание которых также демонстрируется партнерами в ходе каких-либо совместных действий. При этом стереотипы поведения выявляются по их повторяемости в типичных, стандартизованных ситуациях, что обеспечивается наблюдением за партнером во множестве сходных и различающихся ситуаций. Критерии поведения определяются по выбору форм поведения путем многофакторного анализа, который требует от человека не только внимания к поведению собаки, но и детального осмысления с учетом максимального количества факторов, определяющих собой это поведение. Для собаки этот анализ может быть затруднительным, поскольку он реализуется только за счет хорошо развитых структур критериального уровня собственной СИМ. В процессе развития критериального уровня СИМ собаки как ведомого партнера крайне важно демонстрировать ей критерии человеческого поведения явным и понятным ей образом. Эта демонстрация включает в себя как одобрение или неодобрение действий животного, так и доступное объяснение собственных критериев поведения. Так, например, для выработки критериев безопасного поведения на улице необходимо не только управлять движением собаки на переходе, но и обращать ее внимание на сигналы светофора, наличие движущегося транспорта и т.п.
Личностные отношения человека и собаки складываются под влиянием эмоционального и социального уровня СИМП. Эмоции привязанности и доверия не вполне определяют собой структуру отношений, которая складывается под влиянием видоспецифичных представлений о соотношении ответственности и прав каждого из членов сообщества. Поэтому для более полного построения адекватной СИМП человек должен понимать, в какой социальной роли он выступает по отношению к собаке и какую социальную роль отводит ей. Эти представления должны отражать возраст, породные и индивидуальные особенности собаки, а также ее самооценку. Для того, чтобы собака легче восприняла социальный ранг каждого из членов хозяйской семьи, весьма желательно (особенно для пород с развитыми социальными стереотипами) чтобы отношения людей в семье и характер принимаемых решений более или менее соответствовали социальным стереотипам собаки.
Концептуальный уровень СИМП может соответствовать представлениям о возможном исследовательском и, в частности, провокационном поведении партнера и, следовательно, он может влиять на степень доверия к партнеру. При этом надо учитывать доверие обоих партнеров: собаки к человеку и человека к собаке.
Обобщенные представления о поведении незнакомого партнера (определенным образом стандартизованные и не затрагивающие индивидуальных личностных особенностей) отражаются в социальном и идеальном уровнях СИМП. Складываются они под влиянием информации о поведении ближайшего партнера, т.е. хозяина, которое принимается за эталон. Поведение незнакомых людей собака оценивает по отклонениям от стереотипов и критериев поведения хозяина. Этот факт может непосредственно влиять на поведенческие проявления у собаки – именно по этой причине собака может остро реагировать на иной, чем у хозяина, характер движений и жестов, тон голоса и т.п.
Таким образом, для максимального развития СИМП и, следовательно, для построения наиболее эффективных партнерских отношений и максимальной удовлетворенности общением наиболее существенны следующие факторы:
· моделирование видовых и индивидуальных особенностей восприятия среды партнером;
· развитые представления о наследственных и благоприобретенных стереотипах поведения;
· максимальное совпадение критериев поведения и представлений об эффективности поведения;
· эмоциональная близость партнеров (в том числе, общая радость от успешного поведения);
· соответствие функциональных обязанностей и социальных рангов;
· желательно – развитое исследовательское поведение в отношении партнера;
· желательно – сопоставление индивидуального поведения и более общих видовых закономерностей.
Естественно, что для профессиональной деятельности в области зоопсихологии перечисленные требования представляют собой conditio sine qua non.
Важным отличием СИМП от собственной информационной модели субъекта является то, что она отражает представления субъекта о том, какие потребности партнер удовлетворяет в общении. Это означает, что главнейшую роль при построении СИМП играет мотивационный анализ поведения партнера (вне зависимости от того, насколько осознанно он производится). Истинность или ложность этих представлений и определяет собой влияние одного из партнеров на поведение другого.
Каждый из партнеров при любом характере межличностных отношений удовлетворяет в партнерстве одну или несколько потребностей, относящихся к разным уровням СИМ. В качестве важнейших потребностей, удовлетворяемых в партнерстве, можно выделить следующие:
* потребность в реальной защите и/или психологической защищенности;
* потребность быть защитником;
* потребность в движении и активном образе жизни;
* потребность в стандартных взаимодействиях;
* потребность в функциональных взаимодействиях;
* потребность в доминировании (реже – в подчинении);
* потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности;
* потребность в общении;
* потребность в социальных контактах (для человека они включают и отношения с хозяевами других собак);
* потребность в познании специфики другого вида;
* потребность в осмыслении высших форм взаимодействий (роли разных видов в природе, характера их взаимодействий и т.п.);
* потребность в самоутверждении (по различным критериям).
Осмысление собственных потребностей и потребностей партнера, удовлетворяемых в общении, достигается путем мотивационного анализа поведения (независимо от того, насколько осознанно он производится), а по смыслу может быть отнесено к идеальному уровню модели. Толчком к мотивационному анализу поведения партнера служит развитое альтруистическое поведение и приспособление к партнеру-лидеру.
Собака осуществляет мотивационный анализ поведения хозяина в повседневном общении, наблюдая и учитывая как собственное поведение человека, так и его требования к поведению животного. В зависимости от того, насколько успешно партнерство на всех уровнях и от эмоциональной окраски отношений, собака более или менее эффективно выделяет приоритетные требования человека и стремится им соответствовать ("порадовать" хозяина). Этим и обусловлен тот уровень контакта, который в быту называется "пониманием без слов" и выражается в реализации даже скрытых ожиданий хозяина. Именно этот уровень контакта дает человеку максимальное чувство удовлетворенности отношениями с собакой.
5. ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ МЕЖВИДОВОЕ ПАРТНЕРСТВО
Таблица 4.
Ситуативное обучение собаки
Для обеспечения наибольшей адекватности и гибкости инициативного поведения собаки, отвечающего критериям хозяина, целесообразно предусмотреть в ходе подготовки молодой собаки специальный этап – ситуативное обучение. Наиболее подходящим периодом для ситуативного обучения следует считать возраст 10-12 месяцев, когда созревание психики становится надежной основой именно для развития стратегического мышления, окончательного формирования адекватной самооценки и принятия собакой социальной ответственности за членов своего сообщества. Единственным, но крайне важным условием проведения такой подготовки молодой собаки является успешное преодоление социальных конфликтов, связанных с возрастным бунтом, и адекватность представлений о старшинстве видов.
К этому возрасту естественное развитие психики предрасполагает молодую собаку к высокой активности, инициативе и гибкости поведения – на этих качествах строится ее поведение самоутверждения, они определяют собой возможности окончательной социализации и занимаемый в результате стайный ранг. Однако обязательным требованием к домашней, семейной собаке является полное подчинение ее самостоятельного стратегического мышления требованиям хозяина как наиболее приоритетным критериям поведения. Поэтому вторичное научение и ситуативное обучение предоставляют прекрасные возможности демонстрации собаке требований и критериев хозяина. И поэтому же развитие инициативы и стратегического мышления ранее, чем будет преодолен социальный конфликт, обусловленный созреванием, может повести к неправильному формированию представлений собаки о старшинстве видов.
Основной целью этапа ситуативного обучения становится определение смысла реакций собаки на события в окружающем мире. Конкретные варианты поведения собака может выбирать самостоятельно, но отношение ее к происходящему и содержание поведенческих реакций устанавливаются хозяином.
Хозяин определяет и тот круг ситуаций, в которых принятие решений собакой представляет собой критически важный фактор (например, отношение к посторонним, транспорту, другим собакам и т.д.; различные рабочие ситуации). Для каждой из этих ситуаций устанавливаются пределы желательных и нежелательных реакций и вариантов поведения – например, агрессия или нейтралитет, угрожающее поведение или избегание в зависимости от поведения и действий постороннего. Эти реакции собаки формируются с помощью инструктора-зоопсихолога, работающего с хозяином собаки, и хорошо подготовленных ассистентов, выполняющих разработанные заранее сценарии. Участие ассистентов в ситуативном обучении определяется необходимостью проработки тех ситуаций, которые связаны с критериями поведения по отношению к посторонним людям.
Необходимым условием эффективного ситуативного обучения следует считать точную диагностику состояния психики собаки, действующих в данной ситуации мотиваций и тех ее поведенческих стереотипов, которые способствуют или препятствуют выработке желательных форм сложного ситуативно обусловленного поведения. Ключевым фактором в ходе ситуативного обучения становятся именно породные и индивидуальные стереотипные формы поведения (будь они наследственными или благоприобретенными). В связи с этим особое значение приобретает квалификация и зоопсихологическая подготовка ассистента, который должен тонко чувствовать, понимать и анализировать поведение собаки и мгновенно адекватно реагировать на малейшие изменения в состоянии собаки, даже не успевшие найти свое выражение во внешнем поведении. В этом ассистенту помогает хорошее знание ритуальных и коммуникативных форм поведения и наблюдательность, позволяющая замечать и правильно оценивать даже незначительные признаки, отражающие эмоции собаки. Ассистент должен своими действиями аккуратно и точно вызывать желательную реакцию собаки, формируя и закрепляя то состояние психики, которое обуславливает желательный тип поведения.
Важным требованием к ассистенту в ходе ситуативного обучения является отсутствие конфликтных, "укротительских" мотиваций по отношению к собаке. В тех случаях, когда ассистент стремится к самоутверждению за счет силового конфликта с собакой, баланс собственных мотиваций собаки, относящихся к данной ситуации, значительно искажается в силу высокой значимости конфликтного поведения. При преобладании мотиваций первого порядка существенно осложняется адекватная оценка собакой других факторов ситуации. В частности, снижается роль взаимодействия с хозяином и интеграция его требований с собственными критериями поведения. Следовательно, эффективное ситуативное обучение становится невозможным
Опираясь на породный и индивидуальный баланс мотиваций собаки, на выраженность тех или иных стереотипов поведения (доминант), на характер отношений собаки с хозяином и учитывая динамические характеристики поведения (темперамент) собаки, инструктор-зоопсихолог продумывает и режиссирует обучающие сценарии – конкретные варианты учебных ситуаций с участием ассистента (ассистентов), собак-наставников и с максимальным использованием реальных обстоятельств. При разработке сценариев используются и выработанные ранее дрессировочные навыки, в том числе – и специально подготовленные в ходе обучения или предшествующей коррекции поведения. Сценарии строятся на основе требований хозяина к поведению собаки. В ходе занятий эти сценарии определяют собой действия ассистента и необходимые действия хозяина собаки.
Занятия проводятся только в индивидуальном режиме и на привычных для собаки местах, в реальной обстановке – вблизи жилища, на выгуле, на улице и т.д. Нужно внимательно следить за тем, чтобы у собаки в ходе ситуативного обучения ни в коем случае не возникали прочные сопутствующие ассоциации – с местом, со временем, и организацией занятий, с присутствующими людьми, поведением инструктора и ассистента, с используемым реквизитом и т.п. Возникновение побочных ассоциаций определяется по тому, что собака начинает уверенно прогнозировать события в их связи с обстоятельствами – например, подходя к привычному месту занятий, начинает идти так, будто ей дана команда, или оглядываться в происках ассистента. Кроме того, при закреплении побочных связей заметно повышаются активность и реактивность поведения собаки в соответствующих обстоятельствах.
Во время занятия инструктор-зоопсихолог организует работу ассистента (ассистентов) и собак-наставников, а также непосредственно работает с хозяином собаки, помогая ему правильно реагировать на происходящее и формировать желательное поведение собаки. Ассистент (ассистенты), зная задачу и действуя в рамках подготовленного сценария, провоцирует и активизирует желательное поведение собаки, подавляя нежелательные реакции. Он фиксирует все изменения в состоянии и поведении собаки, а также анализирует причины этих изменений. По результатам наблюдений ассистента сценарий может быть пересмотрен с учетом любых дополнительных факторов.
Определяя круг учебных ситуаций и желательные поведенческие реакции собаки, зоопсихолог обязан неуклонно соблюдать социальные и этические нормы. Так, например, если хозяин собаки требует от животного агрессивного поведения по отношению к неподготовленным людям, прохожим, играющим во дворе детям и т.п., инструктор-зоопсихолог обязан принять все меры для пресечения агрессии и объяснить хозяину собаки все возможные последствия его действий. В особо сложных случаях нам представляется оправданной блокировка возможной агрессии у собаки вопреки воле хозяина, что позволяет в значительной мере предотвратить выработку социально опасного поведения другими способами.
Даже в тех случаях, когда у хозяина нет жалоб на состояние психики и поведение собаки в целом, а ситуативное обучение проводится как этап воспитательной работы, его методы и техника очень индивидуальны. Они могут включать в себя некоторые приемы коррекции психики и поведения – в той мере, в какой мотивации собаки и ее реальное поведение противоречит желательным. При формировании нужных психологических и мыслительных механизмов весьма полезно применение навыков, заимствованных из дрессировки по специальным службам (розыскной, поводыря слепых, связной и т.п.). В процессе ситуативного обучения устраняется излишняя агрессивность или трусость собаки, снижается общая возбудимость и нервозность, снимается чрезмерное торможение и повышается активность поведения у флегматичных собак и так далее. Эффективное ситуативное обучение позволяет нивелировать все те недостатки психики, которые при использовании традиционной техники дрессировки могут сделать рабочую подготовку собаки практически невозможной. Возможности сопутствующей коррекции психики и поведения разрешают, например, выработать удовлетворительное поведение даже у излишне холеричных и меланхоличных собак, которых дрессировщики обычно выбраковывают еще на этапе дисциплинарной дрессировки.
Важным моментом в ситуативном обучении, имеющим немалое самостоятельное значение, является использование синонимичных команд ("Сядь", "Посиди" вместо "Сидеть"; "Пошли" вместо "Рядом" и т.п.). Такие синонимы могут применяться как более слабые по требовательности функциональные дубли нормативных команд, но могут и быть поставлены в зависимость от ситуации. Тем самым облегчается выработка связи требований хозяина с особенностями ситуации. Кроме того, этот прием способствует развитию восприятия собакой человеческой речи, а следовательно, совершенствует абстрактное мышление животного. Одновременно улучшается контакт с хозяином – ориентируясь на выбор синонимов, собака начинает учитывать не только реальные обстоятельства, но и настроение хозяина.
Принцип непроцедурного ситуативного обучения показал свою эффективность при формировании любого поведения семейной собаки в быту. Кроме того, этот этап обучения служит подготовкой для любого функционального обучения (натаски и притравки охотничьих собак, подготовки таможенных собак для розыска оружия и наркотиков и т.п.) Одна из причин этого состоит в том, что для эффективной отработки любых функциональных навыков необходима адекватная самооценка и уверенность собаки в собственных возможностях, как физических, так и психических. Эти качества надежно и прочно формируются именно в ходе ситуативного обучения, закладывающего в психике надежную основу для дальнейшего функционального обучения.
Аномалии развития психики
11.1.1. Аномалии сенсорного и пространственного восприятия (врожденные и благоприобретенные)
11.1.2. Синдром ранней депривации
11.1.3. Аномалии поведения (искажение стереотипных форм)
11.1.4. Синдром "накопления инстинкта"
11.1.5. Синдром "забитой собаки"
11.1.6. Гиперэмоциональность
11.1.7. Формирование неадекватных социальных представлений
11.1.8. Синдром доминантной собаки
11.1.9. Недоразвитие отдельных видов мышления
11.1.10. Нарушения процесса принятия решений
Реактивные состояния
11.2.1. Психическая перегрузка
11.2.2. Острый и хронический психический стресс
11.2.3. Психическая травма
11.2.4. Психоз
11.2.5. Синдром депривации
11.2.6. Синдром разрыва связей
11.2.7. Неврастенический статус ("стрессовая готовность")
11.2.8. Невроз навязчивого поведения
11.2.9. Истерия
11.2.10. Фобии
11.2.11. Трусость
11.2.12. Ложная беременность
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СООТВЕТСТВИЕ ПСИХОТИПОВ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ**
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕТОДИКА ВЫРАЩИВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЩЕНКА*
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОБАК*
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИКИ СОБАКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
АНКЕТА ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ СОБАК*
(определение уровня контакта)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХИКИ ПО СИСТЕМЕ АРАКС**
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С СОБАКОЙ*
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЦИОНЫ, ФОРМУЛЫ И ТАБЛИЦЫ ПЕРЕСЧЕТА ПО ВЕСУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ЖИВОТНЫХ – КОШЕК И СОБАК*
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
РЕЖИМ И ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ СОБАК И КОШЕК*
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
СТАДИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ**
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ*
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
Л И Т Е Р А Т У Р А
Адамсон Д. Рожденная свободной. М., 1970.
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
Анохин П.К. О физиологическом субстрате сигнальных реакций.// ЖВНД, 1957. Т. 7, вып. 1, с. 18-29.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975.
Аскью Генри Р. Проблемы поведения собак и кошек. Руководство для ветеринарного врача./ Пер. с нем. М., "Аквариум ЛТД", 1999.
Баскин Л.М. Северный олень. Экология и поведение. М., 1970. – 149 с.
Баскин Л.М. Этология стадных животных. М., 1986. – 189 с.
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., Высшая школа, 1991.
Беликов С.Е., Куприянов А.Г. Географические особенности некоторых аспектов поведения белого медведя // Поведение млекопитающих. Вопросы териологии. М., 1977. С.202-212.
Бергман Ё. Поведение собак./ Пер. с финского. М., Восхождение, 1992. – 160 с.
Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение М., 1974.
Берман К., Ландесман Б. Обучение Вашей собаки./ Пер. с англ. М., Аквариум, 1995. – 352 с.
Бехтерев В.М. Объективная психология. М., Наука, 1991. – 480 с.
Болезни собак: Справочник./ А.Д.Белов, Е.П.Данилов, И.И.Дукур и др. – М., Агропромиздат, 1990.
Боровский В.М. Психическая деятельность животных. М., 1936.
Вагнер В.А. Избранные труды по зоопсихологии. М.,2002.-284 с. 94.
Вальдман А.В., Звартау Э.Э., Козловская М.М. Психофармакология эмоций. М., Медицина, 1976.
Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М., Медицина, 1979.
Варлаков В.С. Зачем собаке учиться и как ее учить? (Системные принципы дрессировки).// О собаке – альманах. М.-Ташке<