Количество грудного молока на одно кормление
Возраст ребенка, мес | Количество молока, мг |
1 | 90 – 100 |
2 | 120 – 130 |
3 | 150 – 175 |
От 3 до 6 | 180 – 200 |
Ориентировочно количество необходимого новорожденному грудного молока можно рассчитать по формуле Финкильштейна—Тура: количество молока за сутки равно дню жизни ребенка, умноженному на 70 или 80. Если масса тела при рождении не превышает 3200 г, то число дней умножают на 70, если более 3200 г — то на 80.
В случае если масса тела ребенка соответствует средним возрастным нормам, то суточный объем пищи составляет для ребенка в возрасте от 10 дней до 2 мес 1/5 массы тела (600—900 мл), от 2 до 4 мес — 1/6 (900— 1000 мл), старше 6 мес — 1/8 (1000—1100 мл), к концу первого года — 1/8 или 1/9 массы тела (1000— 1200 мл).
По мере развития желудочно-кишечного тракта и усиления деятельности пищеварительных желез количество пищи на один прием постепенно увеличивают, а частоту кормлений уменьшают.
Продолжительность кормления не должна превышать 20—30 мин. Если ребенок за этот срок высасывает мало молока (определяют взвешиванием его до и после кормления), то надо сцедить остаток молока и докормить ребенка с ложечки.
Если масса тела увеличивается недостаточно, ребенок становится беспокойным или, наоборот, вялым, следует обратиться к врачу, который после определения химического состава питания, количества белков, жиров и углеводов, получаемых ребенком на 1 кг массы тела, внесет соответствующие коррективы в питание.
Естественное вскармливание является наилучшим для детей грудного возраста, но уже с 4-го месяца жизни дети нуждаются в дополнительном введении в рацион питания витаминов, некоторых минеральных солей (цинк, медь, железо), органических кислот и др.
Сначала в питание вводят соки, а через 2—3 недели — фруктовые пюре, содержащие витамины А, В, С и D и микроэлементы. Кроме того, соки, фруктовые и овощные пюре, а в дальнейшем творог, каши, мясо, рыба, кисломолочные продукты дают для тренировки ферментных систем кишечника (поджелудочной железы, печени и т.д.) и моторики желудочно-кишечного тракта. Такая тренировка нужна для того, чтобы постепенно ребенка старше 1 года перевести на «взрослый» стол. Более раннее введение соков может сопровождаться их непереносимостью, аллергическими реакциями и диспепсическими нарушениями.
Соки начинают давать по каплям, чтобы не вызвать острого расстройства пищеварения, и, постепенно увеличивая их объем доводят до 30—50 мл в день (в 2—3 приема) для детей первых 6 мес и до 60— 100 мл — для детей от 6 мес до 1 года. Не рекомендуются клубничный и земляничный соки, так как они могут быть причиной проявления у детей экссудативно-катарального диатеза (атопический дерматит). Это положение относится и к сокам из манго, гуавы, папайи и др. до 9 мес не следует вводить в питание и виноградный сок, который способствует усиленному брожению пищи в кишечнике.
Приготавливают соки из свежих овощей и фруктов непосредственно перед употреблением, а также используют консервированные, которые выпускаются промышленным способом. Консервированные соки подразделяются на осветленные (без мякоти) и неосветленные (содержащие мякоть плода). Сначала детям дают осветленные соки. В них есть минеральные соли, микроэлементы, витамины, но в неосветленных соках их несколько больше. Соки следует давать после еды, так как они содержат большой процент углеводов и употребление их перед едой снижает аппетит. Первым рекомендуется давать детям яблочный сок. Он характеризуется низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью, содержит витамин С и наиболее богат железом. Сливовый и морковный соки оказывают легкое послабляющее действие, а гранатовый, черничный и черносмородиновый — закрепляющее.
Важным источником витаминов А, D, В1 В2, РР и микроэлементов является яичный желток. Вначале, с 6—7 мес, вводят 0,25 г небольшими порциями, растирая с грудным молоком, а к 12 мес ребенок может ежедневно получать 0,5 г желтка. для наименьшей аллергизации организма и профилактики вирусных заболеваний ребенку дают желток куриного яйца, сваренного вкрутую.
Начиная с 5—6 мес в рацион включают творог, который по сравнению с молоком содержит меньше натрия и калия (они удаляются с сывороткой), но много железа, кальция.
Прикорм. для нормального развития (прибавки массы тела, роста, прорезывания зубов и т.д.) ребенку до 5 мес достаточно только грудного молока (если рацион питания матери полноценный). К 5-му мес жизни у ребенка возрастает возможность переваривать и усваивать новые виды пищи. Кроме того, в этот период детский организм начинает испытывать большую потребность в таких минеральных веществах, как соли железа, меди, кобальта, кальция, фосфора, магния, а также в других компонентах: в частности, в сложных углеводах (клетчатка), которые способствуют правильному функционированию желудочно-кишечного тракта. Грудное молоко уже не может полностью удовлетворить потребности ребенка в питательных веществах. Поэтому независимо от количества молока у матери здоровый ребенок старше 5 мес должен получать прикорм. Если своевременно не начато прикармливание ребенка, то у него могут наступить задержка в росте и развитии, нарушение обмена веществ. Более раннее (с 4 мес) введение прикорма рекомендуется при анемии, рахите, упорных срыгиваниях, позднее — при острых заболеваниях, особенно при кишечных расстройствах, а также в жаркое время года.
Первым видом прикорма может быть овощное пюре, лучше приготовленное из сочетаний разных овощей. Оно особенно полезно при рахите, атопическом дерматите, гипотрофии. для приготовления пюре используют картофель, морковь, капусту, томаты, свеклу. Картофель богат крахмалом и беден кальцием; с морковью в организм поступают каротин, соли калия; в капусте много кальция, магния, аскорбиновой кислоты; цветная капуста содержит железо, кобальт, цинк; томаты богаты каротином, аскорбиновой кислотой, солями железа, меди, кобальта, марганца; свекла содержит кобальт. В тыкве, капусте, кабачках меньше углеводов, чем в других овощах, поэтому их используют при кормлении детей с излишней массой тела.
В первый день введения прикорма до прикладывания ребенка к груди матери ему дают 5—10 г овощного пюре. Если стул ребенка остается нормальным, а общее самочувствие хорошим, на следующий день количество новой пищи увеличивают до 30—50 г. В течение первой недели постепенно одно из грудных кормлений полностью заменяют овощным пюре. В дальнейшем, через 2—3 недели, в рацион включают молочные каши из круп или крупяной муки (рисовой, гречневой, кукурузной, овсяной, манной). Не следует начинать кормление с манной и геркулесовой каш, так как эти крупы содержат глютен (растительный белок), который может вызвать у детей глютеновую энтеропатию, т. е. непереносимость белка.
С 5—5,5 мес в рацион ребенка вводят 1 —4 г сливочного масла. Если первым прикормом была каша, то в качестве второго при- корма ребенку обычно дают овощное пюре, которым в течение недели полностью заменяют еще одно кормление грудным молоком. Таким образом, ребенок к 6—6,5 мес получает два кормления в виде прикорма (овощное пюре и каша) и три кормления грудным молоком.
Для повышения секреторной активности желез пищеварительного тракта с 7 мес в рацион детей вводят суп на мясном бульоне (не более 50 мл в день) и сухарик из белого хлеба (2—З г). В 7 мес ребенок в виде второго прикорма получает обед, состоящий из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. С 7,5—8 мес назначают третий прикорм — кефир или цельное молоко с печеньем. В этом же возрасте начинают давать мясо (до 30 г в день):
Вначале фарш (вареное мясо, дважды провернутое), с 10 мес — фрикадельки и к концу года — паровую котлету. Полезны печень, мозги, рыба.
Кисели детям первого года жизни не рекомендуются, так как они сильно обогащают пищу углеводами, а питательная ценность их незначительна. Более целесообразно давать свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, богатые витаминами и минеральными солями.
Постепенно новой пищей заменяют одно за другим кормления грудью, и к 10— 11 мес жизни здорового ребенка можно отлучать от груди. В летний период грудное кормление желательно сохра-. нить до спада жары, однако кормить грудным молоком детей старше 1 года нецелесообразно.
Смешанное и искусственное вскармливание. Эти виды вскармливания назначают только при наличии существенных показаний. Основанием для перевода на смешанное или искусственное вскармливание служит недостаточное количество грудного молока у матери (гипогалактия), его полное отсутствие, а также некоторые заболевания ребенка. При недостатке грудного молока не следует воздерживаться от введения дополнительного рационального докорма. Своевременное назначение его предупреждает развитие гипотрофии и способствует нормальному росту и развитию ребенка.
Смешанным вскармливанием считается такое, при котором дети получают не только грудное молоко, но и дополнительное питание (докорм). Объем докорма вскармливанием должен составлять более 1/5 суточного рациона пищи и соответствовать недостающему количеству грудного молока. докорм следует отличать от коррекции питания при естественном вскармливании, когда недостающее количество отдельных пищевых ингредиентов компенсируется введением творога, растительного масла, сахарного сиропа и др.
При искусственном вскармливании грудное молоко или полностью отсутствует, или по объему составляет менее 1/5 суточного рациона. В настоящее время при смешанном и искусственном вскармливании используют молочные смеси, в которых с учетом особенностей пищеварения и обмена веществ ребенка изменен состав коровьего молока, являющегося основой используемых смесей.
Все молочные смеси разделяются на две группы — адаптированные и неадаптированные, а также специализированные продукты для лечебного питания. В каждую из этих групп входят сладкие и кисломолочные продукты. Предпочтение следует отдавать адаптированным молочным смесям, которые по своему составу в значительной степени приближены к грудному молоку. Адаптация коровьего молока к грудному заключается в снижении концентрации белка и некоторых солей, а также выравнивании аминокислотного, жирно-кислотного, витаминного и минерального составов. Создание таких смесей стало возможным благодаря специальной обработке молочной основы с добавлением сливок, солей железа, витаминов, бифидобактерий и других ингредиентов.
К числу сладких относятся смеси «Хайнц», «Беби», «Семилак», «Туттели», «Бона», «Пилти», «Энфамил 1», «Энфамил 2», «Нан», «Ням-ням» и ряд других, которые хорошо усваиваются даже новорожденными и могут быть рекомендованы в качестве докорма или самостоятельного кормления детей первых месяцев жизни. В этих смесях содержатся все необходимые белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. При использовании адаптированных смесей все виды прикорма назначают в те же сроки, что и при естественном вскармливании. Необходимо также учитывать наличие или отсутствии в этих смесях витамина D. Если, как, например, в молочных смесях «Туттели», «Пре-Гумана» витамин D отсутствует, то необходимо предусмотреть дополнительное введение этого препарата с целью профилактики рахита.
Кисломолочные (ацидофильные) смеси по своему составу почти не отличаются от аналогичных сладких смесей, но имеют ряд преимуществ. Они способствуют повышению секреторной деятельности желудка, развитию нормальной кишечной флоры, улучшают усвояемость белка и кальция, нормализуют перистальтику кишечника. Благодаря высокому содержанию молочной кислоты, образующейся из лактозы в процессе брожения молока, вытесняется патогенная микрофлора кишечника, которая способна вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. Повышенное по сравнению со сладкими смесями содержание витаминов С и группы В увеличивает питательную ценность кислых смесей. Эти смеси используются при вскармливании недоношенных детей, на 1 -м году жизни, а также для профилактики желудочно-кишечных заболеваний.
К адаптированным кисломолочным смесям, выпускаемым нашей промышленностью, относятся «Биффилин» (на основе заквасок с бифидобактериями), «Малютка» (на основе закваски с ацидофильной палочкой), «Агу-1» для детей первого полугодия и «Агу-2» для детей второго полугодия жизни.
К неадаптированным смесям относятся такие, в которых белок коровьего молока не подвергается специальной обработке. Это кефир и его разведения, ацидофильное молоко, «Биолакт», «Мацони», «Нарине» и др. Однако, несмотря на все достоинства, кисломолочные продукты в значительной степени по своим количественным и качественным характеристикам уступают адаптированным молочным смесям, которые и следует использовать при вскармливании детей.
Объем докорма при смешанном вскармливании определяется с учетом количества грудного молока, которое получает ребенок. Для этого в детских учреждениях в течение 1 —2 суток ребенка взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. докорм дают или сразу после кормления грудью (наиболее благоприятно для ребенка), или в виде отдельных самостоятельных кормлений. Перевод ребенка со смешанного вскармливания на искусственное, как правило, переносится им легко, так как грудное молоко из рациона вытесняется постепенно. Если ребенка необходимо перевести с естественного на искусственное вскармливание за короткий срок, то такой переход надо осуществлять крайне осторожно, поскольку адаптация пищеварительной системы к новому виду питания требует определенного времени.
Прикорм при смешанном и искусственном вскармливании с помощью адаптированных молочных смесей вводят в те же сроки, что и при естественном вскармливании, при использовании неадаптированных смесей — на месяц раньше. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие детей грудного возраста, особенно при смешанном и искусственном вскармливании, является их вскармливание по аппетиту. Это значит, что часы кормления и количество пищи в каждое кормление определяются аппетитом ребенка. Нельзя насильно давать малышу всю назначенную пищу или отказывать ему в дополнительном ее количестве. В тех случаях, когда ребенок систематически съедает меньше назначенного, врач должен внести соответствующие коррективы в его рацион.
Смеси желательно давать детям с ложки. Если для дачи жидкой пищи используют соски, то они должны иметь не одно большое, а несколько мелких отверстий, так как при этом небольшие струйки пищи, попадающие в ротовую полость, лучше обрабатываются слюной. Смеси готовят на один день и до кормления ребенка хранят в холодном темном месте. Сухие смеси приготавливают согласно инструкции, которая помещена на каждой коробке со смесями. Бутылку со смесью перед кормлением подогревают в водяной бане (температура воды +50 °С) в течение 5 мин или в электронагревателе для детского питания до температуры +37 °С.
Во время кормления ребенка держат на коленях, головку его кладут на левое, слегка приподнятое предплечье кормящего. Для предупреждения обильного срыгивания (рвоты) надо следить за тем, чтобы при получении пищи ребенок не заглатывал воздух. для этого горлышко бутылки должно быть все время заполнено смесью. После еды, продолжительность которой не должна быть меньше 8 мин, рекомендуется 2—3 мин подержать ребенка в вертикальном положении, чтобы лучше выходил воздух, попавший в желудок вместе с пищей. С первых дней жизни ребенка надо стремиться к тому, чтобы прием пищи вызывал у него приятные эмоции. Поэтому перед кормлением малышу следует показать бутылочку с пищей, ласково поговорить с ним, приучать его активно хватать губами соску, а во время сосания держать ручками бутылочку. После приема детьми пищи соски промывают проточной водой и кладут на 1 ч в раствор соды (чайная ложка питьевой соды на стакан кипяченой воды). Только после этого их перекладывают в специально предназначенную сухую посуду.
Использование концентратов и консервов в питании детей первого года жизни. Все консервированные продукты, выпускаемые для детей первого года жизни, можно условно разделить на 2 группы. К первой относятся молочные продукты, используемые при смешанном и искусственном вскармливании (адаптированные и неадаптированные молочные смеси). Вторую группу составляют консервированные продукты, которые применяются для коррекции питания или прикорма при всех видах вскармливания. Кроме молочных и крупяных консервированных продуктов, промышленностью выпускается большой ассортимент фруктовых, ягодных и овощных консервов, а также консервы из говяжьего мяса, птицы и рыбы.
Консервы для детского питания производят из высококачественного сырья. В современных условиях с учетом экологической обстановки следует использовать консервированные продукты. При их изготовлении соблюдаются строгие требования, предъявляемые как к процессу изготовления, так и к качеству готовой продукции. Некоторые консервированные продукты по своей пищевой ценности превосходят блюда, приготовленные в домашних условиях, и содержат всю необходимую информацию о энергетической ценности (калорийности) продукта, количестве в нем витаминов и микроэлементов.
К числу консервированных продуктов, которые применяются в питании ребенка первых месяцев жизни, относятся самые разнообразные фруктовые и ягодные соки, гомогенизированные пюре из сочетания различных исходных продуктов (соки осветленные, с мякотью, фруктово-овощные пюре). Эти продукты обеспечивают детский организм дополнительным количеством витаминов, органических кислот, микроэлементов, а также клетчаткой, которая активирует функцию кишечника, благоприятно влияет на его микрофлору.
Во втором полугодии жизни ребенку можно давать консервы из мяса, птицы и рыбы (пюре мясное, куриное, мясное с творогом, мясное с овощами, мясное с крупами, рыбно-овощное и т.п.). Для детей 10— 12 мес выпускаются более крупно измельченные пюреобразные продукты.
Мясные консервы готовят из говядины, телятины, так как в ней мало соединительной ткани, которая плохо усваивается детьми. При изготовлении консервов из птицы используют мясо цыплят и индюшат. В таком мясе небольшое содержание жира и оно легкоусвояемо. Рыбные консервы готовят из филе нежирных сортов рыб.
Введение в рацион консервированных продуктов позволяет разнообразить меню и обогатить его витаминами, солями, растительным и животным белком и жиром, органическими кислотами, пектином.
3. Гигиенические требования к питанию детей старше 1 года
Ребенок, которого вскармливают нормально, к возрасту 1 года привыкает к разнообразной пище и его можно переводить на общий стол. Вместе с тем однозначного мнения о сроках отлучения от груди нет. Некоторые специалисты полагают, что в суточный рацион ребенка до Г,5 года может входит грудное молоко, другие считают, что отлучение ребенка от груди может происходить и в более поздние сроки. Такое продолжительное грудное вскармливание негативно сказывается на формировании правильного прикуса и ряде других моментов. По-видимому, в каждом конкретном случае нужно исходить из индивидуальных особенностей пары ребенок— мать.
Не следует отлучать детей от груди в жаркое время года, при их заболевании, особенно желудочно-кишечными болезнями, а также в период проведения прививок.
При организации питания детей старше 1 года учитывают их физиологические особенности: нарастание ферментативной энергии пищеварительных соков, развитие жевательного аппарата, вкусового восприятия.
На 2-м году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкую и полужидкую пищу заменяют более твердой. В этот период можно давать не только каши, но и запеканки, котлеты, оладьи, овощи вареные или тушеные, нарезанные кусочками. Мясное и рыбное пюре заменяют фрикадельками, котлетами. Детям 2—3 лет можно давать мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов).
Продукты для детского питания должны быть разнообразными, содержать разные сорта хлеба, Всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. Ребенку от 1 года до 2 лет в сутки требуется молока не менее 700 мл, от 2 до 7 лет — не менее 500 мл.
В рацион детского питания следует включать куриное мясо, печень, мозги. Нельзя давать жирную свинину, баранину, гусиное мясо, так как жиры этих продуктов плохо усваиваются. Рыба в питании может быть любая, необходимо только тщательно освобождать ее от костей; можно давать сельдь (паштет, фаршмак).
В детском питании широко используют овощи, фрукты и ягоды, такие, как редис, репа, редька, лук, кабачки, шиповник, смородина, крыжовник, облепиха, брусника, клюква, морошка, и др. Следует включать в рацион питания огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, шпинат, салат, щавель, крапиву и т.п.).
Организм ребенка надо обеспечить необходимым количеством воды, поэтому в дневном рационе не менее 5 блюд должны быть жидкими: молоко, кофе с молоком или чай — на завтрак; 1-е и 3-е блюда — на обед; кефир, простокваша, молоко или чай с молоком — на ужин.
4. Организация питания в детских общеобразовательных учреждениях
Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:
• правильная организация режима питания;
• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;
• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки,
жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);
• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;
• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;
• осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;
• учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных особенностей детей.
В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе с медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей ребенка в различных пищевых веществах .
Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед 35 %, полдник — 15—20%, ужин— 25%.
На завтрак следует давать каши, овощные пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки: чай с молоком, кофе, какао, на ужин лучше молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости. Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе — преимущественно мясное или рыбное, а третье — сладкое блюдо в течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя один и тот же продукт в течение недели, следует варьировать приготовление из него блюд: например, картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т.д.
Мясные и рыбные блюда лучше подавать на завтрак и обед, молочные овощные и крупяные — на ужин, молоко, молочнокислые продукты, ягоды, фрукты, сладости, печенье — на полдник. Если отсутствуют те или иные продукты, возможна их замена равноценными (по содержанию белка и жира).
Врач или заведующий ДОУ присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных качеств, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.
Перед едой дошкольники отправляются в туалетную мыть руки. Если она находится рядом с комнатой, где дети обедают, они, по мере того как вымоют руки, самостоятельно садятся за столы и начинают есть уже поданное первое блюдо. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те воспитанники, которые едят медленно. Если туалетная отделена от столовой коридором, дети, вымыв руки, возвращаются все вместе в сопровождении воспитателя и садятся за стол одновременно.
В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, — небольших размеров, эстетичной (лучше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).
Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей.
Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°С, вторые — не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) — от 10 до 15 °С. Разливать и раскладывать готовую к употреблению пищу надо специальными разливательными черпаками или ложками, вилками, лопаточками. Следует обращать внимание на ее кулинарное оформление: красивые, привлекательные блюда способствуют возбуждению аппетита, а значит, и лучшему усвоению пищи.
Во время приема пищи надо создать спокойную доброжелательную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка сказывается на его аппетите. Не следует проявлять нетерпения, если дети едят медленно, запрещать им во время еды обращаться с просьбой к товарищам или взрослым, постоянно делать замечания. Это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.
Если ребенок отказывается от какого-либо полезного блюда, следует постепенно приучить его к нему, давая пищу небольшими порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят пищу с удовольствием, и не принуждать ребенка, если он не может съесть всю порцию, так как рекомендуемые средние нормы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребности организма. Если в одно кормление он не доел свою порцию, не надо заставлять его съедать все. В случае, если ребенок систематически съедает меньше нормы, у него плохо нарастает масса тела, го следует показать врачу. Возможно, он нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.
Часто дети не доедают предложенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти им на помощь и покормить их. Второе блюдо можно разрешить ребенку запивать компотом или киселем. Это особенно необходимо тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует, так как она разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом (особенно с кашами, макаронами). Наевшись хлеба, они не могут полностью съесть порцию, содержащую другие полезные продукты.
Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи
Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами. Дошкольников учат пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы, помидоры. Младшим детям пищу размельчают взрослые.
Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть обеденными приборами, набивать полный рот пищей и разговаривать при этом и т. п. Воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.
Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).
5. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в дошкольном учреждении
Доставка и хранение продуктов питания должны находиться под строгим контролем заведующего и медицинских работников дошкольного учреждения, так как от этого зависит качество приготовляемой пищи.
Каждое дошкольное учреждение обеспечивается холодильными камерами. Кроме этого, имеются кладовые для хранения сухих продуктов, таких, как мука, сахар, крупы, макароны, кондитерские изделия, и для овощей. Складские помещения и холодильные камеры необходимо содержать в чистоте, хорошо проветривать, поддерживать в них необходимую температуру и влажность воздуха.
Перевозка продуктов также должна осуществляться в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. для каждого вида продукта нужно иметь специальную тару или транспорт. Это предохранит продукты от пыли, грязи, дождя. Мясо следует привозить на 1 — 3 дня в зависимости от имеющихся условий хранения, в ящиках, обитых оцинкованным железом или дюралюминиевыми листами. Колбасы тоже привозят в специальных ящиках. Соленая рыба доставляется в бочках или ящиках в заводской упаковке. Для свежей рыбы необходимы закрывающиеся корзины или ящики. Молоко, сметану, сливки привозят в специальной упаковке или таре, сухие или сыпучие продукты — в заводской таре: мешках или закрытых ящиках. Для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий используют хорошо закрываемый ящик с полками.
Лица, занимающиеся погрузкой и выгрузкой продуктов, регулярно проходят медицинский осмотр. Их обеспечивают специальной одеждой: халатом, фартуком, рукавицами. Продукты питания, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доброкачественными: без посторонних примесей, загрязнения, поражения грызунами и насекомыми. Это во многом зависит от транспортировки и хранения пищевых продуктов.
Доставленные продукты подвергаются санитарному осмотру и бракеражу. Все данные осмотра фиксируют в специальном журнале. Перед осмотром продуктов следует ознакомиться с сопроводительными документами, из которых можно получить предварительные данные о продуктах: дате их выпуска, условиях хранения, сроках реализации. Эти данные особенно важны при поступлении скоропортящихся продуктов: мяса, колбасы, ветчины, рыбы, молока и т.п. Бракераж продуктов производят не только при приеме на склад или в холодильник, но и при поступлении их со склада на кухню.
Качество продуктов обычно оценивают медицинский работник детского учреждения и повар. При малейшем подозрении на недоброкачественность того или иного продукта его следует отделить от остальных и подвергнуть дополнительному лабораторному исследованию, которое проводится санитарно-эпидемиологической станцией.
Мясо и мясопродукты обладают большой питательной ценностью, так как содержат полноценные белки. Как правило, употребляется мясо крупного рогатого скота (говядина); баранина, свинина, мясо гусей, уток в питании детей дошкольного возраста не рекомендуется.
При приеме мяса обращают внимание на наличие документов, гарантирующих качество мяса или мясных продуктов. Завоз готового фарша не разрешается. Мясные продукты хранят в холодильниках, оберегая их от загрязнения. Мороженое мясо и птицу хранят при температуре не выше +2 С, вареную колбасу, сардельки, сосиски, а также окорока и рулеты — от О до +6 ос не более 48 ч, в подвешенном состоянии.
Свежая и мороженая рыба относится, как и мясо, к быстро-портящимся продуктам, поэтому нужно строго соблюдать правила ее хранения и сроки реализации. Свежую рыбу и рыбные продукты помещают в специальную посуду и хранят в холодильной камере при температуре от -2 до 4 ос не более 3—5 дней.
Молоко — готовый к употреблению пищевой продукт, который дошкольные учреждения получают после термической обработки (пастеризации или стерилизации). После поступления и проверки качества его помещают в холодильную камеру и хранят при температуре от 0 до +2 ос не более 24 ч. Творог применяется только после тепловой обработки в виде творожных блюд (запеканки, сырники, ватрушки и др.). Простокваша и кефир должны иметь однородную консистенцию, приятный кисловатый вкус, быть без посторонних привкуса и запаха. Хранят их при температуре от 0 до +2 °С не более 48 ч.
Сливочное масло сохраняют в закрытой таре при температуре от 0 до +2 ос не более 10 дней. Топленое масло можно хранить до 1 мес.
Яйца в холодильных камерах с температурой около о ос хранятся длительное время.
Продукты растительного происхождения менее подвержены порче, но при доставке и хранении их также необходимо соблюдать санитарные правила.
Хлеб содержит много воды (до 50 %), поэтому он скорее, чем мука и другие мучные продукты, приходит в негодное для питания состояние, особенно при неправильной выпечке, хранении в темном, сыром, плохо вентилируемом помещении. Хранят его в специальных шкафах или на стеллажах с закрывающимися дверками или затянутых мелкой металлической (капроновой) сеткой. Его укладывают в 1—2 ряда. Нижние полки должны быть от пола на высоте не менее 59 см. Хлеб рекомендуется завозить не реже одного раза в 2 дня.
Крупа должна быть сухой (не более 15 % воды), чистой, без посторонних примесей и вредителей.
Сахар и кондитерские изделия являются ценными продуктами питания. Их, как и крупы, хранят в чистом, сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не выше 16 єC. Эти продукты очень чувствительны к влаге и посторонним запахам, которые могут вызывать их порчу.
Овощи, фрукты и ягоды необходимо принимать спелыми и свежими, без механических повреждений, загрязнения, поражения плесенью и гнилью.
6. Основные санитарные требования к кулинарной обработке продуктов
Кулинарная обработка продуктов предусматривает улучшение усвояемости и повышение вкусовых качеств пищи. Она начинается с момента получения продуктов со склада. За приготовлением пищи должен осуществляться строгий медицинский и педагогический контроль. Сначала проводится холодная обработка продуктов питания. Полученные продукты сортируют, хорошо очищают и моют. Только после этого можно приступить к их горячей обработке.
Раздачу пищи следует проводить только после снятия пробы и записи медицинским работником в специальном бракеражном журнале готовых блюд их оценки. В журнале отмечают вкусовые качества каждого блюда, а не рациона в целом и указывают соответствие массы и объема раздаваемых блюд меню. для проверки выхода блюд взвешивается 10 порций. Ежедневно должна оставаться суточная проба готовой продукции. Пробу помещают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (для гарниров посуда отдельная) и хранят в холодильнике в специально отведенном месте при температуре от +6 до —8 ос. Если часть пищи не будет реализована сразу, то перед повторной раздачей ее необходимо снова прокипятить или прожарить. Смешивать остатки пищи с вновь изготовленными блюдам и категорически запрещается.
Санитарный режим пищеблока. Кухня с подсобными помещениями размещается на первом этаже. Она должна иметь отдельный вход и площадь 21—46 мІ (в зависимости от комплектности детского учреждения), В варочном помещении выделяют место для заготовочной и отделяют его от остальной части кухни стеклянной перегородкой. Потолки и стены в кухне покрывают белой масляной краской, а панели стен — глазурованной плиткой, удобной для мытья горячей водой с мылом и дезинфицирующими растворами. Полы выкладывают метлахской плиткой. Все окна и двери в кухне тщательно закрывают сеткой от мух, а у входа располагают решетки и скребки для чистки обуви.
Для пищевых отбросов имеются специальные ведра с плотно закрывающейся крышкой, которые освобождают по мере их наполнения, но не реже чем каждые 4 ч.
Кухню оборудуют электрическими или газовыми плитами с закрытыми горелками, титаном, двухгнездной раковиной для мытья кухонной посуды, столы, предназначенные для разделки мяса и рыбы, обивают листами из нержавеющей стали или оцинкованным железом. Если для разделки различных продуктов нет отдельных столов, то кухня должна иметь для каждого вида продуктов специальные доски из твердого дерева, хранящиеся в отдельных белых чехлах. доски по их назначению маркируют: «СМ» — сырое мясо, «ВМ» — вареное мясо, «СР» — сырая рыба, «ВР» — вареная рыба, «СО» —сырые овощи, «ВО» — вареные овощи, «ХЛ» — хлеб и т.д. На кухне надо иметь не менее 10 разделочных досок, не считая четырех запасных. Доски должны быть длиной 60 см, шириной 40 см, толщиной З см. для хлеба и теста доски делают больших размеров.
После каждого употребления доски должны быть хорошо очищены, вымыты, ошпарены, высушены и только после этого можно убрать их в чехлы.
Перед кулинарной обработкой необходимо проверить готовность и санитарное состояние инвентаря. Инвентарь и посуда должны быть исправными, чистыми и соответствовать своему назначению, виду продуктов. Нельзя, например, одним и тем же инвентарем обрабатывать сырые и вареные продукты.
Кухонную посуду обычно комплектуют из нержавеющих сортов стали или дюралюминия. Для мытья посуды в кухне имеется отдельная ванна с подводом холодной и горячей воды. Посуду сначала очищают от остатков пищи, затем моют специально предназначенной для этого мочалкой или ветошью в теплой воде (температура около 50 °С) с использованием моющих средств, разрешенных органами санэпиднадзора («Бинго» и др.), затем обмывают чистой водой и обливают водой температуры 80 °С. Вымытую посуду просушивают на специальных полках или стеллажах и убирают в шкафы.
При организации качественного, полноценного питания детей необходимо соблюдать санитарно-гигиенические правила, все помещения пищеблока использовать строго по назначению. Уборку их проводят обязательно с применением дезинфицирующих средств.
Персонал, работающий в пищеблоке, должен постоянно содержать в чистоте одежду, обувь, соблюдать санитарно-гигиенический режим на производстве, вовремя проходить медицинские осмотры, лабораторные обследования и делать предохранительные прививки. Особое значение имеет уход за руками. Руки работники кухни должны мыть с мылом и щеткой после каждого загрязнения, перед каждым приготовлением пищи.