Коррекционное воспитание детей при ранней детской невропатии
К группе нарушений афферентного уровня относятся дети с ранней детской невропатией. Причинами ее могут быть наследственные факторы или различные неблагоприятные факторы, действующие на плод во время внутриутробного развития или во время родов.
Характерным для детей с ранней детской невропатией является плохая приспособляемость к изменениям внешней и внутренней среды. Эти дети часто бывают метеозависимы (понижение барометрического давления, повышенная влажность воздуха, сильные ветры). У них возникает беспокойство, боли в области сердца и по ходу желудочно‑кишечного тракта, повышается возбудимость, нарушается сон. У детей с невропатией отмечается плохой аппетит, избирательность в пище, срыгивания, тошноты и рвоты, непереносимость новых продуктов питания.
Повышенная чувствительность и раздражительность сказываются в том, что дети не переносят некоторых видов одежды, у них легко возникают различные дерматиты (раздражения кожных покровов), которые поддерживают раздражительность, капризность и плаксивость. У детей с невропатией отмечается нарушение сна, сон поверхностный, короткий, небольшой скрип или шум пробуждает ребенка. Дети лучше засыпают на свежем воздухе во время прогулки в коляске (ритмичное укачивание). В домашних условиях у детей с невропатией в возрасте 2–3 лет наблюдаются ночные страхи, они просыпаются ночью с криком. Эти ночные страхи легко фиксируются и повторяются в течение длительного времени.
По особенностям психической деятельности выделяются две группы:
• вялые, тихие, малоконтактные, с задерживающимся психофизическим развитием;
• дети с преобладающей гиперактивностью, возбудимостью, неусидчивостью, непослушанием.
При истощении и утомлении, особенно в вечернее время, эти дети становятся еще более беспокойными, у них не формируется чувство меры и дистанции. Дети обеих групп плохо вписываются в детский коллектив и нуждаются в специальных коррекционных занятиях.
Для профилактики формирования неврозов в этих случаях имеет значение правильное воспитание ребенка, направленное на выполнение устойчивого режима дня, проведение мероприятий по физическому и психическому укреплению здоровья, тренировке вегето‑сосудистой функции. Дети должны получать витаминизированную пищу, лечебные препараты, укрепляющие сердечно‑сосудистую и костно‑мышечную систему. В этих целях необходимо использовать закаливающие процедуры, лечебную гимнастику.
В домашних условиях родители должны создавать положительный процесс кормления, не допускать насильственного кормления или кормления за «обещание»: купить игрушку, вещи и другие желаемые предметы. Нельзя отвлекать от еды чтением книг или рассказыванием сказок. Очень часто родители, дети которых плохо едят за столом в строго определенное время, стараются их подкармливать во время прогулки на улице. Это недопустимо с нескольких точек зрения: во‑первых, нарушается режим питания, после такого подкрепления ребенок не будет голоден, а, значит, есть с аппетитом; во‑вторых, на улице дети едят грязными руками, что может вызвать кишечную инфекцию. Нарушение режима дня сказывается на выработке желудочного «запального» сока, который необходим для переваривания пищи, и вырабатывается, как условный рефлекс, в определенное время по биоритму.
Чтобы не допускать ночных страхов, нельзя детям рассказывать перед сном устрашающие сказки или смотреть ужасающие фильмы. Не рекомендуется также присутствие ребенка в вечернем застолье родителей, так как это усиливает его бурную, неуправляемую деятельность, потерю дистанции по отношению к чужим людям, с последующим наказанием за это ребенка.
Вводить ребенка в коллектив необходимо постепенно, дать время на привыкание к новому режиму дня, питанию, дисциплине, трудовой и учебной деятельности. Приведенные материалы важно знать воспитателям, педагогам и родителям для поддержания режима дня, необходимого для ребенка.
6. Коррекционное воспитание детей при нарушениях эмоционально‑волевой сферы и общения
Согласно теории периодизации индивидуального психического развития (В.В. Ковалев, 1979) для детского возраста характерен аффективный уровень реагирования. При нормальном психическом развитии на первых этапах наблюдаются приспособительные реакции ребенка к своему окружению и формирование активной избирательной адаптации. Ребенок следит глазами за мимикой говорящего, улыбается в ответ на ласковый голос или улыбку, тянет руки, оживляется, ищет общения. Постепенно у ребенка развивается ориентация на эмоциональную реакцию взрослого на его поведение, в связи с чем мать получает благоприятную возможность для воспитания малыша, положительно подкрепляя позитивные формы его поведения и ограничивая негативные. Дальнейшее развитие и совершенствование эмоциональных реакций способствует обогащению и разнообразию поведенческих проявлений при общении малыша со взрослым (Е.М. Мастюкова, 1997).
Первый возрастной криз приходится на возраст 3 года. В этот период формируется самосознание, ребенок стремится к самостоятельности и отделяет себя от других, дифференцирует ближайших родственников от посторонних, появляются определенные требования. При запрете или невыполнении родителями того, что хочет ребенок, он проявляет негативизм, упрямство и другие поведенческие расстройства.
Для аффективного уровня реагирования характерно появление страхов, повышенной раздражительности, плаксивости, возбудимости при изменении привычной обстановки, изменения режима дня, расширения круга общения. В зависимости от основного заболевания эти проявления могут дифференцироваться.
Для профилактики эмоциональных и поведенческих реакций необходима спокойная домашняя обстановка, бережное отношение к малышу, использование метода отвлечения.
Одной из форм эмоционально психических расстройств является ранний детский аутизм (РДА).
При раннем детском аутизме нарушен механизм эмоционально‑поведенческой адаптации. Так для детей с аутизмом характерно с раннего детского возраста отсутствие интереса к окружающей обстановке или родным, нет комплекса оживления, нет попытки к сотрудничеству.
На основе уровневого подхода в отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей с аутизмом (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1988; В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1990; Е.М. Мастюкова, 1997). Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установления контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов. Наряду с этим (родитель, воспитатель), психолог должен снижать интерес к отрицательным аффективным формам поведения (влечению, агрессии).
Вся коррекционная работа должна проводиться поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального контакта с внешним миром. Контакт устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, вызывая у него положительные эмоции. Разработаны методы дифференцированной психологической и педагогической работы с аутичными детьми. Учитывая, что дети с аутизмом отличаются низкой произвольной психической активностью, необходимо применение некоторых психолого‑педагогических коррекционных приемов, направленных на стимуляцию произвольной психической активности ребенка, в частности использование ярких впечатлений в виде музыки, ритмики, пения. Важное значение в воспитании аутичного ребенка приобретает организация целенаправленного поведения.
Психологи и дефектологи обратили внимание на то, что у детей с аутизмом недостаточно сформирована мелкая моторика и произвольные движения, проявляющиеся в затруднении самообслуживания, умении держать в руке ложку, карандаш, выполнять тонкие двигательные акты. С этой целью воспитатели и педагоги группы могут использовать различные приемы лечебной гимнастики, а также различные игры с включением мелкой моторики и произвольных движений. Подход к обучению аутичного ребенка основывается на принципе стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и преобладающих интересов.