Спиральная ДНК Двенадцать чакр Барбары Марсиниак 3 страница
Мы такие, какими себя считаем, поэтому первый шаг в деле использования ума — не давать ему управлять нами и наполнять нас негативными мыслями. Когда эти мысли то и дело повторяются, они превращаются в негативные убеждения. Нас главным образом учат тому, что мы «недостаточно хороши», когда в действительности мы настолько хороши и настолько сильны, что представляем реальную угрозу для контроля со стороны патриархального общества.
Как только какая-то негативная мысль, вызванная негативным обстоятельством, пробьется на поверхность, тут же начните менять убеждение, меняя саму мыслеформу. По необходимости проделывайте это как можно чаще, пока негативные мысли не прекратятся. Замените их более лестным мнением о себе. То, как женщины огносятся к себе и как себя воспринимают, — это центральный ключ к собственному самоисцелению и путь к позитивным переменам.
Если вы, например, что-то испортили, какую-нибудь вещь, и думаете: «Боже! Я опять все испортила. Постоянно я что-то порчу и ломаю. Что я за растяпа!» — тут же прекратите так думать, скажите «Нет» или «Уймись» и мысленно поставьте красный крестик над этим. Замените прежние мысли чем-то более приятным, подумав, например: «Больше я ничего не сломаю и не испорчу. Я становлюсь все умнее и лучше». Это даст вам более благоприятную основу для выработки уважения к себе, а позитивное отношение к себе (бесстрашное эго) улучшает здоровье на всех уровнях.
Мыслеформы, как позитивные, так и негативные, визуально проявляются в ауре и становятся доступны психически восприимчивым людям, способным их видеть. Они выглядят как быстро движущиеся цветные или просто светлые снаряды, которые проносятся сквозь ауру эмоционального тела. Превалирующие мысли, то есть мысли, ставшие привычкой, постоянно влияют на ауру — во всяком случае до тех пор, пока человек не сделает усилие, чтобы их изменить. Мысли — проводники чувств (иногда наоборот), и постоянное их повторение сказывается на внешнем облике эмоционального тела, которое непосредственно воздействует на эмоциональное и физическое здоровье: негативные мысли -> негативные эмоции -» болезнь в физическом теле. Учась контролировать и отбрасывать нездоровые (негативные, вредные, уничижительные, жалостливые) мысли о себе, мы учимся создавать крепкое ментальное, эмоциональное и физическое здоровье.
Визуализация — это метод тренировки ума в направлении создания позитивных мыслеформ, изменяющих негативный процесс сотворения реальности на позитивный и гуманный. Она рассеивает иллюзии (страх и боль) привязанного к земле эго и заставляет его воссоединиться и слиться с духовным единством, то есть «прочищает зеркало». Если ум творит реальность человека, то визуализация — это инструмент, с помощью которого выбирают то, что нужно сотворить, как и само умение позитивного и эффективного выбора. Это метод, расширяющий и дополняющий медитацию, ибо только в этом медитативном состоянии можно подняться над страхами и негативными убеждениями собственного эго и достичь Пустоты внутренней Богини. Как Богиня, мы творим самих себя своими мыслями.
«...Визуализация — это йога ума. Она дает быстрые результаты и позволяет задействовать известные одним лишь женщинам силы на более глубоких уровнях сознания. А именно этими силами ум и создает Вселенную» (John Blofeld, The Tantric Mysticism of Tibet),
Мысль — это энергия, которую можно сделать зримой для другого, независимо от того, обладает ли этот другой умением видеть мыслеформы или нет. Прежде чем приступить к развивающей психику игре, зажгите свечу, сядьте лицом к пламени так, чтобы оно было на уровне ваших глаз, а затем погрузитесь в медитативное состояние. Сфокусируйте свой ум на пламени свечи и, когда почувствуете, что полностью сфокусировались и сосредоточились на нем, сконцентрируйтесь на том, как это пламя отклоняется влево. Представьте, что оно постоянно отклоняется в эту сторону. Если вам удастся слить свое сознание с пламенем свечи, как вы это проделывали с Древом Жизни в предыдущей главе, пламя само медленно и непроизвольно начнет отклоняться влево.
Поиграйте с пламенем, отклоняя его то влево, то вправо, то вперед, то назад. Только не доводите себя до усталости: выполнение подобного упражнения на удивление быстро утомляет. То же самое можно проделывать с бусинкой или шариком, подвесив его на тонкой леске или нити прямо перед собой. Прикрепите его так, чтобы он висел на уровне глаз. Повторите игру; однако учтите, что, если трудиться над этим слишком усердно, ничего не выйдет. Те, кто пользуется маятником, знакомы с этим феноменом.
Мысли - энергетические формы, и вся жизнь соткана из энергии. Энергия — это электрический макияж нефизических аурических уровней, это космический клей, который склеивает атомы в молекулы, а молекулы в клетки. Пространства между атомами и молекулами, универсальная пустота в микрокосмическом масштабе, скомпонованы из пустот, удерживаемых вместе посредством энергии. Это же касается и человеческого тела на всех его уровнях. «Единое поле» физиков и Пустота и Непустота буддистов — та же энергия. Физики утверждают, что энергия вечна: ее невозможно ни создать (она уже создана), ни разрушить. Жизнь сама по себе энергия, и мысли — тоже энергия.
Вот как это представлено в научных терминах:
«Мысль — форма энергии; она обладает свойствами универсального поля, которое, как и гравитационные, магнитные и лептонные поля всех жизненных явлений, подлежит научному исследованию.
Ментальные поля... способны в той или иной мере практически одновременно и мгновенно взаимодействовать между собой, пересекать пространство и пронизывать материю, при этом лишь незначительно ослабевая или совсем не ослабевая.
Ментальные поля одного человека могут смешиваться с полями (или энергетической системой) другого... вызывая ощутимые физические результаты в физической теле (телах)» (George W. Meek, Ed., Healers and the Healing Process).
Визуализация в медитативном состоянии — это способ оказывать влияние на изменения в энергетических полях человеческого тела. Такие изменения могут трансформировать (и действительно трансформируют) эти энергетические поля, а значит, могут быть использованы и с целью воздействия на физическое здоровье. Они представляют собой некую новую разновидность творения из Пустоты и служат в Непустоте сырьем для физической материи. Мыслеформы, притягиваемые из духовного сознания Богини и Единства, сначала вызывают изменения на ментальном и высшем ментальном уровнях, а затем добираются до эмоционального тела, врачуя эмоции и снимая стресс, и уже оттуда перепрограммируют физическое тело.
Дипак Чопра, описывая этот процесс медицинским языком, говорит, что «реальность, которую вы воспринимаете в бодрствующем состоянии, знакома вам лишь под воздействием импульсов, вспыхивающих в вашем мозгу». Я предпочитаю более философский метод понимания, однако факт остается фактом: все, что воспринимается умом, интерпретируется мозгом. Человеческие чувства — это связь между индивидуальным умом и Вселенной (Умом), и эти чувства контролируются мозгом. Мозг — не ум, а лишь дверца, через которую ум проникает в физическое тело. Именно отклик мозга на умственный стресс и эмоции и создает негативные вещества, которые затем воздействуют на иммунную систему и ведут к заболеваниям. Однако и мозг подвержен влиянию мыслеформ или мысленной энергии, которая является для ума средством транспортировки и творения.
Традиционные буддийские и викканские методы визуализации прежде всего направлены на чувства (и мозг), и только потом — на более высокие цели. Я недаром уделила в этой книге столько внимания буддийской философии: в действительности все практики, применяемые современными ведьмами, были заимствованы из буддийских тантрических техник — визуализации, медитации, символизма и ритуалов — и уж затем приспособлены
к нуждам западного мира. Тренировка этого умения начинается с простых и элементарных вещей, а затем идет по нарастающей, достигая высших пределов сложности.
Ищущему, освоившему концентрацию, предлагается мандала с образом Богини (возможно, Тары) в центре этого замысловатого узора. Он медитирует на мандале, пока образ не запечатлеется у него внутри столь же отчетливо, каким он предстает в реальности. В этом случае Богиня внутри него предстает настолько зримо, что оказывается живой. Она обращается к медитирующему и с этого момента становится его наставницей. Ищущий знает отныне, что создал свою Богиню (наставницу) из Пустоты действием своего ума и что эта Богиня совершенно реальна.
Это одна из возможностей визуализации для практикующих медитацию. Однако в практике целительства визуализация выполняет несколько иную задачу. С ее помощью мы учимся подниматься над своими физическими чувствами и считывать нефизическую информацию с энергетического поля исцеляемого (или собственного, если речь идет о самоисцелении). Кроме того, в процессе визуализации нам открывается нефизическая анатомия пациента, и мы получаем доступ к энергетическим полям существ, не воплощенных в физическом теле, таких, например, как духовные гиды. Благодаря этой информации целитель узнает, где именно требуется приложить энергию ума (контролируемую мысль), чтобы изменить течение болезни и сделать пациента здоровым, — и как именно это сделать. Эти целебные изменения воздействуют на нефизические аурические уровни и оттуда — на физическое тело. Подобным образом можно исцелять любой нефизический уровень, а также и карму.
Начните с чего-нибудь простого. Вся визуализация основана на воображении в медитативном состоянии, так что для начала войдите в это состояние, заземлитесь, сцентрируйтесь и добейтесь полной релаксации тела. Со временем, по мере обретения опыта, большинство целителей нарабатывает способность входить в это состояние мгновенно и по собственному желанию: иногда — за счет смещения сознания, иногда — с помощью техники глубокого дыхания. Уровень транса в начале целительского процесса очень неглубок и поверхностен, но, если целитель сохраняет фокусировку, этот уровень автоматически углубляется. Именно по этой причине я и привела в предыдущей главе упражнения по концентрации и фокусировке. Чем опытнее целитель, тем глубже состояния транса, в которые он входит, и тем значимей получаемые результаты.
Войдя в медитативное состояние, думайте о розе или каком-нибудь другом цветке. Если хотите, можете поместите такой цветок прямо перед собой. Закрыв глаза, изучите розу, запечатленную вашим сознанием. Какого она цвета? Как пахнет? Раскрылась или это нераскрывшийся бутон? Есть ли у нее листья? Шипы? Представьте, что бы вы ощутили, если бы коснулись ее лепестков; мысленно погладьте их. Если бы она могла издавать звуки, что это были бы за звуки? Созерцайте розу в течение нескольких минут. Затем измените образ. Если роза была раскрывшейся, соберите ее в бутон; если это был бутон, заставьте его раскрыться. Если цветок был розового цвета, измените его на красный, затем на белый, затем на желтый и потом опять на розовый.
А можете ли вы представить голубую розу? Если у нее есть шипы, уберите их; или добавьте, если шипов не было. Поместите на цветок капельку воды. Придайте ей запах гардении и заставьте звучать иначе. Представьте бабочку и следите за тем, как она порхает вокруг розы и садится на нее. Почувствуйте трепетание крыльев бабочки. Затем возвратите розе ее прежнюю форму, рассейте образ и воссоздайте его опять.
При исследовании всех изменений используйте все свои чувства. Некоторые люди создают ассоциативные образы, другие извлекают впечатления непосредственно из звука или прикосновения. Наиболее опытные целители используют комбинацию ощущений, где преобладает одно, наиболее ярко выраженное. Мое собственное доминантное чувство — звук: я скорее слышу информацию, чем вижу ее. На втором месте стоит осязание, на третьем — визуальный образ. Иногда я воспринимаю информацию визуально, но обычно получаю ее, слушая своих гидов. У каждого свой способ восприятия, и ни один из них не лучше и не хуже, чем все остальные. Главное — что вы восприняли информацию, и не важно, как именно.
Проделайте это же упражнение с другими предметами. Используйте другие цветы; представьте, как из желудя вырастает дуб, а затем превратите этот дуб опять в желудь. Представьте, как вы надеваете на себя одежду и снимаете ее — слой за слоем, предмет за предметом. Наряду с тренировкой способности к визуализации (воображению, сотворению) эти упражнения способствуют развитию ваших чувств, показывая, какая из психических чувственных способностей у вас является доминирующей. В идеале необходимо тренировать все чувства, а не только то, которое является превалирующим. Те чувства, которые кажутся наиболее доступными, являются доминирующими только на данный момент, однако в процессе тренировки их вполне могут затмить совершенно другие.
Чем больше психических чувств способен задействовать целитель, тем больше информации он получает в процессе целительства.
Теперь перейдем к более сложным видам визуализации. Сидя в медитативной позе с закрытыми глазами, ясно, во всех деталях представьте свою комнату. Задание кажется легким, не правда ли? Однако на первых порах это не так легко: людей западного мира не учат внимательному отношению к окружающему. Пока ничего не меняйте; просто визуализируйте — и все. Не забудьте включить все свои чувства.
После медитации пройдитесь по комнате и внимательно осмотрите ее: насколько правильно и точно ваша память отразила физическую реальность? Когда научитесь визуализировать комнату с предельной точностью, начните во время медитации убирать из нее предмет за предметом, пока она не опустеет. Затем верните все предметы на свои места. После этого попытайтесь переставить мебель и возвратите все в исходное положение. Проделайте это же упражнение и с другими комнатами.
В следующий раз загляните внутрь своего тела. Не созерцайте его, как в предыдущей главе, а просто смотрите на него, задействовав по возможности больше психических чувств. Начните с головы — загляните в нее. Если у вас недостаточное или поверхностное знание анатомии, особо не волнуйтесь, а просто разглядывайте все, что воспринимаете. Однако я все-таки рекомендую основательно познакомиться с анатомией человека. Возьмите соответствующую медицинскую книгу или цветную анатомическую энциклопедию и по меньшей мере изучите форму и расположение основных органов. Запоминать названия костей, мышц или нервов нет необходимости. Перемещайтесь по всему телу от головы до ног и просто наблюдайте.
Возможно, вы увидите (а может, и нет) органы чувств или же, скорее всего, энергетические формы, которые будут описаны в следующих главах. Некоторые целители видят кости и структуру скелета, а вы, возможно, увидите под кожей мышцы и фасции (связки). Есть ли какие-то звуки, символы, чувственные впечатления, ощущения, запахи? Насколько этот образ вашего тела отличается от того, который вы созерцали при выполнении упражнения в предыдущей главе? Прежде чем завершить упражнение, пошлите любовь всем своим органам как поток розового света.
Визуализация — это, прежде всего, слово, обозначающее «видение», но его смысл этим не ограничивается. Посмотрите теперь на свое тело как на энергетическое поле. Возможно, вы увидите, воспримете чакры, аурические слои, энергетические потоки или же только их теневой абрис. Что бы вы ни восприняли — это хорошо. Не забывайте включать и другие чувства. Представьте серебристый шар над головой. Почувствуйте, как он входит в вашу голову, проходит вниз через тело — шею, грудь, торс, брюшную полость, ноги и выходит через ступни. Затем проведите его в обратном порядке — через ступни в голову, а потом отпустите или рассейте. Затем представьте такой же шар золотистого, медного, синего, зеленого и других цветов или радужный. Представьте, как вдоль тела движутся и раздаются различные звуки — скрипки, гитары, флейты, пианино. Затем вообразите, как вдоль всего тела — от головы до ступней и от ступней до головы — перемещаются различные запахи — сирени, розы, жасмина, гардении. Пока предаетесь «игре в шар», отмечайте, какие чувства в вас вызывает каждый цвет, звук или запах.
Эти медитации гораздо глубже тех, что приведены в первой главе. Завершив их, прежде чем встать и вернуться к жизни наземном плане, удостоверьтесь, что вы полностью находитесь в настоящем. Распрямите ноги, потянитесь. Если по-прежнему ощущаете себя в подвешенном состоянии или в другом пространстве, ополосните лицо или выпейте стакан воды. Некоторые целители, выйдя из глубокой концентрации и завершив целительскую работу, чувствуют голод. Очень сильна также бывает потребность в сахаре, но единственное, что нужно вашему организму, — белки; поэтому держите под рукой деревенский сыр. У вас может создаться впечатление, что медитация длилась минут десять, но в действительности она могла продолжаться куда дольше: час или около того. Этот тип медитации лучше всего выполнять вечером, перед тем, как ложиться спать, а не утром, в начале дня, так как вечерняя медитация может вызвать живые сны. Хотя некоторые из нас после ее завершения скорее чувствуют прилив энергии, а не расслабленность.
Теперь пора использовать визуализацию в целительской практике. После того как вы приняли в тело серебристый свет (или звук, или аромат), не показалось ли вам, что энергия где-то застопорилась по мере движения вниз? Где бы ни находился этот барьер — в органе, чакре или на линии потока, он означает блокировку на пути свободного движения жизненной силы. Таких блокировок может оказаться несколько — там, где свет, аромат или звук «застревал» и вновь начинал движение. Наполняйте это место концентрированным серебристым светом, звуком скрипки или ароматом сирени, пока они не просочатся и не минуют эту зону. Это означает, что блокировка расчищена. Если энергия встретит еще одно препятствие, повторите процедуру.
После сеанса обращайте внимание на любую разницу в ощущениях. Места заторов часто возникают там, где вы чувствуете физическую боль, или на месте старых ран. Хотя это место и «залечено» медиками, однако нефизическая энергия раны может остаться неисцеленной. Выполните это же упражнение следующим вечером и посмотрите, сохранился ли энергетический дисбаланс и что это за дисбаланс. В том же ли он месте? Того же размера? Попытайтесь использовать другие цвета, отличные от тех, которыми вы пользовались предыдущим вечером, и сравните ощущения; попробуйте визуализацию с другими звуками и запахами. Если вы работали со светом и цветом, прибегните к другим сенсорным образам для проводки целительной энергии. Там, где раньше удобнее всего было работать со светом, теперь, возможно, будет легче работать с другими ощущениями.
А вот еще одно упражнение того же типа. Погрузившись в медитативное состояние и закрыв глаза, вновь сфокусируйтесь внутри тела. Не нужно использовать световой шар, звук или запах. Вместо этого попросите тело, чтобы оно дало вам возможность почувствовать, увидеть или как-то иначе ощутить любые энергетические зажимы или блокировки. Сфокусируйтесь вначале на них. Обратитесь мысленно к месту затора и скажите: «Я люблю тебя» — и пошлите туда энергию любви. Попробуйте воспринять эту любовь каким-нибудь одним или всеми органами чувств: какой у нее цвет — розовый или голубой, какой звук — скрипки или гобоя, какое ощущение — бархата или кошачьей шерсти, какой запах — розы или ландыша? Адресуйте любовь, не пытаясь определить, что это, и отмечайте происходящее. Почувствуйте, что происходит с блокировкой, когда до нее доходит энергия любви. Перемещаясь от головы к ступням, наполняйте энергией любви любое место затора, какое только обнаружите. Завершите сеанс благословением в свой адрес и отметьте, что вы чувствуете после этого.
Для выполнения следующей визуализации сначала заземлитесь и сцентрируйтесь, осуществите полную релаксацию тела и затем наполните себя энергией Земли, или Богини, втянув ее через ступни или макушку. Это упражнение отличается от тибетской медитации на мандалу тем, что здесь медитирующий создает свой собственный образ Богини, а не фокусируется на ее изображении. Представьте себе внешний облик Богини и создайте Ее образ так же, как создавали образ розы (см. выше). Возможно, этот образ уже запечатлен в вашем сознании или же вы умеете создавать его спонтанно. Как выглядит Богиня: низкая Она или высокая большая, широкогрудая или маленькая? Какого цвета Ее кожа? Кто Она: Гуань-Инь, Кали, Бриге, Ошун — или это вы сами? Как Она одета и одета ли вообще? Создайте Ее одежду в деталях, не забыв и про обувь. Какого цвета, длины Ее волосы, какая у Нее прическа? Держит ли Она что-нибудь в руках? Одна или в окружении людей, животных или цветов? Сопровождают ли Ее запахи или звуки?
Спросите Богиню, нет ли у Нее послания для вас, и если есть, выслушайте его. Примите от Нее любой дар и в свою очередь подарите Ей розу или обнимите Ее. Представьте, как Она все уменьшается и уменьшается в размерах, пока не поместится на вашей ладони. Воспримите Ее всем сердцем и пронаблюдайте, как Она превращается в розу, становящуюся вашим сердцем. Вообразите, как эта роза увядает внутри вас, а ее свет и тепло наполняют каждую частичку вашего тела, ваш ум, чувства и дух. Поблагодарите Богиню и возвратитесь к реальности, зная, что Она внутри вас. Отныне вы можете пригласить Ее в любое время, попросив, чтобы Она явилась вам, или оказала помощь в исцелении, или дала совет. Обратите внимание на чувства, наполняющие ваше сердце сразу вслед за этим и через день.
Для выполнения следующей визуализации вернитесь к упражнению с шаром серебристого цвета. На этот раз, однако, дайте шару, звуку или запаху название, отражающее какое-либо позитивное качество, которым вы хотели бы обладать. Таким качеством может быть любовь, мудрость, щедрость, радость, терпение или исцеление. Но это могут быть и вполне конкретные вещи, такие, как новая работа, новое жилье или новый возлюбленный (имя и лицо в данном случае не играют роли). Когда шар войдет в ваше тело через макушку, попросите, что он стал самым ярким и эффективным символом того качества, которым вы его наделили. По мере того как эта энергия движется по вашему телу, почувствуйте, как выбранное качество (звук, цвет, запах и так далее) наполняет вас изнутри. Если энергетический поток стопорится или замедляется, спросите, какая мысль или эмоция блокирует это качество, не давая ему проявиться в жизни. Медитируйте на мысли или эмоции, ставшие помехой. Я предлагаю в данном случае прибегнуть к созерцанию или методу тысячелепесткового лотоса.
Если вы хотите избавиться от этой блокирующей энергетической формы, произнесите это желание про себя. Отпустите ее вместе с выдохом или наполните ее цветом, светом или используйте какой-то другой образ, под действием которого она могла бы раствориться. Если есть другие блокировки, проделайте эту процедуру снова. Если же вы не хотите от нее избавиться, медитируйте над причиной этого нежелания. Что именно дает вам эта эмоция или мысль, раз вы хотите удержать ее? Если вы все же решили удержать эту блокирующую энергию, обойдите это место и продолжайте процесс. Когда сочтете, что пора избавиться от помехи, вновь выполните это упражнение и освободитесь от блокировки. Порой, изучая собственные блокировки и помехи, мы извлекаем из этого не меньшее знание, чем в процессе избавления от них. А иногда само их изучение становится целительным или ведет к исцелению.
ЛаУна Хаффинс в своей книге «Световой мост» [Bridge of Light) разрабатывает эту медитацию более детально.
«Воспримите этот светлый шар с его позитивным качеством (в ее случае это радость) всем сердцем и там же, в сердце, увеличьте его в размерах и раскройте. Затем представьте, как наматываете лучики света, вытягивая их из своего сердечного центра...
Сфокусируйтесь всецело на вытягиваемых вами лучиках света, пока они не сформируют мост. Добавьте еще несколько, пока не почувствуете, что конструкция солидна и надежна. Теперь откройтесь восприятию энергии радости, притекающей к вам через этот световой мост. Сделайте глубокий вдох, чтобы воспринять эту энергию всем существом. Пронаблюдайте, какие именно образы, мысли и чувства, истоком которых служит радость, рождаются у вас.
Теперь закрепите этот мост (в вашем храме света/медитативном пространстве) и проследуйте по нему в самый центр радости» (LaUna Huffines, Bridge of Light: Tools of Light for Spiritual Transformation).
Впитывайте энергию радости no мере того, как она наполняет каждую частичку вашего существа. В заключение медитации вернитесь по мосту назад и втяните волокна света (или цвета, звука, запаха) в свое сердце. Выполняйте это упражнение всякий раз, когда захотите пробудить желаемое позитивное качество — оно может оказаться целительным. ЛаУна Хаффинс использует световой мост в качестве вспомогательного инструмента для разрешения многочисленных ситуаций и конфликтов. Эта техника хороша тем, что от самого элементарного уровня она позволяет подняться к сложным и продвинутым уровням работы, поэтому я настоятельно рекомендую всем ее книгу.
Визуализация дает практически неограниченные возможности и служит основой психического целительства и всех техник исцеления на расстоянии (о них более подробно в следующих главах). Почему бы не визуализировать мир во всем мире, конец насилия, голода, нищеты, агрессии или процесс восстановления девственных лесов? Медитадии такого рода невероятно мощны. Они исцеляют Богиню и Землю. Выполняйте визуализацию всегда в настоящем времени, так как визуализированный образ — это уже свершившийся факт. Визуализируйте только то, что позитивно, то, что хотите создать или пробудить. Визуализация — это прежде всего воображение, взятое под контроль в медитативном состоянии. Мысли суть энергия, поэтому, преобразуя негативную энергию в позитивную и добиваясь глубоких результатов, будьте осторожны и бдительны.
Вероятно, первый из методов визуализации, признанных официальной наукой, — это метод биосвязи (biofeedback), хотя, в сущности, ни один из других методов или инструментов полностью наукой до сих пор не признан. Метод биосвязи, разработанный в 1960-х годах, основывается на трех идеях: 1) любая физиологическая функция может быть отражена электрическими приборами и усилена ими, а затем, воспринятая человеком посредством органов чувств, может им регулироваться; 2) каждое физиологическое изменение сопровождается сменой ментально-эмоционального состояния; и 3) медитативное состояние и визуализация могут быть использованы для обучения пациента самостоятельному контролю за физиологической функцией (Kenneth R. Pelletier, Mind as Healer, Mind as Slayer).
При использовании метода биосвязи пациента подсоединяют к монитору, измеряющему одну из биологических функций — частоту сердцебиения, например. Аппарат или выдает электрокардиограмму, или издает писк, когда скорость сердечных ударов возрастает. Затем пациенту показывают, как замедлять сердцебиение, и смотрят, как это отразится на мониторе. Частоту сердцебиения вполне можно снизить просто путем смены дыхания или переменой положения физического тела. Если вообразить приятную, расслабляющую сцену или представить, как область сердца охватывает приятная теплая тяжесть, то за счет этого тоже можно снизить частоту ударов сердца, тогда как неприятные сцены или чувство стеснения или дискомфорта ведут к учащению сердцебиения. С помощью монитора пациент учится понижать сердечную деятельность, однако существует опасность, что он станет зависимым от монитора. Поэтому в таких случаях, дабы изменения совершались постоянно и по нарастающей, рекомендуется медитация, лучше всего — направленная визуализация, которая способствует возникновению приятных, расслабляющих сцен.
Метод визуализации используется для понижения кровяного давления, уменьшения амплитуды излучений мозга, для мышечной расслабленности, понижения температуры тела, а также уменьшения симптомов стресса. Метод биосвязи приводит к понижению кислотности в желудке у язвенных больных, сокращению припадков у эпилептиков, устранению хронических болей, повышению уровня содержания белых телец в крови и укреплению иммунной функции у больных СПИДом и раковых больных. Людей, страдающих мигренями, в самом начале появления этого синдрома учат разогревать свои руки — это препятствует расширению кровяных сосудов в голове и ведет к устранению заболевания. Биосвязь — техника визуализации, которую, вероятно, можно было бы использовать еще более эффективно, если бы в нее можно было включить те методы медитации, которых пока так чурается медицина.
Еще один метод, позволяющий использовать визуализацию оптимально, — это гипноз. Эта форма управляемых мыслеобразов основана на технике глубокой релаксации, во время которой пациент отправляется в приятное странствие, пробуждающее все его чувства. Здесь уровень релаксации гораздо глубже, чем в большинстве медитаций, а пациент следует за канвой рассказа, который психотерапевт наполняет чувственными впечатлениями, но не вкладывает в него духовного содержания. С помощью этой техники чаще всего достигается изменение поведенческих норм. Такие методы сильно отличаются от медитативных, однако состояние глубокой релаксации очень сходно с глубоким медитативным (тета-уровень) трансом.
Хотя сам пациент и не создает эту визуализацию, он, тем не менее, полностью держит под контролем происходящее. Если какой-то образ его не устраивает, он легко отказывается от него и в любое время может выйти из состояния транса, например сев прямо. (Гипноз, в отличие от медитации, обычно проводят в положении лежа.) Можно эту же процедуру практиковать и у себя дома, прокручивая запись, сделанную терапевтом, вместо того чтобы создавать собственные образы и странствия. Образы должны быть позитивными, реализовываться в настоящем времени, а сам пациент обязательно должен участвовать в происходящей сцене, — именно эти принципы соблюдаются во всех эффективных формах визуализации.