Данных социологического исследования

Анализ

Данных социологического исследования

«Развитие наркоситуации в Иркутской области»,

поведенного Министерством образования Иркутской области

В 2012 году.

Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Иркутской области.

Предмет исследования – отношение населения Иркутской области (в лице обучающихся/ студентов областных государственных и муниципальных образовательных учреждений 14–18 лет, а также родственников, родителей и педагогов в возрасте от 29 до 40 и от 40 до 60лет) к проблемам наркотизации общества.

Цель исследования – выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.

Указанная цель предполагает решение основных задач:

· выявление проблемы наркомании в списке социальных проблем отдельно взятого региона (Иркутской области);

· выявление отношения различных групп населения и общественных институтов (учреждений образования) к проблеме наркомании, особенно – к проблеме потребления наркотиков;

· анализ уровня распространения наркомании в Иркутской области, в т.ч. динамика числа лиц, употребляющих наркотики в возрастной группе 14-18 лет за 2011 и 2012 гг.;

· выявление степени наркотизации различных возрастных групп населения, особенно уровня распространения наркомании среди подростков и молодежи;

· определения наиболее распространенных на территории области наркотиков;

· выявление степени доступности наркотиков;

· определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;

· определение причин распространения наркомании;

· определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения;

· выявление основных механизмов приобщения к наркотикам;

· анализ социокультурных факторов, способствующих и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;

· анализ эффективности ранее принятых мер противодействия незаконному распространению оборота наркотиков на территории Российской Федерации;

· выявление наиболее действенных мер по борьбе с наркоманией.

На первом этапе были определены районы исследования. Ключевой принцип отбора – репрезентация основных территориально-экономических зон Иркутской области (промышленная и сельскохозяйственная).

На втором этапепроизводился отбор населенных пунктов и образовательных учреждений с учетом соотношения городского и сельского населения.

Общее число муниципальных образований Иркутской области принявших участие в социологическом обследовании – 4:

- Муниципальное образование «Боханский район»;

-Ангарское муниципальное образование;

-Муниципальное образование «город Свирск»;

-город Иркутск.

На третьем этапе определялось количество респондентов, необходимых для опроса, с учетом половозрастной, образовательной составляющей.

Социологическое исследование проводилось в виде анонимного анкетирования сотрудниками ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» в соответствие требованиям к проведению подобного рода исследованиям в 14 образовательных учреждениях области отличающихся по численности, географическому положению, составу обучающихся, по типу, виду и подчиненности. Из них: 3 учреждения системы СПО, 1 гимназия (Ангарск), 1 лицей (Иркутск) , 5 средних общеобразовательных школ (СОШ) г. Иркутска с численностью обучающихся 500 чел. и выше (из них 2 расположены в «спальных» микрорайонах, 3 – в «производственных» районах; 1 школа расположена в районе с большой заселенностью цыганами и выходцами из Средней Азии), 3 средних общеобразовательные школы (СОШ) г. Свирска (общая численность населения города 13,7 тыс. чел.), в которых обучается в от 200 до 500 чел., 1 средняя общеобразовательная школа, расположенная в с.КазачинскоеБоханского р-на. Итого, в социологическом исследовании приняли участие обучающиеся самого крупного города Восточной Сибири – Иркутска, 1 города, относящегося к городам, средним по численности населения – Ангарска (240 600 чел.), 1 города, относящегося к малым по численности населения – Свирска, 1 сельской школы, расположенной в Усть-Ордынском Бурятском округе; 2 элитных образовательных учреждения, где обучаются одаренные дети, дети из благополучных семей, 3 учреждения среднего профессионального образования (СПО), при этом в них обучаются подростки и молодежь, приехавшие со всей территории Иркутской области, 1 учреждение лишь недавно получило статус среднего профессионального, в каждом обучаются дети-сироты, дети из малообеспеченных и неблагополучных семей.

При анализе в рамках данного социологического исследования, не ставилась цель рассматривать результаты каждого образовательного учреждения отдельно. За основу был взят суммарный результат.

  Иркутск Ангарск Свирск С.Казачье
СПО      
СОШ  
Лицеи, гимназии    
Итого:

В выбранных образовательных учреждениях специального отбора классов/групп не проводилось. Анкетирование велось сплошным методом (весь класс, вся группа). Таким образом, среди респондентов были как отстающие, так и успевающие в учебе обучающиеся, дисциплинированные и нарушители дисциплины, дети из семей с различным уровнем жизни и социального статуса родителей, дети-сироты. Причем респонденты могли давать короткие ответы – типа «Да», «Нет», выбирать предложенные варианты, давать личные суждения в тех вопросах, в которых это было возможно.

№ п/п Образовательное учреждение Ответственное лицо ГБОУ ЦПРК количество протестированных
      дети взрослые
ОГАОУ Техникум транспорта и строительства г.Иркутск Старкова А.П.
Гимназия № 1 Ангарск Малыгина О.Ю.
МБОУ СОШ №66 Иркутск Севастеева Н.В.
МБОУ Казачинская СОШ Боханский район Бушина А.Е.
ОГАОУ СПО Иркутский технологический колледж Сахаровская М.И.
МБОУ СОШ № 49 Иркутск Бочило М.Г.
ОГАОУ СПО Техникум строительства и предпринимательства Старкова А.П.
МБОУ СОШ № 7 Рябых Н.В.
МБОУ СОШ № 75 Василенко Н.В.
МБОУ СОШ №55 Старкова А.П.
Лицей №1 Голубева Н.Т.
Г. Свирск СОШ 1,2,3 Середа О.В.
  ИТОГО:  
  ВСЕГО:   1099 чел  

Анкетирование обучающихся проводилось во время классных часов, анкетирование родителей – во время родительских собраний, педагогов – во время плановых совещаний. Среди педагогов были опрошены как классные руководители, так и учителя-предметники не имеющие классного руководства, педагоги-психологи, социальные педагоги, администрация школы, учителя - стажисты и молодые специалисты.

Среди родителей и родственников обучающихся на вопросы анкеты отвечали преимущественно мамы, старшие братья (сестры), бабушки (дедушки) обучающихся, что позволило охватить все возрастные группы.

Возрастная градация   МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ ИТОГО
14-18 лет   Система СПО
СОШ
Лицеи, гимназии
Всего в ОУ:
29-40 лет
40-60 лет
ИТОГО:

В опросе приняло участие 1099 человек из них 465 мужского, 634 женского пола.

Данных социологического исследования - student2.ru

Как видно из таблицы количество женщин на 169 человек (15,4%) больше, чем мужчин. Это не очень большой разрыв, учитывая общее разделение населения РФ по половому признаку (46% мужчин и 56% женщин). Среди респондентов количество опрошенных мужчин преобладает лишь в системе СПО за счет обучающихся Техникума транспорта и строительства (98% обучающихся мужского пола).

По уровню жизни респонденты соотнесли себя к следующим уровням:

Ø Высокий - 8%;

Ø Обеспеченная выше среднего – 22%;

Ø Обеспеченная на среднем уровне - 60%;

Ø Обеспеченная ниже среднего 6%;

Ø Не обеспеченная самым необходимым - 4%.

Это указывает на то, что большинство респондентов имеют средний уровень жизни, либо считают себя достаточно обеспеченными людьми (90%). Лишь 10% опрошенных нуждаются в его улучшении, либо живут за чертой бедности. Как известно, наибольшее внимание наркопреступности привлекают именно материально благополучные люди, имеющие постоянный достаток и способные приобретать ПАВ. Поэтому, на наш взгляд, выбранная группа населения является наиболее подходящей для исследования наркоситуации в Иркутской области.

По уровню образования преобладают респонденты с неполным средним образованием (511 чел – 46%). Из них мужчин – 223 чел, женщин 288 чел. На 2-ом месте - среднее полное образование (388 чел – 35%). Из них примерно одинаковое количество мужчин и женщин. При сложении результатов получаем контрольную цифру 899 чел, что соответствует общему количеству обучающихся школ, лицеев и СПО. Среди взрослых в возрасте от 29 до 60 лет среднее специальное или среднее техническое образование имеют 15,5% респондентов (31 чел), незаконченное высшее, включая послевузовское – 9% (18 чел), высшее – 75,5% (151 чел).Указанное процентное соотношение определено не от общего количества анкетируемых, а лишь от количества взрослых респондентов (от 200 чел). Таким образом, уровень образования людей, принимавших участие в социологическом исследовании, в возрасте от 29 до 60 лет значительно выше среднего.

По социально-профессиональному положению респонденты отнесли себя к следующим категориям граждан:

Ø Учащиеся техникума, колледжа – 284 чел (26%): 146 мужчин, 138 женщин.

Ø Учащиеся школ, гимназии – 615 чел (56%): 270 мужчин, 345 женщин.

Среди учащихся техникумов незначительно преобладает количество опрошенных мужского пола, а в школах и лицеях преобладание девочек более значительно (56% девочек, 44% мальчиков).

Респонденты в возрасте 29-60 лет по социально-профессиональному положению распределились следующим образом:

Ø Служащий (торговый, средний технический персонал) – 42 чел.(21%): 11 мужчин, 31 – женщина.

Ø Руководитель отдела – 40 чел (20%): 4 мужчины, 36 женщин.

Ø Специалисты – 25 чел (12,5): 10 мужчин, 15 женщин.

Ø Рабочий – 13 чел (6,5%): 6 мужчин, 7 женщин.

Ø Руководитель организации – 10 чел (5%): 5 мужчин, 5 женщин.

Ø Другое – 70 чел (35%): 33 мужчины, 37 женщин.

В итоге, 50 человек (40%) занимают руководящие должности, 67 человек (33,5%) являются служащими, либо специалистами. Это подтверждает достаточно высокий социальный статус и уровень материального обеспечения анкетируемых.

Четвертый этап – непосредственное анкетирование.

Вид исследования – сбор информации, анализ полученных данных.

Используемые в исследовании методы – анализ линейных распределений, корреляционный анализ.

Для достижения целей и задач обследования использовались стандартные вопросники, предложенные Государственным антинаркотическим комитетом.

Основными принципами обследования являлись доверительность и анонимность. Для решения данной задачи были приняты следующие меры:

-во-первых, перед проведением анкетирования все опрашиваемые ознакомились с целями и задачами проводимого обследования, правилами проведения анонимного опроса (анкетирования) методом раздаточного опросного листа. Анкетирование проводили специалисты ГБОУ «Центр профилактики и реабилитации», имеющие опыт в проведении социологических опросов, что позволяет говорить об адекватности полученных результатов и искренности ответов;

-во-вторых, анкетеры соблюдали установленные правила и не проверяли полноту и правильность техники заполнения анкет (респондент мог нарушить инструкцию при выборе ответа на поставленный вопрос, не ограничиться одним ответом, а выбрать два и более, либо вовсе отказаться от ответа). Подобные анкеты выбраковывались позднее при подготовке к вводу данных в компьютер;

-в-третьих, создавались условия, чтобы при заполнении анкеты каждый респондент работал самостоятельно;

-в-четвертых, для упрощения обработки информации сбор и частичный анализ осуществлялся автоматически в виде электронной учетной книги в формате Excel.

Точное исполнение указанных правил, как показывает мировой опыт и опыт проведения подобных обследований сотрудниками ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», дает достоверный первичный материал для дальнейшей обработки, анализа и формирования выводов.

В целом, анкетирование прошло без особых проблем. Респонденты высказывали свое понимание проблемы распространения ПАВ и заинтересованность в ее решении.

I. Вопросы, характеризующие жизненные ориентиры

1. На вопрос «Укажите, пожалуйста, 5 наиболее острых проблем, требующих решения в первую очередь в Вашем населенном пункте»,ответы респондентов распределились следующим образом:

Диаграмма 1.Наиболее острые проблемы, требующие решения в первую очередь

Данных социологического исследования - student2.ru

Большинство опрошенных к наиболее значимым проблемам отнесли:

1. Алкоголизм (768 выборов).

2. Наркоманию (732 выборов).

3. Преступность (636 выборов).

4. Качество дорог (628 выборов).

5. Безработицу (514 выборов).

Так же респонденты определили и другие проблемы свойственные нашему региону, но не предложенные в тексте анкеты:

· В группе 14-18 лет: загрязнение окружающей среды, много бездомных, бродячие/покалеченные животные.

· В группе 29-60 лет: коррупция, воровство, обучение, воспитание молодежи, незащищенность инвалидов, отсутствие достаточного количества мест в детских садах.

Таблица 1Наиболее острые проблемы, требующие решения в первую очередь

(по гендерному признаку)

Вопрос\Ответ Кол.отв % Кол.отв %
мужской женский
 
1. Нехватка жилья
2.Качество дорог
3. Алкоголизм
4. Безработица
5. Состояние жилищно-коммунальной сферы
6. Наркомания
7. Качество медицинского обслуживания
8. Преступность
9. Другое, что именно(вынесено в другую форму)
Итог:(количество ответов)    

Изучая ответы респондентов, прослеживается совпадение мнений как участников разных возрастных групп, так мужчин и женщин (определены пять одинаковых проблем).

Таблица 2.Наиболее острые проблемы, требующие решения в первую очередь

(возрастная градация)

14-18 лет 29-40 лет 40-60 лет
· Алкоголизм (597 чел.) 66% · Наркомания (576 чел.) 64% · Качество дорог (561 чел.) 62% · Преступность (547 чел.) 60,8% · Нехватка жилья (317 чел.)35% · Алкоголизм (87%) · Наркомания (80%) · Качество мед.обслуживания (79 %) · Преступность (40%) · Нехватка жилья (40%) · Алкоголизм (84%) · Наркомания (76%) · Качество дорог (52%) · Преступность (49%) · Качество мед.обслуживания (44%)

При сравнительном анализе ответов на данный вопрос в 2011 году (тогда респонденты определили следующие пять наиболее значимых проблем: нехватка жилья, безработица, алкоголизм, качество дорог, наркомания), распределение ответов в 2012 г схожи по набору. Но, все же, наибольшее количество выборов в этом году было отдано проблемам алкоголизма и наркомании.

На наш взгляд, население стало более вдумчиво и внимательно относиться к вопросам здоровьесохранения и перспективы будущего всей нации. Этому способствовало значительное увеличение просветительской и профилактической работы в учреждениях образования. Также смещению выборов в сторону алкоголизма и наркомании способствовало анкетирование людей более старшего возраста, имеющих значительный либо больший жизненный опыт, с реалистическим восприятием себя и окружающего мира. Эти люди пережили разрушение социалистического строя, перестройку, период разрушения экономики, политической системы, крушение идеалов, надежд, потерю финансовых накоплений, безработицу, капитализацию и прочие процессы, протекавшие в нашей стране в очень короткий исторический период.

Люди в возрасте 29-35 лет относятся к так называемому «потерянному поколению», в котором наиболее активно распространялись и принимались наркотики, практически не велась (велась, но незначительно) антинаркотическая и антиалкогольная профилактика из-за отсутствия у государства опыта подобной работы, инертности, отсутствия финансирования и т.д.

Среди людей старшего возраста преобладают традиции пьянства, но наркомания также коснулась их непосредственно, так как многие знакомы с семьями, в которых есть потребители наркотических средств, либо погибшие в результате потребления родственники.

Дети и подростки в большей степени знают о наркомании и алкоголизме не из собственного опыта, а из рассказов сверстников, кинофильмов, либо живут в семьях, в которых есть алко- и накро- потребители.

Также нужно принимать во внимание, что все же в большей степени подвержены риску вовлечения в наркопотребление и алкоголизацию молодые люди, закончившие школу и уехавшие из родительских домов для продолжения обучения в СУЗах и ВУЗах. В ходе анкетирования и иных социологических исследований, проводимых ранее, эта группа молодежи (в т.ч. несовершеннолетних в возрасте 16-18 лет) дает наибольший процент вовлекаемости (от «первой пробы» до систематического потребления с частотой 1 раз в неделю). Причины, на наш взгляд, – отсутствие должного контроля со стороны взрослых, отсутствие родительской опеки, небольшой выбор бесплатных/малобюджетных услуг дополнительного образования, досуга, спорта, свобода действий во внеучебное время, желание самоутвердиться, испытать новое, психолого-физиологические возрастные особенности, высокая активность наркокриминала, проникновение синтетических наркотических средств в молодежную среду, молодежные субкультуры, популяризирующие потребление ПАВ.

2. Пятью наиболее значимыми ценностями, для респондентов являются: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь.

Таблица 3. Наиболее значимые ценности (по гендерному признаку)

Вопрос\Ответ Кол.отв % Кол.отв % Кол.отв %
мужской женский общее
1. Активная, деятельная жизнь 24,29
2. Жизненная мудрость 11,98
3. Здоровье 70,66
4. Красота природы и искусства 9,3
5. Интересная работа 31,07
6. Любовь 57,09
7.Наличие хороших и верных друзей
8. Материально обеспеченная жизнь 37,69
9. Общественное признание 4,1
10. Познание 8,67
11. Продуктивная жизнь 8,67
12. Развитие 22,23
13. Развлечения 13,72
14. Свобода 20,5
15. Счастливая семейная жизнь 44,79
16. Счастье других 8,04
17. Уверенность в себе 25,07
18. Творчество 9,14
Итог:      

Изучая таблицу ответов, очевидно, что тестируемые мужского и женского пола определили равнозначные пять ценностей, различия лишь в количестве выборов. На 1-ом месте у обеих групп стоит здоровье, на 2-ое место мужской пол ставит наличие хороших и верных друзей, женский - любовь, 3-ее место у мужчин – материально обеспеченное положение, у женщин – наличие хороших и верных друзей, на 4-ом месте у лиц мужского пола - любовь, у женщин – счастливая семейная жизнь, на 5-ом месте у мужчин – счастливая семейная жизнь, у женщин – материально обеспеченная жизнь. Эта таблица подчеркивает значимость общемировых ценностей у всех респондентов, преобладание ценности здоровья, любовь, хороших межличностных отношений над материальной обеспеченностью.

Таблица 4. Наиболее значимые ценности (возрастная градация)

14-18 лет 29-40 лет 40-60 лет
· Здоровье (72%) · Любовь (50%) · Наличие хороших и верных друзей (52%) · Счастливая семейная жизнь (40%) · Материально обеспеченное положение (37%) · Здоровье (86%) · Интересная работа (77%) · Любовь (61%) · Материально обеспеченное положение (60%) · Счастливая семейная жизнь (58%) · Здоровье (69%) · Счастливая семейная жизнь (54%) · Любовь (51%) · Материально обеспеченное положение (49%) · Наличие хороших и верных друзей (34%)

Наибольшее количество выборов ценности здоровья в возрастной группе 29-40 лет.

Таким образом, все респонденты понимают, что для сохранения здоровья, любви, семейного счастья и межличностных отношений, наибольшими угрозами являются алкоголизм и наркомания.

Очень интересным является сравнение показателей социологических исследований 2012 и 2011 года в возрастной группе 14-18 лет.

Из анализа представленной ниже диаграммы видно, что мнение в молодежной среде по итогам 2012 года в сравнении с 2011 несколько изменилось: количество подростков выбравших здоровье, как наиболее значимую ценность увеличилось на 14%. На наш взгляд это доказывает эффективность и результативность реализуемых в образовательных учреждениях профилактических мероприятий.

Таблица 7. Ответ на вопрос «Что ДОПОЛНИТЕЛЬНО Вам нужно для того, чтобы интересно проводить свободное время?»

Предложенные варианты ответов 2012г 2011г
Новый спортивный клуб 29% 23%
Новые ночные клубы, бары 13% 22%
Больше кинотеатров 19% 18%
Новые парки, зеленые территории 53% 17%
Бассейн 33% 17%
Торгово-развлекательные комплексы 33% 17%
Новый Интернет-клуб 2% 15%
Новые кафе, рестораны 22% 10%
Ничего не нужно (все есть) 10% 3%
Другое 1% 1%

Таблица 8. Ответы на вопрос «Что ДОПОЛНИТЕЛЬНО Вам нужно для того, чтобы интересно проводить свободное время?» (по гендерному признаку)

Вопрос\Ответ Кол.отв % Кол.отв % Кол.отв %
мужской женский общее
Количество выборов    
1. Новый спортивный клуб
2. Больше кинотеатров
3.Новые парки, зеленые территории
4. Бассейн
5. Новый интернет-клуб
6. Новые ночные клубы, бары
7. Новые кафе, рестораны
8. Торгово-развлекательные комплексы
9. Ничего дополнительного не нужно, все есть
10. Другое, что именно(вынесено в другую форму)
Итог:      

Из таблицы видно, что мнение респондентов мужского и женского пола практически не отличаются.

Как показала оценка ответов на данный вопрос по возрастной градации, предпочтения респондентов однородны и больших отличий не имеют.

Таблица 9. Ответы на вопрос «Что ДОПОЛНИТЕЛЬНО Вам нужно для того, чтобы интересно проводить свободное время?» (возрастная градация)

14-18 лет 29-40 лет 40-60 лет
· Новые парки зеленые территории -50% · Торгово - – развлекательные комплексы–36% выборов · Новые спортивные клубы 31% · Бассейн – 86 % · Новые парки зеленые территории - 77% · Новые спортивные клубы-24% · Новые парки зеленые территории - 52% выборов · Торго - развлекательные комплексы – 34% выбора · Бассейн – 16 %  

При сравнении ответов подростков и молодежи (14 – 18 лет), с данными мониторинга прошлого года, отчетливо прослеживается смещение интересов. Так в 2011г по количеству выборов на первые три места были определены следующие позиции:

Ø Новый спортивный клуб - 23%.

Ø Новые ночные клубы, бары - 22%.

Ø Больше кинотеатров - 18%.

Большинство опрошенных в 2011 году предпочитали развлекаться в свободное время, посещать ночные клубы, бары.

По итогам опроса за 2012 год хорошо видно, несовершеннолетние хотели бы жить в экологически-комфортных условиях, проводить досуг в торгово-развлекательных комплексах и заниматься спортом.

II. Вопросы касающиеся ЗДОРОВЬЯ

5.Анализируя вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?»,в первую очередь рассмотрим аспект оценки анкетируемыми своего физического здоровья.

Диаграмма 7. Ответы на вопрос «Как вы оцениваете свое физическое здоровье?»

Данных социологического исследования - student2.ru

Ответы респондентов распределились следующим образом: 680 человек (301 мужчин, 379 женщин) опрошенных оценивают свое здоровье как «хорошее», «скорее хорошее». 353 человека (мужчин 140, женщин 213) остановили свой выбор на позиции «ни хорошее», «ни плохое». 66 человек (мужчин 24, женщин 42) выбрали варианты ответов: «плохое», «скорее плохое». Среднестатистические ответы представлены на диаграмме.

Таблица 10. Ответы на вопрос «Как вы оцениваете свое физическое здоровье?»

(по гендерному признаку)

Вопрос\Ответ Кол.отв % Кол.отв % Кол.отв %
мужской женский общее
1.Хорошее, скорее хорошее
2.Ни хорошее, ни плохое
3.Плохое, скорее плохое
Итог:

Таблица 10. Ответы на вопрос «Как вы оцениваете свое физическое здоровье?»

(возрастная градация)

14-18 лет 29-40 лет 40-60 лет
· Хорошее, скорее хорошее – 64% · Ни хорошее, ни плохое – 31% · Плохое, скорее плохое – 7% · Хорошее, скорее хорошее – 58% · Ни хорошее, ни плохое – 37% · Плохое, скорее плохое – 5% · Хорошее, скорее хорошее – 64% · Ни хорошее, ни плохое – 36% Плохое, скорее плохое – 0%

Таким образом, именно подростки и молодежь дали наибольшее количество ответов «Плохое, скорее плохое» - 7%. Среди респондентов в возрасте от 40 до 60 лет нет ни одного, считающего свое здоровье плохим/скорее плохим.

В целом же, можно отметить, что большинство респондентов оценивают свое здоровье, как хорошее.Подобная тенденция наблюдается и в ответах среди подростков в предшествующем году, когда физическое здоровье 62% опрошенных оценивали как «хорошее», «скорее хорошее» (динамика в сторону увеличения на 2%); 34% - «ни хорошее», «ни плохое» (отрицательная динамика – на 3%); 4% - «плохое», «скорее плохое» (увеличение низких оценок на 3%).

Анкетируемые оценивают свое «Общее настроение, энергичность, «жизненные силы» следующим образом.

Диаграмма 8. Ответы на вопрос «Как вы оцениваете свое общее настроение, энергичность, «жизненные силы?»

Данных социологического исследования - student2.ru

700 человек (мужчин 293, женщин 407) оцениваю свое общее настроение, энергичность, «жизненные силы» как «хорошее», «скорее хорошее»; 343человека (149 мужчин, 194 женщины) определились на выборе «ни хорошо», «ни плохо»; 66 человека (23 мужчины, 33 женщины) - «плохое» «скорее плохое». Различий в ответах между мужчинами и женщинами в процентном соотношение практически не наблюдаются. Самооценка настроения, энергичности и «жизненных» сил идентичная по всем градациям.

Таблица11. Ответы на вопрос «Как вы оцениваете свое общее настроение, энергичность, «жизненные силы?» (по гендерному признаку)

Вопрос\Ответ Кол.отв % Кол.отв % Кол.отв %
мужской женский общее
1.Хорошее, скорее хорошее
2.Ни хорошее, ни плохое
3.Плохое, скорее плохое
Итог:

Таблица12. Ответы на вопрос «Как вы оцениваете свое общее настроение, энергичность, «жизненные силы?» (возрастная градация)

14-18 лет 29-40 лет 40-60 лет
· Хорошее, скорее хорошее – 64% · Ни хорошее, ни плохое – 30% · Плохое, скорее плохое – 6% · Хорошее, скорее хорошее – 61% · Ни хорошее, ни плохое – 39% · Плохое, скорее плохое – 0% · Хорошее, скорее хорошее – 62% · Ни хорошее, ни плохое – 37% Плохое, скорее плохое – 1%

Обще настроение, энергичность, «жизненные силы»69% опрошенные считают как «хорошее», «скорее хорошее»; 23% - «ни хорошее», «ни плохое»; 8% - «плохое» «скорее плохое». Следует обратить особое внимание, что наибольшее количество отрицательных оценок (плохое, скорее плохое) наблюдается в возрастной группе 14-18 лет. Причин может быть много – от взаимоотношений дома и со сверстниками до переутомляемости, низкой успеваемости и др. Оценка состояния здоровья, как «ни хорошее, ни плохое» не может вселять оптимизма. Так как за такой оценкой, как правило, скрыты симптомы различных заболеваний. Для оказания помощи подросткам и молодежи необходимо, на наш взгляд, наличие в каждом образовательном учреждении педагогов-психологов и педиатрической службы.

6. Вредные привычки есть у 499 респондентов (45%), отсутствуют у 600 человек (55%). Но при этом следует отметить, что в возрастной группе от 29 до 40 лет преобладает процент опрошенных имеющих вредные привычки (таблица №12).

Диаграмма 9. Ответы на вопрос «Есть ли у вас вредные привычки?»

Данных социологического исследования - student2.ru

Вредные привычки преобладают у респондентов мужского пола (на 11 % больше, чем у женщин), подобная тенденция свойственна всем возрастным категориям тестируемых.

Таблица 13. Ответы на вопрос «Есть ли у вас вредные привычки?»

(по гендерному признаку)

Вопрос\Ответ Кол.отв % Кол.отв % Кол.отв %
мужской женский общее
1. Да, скорее да.
2. Нет, скорее нет.
Итог:

Таблица 14. Ответы на вопрос «Есть ли у вас вредные привычки?»

(по возрастной градации)

14-18 лет 29-40 лет 40-60 лет
· Да, скорее да – 44% · Нет, скорее нет. – 56% · Да, скорее да – 56% · Нет, скорее нет. – 44% · Да, скорее да – 49% · Нет, скорее нет. – 51%

При анализе ответов на данный вопрос в молодежной среде за два года, наблюдается увеличение лиц, имеющих вредные привычки на 7 %!Следует отметить, что из этого числа 5% подростков к вредным привычкам относят: переедание, долгое нахождение возле компьютера, употребление энергетических напитков. Согласно данным ежегодного мониторинга работы наркопостов в образовательных учреждениях Иркутской области наиболее распространенной вредной привычкой среди подростков и молодежи является курение. На 2-ом месте – употребление спиртных напитков, преимущественно пива, слабоалкогольных коктейлей. К сожалению, наблюдается тенденция увеличения молодежи, вовлекаемой в табакокурение, алкоголизацию, а также наркопотребление. Особенно сильные изменения произошли в 2011-2012 учебном году (по курению). Также к вредным привычкам анкетируемые относят потребление насвая и курительных смесей.

Диаграмма10. Ответы на вопрос «Есть ли у вас вредные привычки?»

(ответы подростков 14-18 лет)

Данных социологического исследования - student2.ru

Диаграмма 13. Ответы на вопрос «Выделите основные

Таблица 17. Ответы на вопрос «Выделите основные

Таблица 21. Ответы на вопрос «Назовите более эффективными мероприятиями по профилактике наркомании» (по гендерному признаку)

Вопрос\Ответ Кол.отв % Кол.отв % Кол.отв %
мужской женский общее
1. Специальные концерты, фестивали
2. Антинаркотическая реклама на телевидении, прессе, радио
3. Наружная реклама (баннеры, плакаты, открытки) о вреде наркотиков
4. Специальные буклеты и брошюры о вреде наркотиков
5. Тематические программы и фильмы на телевидении
6. Статьи в прессе
7. Публикации в интернете, специализированные сайты
8. Выступления в СМИ известных, авторитетных людей, медиков, сотрудников наркоконтроля
9. Лекции и беседы в учебных заведениях
10. Беседы с родителями учащихся, с

Наши рекомендации