Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» (forte) и «тихо» (piano). Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу – на тихое звучание и более сильные взмахи над головой – на громкое звучание; кроме флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Так, на сильное звучание дети идут по кругу, размахивая флажками, на тихое – останавливаются, прячут их за спину. Различие звучания можно обозначить и характером шага: на громкое звучание дети идут на всей ступне, на тихое – на носках. Наконец, предлагается одно звучание для движений ног, другое – для рук, со сменой силы звучания. Упражнения с разными построениями приучают работать детей в коллективе. Можно предложить детям следующие упражнения:
1. Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают лёгкие хлопки перед собой.
2. Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой. На тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.
3. На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую – кружатся на одном месте на носках, на громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками, на тихую – останавливаются и опускаются на одно колено, и т. д.
В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.
Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего воздействия на организм с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на разные мышцы спины, живота, плечевого пояса и ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, чёткость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле мяча), маленькие (при выполнении бросков, при передаче по ряду и переносе мяча). В этих движениях чередуются напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.
Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения в положении лёжа на животе: подтягивание на руках, лазание по гимнастической стенке, перелезание через скамейки, пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки, укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, влияют на формирование правильной осанки.
Чувство равновесия развивается в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания и других упражнений. Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшение площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и конец движения. В качестве специальных средств тренировки функции равновесия используются: кружение на месте, переступание с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановки во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).
Для устранения нарушения равновесия необходима консультация с врачом ЛФК и невропатологом для правильного подбора и выполнения упражнений, а также вспомогательных коррекционных средств.
Для каждого ребенка подбираются наиболее адекватные позы для занятий, гигиенических процедур, которые видоизменяются по мере развития двигательных способностей.
Для стимуляции развития двигательных функций используются такие стимулы, как поглаживание конечностей; использование поверхностей, покрытых различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения. Возможно применение различных видов массажа, специальных упражнений с сопротивлением, упражнения в воде с допустимыми изменениями ее температуры.
Примеры упражнений.
Вращение кистями рук кверху (3–5 сек) – напряжение мышц рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз – расслабление. Повторить 2–3 раза.
Притопывания ногами, руки за спиной – мышцы напряжены (5–8 сек), руки опущены, и.п. основная стойка, мышцы расслаблены.
Лёгкие и тяжёлые руки. (Музыка: венгерская народная мелодия.)
Дети стоят в колоннах. И.п. основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и её повторение: такты 1–2 – плавный подъём рук вперёд до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину; такты 3–4, 5–6, 7–8 – повторение движений 1–2 тактов.
Вторая часть музыки и её повторение: такты 9-10 – сильное качание рук вперёд и назад, до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки; такты 13–16 – руки плавно поднимаются и опускаются вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.
Упражнения по снятию тонуса
Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений.
1. Помахать руками, как птичка крылышками.
2. Помахать руками, как бабочка крылышками.
3. Помахать руками над головой, как при прощании.
4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя ветер.
5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.
6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании капелек воды.
7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.
8. Медленно вращать руки над головой.
9. Медленно покачивать расслабленными руками.
10. Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошение травы.
Огромное место в моторной активности аутичного ребенка принадлежит описанным выше двигательным стереотипиям. Возникает предположение о вторичности ряда проявлений ранней двигательной недостаточности при раннем детском аутизме. Очевидно, помимо слабости тонуса, недостаточности координации движений имеют значение как первичная слабость побуждений к определенной, прежде всего коммуникативной, деятельности, так и аффективные расстройства, прежде всего страхи. Многочисленные двигательные стереотипии носят аутостимуляторный характер.
Признаки патологии положения тела лежа на животе:
голова лежит, ребенок не может ее поднять;
плечи подняты вверх и поданы вперед;
позвоночник искривлен, одна половина таза приподнята;
ноги в бедрах и коленях согнуты и прижаты одна к другой.
Признаки патологии положения тела лежа на спине:
голова закинута назад, упирается на подстилку;
плечи приподняты и поданы вперед;
руки упираются в пол, кисти сжаты в кулаки и повернуты вовнутрь;
позвоночник может быть выгнут и искривлен;
ноги согнуты и прижаты одна к другой.
Признаки патологии положения тела стоя на коленях:
из-за отсутствия навыков прямостояния и сохранения равновесия;
позвоночник выгнут из-за гипотонии мышц;
позвоночник выгнут из-за деформации нижних конечностей;
позвоночник выгнут из-за недостаточной мотивации для выпрямления корпуса.
Для устранения нарушений необходима консультация с врачом ЛФК и невропатологом для правильного и выполнения упражнений, а также подбора вспомогательных коррекционных средств.
Каждому ребенку подбираются наиболее адекватные позы для занятий, гигиенических процедур, которые видоизменяются по мере развития двигательных способностей.
Для стимуляции развития двигательных функций используются такие стимулы, как поглаживание конечностей; использование поверхностей, покрытых различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения. Возможно применение различных видов массажа, специальных упражнений с сопротивлением, упражнения в воде с допустимыми изменениями ее температуры.
Развитие мимики лица, артикуляционного аппарата, дыхания
У всех детей с РДА нарушено произношение о дной или нескольких групп согласных звуков, поэтому на предварительном этапе коррекции звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений и движений губ, языка. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная. В дальнейшем проводится работа над развитием движений губ, языка. Детям предлагаются в занимательной игровой форме артикуляционные упражнения на статическую и динамическую координацию движений (Приложение 6).
Работа на начальных этапах нормализации моторики лица и речевого аппарата направлена на то, чтобы ребенок спокойно реагировал на прикосновения к своему лицу. Для этого работу начинают с наиболее удаленных от области рта участков. Последовательность упражнений разрабатывается совместно с логопедом с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В играх, песнях, стихах важно провоцировать ребенка на подражание действию, мимике, речи взрослого. Даже если это подражание вначале абсолютно механическое, ребенок усваивает форму реакции взрослого. Осваивая пластику, интонацию, мимику взрослого, перенимая их речевые шаблоны, ребенок постепенно вырабатывает собственные способы реагирования, становится более самостоятельным в контакте.
Нормализация дыхания приобретает огромное значение для детей с ранним поражением центральной нервной системы (ЦНС), в генезисе которых гипоксия головного мозга. Для недоношенных детей в связи с несовершенством у них дыхательной системы и часто болеющих детей это особенно важно. Комплекс гимнастики для каждого ребенка подбирается совместно с врачом-педиатром и врачом ЛФК.
Артикуляционная гимнастика способствует сокращению дефицита потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА. Упражнения чаще проводятся индивидуально, иногда с небольшой (2–3 человека) группой с учетом возраста и уровня развития детей. В группе могут находиться дети со схожими проявлениями РДА.
Рекомендуются упражнения серии «Веселый язычок», «Самолет», «Кукла плачет», «Посмотри в зеркало».
Во время занятий необходимо побуждать ребенка выполнять следующие упражнения:
поддувать ватные шарики, бумажные султанчики;
выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;
образовывать мыльную пену при помощи соломинок, трубочек;
задувать свечи;
вдыхать эфирные масла, пары, не опасные для здоровья;
дозированно использовать ингалятор для носа и рта.
При выполнении упражнений рекомендуется использовать малые формы фольклора, беседы с ребенком. Движения рекомендуется сопровождать обращениями к ребенку по имени. Прикосновение должно быть осторожным. Расческа должна быть «мягкой». Использовать уменьшительно-ласкательные существительные в процессе выполнения.
Для развития органов артикуляции использовать упражнения, доступные выполнению ребенком: высунуть язык, облизать губы, надуть щеки и др.
Основной целью мимических упражнений является растяжение мышц лица, чтобы они стали более эластичными. Данные упражнения помогают уменьшить напряжение мышц лица, шеи и плеч, которое характерно для детей с гипертензивной манерой речи. Их рекомендуется использовать при занятиях с детьми в первые 3–5 минут сеанса голосовой терапии.
Перед началом выполнения упражнений ребенок должен принять удобное, сравнительно расслабленное положение, глядя в зеркало. Упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя.
1. Поднять брови как можно выше и опустить их как можно ниже. Эти движения повторить пять раз, постепенно увеличивая их скорость.
2. Как можно шире открыть рот, держать открытым 5–7 секунд и медленно закрыть. Повторить пять раз.
3. Вращательные жевательные движения закрытыми губами, сначала 5 секунд по часовой стрелке, затем 5 секунд против часовой стрелки.
4. Как можно шире открыть глаза, поднять их к потолку и опустить к полу пять раз, не двигая головой.
5. Держать голову прямо и двигать глазами вправо и влево, задерживая их в этих положениях по 3–4 секунды. Повторить пять раз.
6. Повернуть голову вправо, фиксируя глаза на каком-то предмете в комнате. Затем, не меняя положения головы, смотреть в зеркало на отражение своих глаз и, продолжая следить за своими глазами, поворачивать голову обратно. Проделывать то же самое, поворачивая голову влево.
Варианты упражнений с детьми, которые проводятся с целью формирования адекватных реакций на прикосновение к лицу и ротовой полости ребенка взрослым, побуждают его управлять движениями органов артикуляционного аппарата, правильно дышать, ухаживать за своим лицом, изучать мимику своего лица.
1. Взять ребенка на руки, поговорить с ним, спеть песенку, рассказать потешку, улыбнуться.
2. Помассировать лицо легкими поглаживающими движениями.
3. Прикоснуться к лицу кончиками пальцев.
4. Причесать.
5. Умыть его перед зеркалом теплой водой.
6. Протереть лицо ребенком ваткой, смоченной теплой водой, детским лосьоном.