Игры на развитие навыков общения детей раннего возраста со взрослыми

«Кенгуру»

Цель: обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

Содержание: дети разбиваются на пары (совсем маленьких детей расставляет воспитатель). Один ребенок – «кенгуру» – стоит, второй – «кенгуренок» – сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача – не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна…).

Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5–3 лет. Младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с мамой, со старшими братом или сестрой, с воспитателем.

«Паровозик»

Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом.

Содержание: Эта игра – модификация предыдущей игры «Кенгуру». Двухлетним детям трудно понять и выполнять инструкцию взрослого. Они сами упростили характер движения, когда у них получилось синхронное передвижение в сложной позе «Кенгуру». Один из пары детей встал на четвереньки, второй – за ним, крепко обхватив его руками. Дети поползли вперед. Уловив сходство парного движения с движением паровоза, они стали хором распевать: «Тух-тух-тух».

Примечание: пример этой игры показал, что дети раннего возраста обладают воображением и могут быть создателями целого ряда интересных игр.

«Только вместе»

Цель: обучить детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.

Содержание: Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать мяч двумя руками). По команде воспитателя дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – научиться действовать согласованно, не выронить мяч.

Примечание:когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно усложнить, например, так: каждый ребенок может придерживать мяч только одной рукой.

«Самолеты»

Цель: развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.

Содержание: Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Воспитатель стоит перед ними и показывает, как заводит самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит: «Р-Р-Р…» Дети повторяют движение и звук, указанные воспитателем.

Воспитатель дает сигнал: «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.

Как только воспитатель дает сигнал: «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).

«Мишка и мышка»

Цель: развитие слухового внимания, привитие звуковой культуры речи.

Содержание: Все дети стоят в кругу. Воспитатель показывает ребятам, как кричит медведь («Р-р-р») и как пищит мышка («Пи-пи»).

По команде воспитателя: «Медведь» дети ходят по комнате и рычат: «Р-р». По сигналу: «Мышка» дети приседают и пищат: «Пи-пи».

«Добрый бегемотик»

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

Содержание: Дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они – маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) стоящего впереди.

Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке…

Затем воспитатель просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

«Волшебное зеркало»

Цель: развитие воображения, ориентации в пространстве, умения повторять движение взрослого.

Содержание: Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Взрослый– водящий – говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Всё нам верно повтори.

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной.

Взрослый подходит к одному из детей и делает какое-нибудь движение. Ребенок должен повторить движения.

Примечание: Стихотворный текст делает игру более привлекательной для детей.

«Том и Джерри»

Цель: развитие двигательных навыков, навыков взаимодействия, быстроты реакции.

Содержание: Один из детей – «кот Том». Все остальные дети – «мышата», «Джерри» и его друзья.

«Кот» свернулся калачиком на ковре и спит. «Мышата» пляшут вокруг него (можно взявшись за руки, можно отдельно друг от друга) и поют:

«Тили-бом, тили-бом, Не боимся тебя, Том!»

«Том» внезапно «просыпается», вскакивает и пытается поймать «мышат». «Мышата» разбегаются. Если «Том» уже поймал кого-нибудь из них, то он запирает мышонка в мышеловке (сажает на стульчик).

Использованная и рекомендуемая литература

1. Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. М., 1985.

2. Бауер Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. в 6 т. М., 1983. Т. 4.

5. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998.

6. Годовикова Д.Б. Особенности реакции младенцев на «физические» и «социальные» раздражители // Вопросы психологии, 1969, № 6.

7. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.

8. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей: Принцип развития в психологии. М., 1978.

9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб., 2001. – 176 с.

10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2001. – 190 с.

11. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1978.

12. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология, 1988, № 2.

13. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.

14. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.

15. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990.

16. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом. Дис… канд. М., 1985.

17. Ульянова Р.К. Организация поведения ребенка, страдающего РДА // Дефектология, № 2, 1988. С. 81–83.

18. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения в возрасте от рождения до одного года. М., 1949.

[1]Здесь приводятся игры, разработанные Черепановой Г.Д, Карповой Е.В., Валютовой Е.К., Смирновой А.А.

[2]Поведение полевое – преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. Полевое поведение наблюдается в раннем детском возрасте, а также при некоторых нарушениях психической регуляции деятельности взрослого человека.

[3]Ушинский К.Д. История дошкольной педагогики в России. М., 1976. С. 222.

[4]Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – Дошкольное воспитание, 1985, № 10, с. 72–79.

[5]Здесь и далее игры взяты из журнала «Дошкольное воспитание», № 10 за 2004 г.

Наши рекомендации