Использование художественного слова в режимных процессах
Наша зарядка
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать!
Спишите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
Распахнуто окошко,
Нам холод нипочём!
Походим мы немножко
И сон с себя стряхнём
Ну, чтоб совсем проснуться,
Нам нужно «потянуться».
Начинай! Не спеши!
Через нос ровней дыши.
Я возьму мяч большой,
Подниму над головой.
Прогну спину, мяч назад кину.
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
Взял Серёжа обруч свой,
Держит обруч за спиной.
Всё, что делает Серёжа,
Повторить попробуй тоже.
А теперь, детвора,
Умываться пора!
А. Кузнецова
Кто умеет?
Кто умеет утром сам
Просыпаться по часам?
– Я умею по часам
Просыпаться утром сам!
– Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
– Я сегодня утром рано
Умывалась из-под крана!
Я сама теперь умею
Вымыть личико и шею.
Н. Найденова
Сорока, сорока! Где была? – Далеко.
Кашу варила, деток кормила.
На порог скакала,
Всех угощала:
Ванечке дала, Танечке дала…
Не обижайте сорочьего труда.
Кашку до донышка съедайте всегда.
Видишь коврик у порога?
Он постелен неспроста.
Вытирай почище ноги —
Будет в доме чистота!
Н. Голикова
Жил-был заинька Курносик
Никогда не чистил носик.
И сказала зайке мама:
– Ох, какой же ты упрямый.
Если не почистишь носик,
Папе расскажу, Курносик.
Зайчик побежал в лесочек,
Нашел чистенький листочек,
Носик вытер и трусцой
Быстро прибежал домой.
Мама зайку увидала,
Взяла на руки, сказала:
– Мой сыночек дорогой,
Очень чистый носик твой!
Похвалила, приласкала,
Зайку в нос поцеловала.
А. Бейлина
Спать пора
Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора,
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
П. Воронько
Больная кукла
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна.
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
В. Берестов
Я сегодня медсестра
Я сегодня медсестра.
Кукол я лечу с утра —
Я пою их чаем с медом,
Раны смазываю йодом,
Витамины дам по штучке:
Курам, утке, кошке, Жучке,
А колючему ежу
Ножку я перевяжу.
Медвежонку Тяпке срочно
Нужно вырвать зуб молочный.
Кукол я лечу с утра,
Я сегодня медсестра.
Ю. Шагаев
Слушай хорошенько
«Слушай хорошенько, – кукле я сказала. —
Полно наряжаться! Это баловство.
Ты уже большою девочкою стала.
А еще не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече
Взрослым говорят.
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою – и тебя тотчас
Попрошу зачислить в первый класс».
С. Капутикян
Мяч
Бьют его, а он не злится.
Он поет и веселится.
Потому что без битья
Нет для мячика житья.
В. Берестов
Я надел пальто в прихожей.
Раз, два, три – и я прохожий!
Я по улице иду
У соседей на виду,
Не толкаюсь, не кричу,
Быть я вежливым хочу!
Г. Лагздынь
– Что оденем мы сначала?
– Ножки.
– Надеваем штанишки и сапожки.
– Что оденем мы потом?
– Руки.
– А на них наденем кофты и куртки.
– А последней, а последней,
Знаем мы, как дважды два,
Одевается, конечно,
На прогулку – голова!
Н. Голикова
– Кто проснулся рано?
– Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел:
– «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?»
С. Прокофьев
Водичка, водичка,
Умой Тане личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Село солнышко давно,
За окном темным-темно.
Спит зайчишка под кустом,
А лягушка под мостом.
Огуречик спит на грядке,
Детки все легли в кроватки.
Баю, бай, баю, бай,
Кто не спит – засыпай.
Картошка
Нет ничего вкусней картошки в мире!
Поджаренной, печеной в кожуре,
Вареной по-военному в мундире,
И просто по-домашнему – пюре!
И. Гамазкова
Ай да суп!
Глубоко – не мелко, корабли в тарелках:
Луку головка, красная морковка,
Петрушка, картошка и крупки немножко.
Вот кораблик плывет, заплывает прямо в рот!
И. Токмакова
Колючая вода
Любит ежонок вишневый компот.
И молоко с удовольствием пьет.
А газировку не пьет никогда —
Очень колючая эта вода!
П. Синявский
Колыбельная братику
В колыбельке не спеша я качаю малыша.
Я качаю и пою: «Баю-баюшки баю!»
Эта песенка моя про него и про меня
И про нашу всю семью: «Баю-баюшки баю!».
Я качаю целый час, не сомкнул братишка глаз —
Песню слушает мою: «Баю-баюшки баю!»
Он совсем не хочет спать, ни к чему его качать!
Я и петь перестаю: «Баю-баюшки баю!»
Все!
Г. Ладонщиков
Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки,
Сели на скамейку,
Попросили лейку.
Поливали огород,
Где капуста растет.
И. Токмакова
Баю-бай! Васик-бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, бычок, не мычи!
Ты, медведь, не рычи…
Все должны теперь молчать,
Васик хочет спать.
Саша Черный
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова
Поиграем
На лошадке ехали, до угла доехали,
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот. На реке – пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!
И. Токмакова
Портнихи
Сшили юбочку матрешке,
Сарафан цветастый – кошке,
Джинсы – аистенку, трусики – слоненку.
Если мама даст нам ситца,
Будет модной и лисица.
И. Мельничук
Увлечение
С утра, как только я встаю,
Тихонько что-нибудь пою.
Пою, когда в детсад иду,
Пою, играя в детсаду.
Сижу – пою, хожу – пою,
Пою, когда в углу стою.
Когда светло, когда темно,
Когда стучится дождь в окно.
Одно пока неясно мне:
А вот пою ли я во сне?
И. Мельничук
Собачонка
Эта кроха собачонка
Не скулит, не лает звонко.
Угадали в чем причина?
Так она из пластилина.
И. Мельничук
Рисунок
Рисовала я щегла,
Рисовала, как могла,
А теперь никак щегла
Я не смою со стекла.
И. Мельничук
У дорожки
Сыплю крошки из ладошки
У заснеженной дорожки.
На обед зову я птичек —
Непоседливых синичек.
Птички крошек поклюют.
Песню звонче запоют.
И. Мельничук
Тесто
С мамой тесто мы месили,
Мяли тесто что есть силы.
– Ух, – пыхтит в кастрюле тесто, —
Нет на мне живого места.
И. Мельничук
Приложение 2
Физкультминутки
Основные требования при проведении физкультминуток.
1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц.
4. Упражнения должны улучшать деятельность всех органов и систем.
5. Комплекс физкультминутки должны состоять из 2–4 упражнений: для рук и плечевого пояса в виде потягивания – выпрямление позвоночника, расширения грудной клетки; руки в стороны или вверх – в стороны; к плечам, перед собой; для туловища – наклоны, повороты; для ног – приседание, подскоки и бег на месте.
Комплекс 1.
1. Лебеди летят – п л а в н ы е д в и ж е н и я р у к а м и Крыльями машут. с большой амплитудой.
2. Прогнулись над водой – наклоны вперед.
Качают головой.
3. Прямо и гордо умеют держаться, – приседания.
Очень бесшумно на воду садятся.
Комплекс 2.
Конь меня в дорогу ждет – руки за спиной сцеплены в замок.
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой – покачивания головой.
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу – поочередное поднимание
согнутых в коленях ног.
Не поеду – полечу. – подскоки на месте, руки
Цок-цок-цок-цок – 2 раза. согнуты в локтях перед собой.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. – машут рукой.
Комплекс 3.
Медвежата в чаще жили, – круговые движения головой
Головой своей крутили. поочередно в разные стороны.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили,
Медвежата мед искали, – наклоны в стороны, руки
Дружно дерево качали, вперед.
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили – ходьба на внешней стороне
И из речки воду пили, стопы, наклоны вперед.
Вот так, вот так.
И из речки воду пили,
А потом они плясали, – подскоки на месте, руки вверх
Выше лапки поднимали,
Вот так, вот так,
Выше лапки поднимали.
Комплекс 4.
Поднимайте плечики, – энергичные движения плечами.
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали, – приседания.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко – прыжки на месте.
Прыгай на носках легко.
Эй, лошадки, все за мной! – руки впереди,
Поспешим на водопой! пружинистые движения ног
Вот река, широка и глубока, – плавное раздвижение рук
А водица вкусна! Пейте! в стороны, наклоны
Хороша водица! вперед.
Постучим копытцем! – притопывание ногой.
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали домой. – прыжки на месте.
Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!
Комплекс 5.
Этот комплекс упражнений можно разбить на несколько этапов по усмотрению воспитателя.
Раз – присядка, два – прыжок,
И опять присядка,
А потом опять прыжок —
Заячья зарядка!
Птичка скачет, славно скачет,
Птичка крылышками машет
И взлетает без оглядки —
Это птичкина зарядка!
А щенята, как проснутся,
Очень любят подтянуться,
Обязательно зевнут,
Ловко хвостиком махнут!
А котята спинки выгнут
И неслышно с места прыгнут,
Перед тем, как прогуляться,
Начинают умываться.
Ну, а мишка косолапый,
Широко разводит лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало,
Начинаем все сначала!
Белки скачут очень быстро,
Машут хвостиком пушистым,
Целый час играют в прятки —
Это беличья зарядка.
«Земляника»
А в лесу растет, гляди-ка,
Сладенькая земляника.
Чтобы ягоду сорвать, – дети приседают и собирают
Надо ниже приседать. разбросанные по полу «ягодки» —
плоскостное изображение ягод.
Нагулялся я в лесу, – дети переносят наполненные
Корзинку с ягодой несу. корзинки, пакеты, ведерки.
«Белка»
Белка прыгает по ветке.
Прыг да скок, прыг да скок! – прыжки на месте.
Забирается нередко
Высоко, высоко!
«Березка»
Во дворе растет береза,
Протянула ветки к солнцу. – поднять руки вверх,
потянуться и опустить
руки.
«Кошкины повадки»
Вам покажем мы немножко, – дети идут на цыпочках,
Как ступает мягко кошка. стараясь не производить
Еле слышно: топ-топ-топ, никакого шума.
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый, – прыгают на месте
Кошка может быть и быстрой. легко и как можно
Ввысь бросается отважно. выше.
А потом мяукнет: «Мяу! – дети бегут на свои места.
Я в свой домик убегаю.
«Заячий концерт»
Зайцев целая ватага – дети прыгают друг за другом
Вдоль по краешку оврага на двух ногах.
Развлекают всех прыжками:
Прыг да скок, прыг да скок.
В барабаны ловко бьют:
Тра-та, тра-та, тра-та,
А потом так театрально – дети имитируют игру
В тарелки музыкальные ударили: на тарелках.
Дзинь-ля-ля.
От души всех веселя.
«Гуси на прогулке»
Гуси – домашние птицы. – дети идут за воспитателем.
Ходят дружной вереницей.
«Гуси-гуси!» – «Га-га-га!»
Хорошо вам? – «Да-да-да!»
Ну, летите веселей – дети бегут, размахивая руками.
На лужок поскорей.
Гуси важно зашагали, – дети ходят по группе.
Травку быстро пощипали. – дети наклоняются вперед,
вниз.
Лапочки почистили, – дети поднимают колени,
Перышки стряхнули. – дети машут руками, приседают.
«Гуси-гуси!» – «Га-га-га!»
Хорошо вам? – «Да-да-да!»
Ну, летите все домой. – дети возвращаются
на свои места.
«Грачи прилетели»
Как-то раннею весною – дети бегут на цыпочках,
чуть подняв, согнутые
На опушке, на лесной, в локтях руки.
Появилась стая птиц:
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи. – дети стоят по кругу.
Цвета черного, как ночь. – дети приседают.
Разбежались по опушке, – дети бегут в разные
Прыг-скок, крак-крак! стороны, прыгают,
Тут – жучок, там – червячок! наклоняются вперед,
Крак-крак-крак! вниз
«Поле одуванчиков»
Одуванчик, одуванчик! – дети приседают,
Стебель тоненький, как пальчик. потом медленно
Голова – что шар пушистый. поднимаются, руки
вверх.
Если ветер быстрый-быстрый – дети разбегаются
На полянку налетит, в разные сторон.
Все вокруг зашелестит —
Одуванчики-тычинки – дети берутся за руки
Разлетятся хороводом и идут по кругу.
И сольются с небосводом.
Комплекс 1.
Шел старик дорогою, дорогою,
дорогою, – прыжки с ноги на ногу.
Нашел козу безрогую, безрогую,
безрогую. – прыжки на двух ногах.
«Давай, коза, попрыгаем,
попрыгаем, попрыгаем!» – ноги поочередно
выбрасывать вперед
с вытянутыми
носками, руки на поясе.
А коза бодается, бодается,
бодается, – плавные наклоны
с вытянутыми руками вниз-вперед.
А старик ругается, ругается,
ругается. – погрозить козе пальцем.
Комплекс 2.
Мы – веселые ребята,
Наша песенка крылата.
Всем друзьям она слышна,
Далеко летит она!
Мы зарядку любим очень,
Каждый быть здоровым хочет,
Сильным, смелым вырастать
И в труде героем стать!
О. Высотская
Комплекс 3. «Обезьянки»
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки.
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и наклонились,
На пол ножки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем,
Посидим и спать пойдем!
Н. Голикова