Особое значение воздействие стресса имеет для формирования и развития нервной системы плода. Результатом этого воздействия может стать нарушение интеллекта и социальной адаптации человека.
Тихая тайна, или обучение до рождения
Беременность — это совершенно особенное состояние. В женщине развивается новое человеческое существо, и, по сути, именно в этот период определяется, какими качествами будет обладать будущий ребенок будет ли он здоров, счастлив, спокоен и талантлив или, напротив, будет болен, беспокоен и несчастен. Зная об этом, многие родители стремятся использовать период беременности, чтобы улучшить интеллектуальный и творческий потенциал ребенка. Для этого они прибегают к различным методикам воздействия на внутриутробный плод. Еще задолго до рождения плод начинает реагировать на внешние воздействия. Но это отнюдь не означает, что окружающие непременно должны начать воздействовать на него и что эти воздействия воспринимаются им положительно и служат для блага. Напротив, не родившийся младенец очень настороженно относится к любым вторжениям в свой мир, и его реакция бывает, как правило, негативной. Она может выражаться либо в бурных шевелениях плода, либо в их полном отсутствии. Например, семимесячный плод в ответ на освещение маминого живота яркой лампой сжимается, затихает и как бы пытается закрыться, спрятаться. Сегодня в практике дородовой подготовки широко распространены рекомендации для будущих отцов, целью которых является «установление связи с будущим младенцем». Советуют разговаривать с плодом через переднюю брюшную стенку, читать ему алфавит или громко сообщать: «Я твой папа!». Кроме этого, папаше рекомендуют накладывать руки на живот беременной жены и мысленно разговаривать с плодом, пытаясь установить с ним контакт и вызвать к общению. При тщательном рассмотрении подобных методик было обнаружено, что как только мужчина накладывает руку на живот жены и начинает разговаривать с плодом, его шевеления прекращаются! Реакция бурной активности или замирания наблюдается также в тех случаях, когда родители пытаются обучать внутриутробного младенца таким «полезным», с их точки зрения, вещам, как алфавит, счет и т. д. Целенаправленное воздействие на плод, в том числе и попытки его обучения, разрушительно сказываются на развитии его нервной системы и психики. В некоторых же случаях влияние на плод может привести даже к трагическим результатам. В этом смысле небезынтересен опыт Древнего Китая. В неблагополучные времена, когда рождение еще одного ребенка в семье было нежелательно, а беременность уже состоялась, проводился обряд, суть которого заключалась в следующем. Отец ребенка рассказывал плоду о том, какие трудности ожидают его после рождения, и просил, чтобы он покинул их семью. Через несколько дней после проведения этого обряда у женщины наступал выкидыш. Находясь во чреве матери, ребенок, видимо, не отделяет себя от нее. Он ощущает свое единство с мамой и чувствует себя наиболее спокойно и безопасно, когда по отношению к нему нет пристального сосредоточенного внимания как к отдельной личности, когда факт его существования как бы не замечается. Все положительные проявления в свой адрес внутриутробный младенец воспринимает только тогда, когда они направлены на его мать. Например, когда муж оказывает знаки внимания своей беременной жене, поведение плода остается спокойным и благодушным. Поэтому, чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина во время беременности, тем больший положительный потенциал накапливает плод к моменту рождения и тем устойчивее будет его психика. В Древнем Китае, на Руси, в Древнем Египте и других древних государствах было прекрасно известно, что для рождения красивого и умного ребенка необходимо окружить беременную красотой и покоем, создать условия для развития ее творческого потенциала. Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие, заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты и картинные галереи, а не читает алфавит, приставив наушник к животу. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой творческий потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто готовясь отправить его на работу сразу после рождения.
Значение душевного покоя матери для здоровья плода
Приведенные выше факты и доводы убеждают в несомненной важности душевного покоя и положительных эмоций беременной женщины для здоровья ее будущего ребенка. Во время беременности гормоны радости эндорфины, проникая к плоду, сообщают ему ощущение покоя и счастья. Частое переживание ребенком этого состояния в утробе матери способствует правильному формированию его психики, определяет его личностные качества, что, несомненно, определяет характер его поведения и поступков в дальнейшей жизни. Многочисленные опросы матерей показали, что у мам, ждущих ребенка и любящих его еще до рождения, дети рождаются более здоровыми и психически устойчивыми. У женщин, находящихся в неблагополучной семейной ситуации или плохих социальных условиях, рождаются дети, которые чаще страдают различными серьезными нарушениями в работе пищеварительного тракта и нервными расстройствами. Кроме этого, такие дети хуже приспосабливаются к жизни в социуме. В этом смысле интересны наблюдения за павианами.
Замечено, что самки, живущие в центре группы, вынашивают и воспитывают потомство в комфорте и безопасности. Их детеныши отличаются уравновешенностью и уверенностью в себе. Самки, живущие на периферии группы, могут в любое время стать жертвой врагов и передают эту робость, страх и неуверенность своим детям. Рождение здорового и умного малыша является заботой не только его матери. Существует множество факторов, влияющих на развитие плода, за которые женщина может нести только косвенную ответственность. Доброжелательный семейный климат зависит не только от самой беременной, но и от ее мужа, а также от их родителей — будущих бабушек и дедушек И от окружающих это зависит в гораздо большей степени, чем от самой женщины. Завершить эту тему хочется замечательными строками из книги известного акушера Грантли Дика-Рида: «Каждый вид общественных неурядиц, на каком бы уровне они ни происходили — в семье, по соседству, в стране или в целом мире, — бьет и по беременной женщине. Она не может оставаться равнодушной к событиям, происходящим в окружающем мире, они вызывают у нее приток эмоций и разнообразные чувства, которые она разделяет с плодом, находящимся в ней.
Но не только события глобального масштаба отражаются на эмоциональном состоянии будущей матери, это может быть и атмосфера ее личной семейной жизни. Активно грубые мужья встречаются не так уж часто, но ведь женщина может страдать и от простой невнимательности. Мужьям следует пересмотреть свое отношение к женам во время их беременности и больше внимания уделять не бушующим страстям, а бережному к ней отношению… Если муж находится невдалеке от жены, постоянно разделяя ее напряжение, то жизнь беременной проходит под „хорошим полезным стрессом“ — так определяет Ганс Селье состояние женщины, готовой противостоять всем неудачам. Беспомощность жены часто граничит с огромным смятением, разочарованием, „внутренними взрывами“, иногда с постоянным желанием оправдаться. От может регрессировать и физически, и эмоционально, может убежать назад, домой, к маме, начать избегать мужа и проклинать замужество. Необходимо помнить, что все последние научные исследования показывают, что каждая сильная эмоция матери, будь то тоска или просто резкий перепад настроений, через пуповину доходит до плода».
Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции
В основе традиционного отношения к беременным и маленьким детям лежали представления о продолжении рода, формирование которых проходило в соответствии с мифологическим мировоззрением наших предков. Народная традиция вобрала в себя опыт многих поколений и содержит глубочайшую мудрость и точное практическое знание, основанное на реальных жизненных наблюдениях. Традиция опиралась не на произвольный вымысел, а на тонкое знание законов природы и психологии человека, и в том числе психологии младенца как до рождения, так и в первые годы жизни. В ней непостижимым образом было учтено то, к чему только сейчас приходят ученые в своих исследованиях.
Мифологические основы отношения к беременной
В русской деревне существовали издавна сложившиеся правила поведения по отношению к беременной, единственной целью которых было сохранение здоровья матери и обеспечение здоровья ребенка. Эти правила складывались под влиянием объективной необходимости и вобрали в себя все самое рациональное. В их основе лежат как чисто бытовые, так и религиозно-магические причины. Здоровье матери и ребенка было необходимым условием выживания народностей средней полосы России и русского севера, ведущих натуральное хозяйство. Чтобы выжить здесь, человек должен был обладать не только крепким здоровьем и выносливостью, но и очень спокойным, уравновешенным характером, исключающим раздражительность, злобливость, взбалмошность, скандальность и упрямство — словом все то, что могло бы поставить под угрозу возможность выживания. Многие из традиционных правил ухода за беременной были продиктованы заботой о формировании психического и физического здоровья будущего ребенка, развитии у него необходимых положительных черт характера. Помимо этого, основой заботливого отношением к беременной женщине являлись древние религиозно-магические представления о перевоплощении души. Согласно этим представлениям, считалось, что все души умерших предков живут «на том свете», т. е. в потустороннем мире. По верованиям славян (что совпадает с представлениями других индоевропейских народов), тело — суть временное жилище души, в которое она заключается при рождении или зачатии ребенка и которое покидает при кончине человека. Душа же бессмертна и вовлечена в круг бесконечных перевоплощений. Она приходит в мир людей из жилища предков, когда решает продолжить свой земной путь. Судьбу, срок жизни, час смерти и рождения человека определяет великий вселенский закон. Этому закону подчинено все в мире земном и небесном, согласно нему и вершится круг перевоплощений души. В этой цепи рождений и смертей умершие предки потенциально являются потомками. Существовало представление, что души родственников могут воплощаться только в пределах своего рода, поэтому каждый ребенок во чреве матери считался душой воплощающегося в тело родственника — дедушки, прадедушки, прапрабабушки и т. д. Каждый ныне живущий человек после своей кончины мог получить новую жизнь в новом теле у своих детей, внуков или правнуков. Не желая наносить вред своему роду, а значит, и самому себе, к беременной всегда стремились относиться очень почтительно и заботливо. Не говоря уже о религиозном страхе перед Божьим гневом и гневом умерших, к общине которых рано или поздно присоединится всякий. Таким образом, беременная женщина вынашивала потомка — в прошлом предка — и оказывалась на границе между двумя мирами: миром людей и потусторонним сверхъестественным миром душ. Осуществляя связь между мирами, являясь выражением вселенского закона, беременная носит в себе магическую силу и находится под неусыпным покровительством обожествленных Предков — Прародителей. Поэтому обидеть ее — означало нанести оскорбление всем предкам и прогневить их. Одновременно оскорбление беременной, отказ ей в просьбе, неуважительное отношение к ней означало нанесение вреда всем потомкам. Все это могло навлечь на дом обидчика беды и несчастья. Итак, рождение считалось одним из величайших таинств человеческой жизни. Наблюдательные и смекалистые деревенские жители знали, что благополучие ребенка закладывается тогда, когда он находится в утробе матери. С благополучием матери напрямую связывалось здоровье и счастливая судьба будущего младенца. Поэтому в традиционном поведении и укладе жизни были закреплены правила и стереотипы поведения по отношению к беременной, которые обеспечивали благополучие как будущего ребенка, так и самой женщины.
Уход за беременной в деревенской среде
Положение беременной женщины во многом зависело от достатка семьи, от наличия или отсутствия взаимного согласия, количества рабочих рук, личных качеств самой беременной и многих других причин. Но господствующим было убеждение, что беременную необходимо «поберечи». Религиозно-магическую и практическую основу этого мнения, как уже говорилось выше, составляло стремление не навредить телу и душе внутриутробного младенца. Сама беременная женщина, как правило, скрывала факт своей беременности даже от собственного мужа. Скиталось, что лучше всего дитя развивается тогда, когда об этом никто, кроме матери, не знает. Семейные, т. е. все родственники, которые жили одной семьей в пределах дома, да и соседи всегда подыгрывали ей в этом и не задавали прямых вопросов о ее беременности и сроке родов. Более того, они таких расспросов даже избегали, опасаясь подозрений в злом умысле. Считалось, что открыто интересоваться этим может только тот, кто желает навести на беременную и будущего младенца порчу. Спросить женщину о факте беременности и сроке родов могли только муж, ее собственная мать и свекровь, и то только тогда, когда практически были уверены, что беременность состоялась. Как только домашние начинали догадываться, что женщина беременна, в их отношении к ней проявлялась повышенная забота и чуткость: женщину переставали упрекать, если она вздумает «приотдохнуть», старались ее не расстраивать, не бранить, уберегали от тяжелых работ. Особенно следили, чтобы она «не встряхнулась» и «не была зашиблена». Если беременная, несмотря на уговоры, продолжала работать по-прежнему, то домашние находили предлог, чтобы поручить ей другое дело, где бы она не так сильно утомлялась. Явная и даже нарочитая заботливость домашних начиная с момента, когда беременность становилась заметной, постоянно возрастала по мере приближения родов и достигала наивысшей точки непосредственно передними. Чем ближе дело к родам, тем настойчивее и категоричнее опекали «брюхатую бабу», отстраняли ее от работ, связанных с поднятием тяжестей и требующих напряжения и больших физических усилий. Дело доходило даже до того, что такие работы выполняли соседи, не говоря уже о помощи мужа и домашних В некоторых случаях беременной делалось даже послабление в общественных работах, на которые обычно выходили «всем миром», чтобы обеспечить благо всей общины. Заботу по отношению к беременной стремились проявить не только ее домочадцы и родня, но и односельчане. Частенько к беременной забегали любопытные соседки посудачить, дать какой-нибудь совет, помочь по хозяйству. Обязательным, и уж во всяком случае не лишним, считалось принести ей гостинец. В некоторых местностях идти в дом к беременной с пустыми руками считалось неприличным, это могло вызвать общественное осуждение. С богатыми подарками приходили к ней бездетные женщины и молодухи первого года замужества, чтобы почерпнуть от нее силы плодородия. Все желания беременной исполнялись беспрекословно. Принимались во внимание все ее странности, брезгливость, прихоти. Если ей хотелось съесть или надеть что-нибудь особенное, это покупали без разговоров. В отдельных местностях отказать ей в такой прихоти, особенно если ее просьбы касались съестного, считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца».
Согласно народным верованиям, если беременная просила денег, какой-либо вещи или чего-нибудь съестного и получала отказ, это могло навлечь на дом обидчика если не ее гнев, то уж точно гнев предков. И тогда в скором времени в его доме могло произойти несчастье: мыши или крысы изгрызут всю одежду, моль поест все шерстяные вещи… Беременную женщину стремились также предохранить от испуга, огорчений и других нервных переживаний, боясь навредить младенцу. Именно поэтому ее не отпускали одну в лес, отстраняли от участия в похоронах, не позволяли смотреть, как забивают скот, уберегали от ссор, старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребенка.
Правила поведения по отношению к беременной
Эти правила в народной жизни имели силу неписаного закона, который должны были соблюдать все деревенские жители. Невыполнение какого-либо из них могло навлечь на голову провинившегося не только гнев предков, но и всеобщее осуждение. Вот эти правила:
Нельзя отказывать беременной в просьбе что бы то ни было купить. Нельзя обойти беременную подарком на праздники. Если шли в гости в дом, где есть беременная, то обязательно несли ей гостинец или подарок Нельзя оскорблять и ругать беременную даже за глаза, устраивать в ее присутствии скандалы или ссоры, браниться и выяснять отношения и тем более драться, чтобы не испортился характер ребенка.
Нельзя таить на нее обиду. Если беременная просила прощения, было грехом не извинить ее. Однако всегда старались предупредить эту ситуацию и спешили сами уладить отношения. Существовал обычай «прощеных дней», когда все родственники за 1–2 месяца до родов приходили просить прощения у беременной, а она в свою очередь просила прощения у них. Такие обряды, когда прощались все вольные и невольные обиды, могли повторяться буквально каждую неделю, поскольку считалось, что непрощенная, не снятая с души обида могла «связать» роды и привести к несчастью.
Необходимо кормить беременную лучшими продуктами, удовлетворять все ее желания и прихоти в еде. Отказ в этом считался непростительным грехом.
Необходимо оберегать беременную от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась, чтобы ей не попадалось на глаза что-либо некрасивое или уродливое.
Необходимо, чтобы беременная смотрела только на красивое, и особенно на красивые человеческие лица, чтобы будущий малыш был красив и здоров Необходимо ограждать беременную от тяжелых работ, а если этого невозможно избежать совсем, то обязательно нужно ей помогать. Беременная никогда не выполняла работы, связанные с подъемом тяжестей; для нее полностью исключались бег, прыжки, резкие движения, толчки, подтягивания и все то, что могло вызвать сотрясение ее тела и повредить будущему ребенку. Для нее также исключались все ситуации, где был риск падения и ушиба, — это могло привести к травме или гибели внутриутробного плода, вызвать преждевременные роды. В то же время двигательная активность беременной не ограничивалась полностью. Ей необходимы физические нагрузки определенного характера, такие как ходьба, наклоны, повороты, которые помогают благополучно разродиться.
Необходимо окружать беременную атмосферой доброжелательности и чуткости, проявлять по отношению к ней заботу и ласку, так как полагали, что их отсутствие портит характер младенца.
Необходимо прощать беременной все ее странности и потакать всем ее фантазиям. Считалось, что таким образом в ней говорит душа дитяти. Справедливость этих правил, подтвержденная опытом народной жизни, теперь доказана и открытиями современной науки. Таким образом, следование собственным культурным традициям и в сегодняшней жизни поможет обеспечить нормальное протекание беременности и родов, создаст благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья будущего ребенка.
Психология рождения
Физиология родов
Процесс появления ребенка на свет называется родами. Роды — это естественный психофизиологический бессознательный процесс, который возникает рефлекторным путем и регулируется нервной и эндокринной системами. Механизмы, обеспечивающие наступление родов, чрезвычайно сложны и во многом недостаточно выяснены. К концу беременности в организме женщины и плода накапливаются многочисленные изменения, которые в совокупности и способствуют наступлению родов.
Подготовка организма матери и плода к процессу родов
В период беременности мать и дитя представляют собой симбиоз, в котором все процессы взаимосвязаны. Поэтому приспособительные изменения, связанные с родами, происходят как в организме матери, так и в организме плода. Чтобы появиться на свет, плод должен преодолеть сложный путь по родовым путям матери, а мать должна помочь своему ребенку родиться. Организмы женщины и плода готовятся к родам в течение второй половины беременности, но особенно интенсивно эта подготовка идет примерно с 30—32-й недели. Все приспособительные изменения и у женщины, и у плода идут синхронно и согласованно.
Изменения в организме беременной
В конце беременности значительно понижается возбудимость коры головного мозга, а возбудимость подкорки, спинного мозга и нервных элементов и мышц матки (матка — мышечный орган) возрастает. В результате при раздражении матки механическим путем она входит в тонус, сильно напрягается, и могут возникнуть ее сокращения.
Повышению возбудимости нервной системы способствуют изменения гормонального фона в организме женщины, возникающие при приближении к родам. Гормональный баланс изменяется в сторону преобладания гормонов и различных биологически активных веществ, способствующих сократительной деятельности матки. Их выработка к концу беременности значительно увеличивается. К таким гормонам относятся:
- эстрогены, повышающие тонус матки и ее чувствительность к веществам, вызывающим сократительную деятельность;
- окситоцин, простагландины и питуитрин, усиливающие сократительную деятельность матки.
В то же время продуцирование гормонов, снижающих возбудимость матки, значительно снижается. К таким гормонам относится прогестерон.
Таким образом, к моменту родов возбудимость спинного мозга и нервных окончаний матки достигают определенного порога. При этом уровень гормонов, стимулирующих сократительную деятельность матки (окситоцина, питуитрина, простагландинов и эстрогенов) тоже очень близко подходит к предельному, и с небольшими колебаниями — то приближаясь, то удаляясь от него — держится некоторое время перед родами.
Помимо этого в организме женщины вырабатываются нейрогормоны. Особенно важными из них являются эндорфины и опиоиды (болеутоляющие гормоны с морфиеподобными функциями), влияющие на поведение и эмоциональное состояние женщины во время родов и после них. Все эти гормоны задействованы в сложном гормональном балансе во время родов и обеспечивают их благополучное протекание.
Половые органы
Заметные перемены происходят с половыми органами женщины — маткой, шейкой матки и влагалищем. Мягкие ткани шейки матки и влагалища, а также малый таз (рис.13) называют родовыми путями женщины (рис.14).
Рис. 13.
Матка. Значительно возрастает возбудимость матки в результате повышения возбудимости ее нервных элементов и мышц, а также усиления выработки гормонов, повышающих ее сократительную деятельность. На последних месяцах беременности, благодаря тесному контакту плода со стенками матки и его давлению на нижний сегмент матки, происходит раздражение ее рецепторов, чувствительность которых значительно возрастает (рис.14). Это приводит к тому, что матка все чаще и чаще входит в тонус и возникают ее сокращения.
Шейка матки. В последние недели беременности начинается «созревание» шейки матки: ее ткани разрастаются и разрыхляются, становясь мягкими и податливыми; канал укорачивается. Примерно за 3–4 дня до родов признаки «зрелости» шейки матки хорошо выражены. Она располагается напротив входа во влагалище, сильно размягчается и укорачивается. Канал шейки матки может несколько приоткрыться: у первородящих он может пропускать 1 палец, а у повторнородящих — 2–3 пальца.
Рис. 14.
Довольно часто железы шейки матки начинают вырабатывать слизистый секрет — слизистую пробку, которая представляет собой слизистые выделения розового, буроватого или бурого цвета, заполняющие шейку матки Эта слизь получила название пробки, поскольку она действительно, подобно пробке, закрывает канал щетки матки. Появление слизистой пробки является свидетельством созревания шейки матки.
Ткани влагалища. Ткани влагалища, готовясь к прохождению ребенка по родовым путям, сильно разрастаются за счет активного деления клеток. Стенки влагалища набухают и становятся «гофрированными», т. е. закладываются в глубокие складки. Сильно разрастается клитор: он становится рыхлым и увеличивается в несколько раз. Увеличивается количество выделений, увлажняющих влагалище.
Настроение
Перед родами, примерно за 2 недели до них, у беременной происходит смена настроений. Даже если во время беременности женщина боялась родов и пыталась всячески оттянуть их наступление, то перед родами она каждый день проводит в их мучительном ожидании. «Ну когда же я рожу? Ну скорее бы родить! Когда же начнутся эти роды?» — все время думает она. Такая смена настроений связана с нейроэндокринными процессами, происходящими в организме беременной перед родами. Немаловажной причиной являются также те неудобства, которые женщина начинает испытывать по мере приближения родов: чувство тяжести, одышка, изжога, неудобное положение во время сна и т. д. Все эти неудобства, постепенно накапливаясь и нарастая, примерно за 2–3 недели до родоразрешения достигают своего апогея. Именно в это время и происходит перемена в настроениях беременной.
Подготовка плода к рождению
Расположение плода в матке
При нормально протекающей беременности здоровый плод принимает в матке характерное членорасположение: туловище малыша согнуто, головка наклонена к грудной клетке, ножки согнуты и прижаты к животу, ручки скрещены на груди. Его движения лишь несколько изменяют положение конечностей, не нарушая его в целом. Примерно в 30–32 недели плод занимает положение, являющееся исходным для выхода из родовых путей во время родов. Кроме членорасположения при обследовании беременных и рожениц определяют положение и предлежание плода.
Положение плода — это отношение его продольной оси к продольной оси матки. Различают следующие положения плода:
- продольное положение (тело плода располагается вдоль матки);
- поперечное положение (тело плода располагается поперек матки, рис.15);
- косое положение (продольная ось плода образует с продольной осью матки острый угол).
Рис. 15.
Продольное положение ребенка является нормальным и встречается в 99,5 % всех случаев; поперечное и косое положения — патологические и встречаются в 0,5 % случаев. Предлежание плода — это отношение крупной части плода (головки или ягодиц) ко входу в таз. Предлежащей частью называют ту часть, которая находится ближе ко входу в малый таз и первой проходит родовые пути. Если над входом в таз матери находится головка плода, значит, у плода головное предлежание, если тазовый конец — тазовое. Головные и тазовые предлежания в свою очередь подразделяются на ряд предлежании, уточняющих особенности положения плода в матке.
Рис. 16а.
Рис. 16б.
При головном предлежании, как правило, ко входу в родовые пути голова плода обращена затылком (затылочное предлежание), что встречается в 95 % продольных предлежании. В остальных 5 % случаев головка может располагаться теменем (рис.16а), лбом или лицом (рис.16б). При тазовом предлежании ко входу в родовые пути могут быть обращены ягодицы плода (ягодичное предлежание, рис.17а), ножки (ножное предлежание) или ягодицы с ножками (ягодично-ножное предлежание, рис.17б).
Рис. 17а.
Рис. 17б.
Знать расположение плода в матке очень важно, поскольку от этого во многом зависят особенности течения родов.
Сроки формирования расположения плода в матке. В 30–32 недели положение и предлежание могут быть неустойчивыми и меняться, но все же должна наблюдаться общая тенденция. Положение ребенка формируется в 28–30 недель и, как правило, не меняется. В 32 недели определяется предлежание плода. Предлежание, которое плод занимает в 35 недель, считается предлежанием в роды, поскольку плод обычно его больше не меняет.
Расположение плода в матке обусловлено нейроэндокринными механизмами. Обычно если у беременной были сбои в работе эндокринной системы, сильные стрессы или длительные эмоциональные напряжения, ребенок может принять патологическое положение, членорасположение или предлежание.
Головка плода
Череп человека состоит из нескольких костей-пластин, сросшихся между собой. Места сращения костей называют швами. У внутриутробного плода швы между костями черепа не сформированы, и между ними существуют довольно большие мягкие участки — роднички (рис.17в). На последних неделях беременности у ребенка формируются два родничка: большой, или теменной, родничок и маленький, или затылочный, родничок. Мягкое соединение костей черепа и наличие родничков позволяет им смещаться друг относительно друга, что облегчает прохождение головки младенца по родовым путям — довольно узкому пространству.
Подготовка к родовому стрессу
На 10-м месяце развития у плода значительно разрастаются надпочечники и становятся в несколько раз больше почек, поскольку во время родов они будут вырабатывать гормоны (адреналин, норадреналин), предохраняющие организм малыша от сверхсильного стресса, связанного с ситуацией рождения.
Рост плода
В последние 1,5–2 месяца беременности рост плода происходит особенно интенсивно: малыш накапливает мышечную массу. Это заметно по значительной прибавке беременной в весе. В этот период рост плода происходит быстрее процесса накопления околоплодных вод, и поэтому части плода теснее прижимаются к стенкам матки, чем в ранние сроки беременности.
Опускание головки плода
Заняв положение в роды, плод начинает постепенно все плотнее и плотнее прижиматься к костям малого таза (рис.18а). Предлежащая часть может даже вступить во вход малого таза (рис.18б). Опускаясь, плод как бы натягивает на себя верхний край шейки матки, за счет чего, с одной стороны, увеличивается объем занимаемого им пространства, а с другой стороны, он плотнее прижимается к выходу.
Что определяет начало родов
К концу беременности создаются условия очень неустойчивого баланса, который вот-вот готов нарушиться в сторону развития родовой деятельности: с одной стороны, повышается возбудимость матки и возрастает уровень гормонов и веществ, способствующих ее сократительной деятельности, а с другой — увеличивается число механических и химических раздражителей, способствующих ее возбудимости (движения плода, опускание его головки, усиление продукции окситоцина, питуитрина и других гормонов). Тем не менее роды наступают лишь в какой-то определенный момент времени, не зависящий ни от желаний женщины, ни от желаний окружающих ее людей. Что же является решающим фактором, определяющим их начало? Таким фактором является физиологическая и психологическая готовность плода к рождению.