Правовая сущность медицинской услуги
Юридическая наука рассматривает услугу как самостоятельный объект правоотношений сравнительно недавно. Понятие «услуга» в учебной и научной литературе рассматривается и широко, охватывая любую полезную деятельность, и узко, сводя её смысл к предмету договора возмездного оказания услуг, который закреплен в гл. 39 ГК РФ.[2]
Ст. 779 ГК РФ[3] регламентируя договор возмездного оказания услуг гласит о том, что это договор по которому исполнитель обязуется по желанию заказчика предоставлять (оказывать) услуги, т.е. совершать определенные действия, определенную деятельность, достигая определенной цели. Можно сказать, что услуга это определенные действия (деятельность), которая должна осуществлять на основании договора, надлежащим образом для достижении определенной цели, которая определяется услугополучателем и создает неовеществленный конечный результат. Он услугополучатель должен иметь интерес в ее получении.
ГК РФ в ч.2 ст. 779 фиксирует примерный перечень различных услуг. Такие как услуги связи, информационные услуги, туристические услуги, аудиторские и консультационные, ветеринарные и медицинские и т.д.
Рассмотрим, что из себя представляет понятие «медицинская услуга», которое сравнительно недавно появилось в гражданском законодательстве, но уже существует много научных работ посвященной данному вопросу.
Изначально данное понятие рассматривалось в учебной литературе, в медицинском праве. Так А.В. Тихомиров давал в своем учебном пособии следующее понятие «медицинской услуги» – это «мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость»[4].
На наш, взгляд оно не содержит всех характеризующих признаков, свойственных услугам подобного рода. На сегодняшний день существует множество научных работ, посвященных изучению такой дефиниции как «медицинская услуга».[5] Проанализировав их мы пришли к выводу, что медицинская услуга должна включать в себя признаки характерные услугам вообще и специфические характерные только ей, так как услуги связанны с жизнью и здоровьем человека, что признается высшей ценностью.
Во-первых, у медицинской услуги специфический объект, по поводу которого в науке ведутся споры. Одни считают, что объектом медицинских услуг выступает здоровье человека, потому что именно оно подвергается воздействию при оказании медицинской услуги. Сторонники данного взгляда, говорят о том, что в самом законодательстве здоровье уже трактуется как самостоятельный объект. Так, в ст. 150 ГК РФ, говориться о здоровье как неотчуждаемом нематериальном благе, что дает возможность пациенту, потребителю медицинской услуги применять для своей защиты соответствующие гражданско-правовые способы. В ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации»[6] так же дается понятие здоровья, которое позволяет отдельным ученым рассматривать его как объект воздействия медицинской услуги.[7]
Другие считают, что объектом медицинских услуг будет выступать организм человека, а здоровье будет выступать как неотъемлемое его свойство, как состояние организма.[8] Мы присоединяемся ко второй точки зрения, поскольку организм «живое целое с его согласованно действующими органами»[9], а здоровье состояние организма которое при воздействии может изменяться (ухудшаться или улучшаться). Поэтому, при оказании медицинской услуги, которая непосредственно направлена на организм человека, изменяется его физическое и психологическое состояние, т. е. здоровье. Улучшение состояния здоровья пациента будет конечной целью, воздействия на организм человека, но приэтом возможно и промежуточное воздействия, например, в том случае если требуется проведение диагностики. Поэтому в предоставлении медицинских услуг можно выделить промежуточные цели, которые требуют дополнительного оформления договора и приобретают самостоятельное значение, за ненадлежащее исполнение которых исполнитель может понести юридическую ответственность. Но в любом случае объектом и промежуточных и конечных целей будет являться организм человека.
Второй признак медицинской услуги это ее эквивалентный характер. Ст. 779 ГК РФ закрепляет исключительно возмездную модель договора на оказание услуг, в том числе и медицинских. Медицинская услуга имеет определенную стоимость, поэтомусопровождается эквивалентной обязанностью по ее оплате. Безвозмездные медицинские услуги, медицинская помощь не относятся к договорным гражданско-правовым услугам, на это указал Конституционный Суд РФ[10] и при отсутствии или недостаточном бюджетном финансировании право пациента на получение бесплатного лечения не должно заменяться предоставлением платных услуг.[11] Так же надо отметить, что в Российской Федерации ряд медицинских услуг предоставляются гражданам бесплатно, но только в рамках программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.[12]
Третий характеризующий признак медицинской услуги это специальный субъективный состав данной услуги. Заказчиком в договоре медицинских услуг может быть любой субъект, а в качестве лица на которого непосредственно будет направлено медицинское вмешательство только физическое лицо именуемое пациент.
Договор может быть заключен самим пациентом, от имени пациента третьим лицом (например, одним из родителем при предоставлении медицинской услуги несовершеннолетнему пациенту). В случае если исполнитель (врач) вынужден предоставлять услугу в чрезвычайных обстоятельствах (например, пациент находиться в бессознательном состоянии, но ему необходимо медицинское вмешательство), даже при неодобрении пациента предоставленные медицинские услуги подлежат вознаграждению, а медицинские затраты подлежат возмещению. Это связано с тем, что специфика оказания экстренной медицинской помощи заключается в том, что не требуется одобрения действий врача, так как речь идет о спасении жизни человека при этом волеизъявление пациента не имеет значение.[13]
Многие ученные указывают на то, что медицинская деятельность это та деятельность, которую могут осуществлять не все лица. Медицинская услуга это совокупность действий профессионала, который должен обладать специальными навыками, знаниями и умениями. Поэтому одна из сторон договора возмездного оказания услуг – врач, должен обладать правом на оказание данной услуги. Медицинская организация,или непосредственно саммедицинский работник (врач работающий в частном порядке) должны имеет лицензии на право осуществления медицинской деятельности.[14] Но этого недостаточно, необходим, как считает С.В. Нагорная профессионализм исполнителя.[15] Так как, потребитель медицинских услуг не способен определить в каком объеме, виде и т.д. ему требуется медицинское вмешательство. Возможно пациент ожидает и рассчитывает на конечный результат – улучшение здоровья, но не имеет представление какие конкретно услуги для этого ему необходимы. Пациент рассчитывает на профессионализм и умение исполнителя (врача) и здесь большую роль играет профессиональные качества медицинских работников. Поэтому понятие «медицинской услуги» может сопровождать такое понятие как деловая репутация и эксклюзивность.[16]
Надо так же отметить, что медицинская услуга это продукт совестной деятельности заказчика (пациента) и исполнителя (врача). Они должны действовать согласованно для достижения конечной цели – улучшения здоровья. Оказание медицинской услуги требует личных контактов медицинского работника (производителя) и пациента (потребителя). В этой связи обращает на себя внимание морально-этическое воспитание медицинских работников и их правовая культура. Как говорит Р.А. Квернадзе этические нормы в такой области как здравоохранение должны идти наравне с правовыми.[17]Но ученные подымают еще один не маловажный вопрос – пациент от врача находится в определенной зависимости, может ли врач скрыть информацию о заболевании, например онкологическом. С правовой точки зрения у пациента есть право на достоверную информацию о своем здоровье, которую в полном объеме ему должен предоставить врач. Но в юридической и медицинской литературе существует мнению о том, что известие о тяжелом заболевании помешает проведению необходимой адекватной терапии вследствие психологического расстройства. Так, Е.Е. Васильева предлагает ввести в российское законодательство «правило о терапевтической привилегии», когда право на удержание информации о реальном состоянии здоровья признается за лечащим доктором. В случае предположения врача, что раскрытие онкологического диагноза может привести к реальному ухудшению состояния здоровья человека, он имеет право не сообщать ему диагноз.[18]
Многие исследователи указывает на четвертый признак медицинской услуги – риск. Наличие этого признака связывают с тем, что сама медицина несовершенна и мы не совершенстве владеем информацией о физиологических и патологических процессах в организме человека и само медицинское воздействие несет в себе определенный риск. Поэтому пациент должен осознавать, что в определенных случаях он идет на риск. Врачи должны минимизировать медицинский риск, путем принятия соответствующих мер – брать во внимание информацию пациента о его состоянии здоровья, результаты обследований и медицинские показания.[19]
Пятым признаком медицинской услуги будут являться такие важные свойства как качество, эффект и результат, которые между собой неразрывно связаны.
Качество медицинской услуги невозможно формализовать, так как нет материализованного результата, который позволил бы оценить услугу на предмет качества. Медицинская услуга носит алеаторным характером – это означает, что пациент несет риск случайной невозможности исполнения договора. Многие говорят о том, что на сегодняшний день существует необходимость урегулировать вопросы касающиеся качества услуг в медицине через стандартизацию. То есть стандартизовать сам процесс оказания возмездной медицинской услуги путем установления количества, последовательности, продолжительности действий по оказанию услуги и т.д.[20]
Мы согласны с мнением С. В. Нагорной, которая считает, что «качество медицинской услуги – это соответствие всех свойственных медицинской услуге характеристик тому уровню развития медицинской науки и технологии, который существует в современной медицине, способен снижать риск прогрессирования имеющегося заболевания и возникновения нового патологического процесса»[21]. Таким образом, стандарты оказания медицинской услуги, возможности медицинского учреждения по оснащенности, достижения медицинской науки позволяют определить качество медицинской услуги, а также оценить безопасность и ее результат. Результат и эффект (эффективность) проводимого лечения, а это улучшение состояния здоровья, напрямую зависят от качества медицинской услуги.
Шестой признак медицинской услуги – неосязаемость. Её нельзя услышать, увидеть, потрогать. При оказании возмездной медицинской услуги предоставляется заказчику не сам результат, а действия к нему приведшие. Поэтому неосязаемость, т.е. невидимый характер продукта является главным в деятельности медицинских услуг.
К приведенному признаку можно добавить несохраняемость как признак медицинской услуги. Данная услуга в отличие от товаров не подлежит накоплению, хранению и сам эффект может сохраняться лишь некоторое время. Услуга приобретается потребителем в процессе ее оказания и не имеет вещественного выражения, потому принадлежит конкретному физическому лицу и не может быть передана другому лицу (лицам).
Таким образом, рассмотрев основные признаки медицинской услуги можно прийти к следующим обобщениям. Медицинская услуга связана с предпринимательской деятельностью профессиональных медицинских работников, направленная на устранениенегативных проявлений организма человека (пациента). Медицинская услуга является предметом добровольной сделки и совершается на возмездной основе направлена на удовлетворение потребностей потребителя по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации заболеваний, прежде всего конечным результатом такой услуги сохранение или улучшение физического и психологического здоровья человеческого организма. Но все же медицинская услуга имеет товарный характер, что отличает ее от медицинской помощи и позволяет включить ее в гражданский оборот как и другие услуги. Важно отметить, что медицинская услуга может оказываться только в рамках медицинской деятельности, таким образом фармацевтическая деятельность, народная медицина не относится к медицинским услугам. Понятие «медицинская услуга» есть гражданско-правовая категория, с учётом ее морально-правового аспекта и должна быть регламентирована законодательством.
Библиографический список