Организация и проведение учебных мероприятий
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ
в Республики Карелия
Принятые в тексте условные обозначения и сокращения:
СТ – спортивный туризм
ТССР – туристско-спортивный союз России
ФСТР – федерация спортивного туризма России
ТСО – туристско-спортивное объединение
ЦМКК – центральная маршрутно-квалификационная комиссия
ДЮТ – детско-юношеский туризм
СП – спортивный туристский поход
СПТ - спортивный тур
ТСМ – туристско-спортивное мероприятие
к.с. – категория сложности спортивного туристского похода
н/к – не категорированный маршрут
р – руководитель ТСМ
у – участник ТСМ
ПВД – поход выходного дня
ЛП – локальное препятствие на маршруте спортивного туристского похода
ПП – протяжённое препятствие на маршруте спортивного туристского похода
к.т. – категория трудности препятствия на маршруте спортивного туристского похода СПК – система подготовки кадров в спортивном туризме
НУ – школа подготовки туристских кадров начального уровня
БУ – школа подготовки туристских кадров базового уровня
УТП – учебно-тренировочный поход
ИПС – инструкторско-преподавательский состав туристско-спортивного мероприятия ИСТ - инструктор спортивного туризма
И-П СТ 2 кат. – инструктор-проводник спортивного туризма 2 категории (аналогично для других категорий ИПСТ)
кат. – категория подготовки инструктора-проводника спортивного туризма
б/к – без категории подготовки инструктора-проводника спортивного туризма
Общие положения
1.1. Настоящее «Положение...» определяет основные принципы и требования к системе подготовки кадров в спортивном туризме (СТ) Республики Карелия.
1.2. Подготовка кадров осуществляется в целях:
· эффективного развития туристско-спортивного движения;
· повышения безопасности спортивных походов и путешествий.
Подготовка кадров в спортивном туризме (далее СТ) ведется на основании «Положения о системе подготовки кадров для спортивного туризма в РФ» (Москва, 17.05.2001г) с изменениями, утвержденными на съезде ТССР 10.12.2006г, расширенном Совете ФСТР 6.04.2013г и с учетом предложений к съезду ФСТР 14.12.2013г. Данное «Положение о системе подготовки кадров» (далее СПК) рекомендовано для применения при подготовке кадров спортивного туризма по группе дисциплин «Маршрут» в РФ. Код во всероссийском реестре видов спорта (далее ВРВС) – 0840005411Я. СПК определяет основные принципы и требования к подготовке кадров спортивного туризма (СТ) в Российской Федерации по группе дисциплин «Маршрут». СПК распространяется только на подготовку кадров по дисциплине «Маршрут», а также инструкторов-проводников (далее И-П) спортивных и иных названий активных туров (далее СПТ) и осуществляется по следующим направлениям:
«А» - подготовка кадров для организации и проведения спортивных походов (СП) и спортивных туров (СПТ), экспедиций и других ТСМ, в основе которых лежит организация прохождения туристского маршрута с включением категорированных локальных или протяженных препятствий (ЛП, ПП), а также инструкторских (тренерских) кадров для организации и проведения учебных мероприятий по СТ;
«Б» - подготовка кадров для организации и проведения спортивных туров (СПТ), в основе которых лежит организация прохождения туристского маршрута с включением категорированных локальных или протяженных препятствий (ЛП, ПП);
«В» - подготовка судейских кадров для организации и проведения соревнований по спортивному туризму по группе дисциплин «Маршрут»;
«Г» - подготовка руководителей молодёжного туризма.
Настоящее "ПОЛОЖЕНИЕ..." предусматривает подготовку кадров СТ только по направлению «Б» - инструктора-проводники СТ |
- младшие туристы-проводники – присваивается туристам моложе 16 лет, прошедшим школу инструктора-проводника (И-П) не ниже НУ. Могут исполнять обязанности помощника И-П на маршрутах, принимать участие в которых имеют право согласно имеющегося опыта и возраста;
- инструкторы-проводники СТ без категории (И-П б/к) – для самостоятельной работы на не категорированных маршрутах(СПТ), в которых включены категорированные препятствия ЛП и ПП, в соответствии с имеющимся опытом участия (У) и руководства (Р) прохождения категорированных препятствий, указанном в таблице на обороте удостоверения инструктора-проводника (И-П). Могут участвовать в составе бригады И-П в категорийных маршрутах СПТ с категорированными препятствиями (ЛП и ПП), в соответствии с имеющимся опытом участия и руководства прохождения категорированных маршрутов СПТ и категорированных препятствий, указанных в таблице на обороте их удостоверения И-П.
- инструкторы-проводники СТ 1 категории (И-П 1 к.) – для самостоятельной работы на маршрутах СПТ 1 к.с. Могут участвовать в составе бригады И-П в категорийных маршрутах СПТ с категорированными препятствиями ЛП и ПП, в соответствии с имеющимся опытом участия и руководства прохождения категорированных маршрутов СПТ и категорированных препятствий, указанных в таблице на обороте их удостоверения И-П.
- инструкторы-проводники СТ 2 категории (И-П 2 к.) – для самостоятельной работы на маршрутах СПТ 2 к.с. Могут участвовать в составе бригады И-П в категорийных маршрутах СПТ с категорированными препятствиями ЛП и ПП, в соответствии с имеющимся опытом участия и руководства прохождения категорированных маршрутов СПТ и категорированных препятствий, указанных в таблице на обороте их удостоверения И-П.
- инструкторы-проводники СТ 3 категории (И-П 3к.) - для самостоятельной работы на маршрутах СПТ 3 к.с. Могут участвовать в составе бригады И-П в категорийных маршрутах СПТ с категорированными препятствиями ЛП и ПП, в соответствии с имеющимся опытом участия и руководства прохождения категорированных маршрутов СПТ и категорированных препятствий, указанных в таблице на обороте их удостоверения И-П.
Нормативные требования и программы по подготовке определяются отдельными положениями; утверждаемыми Туристско-спортивным союзом России (ТССР).
1.4. Настоящее «Положение...» охватывает вопросы общественной системы подготовки туристских кадров, является основой для создания и функционирования государственно-общественной системы подготовки кадров и соответствует требованиям нормативной базы СТ.
1.5. В соответствии с данным «Положением...», подготовку, переподготовку, аттестацию, переаттестацию и учет осуществляет Карельская МКК, относятся следующие категории туристского актива:
· участники и руководители СП I-III категории сложности (см. п.2.1 и рис.2);
· инструктор-проводник СТ.
Обучение может производиться на бесплатной, коммерческой иди спонсорской основе.
2. Общие принципы и требования, предъявляемые при подготовке кадров
2.1. Система подготовки кадров СТ базируется на следующих основных принципах:
а) по видам подготовки - начальной и базовой туристской подготовки. Категории кадров обучаются совместно по единым программам. Подготовка кадров на каждом уровне, включает обучение и контроль полученных знаний (в форме экзамена-теста). Каждый заканчивающий определенный уровень обучения слушатель, имеет возможность (в зависимости от желания и способностей) аттестоваться на инструктора СТ соответствующего уровня. Перед аттестацией необходимо повысить свою спортивную подготовку и пройти стажировку.
б) по содержанию учебных программ - это единый, дифференцированный по виду туризма и уровню обучения объем знаний, необходимый для качественной подготовки кадров в СТ;
в) по механизму выпуска слушателей всех уровней обучения - это дифференцированный принцип аттестации кадров, в основе которого заложен учет их способностей, спортивного опыта и уровня усвоенных знаний;
г) по непрерывности обучения - обеспечение совместимости программ различных уровней и возможности продолжения образования по программам более высокого уровня.
2.2. Подготовку кадров в СТ осуществляет ГБОУ РК ДО РЦДЮТ по согласованию с КРОО "Федерация спортивного туризма" и Карельской МКК. Подготовка кадров осуществляется в рамках проведения учебных мероприятий (школ, семинаров, сборов и т.п.). Планирование проведения, рассмотрение и утверждение учебных мероприятий, выпуск в учебно-тренировочный поход (УТП), аттестация и переаттестация кадров, выработка единых подходов при разработке методических разделов учебных планов и программ находится в компетенции Карельской МКК.
2.3. Основной упор обучения на начальном и базовом уровне делается на подготовку инструкторов-проводников СТ по категориям и по виду туризма - "водный", как наиболее востребованный вид инструкторским составом. |
2.4. Категория выпускаемых кадров соответствует квалификации преподавательского состава школы, а право на их утверждение - полномочиям Карельской МКК. Полномочия МКК по выпуску туристских групп на учебно-тренировочный поход (УТП) определяются в соответствии с «Положением о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях». Полномочия МКК по утверждению учебных мероприятий и аттестации кадров даются вышестоящей МКК.
2.5. Учебные мероприятия могут проводиться по одной из следующих форм:
· очные выездные (сборы), где слушатели проходят экспресс-подготовку по теории и совершают зачетный УТП в том же районе;
· очные стационарно-выездные (школы, семинары), где слушатели регулярно посещают занятия, затем, выезжают в зачетный УТП;
· очно-заочные, где слушатели выполняют и отправляют организаторам контрольные работы по теоретическому курсу и, при зачете их, вызываются в зачетный УТП.
2.6. Формами учебных занятий являются: лекции, семинары, практические занятия, УТП, консультации, самостоятельные и контрольные работы слушателей.
2.7. Требования к слушателям и преподавательскому составу школ подготовки кадров для спортивного туризма представлены в таблице 1.
Сложность УТП | Опыт слушателей | Начальник школы (учебной части) | |
инструкторский опыт | туристский опыт | ||
НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (НУ) | |||
ПВД | Старший инструктор | 1р+2у | |
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (БУ) | |||
1У+НУ | Старший инструктор | 2р+3у |
2.8. Минимальный возраст учащихся должен соответствовать требованиям предъявляемым к участникам спортивных походов (см. «Правила проведения соревнований туристских спортивных походов..»). Слушатели, не достигшие необходимого для руководства СП возраста, получают справки об обучении и участии в УТП. Аттестация их на присвоение звания проводится после достижения ими необходимого возраста и выполнения аттестационных требований.
2.9. Местом проведения учебных мероприятий - ГБОУ РК ДО "РЦДЮТ" (г.Петрозаводск, ул.Л.Толстого, д.4) на основании лицензии на образовательную деятельность.
2.10. Учебные мероприятия включают УТП. Категория сложности УТП должна соответствовать уровню учебного мероприятия. При переподготовке кадров возможно проведение обучения без УТП (в форме методических семинаров).
2.11. После окончания обучения производиться оценка уровня усвоенных слушателем знаний путем приема экзаменов (тестов). Экзаменационная комиссия состоит из преподавателей, представителей МКК, утверждавшей курсы.
2.12. После завершения учебного мероприятия слушателю выдают диплом (см. Приложение 1), в котором указывается фактический объем и содержание освоенной программы. В диплом записывается решение инструкторского совета о возможности дальнейшей аттестации слушателя на звание инструктора СТ в зависимости от уровня усвоенных знаний, предрасположенности к дальнейшей деятельности, а также наличия спортивного опыта и способностей. После успешной стажировки и выполнения требований, предъявляемых к слушателям при аттестации, им присваивается соответствующее звание и выдается удостоверение. Сведения об обучении и практике туриста заносятся в учетную карточку спортсмена (Приложение 2).
2.13. После завершения учебного мероприятия преподавательскому составу и стажерам выдаются справки о работе на учебном мероприятии (Приложение 3).
2.14. Для получения звания инструктора соответствующего уровня после окончания учебного мероприятия или сдачи экстерната, слушатель должен пройти стажировку. Стажировка может быть засчитана:
· при работе в качестве стажера в школе такого же уровня и участии в УТП;
· при работе на турбазах с активными формами туризма в течении одной смены либо в спортивных турах (для базового уровня);
· при работе руководителем либо инструктором в учебно-оздоровительных передвижных туристских лагерях с прохождением категорированного СП (для базового уровня)
· при работе преподавателем (инструктором) в школе соответственно на один уровень ниже и участии в УТП;
· при работе в качестве методиста, педагога дополнительного образования туристского профиля (для базового уровня), тренера туристской секции и участии в УТП.
2.15. Периодически, в зависимости от изменения нормативных требований и по мере развития СТ, проводятся учебные мероприятия по переподготовке соответствующих категорий кадров. При их организации предъявляются требования, аналогичные указанным в табл. 1 и 2; кроме того, могут включаться дополнительные требования, выдвигаемые проводящей или утвердившей данное мероприятие ТСО.
Таблица 2
Объем обучения (часы) в школах подготовки кадров СТ, не менее | |||||||
Уровень подготовки | Учебные занятия | Учебная работа (вне сетки часов) | Всего | ||||
Лекции, семинары, практика | УТП | Итого | Стажировка | Проведение СП | Итого | ||
Начальный | - | ||||||
Базовый | 84+104 |
2.16. Учебные мероприятия проводятся по учебным планам и программам, которые разрабатываются на основе примерных планов и программ ТССР курса «Спортивно-оздоровительный туризм», представляющие собой обязательный перечень тем и вопросов, знания которых позволяют получить после аттестации соответствующие кадровые звания.
При достаточном опыте слушателей по решению МКК ТСО, утвердившей учебное мероприятие, допускается сокращение общего количества лекционных часов по отдельным темам за счет их самостоятельного изучения или путем переноса занятий на период проведения УТП.
2.17. В общий объем занятий, необходимых для подготовки той или иной категории кадров СТ, входят:
· лекционные, семинарские и практические занятия в помещении и на местности;
· практические занятия в УТП;
· самостоятельная подготовка слушателя;
· подготовка и проведение УТП, его защита (работа над отчетом)
· контроль уровня подготовки (контрольные работы, зачеты и экзамены).
Примерный объем часов (при минимальном количестве часов на УТП) указан в табл. 2.
Расчет часов учебных занятий, идущих в зачет при аттестации кадров, производится следующим образом:
· для классных занятий - в соответствии с утвержденным учебным планом;
· для тренировочных выходов - не более 8 часов в сутки;
· для УТП - не более 10 часов в сутки и в соответствии с продолжительностью активной части похода, в зависимости от категории сложности УТП;
· при подготовке к УТП и его зачету - по 8 часов в сутки;
· для выполнения контрольных заданий часы определяются преподавательским составом и отражаются в отчетных документах;
· количество часов в походе определяется из расчета занятий по 10 часов ежедневно, умноженного на количество планируемых походных дней, при этом минимальное количество дней должно быть не менее минимального количества дней для похода выбранной категории сложности согласно «Единой Всероссийской спортивной классификации маршрутов».
Общее минимальное количество часов составит:
для УТП 1 к.с. -24 + 6 х 10 = 84 часа,
для 2 к.с. - 24 + 8 х 10 = 104 часа
Поощрения и взыскания
6.1. Аттестованные кадры в СТ могут быть подвергнуты взысканию или поощрены по результатам своей деятельности.
6.2. Решение о поощрении может принять и реализовать любая ТСО, где осуществляется их деятельность.
6.3. Поощрение может быть как моральным, так и материальным.
6.4. В качестве материальных поощрений могут быть:
· приглашения в учебные мероприятия более высокого уровня, на более высокую должность;
· награждение грамотой, отличительным знаком, ценным подарком или денежной премией.
6.5. Взыскания на кадры могут налагаться:
· за нарушение правил, положений и распоряжений, принятых ТССР как обязательных для исполнения в спортивном туризме, независимо от того, допущено нарушение в учебном мероприятии или СП;
· за халатное или недобросовестное отношение к обязанностям в учебном мероприятии;
· за нарушение морально-этических норм поведения;
· за действия или бездействия, признаваемые нарушениями в соответствии с нормативными документами СТ.
6.6. Взыскания накладываются ТСО, присвоившим звание, или вышестоящими по представлениям нижестоящих подразделений ТССР, или преподавательским составом учебных мероприятий, клубов, спортобществ и третьих лиц после рассмотрения в присутствии заинтересованных сторон или одной из них при повторной неявке другой. Непосредственное рассмотрение нарушения, его разбор и подготовка решения по данному вопросу, осуществляется полномочной МКК, совместно с видовой комиссией.
6.7. На все аттестуемые категории кадров могут быть наложены следующие взыскания:
· ограничения на участие в учебных мероприятиях и комиссиях ТСО на срок до 3 лет;
· запрещение работы в учебном мероприятии (соответствующего ранга) на срок до 5 лет;
· понижение в звании или лишение звания на срок до трех лет;
· понижение в звании или повторная стажировка;
· лишение звания с правом повторного выполнения нормативов;
· полный запрет работы в учебных мероприятиях.
6.8. Снятие взысканий может происходить автоматически по истечении срока иди досрочно по решению организации, наложившей взыскание.
6.9. Взыскание может быть снято досрочно организацией, наложившей взыскание, по представлению заинтересованной организации, после его рассмотрения с участием заинтересованных сторон.
6.10. Сведения о поощрениях и взысканиях заносятся в учетную документацию ТСО.
7. Информация о программе курса «Спортивно-оздоровительный туризм» в системе подготовки кадров спортивного туризма
Курс «Спортивно-оздоровительный туризм» - это минимальный набор тем, позволяющий организациям, занимающимся развитием спортивно-оздоровительного туризма, готовить квалифицированные кадры соответствующего уровня туристской подготовки для организации и проведения спортивных походов, путешествий, спортивных туров и других массовых спортивных туристских мероприятий.
Задачи курса - дать слушателям знания, умения и навыки, необходимые:
· для обеспечения безопасного проведения туристских мероприятий;
· для работы с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности, с учетом возрастных, физических и других особенностей участников;
· для работы в учреждениях по подготовке кадров для СТ;
· для подготовки человека к выживанию в экстремальных условиях.
Примерные учебные планы и примерные программы являются минимально необходимой базовой основой для разработки учебных планов и рабочих программ образовательных учреждений или организаций, проводящих подготовку кадров для спортивного туризма, и содержат следующие разделы:
· общая подготовка: дает понятие о роли, задачах, технологии и структуре функционирования спортивно-оздоровительного туризма в России, знакомит с основными нормативными документами по спортивному туризму и излагает вопросы взаимосвязи с другими средствами физического воспитания;
· организация и проведение спортивных походов, спортивных туров и путешествий: раскрывает вопросы основного направления деятельности спортивно-оздоровительного движения, приводит правила и приемы по обеспечению безопасности туристских мероприятий, отражает вопросы выживания в экстремальных условиях;
· методические основы подготовки кадров СТ: знакомит с особенностями организации обучения кадров для СТ, с учетом различного возраста и уровня физической подготовки слушателей;
· организация и проведение массовых туристско-спортивных мероприятий: освещает организационные и методические основы проведения массовых туристских мероприятий;
· вопросы туристско-спортивной деятельности: знакомит с вопросами финансирования туристских мероприятий и организации платных услуг.
Курс рассчитан на два уровня туристской подготовки:
· начальный - для подготовки участников и руководителей походов I категории сложности (подготовка проводится в соответствии с положением об этой категории кадров);
· базовый - для подготовки участников походов I-II категории сложности (к.с.), гидов-проводников (руководителей походов 1-П к.с.) спортивного туризма и инструкторов спортивного туризма;
В связи с тем, что в настоящее время в спортивном туризме до конца не определен четкий перечень требований, что необходимо знать и уметь после освоения соответствующих разделов учебной программы. Причина состоит в том, что при экстремальных условиях показатели трудности естественных препятствий могут значительно изменяться. Поэтому при уточнении объема изучаемого материала и расширении тем занятий следует исходить из задач курса и следующих требований к выпускникам:
· участники СП - выпускники всех уровней подготовки кадров для спортивного туризма должны иметь объем знаний, умений и навыков, необходимый для обеспечения безопасного прохождения маршрута, категория сложности которого соответствует уровню их туристской подготовки;
· руководители спортивных походов должны уметь качественно выполнять функции руководителя спортивной группы в соответствии с правилами организации соревнований спортивных походов;
· гиды-проводники спортивного туризма (соответствующего уровня) должны уметь качественно выполнять функции гида-проводника в коммерческих группах совершающих спортивные туры, а также функции руководителей спортивных походов; иметь необходимые знания по первой медицинской помощи, знать маршрут, на котором предстоит работать, владеть основами экскурсионной работы и правилами проведения спортивных туров на территориях национальных парков и заповедников, знать нормативную базу спортивного туризма.
· инструкторы спортивного туризма должны уметь организовывать и проводить учебные мероприятия по подготовке кадров для СТ, соответствующие уровню их подготовки; выполнять функции тренера и руководителя, готовя команды к УТП, спортивному походу или соревнованиям по туристской технике; иметь необходимый практический опыт по подготовке и руководству спортивными походами; инструкторы-тренеры спортивного туризма всех трех категорий должны уметь качественно выполнять функции гидов-проводников, соответствующего уровня подготовки, знать нормативную базу спортивного туризма.
Туризм и природа.
Туризм как важная отрасль экономики. Рекреационные зоны. Виды туризма. Экстремальные виды отдыха.
Активный отдых. Приключенческие туры. Лечебно-оздоровительный туризм. Корпоративный туризм. Инструктор-проводник - основное профессиональное связующее звено всех активных видов туризма. Организационные основы спортивного туризма на современном этапе. Туристско-спортивный союз России. Природа. Памятники природы, истории и культуры, в том числе охраняемые государством. Природные объекты России, включенные в список всемирного наследия. ФЗ 1995 г. Об особо охраняемых природных территориях.
1.2 Правовые основы туристской деятельности:
Женевская конференция по правам человека. Определение Юнеско туризма. Конституция РФ. Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996 г. Официальные термины и определения. Гражданский кодекс. Основные руководящие материалы но спортивному туризму. Кодекс путешественника. Положение о подготовке кадров. Местные законодательные и регламентирующие акты. Правовое регулирование туристской деятельности.
Наблюдения в СПТ.
Краеведческий обзор родного края. Виды простейших наблюдений и прогнозирование погоды по внешним признакам. Природные условия: атмосферное давление, температура и влажность воздуха, ветер. Признаки устойчивой и ясной погоды и перемены ее на ненастную и наоборот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по местным признакам. Виды облачности.
2. Специальная подготовка.
Организация и проведение спортивных туров (СПТ)
Питание в СПТ,
Особенности организации питания в СПТ. Суточный рацион в зависимости от вида туризма, к.с. СПТ и уровней обслуживания на маршрутах. Режим питания. Особенности приготовления пищи на костре. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообразию питания и к весу продуктов. Раскладка продуктов. Учет расхода продуктов. Сбережение продуктов. Различные способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки. Пополнение пищевых запасов в пути: охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, покупкой домашних животных, птицы и рыбы. Технологии приготовления свежего мяса и рыбы в полевых условиях. Особенности приготовления пищи при наличии в группе вегетарианцев. Требование к информационным листкам для туристов в части спиртных напитков и закусок к ним.
Стратегия СТП.
Особенности стратегии СПТ различных видов туризма и к. с. Особенности стратегических схем построения маршрута СПТ: линейный, кольцевой, лепестковый, радиальный, смешанный, с радиальными выходами и т.д. Стратегия ИП: безопасное проведение СПТ в соответствии с графиком движения при максимально возможном удовлетворении ожиданий туристов. Обеспечение ИП прохождения сложных участков в наиболее безопасное время на конкретном рельефе, выбор конкретной стратегии ИП при прохождении маршрута в зависимости от состава группы, времени года, природных факторов, упрощающих их или усложняющих прохождение, условий и возможности обеспечения безопасности. Соблюдение календарного графика СПТ, использование запаса времени на неблагоприятную погоду, запасных и аварийных вариантов маршрута. Наличие в портфеле ИП инфолистка с указанием права ИП на изменение маршрута, графика движения; текста инструктажа по технике безопасности и инструкции по действиям при возникновении не штатных ситуаций.
Тактика СПТ.
Особенности тактики СПТ. Исполнение ИП дневного перехода в соответствии с графиком движения, выдерживание распорядка дня, выход к месту бивака в светлое время и т.д. Организация дневных переходов в различных условиях местности и погоды с учетом физического и морального состояния туристов. Ежедневный разбор итогов дня и знакомство туристов с планами действий на следующий день. Корректировка графика и ритма движения с учетом реальной обстановки. Выбор времени для движения в зависимости от метеоусловий. Преодоление сложного участка в зависимости от обстановки и характера препятствия, выбор безопасного и рационального пути движения, порядка движения, страховки и самостраховки, возможных действий в не штатных (экстремальных) ситуациях. Учет факторов, обязывающих отказаться от преодоления препятствия. Место ИП, его помощников походной колонне. Учет погодных и природных условий при сохранении объявленного графика движения без создания дополнительных неудобств туристам. Роль старшего по должности инструктора-проводника в группе. Готовность к проведению поисково-спасательных работ силами группы.
Размещение и привалы в СПТ.
Размещение в полевых условиях. Особенности бивака СПТ. Выбор мест бивака. Основные, запасные и аварийные стоянки. Требование к месту ночлега с точки зрения безопасности и комфорта. Использование подготовленных площадок, свобода для туристов выбора места установки палатки. Наличие двух костров. Удобство и комфорт: защита от осадков. Обустройство бивака: столы, сиденья, утилизация мусора. Охрана бивака. Защита от насекомых и змей. Организация работ ИП при разбивке бивака в зависимости от погодных условий, времени суток и состояния туристов. Безопасность проведения бивачных работ и последующего отдыха. Оборудование костровищ. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Организация укрытий и аварийных биваков. Устройство заслона из подручных средств, а также с использованием тентов. Виды костров. Меры предосторожности при сушке одежды. Специфика организации ночлега в палатке с печкой, приготовлении пищи на костре или различных горелок и тепловых приборов и др. Хранение снаряжения и топлива. Охрана природы на биваках. Работы ИП по снятию с бивака. Особенности ночлегов на берегах равнинных и горных рек, больших открытых водоемов. Организация ночлега и этика поведения в населенном пункте. Назначение привалов их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и характера местности, снежного покрова, погоды, температуры, направления и силы ветра, физического и морального состояния туристов.
Отчет о СПТ.
Назначение и роль отчета об СПТ. Ведение ИП дневника тура. Основные разделы отчета о СПТ и приложений к нему. Требования к оформлению отчета. Типовые недостатки отчетов.
2.18 Общая и специальная физическая подготовка. Значение и особенности физической подготовки ИП.
Роль утренней гимнастики и методики ее проведения. Закаливание организма. Личная гигиена, уход за телом. Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья. Проведение разминки для туристов перед выходом на маршрут.
2.19 Психологическая подготовка ИП.
Психология малых групп. Психологический климат туристской группы. Конфликты, причины возникновения и способы их преодоления. Психологическая тактика ИП. Система морально-психологической подготовки. Особенности психологии туристских групп. Психологическая подготовка инструктора-проводника. Первичные группы, авторитарный лидер, демократический лидер. Ролевая структура туристской группы.
Основы анимации в СПТ.
Активные и пассивные игры, индивидуальные и групповые развлечения и игры. Организация досуга. Песни у костра, проведение дней рождений и праздников. Сценарии. Ролевые игры. Тренинги.
Рекомендуемая литература
1. Абалаков В. Спутник альпиниста, М., 1970.
2. Алешин В.М., Серебряников А.В. туристская топография, М., 1985.
3. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М., 1989.
4. Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме, М.,1990.
5. Бардин К.В. Азбука туризма, М., 1981.
6. Берман А.Е. Юный турист, М., 1977.
7. Берман А.Е. Путешествия на лыжах. М., 1968.
8. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех, М., 1984.
9. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма, 2 изд. М., 1973.
10. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников, М., 1979.
11. Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив, М.,1990.
12. Вестник детско-юношеского туризма в России. М., с 1991.
13. Ветер странствий (сборник), М., 1965.
14. Водные маршруты СССР: Азиатская часть (Григорьев В.Н. и др.) М., 1976.
15. Водные маршруты СССР: Европейская часть (Плечко Л.А., Сабанеева И.). М., 1973.
16. Водный туризм (сост. Григорьев В.Н.), М., 1990.
17. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах, М., 1974.
18. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды, М., 1980.
19. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов, М., 1990.
20. Высокогорные перевалы. Перечень квалифицированных перевалов высокогорных районов СССР, М., 1990.
21. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивных туристских походов, М., 1986.
22. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. М., 1987.
23. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм, М., 1983.
24. Гранильщиков Ю.В., Вейцман С., Шимановский В. Горный туризм, М.,1966,
25. Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников, М.,1975.
26. Григорьев В.Н., Севостьянов Р.И. Обеспечение безопасности в водных путешествиях, М., 1976.
27. Давыдов М.Ф. Не заблудитесь в походе. М., 1991.
28. Добромыслов А.Н. и др. Путешествие под парусом, М., 1981.
29. Драгачев С.П. Туризм и здоровье, М. 1984.
30. Дублинский В.Н., Илюхин В.В. Путешествие под землей, М., 1981.
31. Дьяконова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.
32. Забелин Н.М., Арапов Н.С. Путешествие в национальный парк, М.,1990.
33. Зорин И.В., Штюрмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды, М.,1986.
34. Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах, М.,1985.
35. Квартальнов В.А., Сенин B.C. Организация туристско-экскурсионного обслуживания М., 1987.
36. Котов Г.Г. Автомобильный туризм, М.,1986.
37. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., 1986.
38. Краеведение. Пособие для учителя, М.,1987.
39. Кропф Ф. Спасательные работы в горах. Учебное пособие для альпинистов и туристов. М., 1975.
40. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. М., 1986.
41. Кулюткин М. взрослых, М., 1985.
42. Линчевский Э. Психологический климат туристской группы, М.,1981.
43. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. 2 изд., М.. 1988.
44. Лукоянов П.И., Свет В.Л. Самодеятельное снаряжение для лыжного туризма. М., 1988.
45. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы, 3 изд., М., 1986.
46. Лысогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе, М., 1980.
47. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе, М., 1986.
48. Пасечный П.С. Туристская работа в трудовом коллективе, М., 1983.
49. Перечень классифицированных перевалов среднегорья. М.. 1985.
50. Питание в туристском путешествии, М., 1986.
51. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов, М., 1987.
52. Потемкин И.С. Спортивный сплав на плоту, М., 1970
53. Путешествие на гребных судах, М., 1979.
54. Путник. Информационный вестник спортивного туризма и путешествий, М., 1995-96.
55. Самодеятельное туристское снаряжение (Сост. Лукоянов П.И.), изд.2, М., 1987.
56. Скаутинг. Книга для скаута, Женева, 1993.
57. Снаряжение для горного туризма (Сост. Директор Л.Б.), М.. 1987.
58. Снаряжение туриста-водника (Сост. Григорьев В.Н.). М, 1986.
59. Спортивный туризм (журнал), М.
60. Справочник путешественника и краеведа (под ред. акад. С.В. Обручева), М., 1950.
61. Стрижев А.Н. Туристу о природе, фенологические наблюдения в походе, М., 1986.
62. Строев К.Ф. Краеведение, 2 изд., М., 1977.
63. Турист (журнал), М., 1966-1990.
64. Туристские спортивные маршруты (перечень квалифицированных туристско-спортивных маршрутов на 1989-1992 годы, сост. Попчиковский В.Ю.). М.. 1989.
65. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников, М., 1980.
66. Харин С.Я. Лыжный туризм, М., 1992.
67. Черных В. Твой скаутский путь, М., 1996.
68. Чижова В.П., Добрав А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы, М.,1989.
69. Чижова В.П. Туризм и национальные парки, М., 1992.
70. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М., 1987.
71. Шимановский В.Ф. Ганопольский В.И. Лукоянов П.И. Питание в туристском путешествии, М., 1986.
72. Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Походы выходного дня, М., 1985.
73. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста, 3 изд., М. 1985.
74. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М.,1983.
75. Штюрмер Ю.А. Четвертая грань туризма: общественно-полезная работа туристов, М., 1984. 76. Энциклопедия туриста, М., 1993.
Примечание: кроме вышеназванной литературы в первую очередь необходимо руководствоваться нормативными актами по спортивно-оздоровительному тур