Бхакти, карма и джнана садхана 8 страница
56. Судьба страны зависит от характера живущих в ней людей, а характер возвышается и очищается садханой, этим трудным путем воспитания поведения и контроля желаний. Бог — попечитель, и как таковой Он обязан отучать людей от вредных привычек, предостерегая и наказывая их. При необходимости попечитель прибегает и к болевому воздействию как к целебному и нейтрализующему средству.
Контролируйте, регулируйте, полагайте пределы и границы: вот путь к успеху. Как только люди распускаются в своих мыслях, словах и делах, начинаются бедствия. Слово «Шастра» означает; «то, что полагает пределы»; это — правила, пробуждающие интерес к искусству бытия. Представьте игру в футбол, но без правил, игру, в которой мяч никогда не попадает в «аут», в которой нет штрафных и угловых ударов, нет положения «вне игры», нет запрета на игру руками, нет ничего, что дало бы возможность определить, кто играет хорошо, а кто плохо, кто выигрывает, а кто проигрывает. Игра потеряла бы всякий интерес, стала бы простым столпотворением, дракой без правил. Правила поведения должны соблюдаться всеми: политиками, правителями, их подчиненными, саньясинами (лидерами общин и настоятелями монастырей), учеными и прочими людьми, которые служат примером и руководят, потому что на них возложена большая ответственность.
57. Гнев, злоба, жадность, зависть — все это препятствия на пути любви и сотрудничества, которые низводят человека с божественного уровня на животный. Проявляйте к другим смирение и понимание, практикуйте садхану и доброжелательное отношение. Старайтесь находить точки контакта, а не конфликта. Разумно распространяйте идеи братства и добра. Тогда жизнь станет достойной и безупречной.
58. Я советую вам не вникать в откровенную ложь, рожденную злобой и жадностью, а создавать собственный круг общения (сатсанг) для встреч и бесед об истине и добродетели, для изучения священных книг и размышления о Божественной Славе. Зачем тратить время на препирательства с другими? Питать злобу, зависть, ненависть и гнев по отношению к другим — значит проявлять худшие качества человека, что плохо обернется для него самого. Точно такая же Божественная искра, как в вас, пребывает в каждом, поэтому придираться к ближнему — все равно, что придираться к Божественному.
Вся наша жизнь — игра, и она протекает достойно и интересно, только если контролируется определенными ограничениями и правилами. Вообразите себе футбольный матч, но без всяких правил и ограничений. Это будет хаотичное буйство на грани драки. Никто не сможет сказать, кто победил и почему. Путь Добродетели (Дхармамарга) и Почитание Всевышнего (Брахмамарга) — вот ограничения, принятые на поле, где добродетели сражаются против порочных наклонностей. Играйте, но внимательно прислушивайтесь, не прозвучит ли предупреждение: «штрафной удар» или «вне игры».
59. Вожделение (кама) и гнев (кродха) — вот два заклятых врага человека, которые подавляют его божественную природу и тащат в болото. Толчком для развития эпохальных событий Рамаяны послужили: гнев Мантхары и вожделение Шурпанакхи. Поэтому Рамаяна каждого человека также разворачивается вокруг этих двух основных страстей. Сразу же остановитесь, как только ощутите первые признаки вторжения их дурного влияния в свой ум. Со всей трезвостью исследуйте природу импульса, характер побуждения, обстоятельства, касающиеся вас и окружающих. Осмыслите это в тишине и уединении.
60. Пропорция и преобладание крови, желчи или флегмы определяют физическое здоровье человека. Существуют также три качества, пропорция и преобладание которых определяют его ментальное здоровье. Боясь заболеть, вы следуете определенным правилам поддержания физического здоровья. Точно так же вы должны соблюдать определенные правила и ограничения в сфере разума, чтобы сохранить мир, удовлетворенность, радость, энтузиазм и веру. К своенравному уму вам следует приделать тормоза, чтобы он не вовлек вас в катастрофу. Вы всегда должны действовать, находясь под освежающим влиянием двух опасений: боязни греха и боязни Бога. Сейчас вы не в состоянии вспомнить, что реально и подлинно вы и есть сам покой (шанти), само блаженство (ананда), что вы фундаментально (а следовательно и ментально) — Истина (сатья). Вечность (нитья) и сама Неомраченность (нирмала). Преследующие вас беспокойства и страхи вызваны этим провалом в памяти. Господь желает чтобы вы обладали миром (шанти) и блаженством (анандой) каждое мгновение своей жизни, но вы забыли об источнике, бьющем внутри вас, забыли, что он берет начало в Божественности, хранимой в вашем сердце, и мучитесь жаждой того, чего, как вам кажется, вы лишены.
61. Все вы прибыли из отдаленных уголков нашей страны, среди вас есть представители всех провинций, носители всех языков. Вы собрались здесь для того, чтобы приложить свои навыки и способности к успешному решению великой задачи, в результате чего миллионы братьев и сестер обретут благополучие и счастье на многие века. Для всех вас это — великий шанс, который выпадает далеко не каждому, как бы ни был он искусен в своем деле. В любой стране это — редкий шанс для немногих. Озеро, которое образуется на месте этого ущелья, после того, как вы возведете плотину, будет заполнено водами Кришны. Оно станет воплощением вашего самоотверженного и бескорыстного труда (нишкама кармы), оно будет океаном, впитавшим ваши напряженные усилия. Все вы увидите это озеро, ощутите его прохладу, глубину и мощь. Оно будет радовать, вдохновлять вас и даст почувствовать, что ваша жизнь была не напрасной. Не занимайтесь этой работой лишь бы как, без веры (шраддхи) и преданности (бхакти). Именно верой и преданностью вы должны покорить эту могучую реку, которая прокладывала себе дорогу через твердые скалы испокон века, и вы должны обуздать ее неистовую мощь на благо людей и животных. Человек, благодаря своим навыкам и смелости, в какой-то момент может остановить это своенравное дитя природы и затем направить его дальнейшее движение. Но эта работа станет еще возвышенней, если человек обуздает собственное своенравие и собственный эгоизм, гнев, злобу, жадность и ревущий поток страстей. Перекройте этот поток в своем сердце и направьте его на орошение тех полей, где произрастают благие дела. Используйте силу этих качеств для достижения лучших результатов своих усилий и садханы. Взрастите в тех полях плоды умиротворения (шанти) и Любви (Премы). Вот то земледелие, которое известно садхакам и к которому вы можете легко приобщиться, ибо принципы этой древней науки ваши предки применяли веками. Я пришел, чтобы напомнить вам об этом пути и о необходимости возвращения на него.
62. Какое служение совершает океан своей огромной массой соленой воды? Он ведь не может утолить жажды даже одного человека. Что проку, если скряга проживет сотни лет? Вот Мое послание вам — не подавайте вида, когда гневаетесь, горюете или испытываете боль. Будьте счастливы, излучайте вокруг себя счастье. Радость — вот единственное подношение, угодное Богу.
63. Будьте молчаливы, и благодаря этому замолчат другие. Избавляйтесь от привычки кричать, долго и громко разговаривать. Сведите контакты к минимуму. Где бы вы ни оказались, приносите с собой атмосферу спокойной созерцательности. Некоторые люди живут в обстановке непрерывного гвалта, буквально в буре и грохоте. Неважно, где они находятся, на выставке, на ярмарке, в отеле, в храме или у нас, в Прашанти Нилаям, они всюду начинают безостановочно болтать языком. Такие не далеко уйдут по дороге к Богу.
64. Слушание, углубленное обдумывание и медитация на тему услышанного (шравана манана), а также воплощение на практике того, что осознанно (нидидхьясана) — вот метод промывания, посредством которого следует лечить раванатвы, то есть склонности, присущие демону Раване. Что это за склонности? Это — вожделение, гнев, необузданное желание обладать вещами чувственного мира, эгоизм и прочие члены того же рокового семейства.
65. Что именно является вашим долгом? Позвольте Мне обобщить это для вас. Во-первых, окружите своих родителей любовью, почтением и благодарностью. Во-вторых, говорите правду (сатья вада) и творите добро (дхарма чара). В-третьих, всякий раз, когда у вас появляется свободная минута, повторяйте имя Господа, мысленно представляя Его перед собой. В-четвертых, никогда не отзывайтесь плохо о других и не ищите в них недостатков. И, наконец, никоим образом не причиняйте никому боли.
66. Почитайте Мудрость (Джнану) так же, как почитаете отца, обожайте Любовь так, как обожаете свою мать, относитесь к добродетели (дхарме) так же бережно, как к родному брату, доверяйте чувству сострадания, как собственному сыну. Они — ваши истинные родные и близкие. Действуйте заодно с ними, живите с ними, не забывайте их и не отступайтесь от них.
67. Следует полностью выполоть из сердца эгоизм, гордость и жадность. Правдивость, повторение Имени Господа и медитация — работники, что пашут и разравнивают почву. Любовь — это вода, орошающая поле, чтобы оно стало мягким и плодородным. Имя Господа — это семя, а преданность — росток. Вожделение и гнев — это быки, на которых пашут, а дисциплина — изгородь, что защищает посевы. Блаженство же урожай.
68. Лень во всех ее проявлениях должна быть изжита из природы человека. Это — первый шаг на пути обращения человека (манавы) в Бога (Мадхаву).
69. Те, кто чтут своих родителей и помогают им, доказывают, что действительно верят в благодарность, любовь, признательность, ответственность, добродетель и т. п., и этих качеств вполне достаточно, чтобы спастись от погибели.
70. Храм для деревни или общины — то же самое, что сердце для тела. Постройка храмов, установление в них изображений, празднование различных памятных дат, связанных с поклонением, все это — благие дела (саткарма); они воспитывают человека в духе служения, дают возможность проявить самоотречение, являются формой духовного подвига (тапаса).
71. Чтобы безопасно пересечь поток чередующихся рождений и смертей, необходим мост, зовущийся ништа, или несгибаемая дисциплина. Этот мост должен быть прочным и надежным, иначе вы упадете в бушующие воды и утонете в море, где кишат акулы вожделения и гнева.
72. Пусть ваше братское чувство проявится в том, что вы будете говорить меньше, но с большей добротой и самоконтролем. А еще в способности встретить со спокойным смирением как поражение, так и победу.
73. Чувства — это злодеи, что создают иллюзию, будто вы — этот физический проводник (упадхи). Обуздайте их, как быка, которому продевают в ноздри кольцо, как коня, которому вставляют в зубы удила, как слона, которого понукают стрекалом. Когда Пандавы уже в конце своего жизненного пути, переходили через Гималаи, Дхармараджу все еще одолевали беспокойные мысли и он молил Кришну, чтобы тот провел с ними еще какое-то время. Покидая их жилище, Кришна дал Дхармарадже записку, которую тот должен был читать всякий раз, когда его охватывала радость или печаль. Записка гласила: Эппудо ундаду («Это еще не конец»). Вот хороший метод, которым можно успокаивать возбужденный ум.
74. «Пожалуйста, расскажите мне, кто я такой?» — Вот с чего начинается путь к полной удовлетворенности и покою.
«Я» — это тот фундамент, на котором вы строите свою божественность и обитель дхармы. Эту истину можно постичь с помощью кармы и упасаны, активности и жертвенности, дела и преданности, которые несут ясность и чистоту. Как вода и огонь, преобразуясь в пар, толкают по рельсам локомотив с тяжелыми вагонами, так и деятельность в духе преданности Высшему даруют мудрость (джнану), которая плавно катит жизнь человека по рельсам покоя и радости. Благодаря деятельности в духе преданности приходит отречение. Они учат видеть подлинные ценности, и благодаря им человек постигает, что покой можно обрести, только если отстранить ум от объективного мира и не позволять ему пастись на ядовитых лугах чувственных удовольствий.
75. Не существует богатства более желанного, чем удовлетворенность. Наевшись досыта, вы не сможете больше съесть ничего. А если вас будут заставлять съесть еще что-нибудь, это превратится уже в пытку. Существует предел, который нельзя переступать, не вредя себе. Отыщите свою меру, свои пределы, свои границы и действуйте. Не стоит завидовать тем, чья мера оказалась больше, кто менее считается с ограничениями, чьи пределы не так узки, как ваши. Утвердитесь сначала на той ступени садханы, которой уже достигли, и только потом думайте о следующей. Ясно обозначьте цель, и — вперед.
76. Ассоциация Андхра смогла достойно начать эту работу — по субботам, воскресеньям и четвергам они собирают сатсанги, на которых можно изучать и практиковать садхану для внутреннего очищения. Взрослые должны научиться тому, как стать примером для тех будущих мужчин и женщин, которые сейчас находятся под их опекой, ищут у них руководства и видят в них героев. Они сами должны практиковать такие дисциплины, как медитация и повторение Имени Господа, испытывая при этом энтузиазм и удовлетворенность, должны научиться переносить несчастья мужественно, принимать и хорошее, и плохое как дар от Бога. Только тогда дети, находящиеся под их опекой, научатся тому, как жить счастливо и спокойно. Родители подобны телохранителям, приставленным к маленькому принцу. Функции телохранителя не исчерпываются тем, что он пышно наряжается и важно выступает, он должен еще и охранять того, кто ему доверен. Если пара телохранителей хоть в какой-то степени начнет пренебрегать своими обязанностями, станет недостаточно бдительной и внимательной, это может повлечь опасные последствия. Поэтому родители должны заняться самосовершенствованием хотя бы ради своих детей. Ведь личный пример всегда действеннее любых наставлений.
77. Нужно освободить ум от тревог и беспокойства, ненависти и страха, жадности и гордости. Ум должен быть преисполнен любви ко всем существам. Он должен покоиться в Боге. Его нужно удерживать от погони за удовольствиями. Не должна просочиться ни одна низкая мысль, буквально все мысли должны быть устремлены к подлинному духовному воспитанию (тапасу) ума.
Теперь несколько слов о физической аскезе. Используйте силы и возможности тела для служения другим, для поклонения Господу, для воспевания Его Славы, для посещения мест, освященных Его Именем. Все это нужно, чтобы удержать чувства от вступления на путь греха, чтобы наставить их на путь Бога. Помощь больным и обездоленным, соблюдение моральных заповедей и другие благочестивые действия должны освятить физическое тело.
Нужно заняться и аскетизмом речи. Не разговаривайте слишком много, избегайте безапелляционных заявлений, не ищите радости в злословии и сплетнях, никогда не говорите грубо, но по-доброму и мягко, во время разговора старайтесь все время помнить о Мадхаве (Боге).
Если из этих трех видов подвижничества — физического, умственного и словесного, отсутствует хотя бы один, то сияние Атмы (Атмаджьоти) не проявится. Для поддержания света необходима и лампа, и фитиль, и масло; тело — это лампа, ум — масло, а язык — фитиль. И все три должны быть в полном порядке.
78. Какие бы поступки мы ни совершали, пользуясь этим телом, они, в результате, приводят к его перерождению. Любые действия, плохие или хорошие, можно сравнить с семенами. Чтобы не сеять семян вообще, мы должны исполнять все действия, не подключая к ним желаний. Их следует совершать только ради удовлетворения Бога. Даже подметая пол, думайте, что вы делаете это для очищения своего сердца, этого алтаря Бога. Если вам случается помочь или помешать кому-то, то вспомните, что вы делаете это для себя. Тогда вы никогда не станете никому вредить.
79. Если мы сможем развить веру в себя, а затем попытаемся взять под контроль органы чувств, это даст нам возможность провести жизнь рядом с Божественным и в конце войти в него. Язык подчиняет себе все остальные органы тела. Когда мы сможем контролировать свои вкусы, избегать переедания, излишних разговоров и недостойных слов, наше здоровье станет крепким, а ум — умиротворенным.
80. Вы должны точно определить для себя, от чего ваше сердце обретает покой и простор, а от чего впадает в беспокойство. Поняв это, держитесь первого и отбросьте второе. Иначе в бесцельных бросках, что под стать безумной обезьяне, вам придется истоптать все окольные пути. В чем причина всех несчастий и неудовлетворенности, от которых в наше время страдает так много людей? Именно в неумении правильно обращаться со своими чувствами.
81. Масштаб личности любого человека зависит от совершенства его характера. Он не зависит от силы, богатства или положения. Таким образом, вы должны стараться прежде всего умножать в себе благие качества и добродетели.
82. Независимо от того, в какой области работает человек, если над ним господствует эго, это не только приводит его в опасное состояние, но и создает для него большие трудности. Поведение эго напоминает тень. Утром, когда солнце стоит низко, наша тень очень длинна. Но, когда солнце поднимается выше и выше, тень становится все меньше и меньше. Так с течением времени влияние эгоизма должно постепенно, но неуклонно, убывать.
83. Первый недостаток, от которого я хотел бы вас предостеречь — это зависть к успехам других. Зависть — величайший из грехов. Тщеславие, зависть и эгоизм — три родственника. Они на корню подсекают истинную природу человека.
84. Входя в храм, вы смотрите на изваяние, но мысли ваши остаются с обувью, которую вам пришлось снять у входа. В такие моменты и должна проявиться ваша способность к сосредоточению. Чтобы не растерять блага садханы, следует обращать внимание даже на мельчайшие детали.
85. Из 24 часов суток отведите шесть часов на удовлетворение своих личных потребностей, еще шесть часов — на служение другим, следующие шесть часов — на сон, но последние шесть часов пребывайте в присутствии Господа. Эти последние шесть часов сделают вас крепкими, как сталь.
86. Воспользуйтесь этими днями, чтобы приступить к поклонению тому Образу Господа, который вы решили пригласить в свое сердце, который отвечает вашим самым сокровенным стремлениям. Не приписывайте злого влияния ни одному из дней и ни одной из звезд. Каждый день — благоприятен, если вы посвящаете его Богу. Каждая звезда — счастливая, если освещает вам путь к Богу. Вот что Я хотел вам посоветовать сегодня.
Люди стремятся к счастью, и когда появляется возможность обрести поистине неиссякаемое счастье, они хватаются за нее, но вскоре устают от усилий. Они стараются найти путь покороче, пытаются переложить свой груз на других и хотят мало посеяв много пожать. Но для успеха в духовной битве абсолютно необходима строгая дисциплина и непреклонная вера. Одно только простое слушание бесед или даже их организация не принесет никакой пользы. Чтобы овладеть дисциплиной, необходимо взять под контроль чувства, которые влекут ум к соблазнам внешнего мира. Чтобы иметь непреклонную веру, необходимо контролировать капризы ума, который готов нарисовать вам яркие картинки в ложных цветах, лишь бы увлечь вас от одного рождения к другому.
87. Существует определенная техника, позволяющая обнаружить Бессмертную искру. Хотя это может показаться трудным, но каждый пройденный шаг облегчает следующий, и ум, подготовленный дисциплиной, учится мгновенно распознавать Божественную основу в человеке и во всем Творении. Но осуществить все это непросто. Необходимо избавиться от всего ненужного, что накапливалось до сих пор, и остаться налегке, готовым к путешествию. Вожделение, жадность, гнев, злоба, зависть, тщеславие, ненависть — всех этих любимцев нужно отвергнуть. Если вы регулярно слушаете беседы Саи Бабы и даже подсчитываете их, этого недостаточно. Передо Мною сейчас находятся тысячи людей, но количество не имеет значения. В счет идут только те, кто практикует хоть что-нибудь из того, на что я обращаю ваше внимание.
88. Анализируйте свои слова, действия и мысли, избавляйтесь от тех из них, которые злы и вредны для вас или для окружающих, и вместо них взращивайте мужество (сахану), неколебимый покой (шанти), правдивость (сатью) и т. п. Сейчас ваш ум мечется и кидается на все объекты во Вселенной без исключения. Он отказывается остановиться только на одной идее, на идее Бога. Словно муха, которая садится куда угодно, на чистое и на грязное, но ни за что не устроится посидеть на горячих углях, ум улетает от всякой мысли о Боге. Ведь если муха сядет на огонь, она погибнет. Так и ум, погрузившись в Бога — гибнет, ибо он скроен и слеплен из того же материала, что и желания. Когда Рама (Бог) входит в ум, Каме (Вожделению) места в нем не остается. Когда Бог овладевает умом, желания просто тают. Поскольку у желаний и ума одна и та же начинка, как только исчезают желания, перестает существовать и ум, и вы — свободны. Эта стадия называется мано ниграха, мано-лайя или мано-насана, что значит «смерть ума», «растворение ума», «убиение ума».
89. Человек должен стать Божеством, тем самым Божеством, из которого возник. Он должен ослабить свою привязанность к миру, но не изолируя себя от мира, а став инструментом в руках Бога, унять все эгоистические склонности, восстающие в нем. Добродетелью (дхармой) называется безраздельное внимание к повелениям Бога. Один ученый, которого звали Эдисоном, был так сосредоточен на решении волновавших его проблем, что целыми днями не притрагивался ни к пище, ни к питью. Его приходилось выносить из лаборатории на руках. В садхане вы должны развить такую же сосредоточенность и веру (шраддху).
90. Веды и Шастры освещают путь, наставляя человека. Но слепым — всегда темно, даже если включено освещение; для тех, кто блуждает в безверии, спотыкаясь и падая, исход — один. Шастры и Веды учат, как постичь тайну непреходящей радости. Но человек предпочитает хвататься за ее тень, за мимолетные удовольствия, влекущие за собой зло и вред. Он пытается черпать воду продырявленным горшком. Радость, которую он сумел зачерпнуть, проливается через чувства. А это — дикие, невоспитанные слуги, которые понукают своим господином-умом. Вот этого-то господина вам и нужно взять в кулак, тогда слуги сами падут к вашим ногам. Ум — это монарх, а чувства — солдаты; сейчас солдаты управляют своим царем, потому что он охотнее прислушивается к ним, чем к буддхи, к разуму, которого можно уподобить премьер-министру. Так пусть руководство перейдет к буддхи, тогда чувства моментально будут водворены в свои казармы и ум сможет спастись. Атма — это солнце на небосводе сердца. Сейчас солнечный свет скрыт за густыми тучами склонности к чувственным наслаждениям, то есть желаний обладать объектами чувств и наслаждаться ими. Так пусть же ураган раскаяния и решимости (пашчат-тапы) разгонит эти тучи, чтобы Атма могла сиять ярко.
91. Звучание мантр обладает силой трансформации импульсов и склонностей. Слово мантра означает то, что заняв собою ум, приводит к спасению. Непрерывно повторяйте мантры в мыслях, это удержит вас от бесцельных разговоров, бессмысленных бесед, сплетен и безумных скандалов. Говорите только тогда, когда это действительно важно и лишь столько, сколько необходимо. Говорите по-доброму, без всяких недомолвок и хитростей.
92. Отречение (вайрагья) вовсе не означает, что вы должны сбежать от домашнего очага и уйти в лес. Ведь нет никакой уверенности в том, что домашний очаг не последует за вами в тишину и безлюдность леса, ибо, если ум цепляется за мирские желания, вам не убежать от них, просто создавая дистанцию. Вы можете находиться в джунглях, а ум в это время будет бродить по рыночной площади. А находясь на площади, с помощью садханы вы можете, тем не менее, пройти путем сердечного покоя сквозь любую толчею. Ум может как построить внутри вас тихое убежище, так и скрутить вас хитрыми узлами. Он порабощает, но он же и развязывает путы. Вы можете безопасно плыть по морю воплощения (самсары), только если ваша лодка не течет. А через пробоины вожделения (камы), гнева (кродхи), жадности (лобхи), привязанности (мохи), гордости (мады) или злобы (матсарьи) воды моря воплощения проникнут в лодку и она потонет, не оставив вам никаких надежд на спасение. Так что, не допускайте воду в лодку, устраните все течи. И главное — не бойтесь, потому что самсара сама предоставит вам все благоприятные возможности для воспитания чувств, для расширения круга симпатий, для углубления опыта и для усиления отрешенности.
93. В Истине (Сатье) нет Заблуждения (Митхьи). Но вам следует научиться отыскивать Сатью в мире, сотворенном силой неведения, в Митхья Джагате. Вы должны научиться ощущать ее. Это вам удастся, если вы очистите ум от всяких волнений и свойственной ему изменчивости. Пусть он расстанется со своим нынешним смятенным состоянием и уподобится небу, на котором не остается следов, хотя по нему пролетают миллионы птиц и тысячи самолетов. Станьте непривязанными, незатронутыми и неподверженными влияниям. Это и есть садхана, которая откроет для вас Реальность.
94. Привязанность, влечение и заинтересованность порождают предубеждение, пристрастие и иллюзию, которые скрывают Истину и притупляют разум. Привязанность (рага) для ищущего равноценна болезни (роге). Испытывая влечение (рагу), он никогда не станет йогом. Поэтому он должен освободиться от предубеждений, прихотей и пристрастий. Как только вы связали себя с какой-то личностью, привычкой или манерой поведения, вам будет трудно отделаться от них. Все равно как в сказке, когда деревенский бедняк прыгнул в реку, чтобы вытащить, как он думал, проплывающий тюк с коврами. А на самом деле это оказался медведь, упавший в бурную реку. Бедняк тут же сам оказался в цепких объятиях тюка, из которых так и не смог вырваться. Вот и человек, желая спасти то, что считает для себя драгоценным, хватается за это, и сам же оказывается пойманным и связанным по рукам и ногам. Вот почему наши святые всегда учили, что все люди — дети бессмертия, носители покоя и радости, истины и справедливости, властители своих чувств, а следовательно, и внешнего мира, который не может увлечь их в миражи. Конечно, человек может иметь какие-то желания, некоторое стремление к комфорту, пытаться прилично зарабатывать, но в этом он должен быть подобен больному, нуждающемуся в лекарствах. Голод — это болезнь, для которой лекарством является пища, жажда — это недомогание, которое излечивается питьем. Пища и питье, хозяйство и одежда должны быть второстепенны по отношению к духовным запросам, к обузданию эмоций, страстей и импульсов. Они должны занимать то же место, которое на обеденном столе занимает соль и перец! Ведь нельзя в тарелку положить столько же соли, сколько кладут основной еды. То же касается и стремления к благосостоянию, комфорту и т. п. Они имеют право на существование настолько, насколько это необходимо для поддержания садханы, не меньше, но и не больше.
95. Сокрушаться о допущенных ошибках и неудачах и наказывать себя за них лишением пищи — признак глупости. Это уж слишком детский способ воспитания. Какой смысл дурно обращаться с телом ради исправления ума?
96. Принимайте мир таким, каков он есть, никогда не ждите, что он будет соответствовать вашим потребностям или стандартам. Иллюзия (Майя) стремится испачкать добро пятнами зла, она делает даже так, что зло сияет словно добро. Выявляйте самые лучшие свои возможности и развивайте способность различать. Стремитесь выиграть «лучшее из возможного»; сейчас очень немногие могут сказать: «Я выиграл». Вашему сознанию известен подлинный источник радости, и оно толкает вас на верный путь, ваше же дело — принять его в качестве проводника и не сопротивляться всякий раз, когда оно идет против ваших капризов.
97. Внимательно следите за тем, чтобы успех, достигнутый вами в делах добродетели, в искоренении пагубных привычек и в регулярном соблюдении дисциплины, не был развеян в праздном общении, в пустых разговорах, в циничной критике или в сентиментальных мечтаниях.
98. Человек всегда стремится испытать счастье, удовлетворив свои желания. Если желание удовлетворено, он радуется, а если нет, огорчается. Но проблема в том, что желание — это костер, который разгорается все сильнее и требует все больше топлива. Одно желание влечет за собой десять новых, и человек, пытаясь исчерпать желания, исчерпывает самого себя. Ему необходимо свернуть с пути бесконечного потакания желаниям и встать на путь внутренней удовлетворенности и радости.
99. Избавьтесь от иллюзии того, что вы стареете или заболеваете, слабеете или угасаете. Некоторые люди начинают считать годы, горевать по поводу преклонного возраста и дрожать от страха смерти. Но помните, что радость — это рай, а уныние — ад. Чтобы ощутить радость, всегда имейте под рукой какую-то работу и выполняйте ее хорошо. Тьма заблуждения (вьямоха) — что пыль, которая оседает на стекле фонаря и заслоняет свет. А привязанность к чувственным объектам и к удовольствиям, которые они предлагают, это сажа, оседающая на стекле изнутри; она тоже заслоняет свет. Каждый день чистите фонарь, повторяя Имя Господа (выполняя намасмарану), и лампа будет светить вам и всем вокруг. Наладьте для себя также благотворную деятельность и общение. Это очень поможет в духовной садхане, должная атмосфера очень важна для стремящегося. Вот почему садхаки посещают ашрамы, основанные мудрецами в прошлом, и живут там, пользуясь уникальным шансом погрузиться в благие мысли, благую деятельность и в благое общение.
100. Если поскользнулась нога, ушиб, полученный в результате этого, можно залечить, но если поскользнулся язык, рана, которая осталась в сердце другого человека, будет терзать его всю жизнь. Язык склонен совершать четыре большие ошибки: лгать, скандалить, искать недостатки в других и празднословить. Чтобы обрести покой (шанти), и отдельному человеку, и всему обществу нужно избегать этих ошибок. Если люди станут говорить меньше и добрее, братские связи станут только крепче. Вот почему Шастры предписывают садхакам обет молчания (мовны). Все вы являетесь садхаками, только на различных ступенях пути, и эта дисциплина для вас ценна.