Нарциссическая ярость и подростковая жестокость
Дети интуитивно знают, что является ценным в мире, в котором они живут, и многие современные дети понимают, что не имеет отношения к этим ценностям. Широко распространена точка зрения, согласно которой в нашей культуре особое внимание уделяется внешности, успешности, собственности и власти, а потому неудивительно, что молодые люди хотят хорошо выглядеть, иметь превосходство над своими товарищами, сразу получать то, что они хотят, и «управлять». Они жаждут получить возможности, сопоставимые с возможностями своих культурных идеалов, и чувствуют унижение и гнев, если им это не удается. И самое печальное заключается в том, что, когда они смотрят на взрослых в поисках руководства или ролевых моделей, ищут среди них того, кого они могли бы слушать и понимать, то «никого нет дома», - иносказательно и буквально.
С 1978 по 1998 год относительное количество американских семей с двумя работающими родителями постепенно возросло с чуть более 40 до более 60%, а число неполных семей (с одним родителем) с работающими матерями также увеличилось с менее 60 до 70%. В результате лонгитюдного исследования семи тысяч подростков в 90-х годах ХХ века оказалось, что в среднем они ежедневно проводят время одни около 3,5 часов. В мае 1999 года в результате бойни в Высшей Колумбийской Школе (Columbine High School) в городе Литтлтон, штат Колорадо, было убито пятнадцать человек и ранено двадцать три человека - больше, чем в предыдущем месяце. Под градом такой статистики все американцы ощупью ищут для своего коллективного сознания обходной путь, чтобы не сталкиваться с возрастающим ужасом, связанным с подростковой преступностью, депрессией и отчаянием. В журнале Time сообщается, что «B наше время родители проводят со своими детьми на 40% меньше времени, чем 30 лет назад». 'Newsweek' бьет во все колокола: «В каждом проведенном опросе многие дети - даже те, фотографии которых висят на доске почета, - говорят, что они чувствуют себя все более и более одинокими и отчужденными, неспособными общаться со своими родителями, учителями, а иногда и с одноклассниками. Они отчаянно ищут наставничества, и если они не получают того, что ищут, дома или в школе, они пристают к каким-то группировкам или погружаются в недосягаемый для родителей космос - в мир компьютерных игр, ТВ, боевиков, где жестокость является настолько обычной, что становится повседневной».
Если нарциссические родители настолько поглощены своими делами, что не имеют возможности про водить время со своими собственными детьми, то в результате их воспитания дети часто становятся нарциссическими личностями или, по крайней мере, у них формируются такие глубокие нарциссические травмы, как, например, крайняя чувствительность к проявлению стыда и неспособность справляться со своими сильными чувствами или контролировать свои агрессивные импульсы. В результате проведенного несколько лет тому назад исследования мальчиков, учащихся в начальной школе, оказалось, что те из них, которые уже считались агрессивными, были менее искусны в точности интерпретации поведения других детей их возраста по сравнению с их более спокойными и послушными товарищами. Они были более склонны «видеть» намеренную враждебность в неоднозначной ситуации и, как следствие, реагировать на нее упреждающим ударом.
Ученые давно показали, что антисоциальное поведение в будущем можно было легко предсказать у двух- u трехлетних детей, основываясь как на их индивидуальных чертах, так и на родительских факторах. Крайняя тревожность в младенческом возрасте, непослушание, проявляемое по отношению к авторитетной фигуре, и деструктивность были очень хорошо заметны у очень маленьких детей, которые впоследствии превратились в «трудных подростков». И если бы нам была известна история правонарушений, алкоголизма и эмоциональных расстройств каждого из родителей и притом мы бы отметили отсутствие у них привязанности к ребенку в раннем возрасте, когда происходит формирование детской психики, то здесь мы могли бы ожидать, что и у ребенка будет впоследствии проявляться антисоциальное поведение. Те же характерные черты, хорошо заметные при задержке развития, присутствуют при патологическом нарциссизме: родительская неполноценность и неполноценность детско-родительских отношений в результате приводят к тому, что дети не могут совладать со своими чувствами, контролировать собственное поведение и признавать любой другой авторитет кроме своего собственного. Если дети сталкиваются с вызовами подросткового возраста, имея такой изъян, можно с гарантией ожидать проявления жестокости.