Рассмотрите изображение пластинки на слайде. Обратите внимание на название записи, год выпуска и имя исполнителя. Если есть возможность, прослушайте записи.
Тематическое занятие (Урок мужества)
«Москва военная: демографический портрет столицы»
Рабочий лист
Задание № 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
В 1841 году вышла книга французского ученого Ахилла Гийяра «Элементы статистики населения, или Сравнительная демография», где впервые и было дано название новой науки. Гийяр определял новую науку так: демография, «в наиболее широком смысле, это естественная и социальная история человеческого рода. В ограниченном смысле, который мы ей здесь придаем, это математическое знание населений, их общего движения, их физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния. Область ее, описанная таким образом, достаточно широка. Она охватывает смену поколений, длительность жизни, отношения человека к природе и человека к человеку, его нуждам, страданиям и благосостоянию. Демография описывает людские массы посредством чисел, и согласно местам, которые люди населяют, её можно назвать математической географией человеческого рода».
1.1. Приведите определение демографии как в широком, так и в узком, «ограниченном», смысле.
1.2. Почему автор называет демографию «математической географией человеческого рода»?
Используя текст и обществоведческие знания, назовите источники сведений о народонаселении.
Задание № 2.
Рассмотрите диаграмму изменения численности населения Москвы в 1939–1941 годах. Найдите в приведенном ниже списке верные выводы.
2.1.По переписи 1939 года численность москвичей составляла свыше 4 млн. человек.
2.2. К концу 1941 г. население Москвы уменьшилось до 2 млн. 126 тыс. жителей, т. е. сократилось вдвое.
2.3. Довоенная Москва была «городом молодых». В 1939 году на возраст 20–29 лет приходилось свыше 50 % населения города.
2.4.Данных о возрастном составе населения Москвы в 1941 году нет.
Задание № 3.
Рассмотрите диаграмму изменения численности населения Москвы в 1945–1948 годах. Найдите в приведенном ниже списке верные выводы.
3.1. В 1945 году население столицы составляло более 3 млн. жителей
3.2. В 1947 году население Москвы превысило 4 млн. человек.
3.3. В 1945 году столице удалось восстановить довоенную численность населения.
3.4. В 1946 году столице удалось восстановить довоенную численность населения.
Задание № 4.
Прочитайте текст. Рассмотрите диаграмму изменения количества детских учреждений в Москве с 1940 по 1946 год. На основании анализа статистических данных самостоятельно сделайте выводы. Есть ли противоречия в приведенных данных? Аргументируйте свой ответ.
Количество мест в московских яслях, как и следовало ожидать, уменьшилось за период с начала 1941 г. по октябрь 1943 г. с 38,6 тыс. до 14,4 тысяч. Однако с начала 1944 г. по начало 1945 г. число детей в яслях увеличилось с 15,4 до 19,9 тыс., в детских садах – с 51 до 63,4 тыс., в школах Москвы – с 380,6 до 444,2 тыс. детей.
Задание № 5.
Рассмотрите изображение пластинки на слайде. Обратите внимание на название записи, год выпуска и имя исполнителя. Если есть возможность, прослушайте записи.