Суфии о психических расстройствах
Не всегда болезнь проявляет себя в физических, телесных болезнях. Часто страдает психическая сфера. Речь идет о неврозах, психопатиях, но это - непростой вопрос и на нем я бы хотел сосредоточиться подробнее. Однако может возникнуть вопрос: если суфии не предлагают методов излечения психических расстройств, почему о них вообще идет речь и при чем тут истории из жизни юродивого? Ответ будет прост. Люди с расстроенной психикой, точнее - с интеллектуальными и психическими возможностями, отличными от возможностей большинства, это почти всегда испытание для нас с вами. Они иначе ощущают мир, с ними нужно иначе говорить, они, наконец, могут видеть и чувствовать то, что вам недоступно. Легко ли сохранить душевное равновесие, сталкиваясь с ними? А без душевного равновесия нечего и думать о здоровой жизни. Кстати, всевозможные чудаки, которые порой вызывают у нас раздражение, это, так сказать, юродивые невысокой квалификации, и принять их бывает непросто. Недаром на наших семинарах бывает столько вопросов, связанных с этой стороной жизни.
Так как же суфии относятся к психическим отклонениям? Как и к другим явлениям человеческой жизни, у суфиев нет однозначного отношения к психическим расстройствам. Все зависит от того, какое именно расстройство, когда оно стало себя проявлять, каковы его причины.
Например, если человек родился ненормальным, то на Востоке считается, что уже ничего поделать нельзя. Кстати говоря, и современная психиатрия также не продвинулась далеко в коррекции врожденного слабоумия. Суфии в свое время составили классификацию людей, которых можно, используя западную терминологию, причислить к психически нездоровым.
• Улус Адам. Это человек, родившийся нормальным, но выросший в условиях полной информационной изоляции. Большую часть времени он погружен
в себя.
• Мажнун Адам. Человек, родившийся с сильными нарушениями в плане усвоения информации. На Западе их называют людьми с задержкой интеллектуального развития. Они медленно овладевают школьной программой, отличаются плохими памятью и вниманием. Самый тяжелый случай - это олигофрения (врожденное слабоумие).
• Яввойи Адам. Человек, выросший среди животного мира. Он - дикий, у него не развита речь и нет шансов, что он когда-либо вернется в человеческое общество. Маугли - это сказка, природа не знает таких случаев. Человек - социальное существо и вне общества его нет.
• Самавий Адам. Человек, чувствительный к космической информации. Это человек, воспринимающий сигналы из потустороннего мира и на основании их принимающий решения. Человека же, который соответствует норме, суфии называют Адам. Он может усваивать любую информацию и может быть воспитан.
Суфии считают, что если человек появился на свет с какими-то нарушениями, значит, Бог этого захотел, значит, некий урок он хочет дать людям самим фактом существования умалишенного. К людям с психическими расстройствами нужно относиться уважительно, ни в коем случае не смеяться над ними, но и не жалеть.
Если человек заболеет психическим расстройством после 12 лет, то, как полагают суфии, есть возможность для коррекции. Возраст 12 лет на Востоке считается переломным. Если до 12 лет человека воспитывают внушениями, поощрением, назиданиями, то после 12 лет применяют наказания, если подросток нарушил какие-то правила. Мальчик после указанного возраста должен участвовать в общественной жизни, принимать на себя обязательства. Если же человек после 12 лет лишится рассудка, то, с одной стороны, его освобождают от требований общества, а с другой стороны, пытаются вылечить, если это возможно.
Например, один из методов лечения заключается в том, что четверо суфиев, прошедших специальную подготовку, садятся вокруг больного и 40 раз читают определенную суру из Корана, а затем приблизительно три часа выполняют процедуру очищения, которую невозможно строго описать. Внешне это выглядит так: четверо человек сидят вокруг одного человека и через разные промежутки времени произносят на выдохе слово “суф” (что означает “чистота”). После такой процедуры обычно наступает улучшение.
Также людей с психическими расстройствами привозят в священные места, где сами условия способствуют улучшению. Например, в Узбекистане, в Джизакском районе, есть священное место Усмат, где больным людям становится лучше.
Суфии считают, что рост психических расстройств обусловлен нравственным несовершенством общества. В селениях, где люди знают друг друга, где все соблюдают обычаи, ведут одобряемый обществом образ жизни, не бывает психических расстройств. Даже неврозов, ставших уже “нормальным явлением” в городской культуре, вы не встретите в горных районах у меня на родине.
Бывает, что у людей нарушается психическое равновесие вследствие непомерной интеллектуальной нагрузки. Быть суфием - означает вести активную интеллектуальную жизнь, поэтому отец-суфий не будет обучать сына своему искусству, если чувствует, что тот не сможет вынести нагрузки. Зачем!?
Среди умалишенных есть люди, которых в России называют юродивыми, - они, с одной стороны, выглядят ненормальными, а с другой стороны, их почитают как святых, прислушиваются к их словам, внимательно наблюдают за их действиями.
В Бахмальском районе все знают человека по имени Азам Хан. Ему на вид 65-66 лет. Он ходит очень быстро, порывисто, иногда резко разворачиваясь назад. Хотя он и выглядит ненормальным, никто ничего плохого о нем не скажет, поскольку все знают о его экстраординарных способностях. Более того, все встают при появлении Азама Хана и уважительно с ним здороваются. Когда я выполнял обязанности имама хатиба в указанной местности, он помогал мне. Однажды произошел такой случай.
Азам Хан прохаживался по базару с посохом
в руках. С этим посохом он не расстается ни
на минуту. Это такой шест, почти в человеческий рост, к которому привязаны разноцветные лоскутки ткани. Если Азам Хан кого-нибудь ударит этим посохом, то это равносильно проклятию - бедствия будут преследовать этого человека одно за другим. Вдруг Азам Хан подбегает к мотоциклу “Урал” и разбивает его вдребезги своим посохом. Люди, окружавшие его, были в недоумении. Я тоже.
- Зачем ты это сделал? - спросил я у трясущегося Азама Хана.
- Это мотоцикл человека, который недавно украл барана.
Я попросил людей привести хозяина “Урала”. Когда он пришел, на нем лица не было, он весь дрожал и не сводил глаз с Азама Хана. Я ухватился обеими руками за посох моего спутника, чтобы им нельзя было воспользоваться.
Кража на Востоке, особенно у соседей, считается очень большим грехом.
- Возьмите все мои деньги, - протянул преступник кошелек, по виду которого можно было судить, что потеря “Урала” не причинит его хозяину чувствительных убытков.
- Если найдется хозяин барана, то отдай ему эти деньги. А если через месяц ты его не найдешь, принеси деньги в мечеть.
Через месяц вор пришел в мечеть и принес деньги - он не нашел человека, у которого украл барана. Это был его первый шаг на пути исправления ошибки.
И подобных случаев ясновидения, проявленного Азамом Ханом, было немало.
Однажды ранним утром мы с Азамом Ханом вышли из дома - нам предстоял долгий путь на машине в одно из селений. Когда я подходил к автомобилю, Азам Хан внезапно бросил передо мной свой посох - стой!
- В чем дело, Азам Хан? - спросил я.
Поскольку ответа не было, я постоял несколько минут в нерешительности, потом вспомнил, что в доме остались кое-какие мелочи, и пошел за ними. Из дома я услышал, что какая-то женщина громко меня зовет. Оказалось, что у ее брата по имени Хазрат несколько минут назад началось головокружение и пошла горлом кровь. Сама женщина не была местной, людей в округе не знала - они с братом ночевали в придорожной гостинице. В этом районе машины ходят очень редко, да и время было раннее. Если бы не наша машина, то другую им пришлось бы долго искать. Оказав необходимую помощь,
я отвез Хазрата в больницу. Если бы не Азам Хан, мы бы уехали до того, как женщина подошла к моей машине.
Кроме случаев, связанных с помощью другим людям, ясновидение Азама Хана проявлялось
в обычных бытовых ситуациях. Например, однажды у меня не заводилась машина, и сразу после того как заглох мотор, Азам Хан протянул мне изоленту и перочинный ножик. Я автоматически положил эти предметы в карман и пошел посмотреть, что случилось с мотором. Оказалось, что перетерлась проводка, и мне как раз нужны были ножик и изолента. Из салона машины на меня смотрело хитро улыбающееся лицо Азама Хана.
- Ну что, угадал я?!
Видимо, не всегда психическое расстройство говорит о каком-то недостатке человека. Иногда высшее человеческое состояние выглядит как ненормальное поведение. Есть такие люди, как Азам Хан, за которыми надо внимательно наблюдать, не зазнаваясь, что, мол, я умнее. Несмотря на внешнюю ненормальность, этот человек выполняет все религиозные предписания, следит за собой, и если его поступки выглядят ненормальными, то впоследствии они приобретают смысл.
Как-то Азам Хан говорит: “Надо мне завтра одеться проще, незаметнее”.
- Почему? - спрашиваю я.
- В последнее время люди стали уделять мне слишком много внимания: почести оказывают, денег много дают. Это нехорошо.
Согласитесь, неожиданно услышать такие слова от человека, который ведет себя необычным образом. И кто нормальней - мы или он?
Между тем бывает и генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям. Недаром в горных районах до женитьбы выясняют в подробностях происхождение жениха или невесты - не было ли в роду убийц, преступников, сумасшедших, нечестивых людей. Например, известен факт, что у людей, не владеющих собой, подверженных аффектам и истерикам, наблюдается повышенное содержание серотонина в крови. На Востоке для подобных заболеваний есть название - саратан - неспособность человека владеть собой. Схемы лечения таких людей не существует. Но тем не менее на них нельзя ставить крест, у них есть возможность для исправления. Я говорю об осознании и, конечно же, молитве. Осмыслив свои особенности, эти люди могут попытаться избавиться от внезапных вспышек гнева и страсти.
Таким образом, суфии не относятся к психическим заболеваниям только как к чему-то негативному.
Что же касается стрессов, нервных расстройств, то к ним суфии подходят так же, как и к другим заболеваниям - целостно.