Вторая причина болезни - нафс
Нафс - это сам человек, это его животная душа, а вернее, та ее часть, которая привязана к земным страстям.
Когда мы завидуем, раздражаемся, обижаемся, заболеваем, сердимся и переживаем эмоции, отнимающие много сил, энергии, - это все результат деятельности нафса. Нельзя сказать, что нафс - это не принадлежащая человеку часть, но и нельзя сказать, что нафс - наша необходимая составляющая. Если я скажу, что нафс - это и есть сам человек, - это будет правдой. Но если я скажу, что нафс - нечто инородное человеку - это также будет верным заключением. Что ни говори, а нафс противоречит Божественному началу, заключенному в человеке.
Вы узнаете нафс, когда осознаете, что слишком много думаете о своей собственной выгоде, когда ленитесь, когда обижаетесь на кого-то. Суфии полагают, что в человеке присутствуют три существенные составляющие: нафс, разум и вера (имеется в виду вера в Бога). Если нафс преобладает в человеке, разум действует, совершая ошибки, а вера носит формальный характер, то есть представляет собой мертвые ритуалы.
Нафс - это необходимый этап в духовном развитии человека. Есть, как вы уже знаете из главы о стоянках, так называемая стоянка нафс, на которой искатель должен решить проблемы, связанные с лишним расходом энергии на негативные мысли и эмоции. Суфий должен научиться оптимально расходовать энергию, поскольку она суть дар Божий, который нужно преумножать, а не транжирить.
Нафс можно образно представить как птицу о двух крылах. Первое крыло - это сон, а второе - еда. Когда крылья (или хотя бы одно из них) исчезают или заметно слабеют, то нафс не может “лететь” - “падает”. Именно поэтому смысл поста заключается в том, чтобы уберечь Божественную энергию от насилия нафс.
Третья причина болезни -
неправильное отношение к ней
Больной человек - это преступник.
Суфийский взгляд
Возможно, этот эпиграф режет слух. Но преступление - это всегда нарушение каких-то законов, принятых обществом, государством. Болезнь - это результат нарушения законов природы, законов, установленных Всевышним. С этой точки зрения больной является самым что ни на есть преступником! Он, так же как и преступник, знает о своем преступлении, хочет избежать наказания, а оказавшись в тюрьме своих болезней и тревог, хочет выйти на волю! Парадокс заключается в том, что, оказавшись на воле, то есть обретя здоровье, человек опять начинает совершать серьезные ошибки, вести себя как “больной в законе”.
Если человек болеет, стареет раньше времени, он преступник. Почему-то если одежда начинает приходить в негодность, запачкалась или порвалась, то мы стараемся как можно быстрее поправить положение. В случае болезни мы зачастую поступаем иначе. Не обращаем внимания на первые симптомы заболевания, откладываем лечение на потом. И лишь когда гром грянет, начинаем бить тревогу. Очень хорошо, уважаемый читатель, что вы решили что-то изменить.
Как это ни жестоко прозвучит в наше время, но еще в древности на Востоке заболевший человек считался преступником. Преступником против Бога. Этому были свои причины. Болезнь считалась следствием неверного, не свойственного Божественной природе человека поведения, следствием греха. Окружающие люди могли не знать физиологических причин заболевания, но они воспринимали его как испытание, которое Бог дает человеку, чтобы тот искупил свой грех. Под искуплением греха суфии подразумевают гармонизацию отношений с Богом и миром. Незнание законов жизни не освобождает от ответственности - в результате тело болеет, самочувствие ухудшается.
В представлении многих людей праведная жизнь - это совокупность скучных ритуалов, которые не позволяют “оторваться”, порадоваться жизни “на всю катушку”, “оттянуться по полной программе” и т. д. Те, кто так думает, забывают, что все, что они собираются сделать для “полной радости”, тоже своего рода ритуалы. Речь идет только о том, какие ритуалы отнимают энергию, несущую радость бытия, ощущение благополучия и успеха, а какие приводят к депрессии и неудовлетворенности.
Человек, который считает себя больным, испытывает периодическую душевную или физическую боль, хочет получить своеобразную амнистию, искупление греха. Бывает, что покаяния недостаточно.
Обычно люди периодически чем-то недовольны и это - нормальный порядок вещей. Когда я вижу людей, в общем и целом обеспеченных, имеющих потомство, работу, любящих супругов и здоровых родителей, но производящих впечатление глубоко несчастных, неуверенных в себе, вечно хныкающих и капризничающих, то я вспоминаю... узбекскую свадьбу!
Узбекская свадьба - это большой многолюдный праздник. Если при слове многолюдный вы представили себе человек сто-двести, то, значит, вы не поняли, о чем идет речь. Я говорю о действительно многолюдном действе, которое объединяет порой более двух тысяч гостей. Предположим, я вас пригласил на свадьбу, и когда вы ко мне придете, то я... обижусь на вас! Кр-ровная обида (шутка)! Почему?! Потому что по нашим обычаям на свадьбе должно присутствовать как можно больше людей. Следовательно, вы не просто должны прийти на свадьбу, но и захватить с собой всех, кого только знаете!
Но даже на таких праздниках души и тела постоянно случаются неприятности: кто-то палец сломает, соревнуясь в каком-то состязании, а кто-то переест так, что ему придется промывание желудка делать! Плохо? Зато костоправу и терапевту хорошо - заработок!
На узбекскую свадьбу люди всегда приходят с подарками и уходят… с подарками. Но бывает, что кому-то подарка не хватит или достанется совсем не то, чего хотелось. Всем пришедшим хозяева дарят по барану. И одному уважаемому человеку также подарили барана. Вроде бы хорошо?! Ан нет! Веревка у этого барана была слишком короткой - куда с такой!? Обидно! Так он в знак протеста стянул ложку со стола. Этот случай еще раз показывает, что неумение некоторых людей радоваться тому, что им дано, приводит к греху, а следовательно, к последующей расплате: болезням, несчастьям и негативным эмоциям.
Понятно, что в каждой, даже самой приятной ситуации можно найти минусы.
Одна женщина пришла к доктору на прием и пожаловалась на некрасивый шрам на спине, который она получила еще в детском лагере, неудачно упав во время игры в волейбол. Также она жаловалась на лишний вес, перепады давления, сердечные боли, одышку, нарушения в сексуальной жизни. Врач, внимательно изучив комплекс симптомов, назначил курс лечения. Тщательно пройдя его, пациентка нормализовала давление, у нее перестало болеть сердце, восстановился ритм дыхания, исчез лишний вес, но (!!!) шрам на спине остался. Так что вы думаете? Горю ее не было предела - как же так?! За что же я деньги платила?! Она даже мужу пожаловалась, и он приходил разбираться с доктором - требовал моральной и материальной компенсации. Муж, конечно, был также недоволен - жена-то по-прежнему со шрамом!
Людям свойственно замечать плохое и игнорировать все хорошее, что происходит вокруг. Иногда они из-за этого даже болеют...
Процесс оздоровления не может быть гладким и ровным. Как правило, период улучшения состояния после начала лечения (или проведения комплекса оздоровительных мер) сменяется периодом обострения. Сейчас в стране рекламируется множество оздоровительных методик - и слава Богу, - люди хотят быть здоровыми, что само по себе очень хорошо. Они приходят на курсы, испытывают улучшение, благодарят врачевателя, а потом, спустя неделю или месяц, переживают те же самые неприятные ощущения. Они боятся возвращения болезни и… опять заболевают.
А ведь к этому обострению необходимо относиться с пониманием. Это признак оживления больного органа, это нормальная реакция. Нужно быть готовым к такому повороту событий, тогда, вероятнее всего, этот этап будет именно этапом на пути оздоровления, а не возвратом к болезни. На человека воздействует все, что его окружает, - окружающие люди, их слова, мысли, собственные мысли человека, его отношение к происходящему вокруг и внутри него. Эти мысли и чувства также играют роль в процессе оздоровления. Об этом необходимо помнить.
Например, осанка человека очень чувствительна к его настроению, психическому состоянию. На межпозвонковые диски постоянно оказывается определенное давление (вес тела, движения и другое). Настроение человека или какое-то заболевание также действует на позвоночник. Плохое настроение увеличивает давление, рост уменьшается за счет сжатия дисков (до 2 сантиметров!). Один день неприятностей укорачивает длину позвоночника и… человеческую жизнь!
Поэтому необходимо управлять своим самочувствием, настраиваясь на что-то хорошее, позитивное, - даже если все вокруг говорит об обратном.
Однажды суфий обидел свою жену, и та пошла прочь вся в слезах. Ей навстречу идет один знакомый. Заметив слезы на лице женщины, он спросил: “Что случилось? Что с вами, уважаемая?” Женщина быстро вытерла слезы и ответила: “Да нет, ничего, - это слезы радости”. Весело взглянув в лицо собеседника, она пошла по своим делам дальше.
Дурные привычки
Мы сами создаем дурные привычки.
Под воздействием различных условий, зачастую неблагоприятных, формируются наши привычки. Когда привычка сформирована, ее очень сложно менять. Таким образом, склонность поступать во вред себе приводит к тому, что человек культивирует, взращивает в себе болезнь, попутно (и в этом “заслуга” змея-искусителя) получая удовольствие. В психологии привычка так и определяется как автоматизированное неосознанное действие, направленное на удовлетворение какой-то потребности и сопровождающееся положительным эмоциональным фоном.
Приведем пример. Ребенок учится есть ложкой. Сначала у него не получается: то слишком резко дернет руку, то ложку возьмет чересчур близко к основанию ручки и расплещет суп, не донеся до рта. Бывает, что и мимо рта попадет! Ситуация лучше некуда: полтарелки супа на полу, а другая половина - на слюнявчике. Есть родители, которые, дабы избежать излишних тревог (а на самом деле только увеличивающих их), кормят свое чадо сами, а дитятя сидит сложа руки. Таким образом формируется привычка к пассивному приему пищи. Эта пассивность может в будущем привести к болезням желудка, неуверенности и инфантильности. А все потому, что сформирована привычка: “Я получаю удовольствие от пищи тогда, когда это делает за меня кто-то другой”.
Если же родитель каждый раз кричит и обвиняет ребенка, то формируется привычка испытывать чувство вины и стыда в процессе принятия пищи. Отсюда - язвы и прочее.
Оптимальным является метод, при котором папа или мама терпеливо показывает, как держать ложку, слегка поправляет и подбадривает ребенка.
Те, кто не имеет опыта воспитания собственных детей, воспримут этот пример как что-то несущественное. Родители маленьких поймут меня!
Другим примером выработки негативной привычки является проблема леворукости. Наш мир - это мир праворуких. В большинстве школьных классов свет падает откуда? Правильно, слева. То есть так, как это удобно праворуким. То же можно сказать и о расположении дверных ручек. Леворукий ребенок постоянно вынужден приспосабливаться к не совсем дружелюбной социальной среде. Таким образом может сформироваться привычка “быть чуждым миру”. Разумеется, организму это не придется по нраву! И вот пожалуйста - негативная информация постоянно точит различные участки организма и, как следствие, болезнь...
Если наши примеры из детской психологии вполне понятны и объяснимы возрастом, то сложно понять взрослых, лелеющих свои дурные привычки. Ах, моя любимая язвочка! Как же я без тебя?!
Бог дал человеку свободу воли. Это значит, что несмотря на наличие благоприятных или неблагоприятных условий мы сами несем ответственность за свое отношение к миру, к людям, за свои поступки. Болезнь - это знак того, что мы поступили в какой-то ситуации безответственно, пошли на поводу у дурных привычек.
Запомните, что мы сами создаем свой мир. Именно создаем: планируем свои действия, принимаем решения, оцениваем. Разумеется, мы совершаем ошибки. Но мы, с Божьей помощью, сами решаем жить, неся в своем организме материализованную ошибку, или разрешить затруднение, избавиться от нафса! Мы сами впускаем нежелательного гостя к себе в дом, а потом не знаем, как от него избавиться, - хоть из дома беги!