Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.
Правила корректного языка.
Когда вы говорите или пишете об инвалидах:
Используйте | Избегайте |
Инвалид, человек, имеющий инвалидность, люди, имеющие инвалидность, инвалиды Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными функциями | Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный (никогда!) |
Не инвалид обычный, типичный человек | Нормальный, здоровый |
Человек, использующий инвалидную коляску | Прикованный к инвалидной коляске |
Врожденная инвалидность | Врожденный дефект, несчастье |
Имеет ДЦП (или другое) | Страдает ДЦП |
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита, человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате… | Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита |
Умственно отсталый человек | Отсталый, умственно неполноценный |
Ребенок с задержкой в развитии Человек с задержкой в развитии | "тормоз" (никогда!), слабоумный |
Человек с синдромом Дауна | "Даун", "монголоид" (никогда!) |
Человек с эпилепсией Люди, подверженные припадкам Люди, подверженные эпилептическим припадкам | Эпилептик, припадочный |
Душевнобольные люди Люди с душевным или эмоциональным расстройством | Сумасшедший, псих |
Слепой человек Плохо видящий человек Человек, который плохо слышит Глухой человек Глухой (глухота - это культурное явление, в данном случае слово должно быть в кавычках) | Слепой, как крот (никогда), совершенно слепой, глухонемой, глухой, как пень |
Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи | Немой |
Почему так говорить нельзя?
Некоторые слова, перечисленные в колонке "избегайте" таких вопросов не вызывают. Очевидно, что, назвав человека "тормозом" или "дефективным", вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?
Для того, чтобы это было понятно, мы хотели бы показать вам результаты нашего исследования. На пяти семинарах, в которых участвовали люди с различными формами инвалидности из более чем 20 регионов России, мы предлагали написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. Вот наиболее типичные примеры, которые мы выбрали из более чем 120 ответов:
Очень распространенное выражение "прикован к коляске","обреченность", "цепи".
Слова глухой, немой -невозможность общения, контакта.
Больной -значит, надо лечить
Слова глухой, паралитик, неполноценный, безрукий, больнойвызывают сочувствие и жалость.
Брезгливость вызывают слова калека, слабоумный, даун.
Псих, слабоумный, ненормальный, шизик,кроме всего прочего, вызывают страх, связаны с непредсказуемостью, опасностью. Это, в довершение всего, обобщения, которых воспитанные люди избегают в любых обстоятельствах.
Выражениячеловек с ограниченными возможностями, человек на коляске, человек с травмой позвоночника, человек с инвалидностью, незрячий- вызывают вполне нейтральные ассоциации.
Слово инвалидвызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым.
Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными и нелепыми. Скорее всего, в повседневной речи не будет широко использоваться "человек с ограниченными возможностями". Во-первых, этот оборот слишком длинный, неуклюжий, а, во-вторых, не точный: по большому счету, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи "человек, имеющий душевные расстройства," или "человек, испытывающий трудности при передвижении".
С другой стороны, есть сленг, которым пользуются инвалиды, общаясь между собой. Они считают нормальным употребления таких слов, как "опорник", "спинальник", "шейник", "колясочник". Однако вряд ли можно ожидать, что эти выражения могут употребляться широко и будут понятны публике.
Еще одно, на что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов. “Жертвы” - это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. "Герой", который, "несмотря на что-то", "преодолел" и ведет "нормальную" жизнь – тоже очень распространенный образ. Создавая его в таком ключе, автор незаметно впадает в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, нужно избегать обобщений и предположений. Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих инвалидов.
Мы понимаем, что многие из читателей не согласятся с какими-либо из предложенных вариантов. Уже несколько лет, например, одни принципиально употребляют выражение "человек с ограниченными возможностями", а другие считают, что слово "инвалид" - гораздо более подходящее. Многие говорили нам, что можно употреблять любое слово, важнее изменить стереотипы, которые существуют вокруг него. Корректная русская терминология по отношению к инвалидам складывается только сейчас. Возможно, у Вас есть свои предложения и комментарии. Ждем ваших откликов по электронной почте.
Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и вашего собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Мы хотим помочь вам избежать этого и предлагаем рекомендации, написанные инвалидами на основании своего собственного опыта.
Истина, которая, наверное, покажется очевидной в какой-либо другой стране: если вы видите инвалида на улице - это совершенно не означает, что он вышел туда просить милостыню. Не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие: то, что Вы изначально не видите в нем равного себе - оскорбительно.
Общих правил этикета
Люди с нарушением слуха
1. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
2. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
3. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
4. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
5. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
6. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
7. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
8. Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
9. Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
10. .Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: "Ладно, это неважно.." Сообщения должны быть простыми.
11. .Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
12. .Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде:"Хорошо, теперь нам нужно обсудить…
13. .Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
14. .Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:
- Что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
- Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
- Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Правила корректного языка.
Когда вы говорите или пишете об инвалидах:
Используйте | Избегайте |
Инвалид, человек, имеющий инвалидность, люди, имеющие инвалидность, инвалиды Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными функциями | Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный (никогда!) |
Не инвалид обычный, типичный человек | Нормальный, здоровый |
Человек, использующий инвалидную коляску | Прикованный к инвалидной коляске |
Врожденная инвалидность | Врожденный дефект, несчастье |
Имеет ДЦП (или другое) | Страдает ДЦП |
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита, человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате… | Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита |
Умственно отсталый человек | Отсталый, умственно неполноценный |
Ребенок с задержкой в развитии Человек с задержкой в развитии | "тормоз" (никогда!), слабоумный |
Человек с синдромом Дауна | "Даун", "монголоид" (никогда!) |
Человек с эпилепсией Люди, подверженные припадкам Люди, подверженные эпилептическим припадкам | Эпилептик, припадочный |
Душевнобольные люди Люди с душевным или эмоциональным расстройством | Сумасшедший, псих |
Слепой человек Плохо видящий человек Человек, который плохо слышит Глухой человек Глухой (глухота - это культурное явление, в данном случае слово должно быть в кавычках) | Слепой, как крот (никогда), совершенно слепой, глухонемой, глухой, как пень |
Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи | Немой |
Почему так говорить нельзя?
Некоторые слова, перечисленные в колонке "избегайте" таких вопросов не вызывают. Очевидно, что, назвав человека "тормозом" или "дефективным", вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?
Для того, чтобы это было понятно, мы хотели бы показать вам результаты нашего исследования. На пяти семинарах, в которых участвовали люди с различными формами инвалидности из более чем 20 регионов России, мы предлагали написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. Вот наиболее типичные примеры, которые мы выбрали из более чем 120 ответов:
Очень распространенное выражение "прикован к коляске","обреченность", "цепи".
Слова глухой, немой -невозможность общения, контакта.
Больной -значит, надо лечить
Слова глухой, паралитик, неполноценный, безрукий, больнойвызывают сочувствие и жалость.
Брезгливость вызывают слова калека, слабоумный, даун.
Псих, слабоумный, ненормальный, шизик,кроме всего прочего, вызывают страх, связаны с непредсказуемостью, опасностью. Это, в довершение всего, обобщения, которых воспитанные люди избегают в любых обстоятельствах.
Выражениячеловек с ограниченными возможностями, человек на коляске, человек с травмой позвоночника, человек с инвалидностью, незрячий- вызывают вполне нейтральные ассоциации.
Слово инвалидвызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым.
Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными и нелепыми. Скорее всего, в повседневной речи не будет широко использоваться "человек с ограниченными возможностями". Во-первых, этот оборот слишком длинный, неуклюжий, а, во-вторых, не точный: по большому счету, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи "человек, имеющий душевные расстройства," или "человек, испытывающий трудности при передвижении".
С другой стороны, есть сленг, которым пользуются инвалиды, общаясь между собой. Они считают нормальным употребления таких слов, как "опорник", "спинальник", "шейник", "колясочник". Однако вряд ли можно ожидать, что эти выражения могут употребляться широко и будут понятны публике.
Еще одно, на что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов. “Жертвы” - это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. "Герой", который, "несмотря на что-то", "преодолел" и ведет "нормальную" жизнь – тоже очень распространенный образ. Создавая его в таком ключе, автор незаметно впадает в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, нужно избегать обобщений и предположений. Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих инвалидов.
Мы понимаем, что многие из читателей не согласятся с какими-либо из предложенных вариантов. Уже несколько лет, например, одни принципиально употребляют выражение "человек с ограниченными возможностями", а другие считают, что слово "инвалид" - гораздо более подходящее. Многие говорили нам, что можно употреблять любое слово, важнее изменить стереотипы, которые существуют вокруг него. Корректная русская терминология по отношению к инвалидам складывается только сейчас. Возможно, у Вас есть свои предложения и комментарии. Ждем ваших откликов по электронной почте.
Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и вашего собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Мы хотим помочь вам избежать этого и предлагаем рекомендации, написанные инвалидами на основании своего собственного опыта.
Истина, которая, наверное, покажется очевидной в какой-либо другой стране: если вы видите инвалида на улице - это совершенно не означает, что он вышел туда просить милостыню. Не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие: то, что Вы изначально не видите в нем равного себе - оскорбительно.
Общих правил этикета
Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.
1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
8. Кода Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.
10. . Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.